Дипломная работа Условие развития внимания, памяти, мышления и речи в младшем школьном возрасте
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ2
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 4
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 12
2.1. Этапы исследования 12
2.2. Методы исследования 12
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 29
3.1. Содержание формирующего эксперимента 29
3.2. Результаты опытно-экспериментальной работы 37
3.3. Анализ результатов 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 42
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Введение
Пожалуй, развитое чувство юмора и так называемый перфекционизм (стремление доводить любое дело до совершенства) являются самыми главными личностными чертами — спутниками ранней интеллектуальной одаренности. Отдельного комментария заслуживает вопрос о специальных видах одаренности, проявляющейся в отдельных видах деятельности. Когда удается точно определить ту сферу деятельности, в которой ребенок может проявить себя незаурядно высоким уровнем достижений, то в ней ребенок приобретает уже в детском возрасте все социальные черты поведения, присущие одаренным людям. То занятие, которое обладает для него внутренней ценностью и удовлетворяет мотива-цию самореализации, временами поглощает его настолько, что он проявляет черты нонконформизма — поведения, неудобного для педагогов и взрослых. В одаренных детях, рано нашедших свое призвание, приходится видеть и признавать личность с высочайшим уровнем самоуважения, который непостижим для многих «обтесанных» жизнью взрослых. Любые антипедагогические попытки «сломать» эту нестандартность образа мысли и действия, подорвать самоуважение только вредят: продуктивность снижается, а невротическая конфликтность обостряется. Обследования с целью выявления умственно отсталых и особо одаренных детей — важные, но относительно эпизодические и не самые типичные виды психодиагностических обследований. Они предпринимаются в начальных классах и на рубежах перехода из младшей школы в среднюю, а затем — в старшие классы. Более типовая и регулярная задача — это задача ежегодного контроля за тем, как влияет процесс школьного обучения на умственное развитие школьников.
Выбранная мною тема "Условие развития внимания, памяти, мышления и речи в младшем школьном возрасте”, является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель дипломного исследования – выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития внимания, памяти, мышления и речи в младшем школьном возрасте.
Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи:
-
анализ проблем, связанных с формированием внимания, памяти, мышления и речи у младшего школьника;
-
исследование условий формирования внимания, памяти, мышления и речи у младшего школьника;
-
привлечение внимания к проблеме формирования внимания, памяти, мышления и речи у младшего школьника.
-
Методами достижения поставленных целей и задач является непосредственное написание данной дипломной работы и глубокий анализ института формирования внимания, памяти, мышления и речи у младшего школьника со всеми его достоинствами и недостатками.
-
Объектом исследования является внимание, память, мышление и речь в младшем школьном возрасте.
-
Список литературы:
-
Адаптированный модифицированный вариант детского личностного воспросника. Р. Кеттела. Л., 1985;
-
Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.Л. Психодиагностика /Под ред.И.А. Зимней. М., 1992. Вып.2;
-
Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети. М., 1983;
-
Анастази А. Психологическое тестирование. М., 2002
-
Акимова М.К. Руководство к применению группового интеллектуального теста (ГИТ) для младших подростков. Обнинск, 1993
-
Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. М., 2001
-
Беркинблит М. Б., ПетровскийА. В. Фантазия и реальность. М. Политиздат, 1968г.
-
Бреслав Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности // Формирование активности учащихся. Рига, 1985;
-
Бине А. Ненормальные дети. М., 1911
-
Бывают выдающиеся дети... Н. Лейтес. Семья и школа, №3 1990г. стр. 33.
-
Венгер А.Л. Психологическое обследование младших школьников. М., 2001
-
Возрастная одаренность. Н. Лейтес. Семья и школа, №9 1990г. стр. 31.
-
Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И.В. Дубровиной, М.И, Лисиной. М., 1992;
-
Войтков В.И. Школьная психодиагностика. Киев, 1980
-
Воспоминания, размышления, беседы. Лейтес Н. С. Психологический журнал.т. 13,№ 1,1992г., стр. 147-165.
-
Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк: Кн. для учителя. М. Просвещение,1991г
-
Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1990
-
Гильбух Ю. З. Внимание: одаренные дети. М. Знание.,1991г.
-
Гуревич К.М. Об индивидуально-психологических особенностях школьников. М., 1998
-
Гуревич К.М. Умственное развитие школьников. М., 1999
-
Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1991;
-
Диагностика умственного развития школьников. Венгер Л.А. М., 2000
-
Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей. М., 1997
-
Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. М., 1995;
-
Дьяченко О.М., Кириллова А.И. О некоторых особенностях развития воображения. Вопросы психологии. №2 1980г.
-
Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников. М., 1978
-
Зак А.З. Как определить уровень развития мышления школьника. М., 2002;
-
Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В двух томах. М. Прос.,1986г.
-
Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 1996г
-
Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 1979г.
-
Кан-Калик В.А. Умственное развитие. М., 1987;
-
Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования//Избр.педагог.соч. М., 1982;
-
Климов Е.А. Тесты. 2-е изд.,доп., дораб. М., 1990;
-
Климов Е.А. Развивающийся человек. Обнинск, 1993;
-
Климов Е.А. Практическая психология. М., 1995;
-
Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976;
-
Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990;
-
Легко ли быть одаренным? Н. Лейтес. Семья и школа, №6 1990г. стр. 34.
-
Лейтес Н. С. Об умственной одаренности. М. Прос.,1960г.
-
Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 1971г.
-
Леви В. Искусство быть другим. М., 1980;
-
Леонтьев А.Н. О формировании способностей//Вопросы психологии. 1960. № 1;
-
Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993;
-
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994;
-
Морозов С.М. Краткий словарь-справочник по психодиагностике. Киев, 1989
-
Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М., 1966;
-
Немов Р.С. Психология. М., 2003
-
Одаренные дети. Перевод с англ., Под ред. Бурменской, Слуцкого. М.,1991г.
-
Панасюк А.Ю. Адаптированный вариант методики Д. Векслера. М., 1973
-
Проблема развития познавательных способностей. Л., 1983г.
-
Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии.№ 5, 1994г., стр. 86-95.
-
Проблемы способностей в советской психологии. Межвузов. сб. Пиаже Ж. Логика и психология//Избр.психол.труды. М., 1969;
-
Психология: Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. М., 1990;
-
Психологическая диагностика. Гуревич К.М. Бийск, 1995
-
Реан А.А. Психология подростка. М., 2003
-
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2003
-
Рогов Е.И. Общая психология. М., 2002
-
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987;
-
Собкин В.С., Писарский П.С., Коломиец Ю.О. Учительство как социально-профессиональная группа. М., 1996;
-
Сухомлинский Б.А. Мотив и смысл. М., 1993;
-
Судьба вундеркиндов. Н. Лейтес. Семья и школа, №12 1990г. стр. 27.
-
Теплов Б.М., Небылицын В.Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий//Вопросы психологии. 1963. № 5;
-
Теплов Б.М. Избр.труды: В 2 т/Ред.-сост. С.С. Стивенс. Ред.русск.пер. П.К. Анохин, В.А. Артемов. М., 1985. Т. 1;
-
Теплов М. Б. Избранные труды. В 2-х т., (т.1.) М. Прос.,1971г.
-
Цуканова Е.В. Психологические особенности затрудненного общения в условиях совместной деятельности: Автореф.дисс.на соиск.уч.степ.канд.психол.наук. М., 1980.
-
Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. М., 2000
-
Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность. Сб. науч. тр. Свердловск. СИПИ,1990г
-
Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. М., 2000
-
Шуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. М. Новая школа, 1994г.
-
Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М. Знание, 1991г.
|