Суббота
18.11.2017
00:23
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Педагогика [21]
Этика [1]
Логика [3]
Социология [12]
Политология [24]
История [6]
Психология [10]
История России [1]
Мировая история [1]
Культурология [13]
Языкознание [5]
Риторика [1]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Гуманитарные предметы » Политология

Виды политических режимов
05.01.2010, 01:59

Виды политических режимов

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти 9
1.1. Основные положения 9
1.2. Легитимность власти - необходимая предпосылка оформления политического режима 14
Глава 2. Типология политических режимов 20
2.1. История возникновения типологии политических режимов 20
2.2. Современный взгляд на типологию политических режимов 25
2.3. Правовая культура и правосознание как средство стабилизации и гуманизации политического режима 35
 Заключение 38
Список литературы 42
 
Введение
В политической науке для описания социального характера и порядка отношений правителей и управляемых, а также методов и эффективности властвования в целом используется категория политического режима. Политический режим рассматривается как властный порядок. Т.е. свое воздействие на общество власть осуществляет через политический режим, под которым подразумеваются конкретные формы и методы реализации власти, определенная структура властных институтов, полномочия которых обусловлены принципами организации ветвей власти.
Термин политический режим — производный от латинского слова regimen, т.е. направление, в переносном смысле кормило, правитель — появился в западной литературе еще в XIX в., а в широкий научный оборот вошел после Второй мировой войны. Но по сей день есть немало вариантов употребления и трактовок этого понятия.
Понятие «политический режим» является важнейшим в европейской политологии, в отличие от американской, отдающей предпочтение по фундаментальности категории «политическая система». Произвольное использование категории «политический режим» не сохранило за ним достаточно четкого содержания. Вследствие этого она до сих пор относится к сущностно оспариваемым понятиям и в рамках различных парадигм трактуется неоднозначно. Так, сторонники системного подхода расширительно интерпретируют понятие «политический режим» и отождествляют его с категорией «политическая система». Это создает известные теоретические сложности, поскольку возникает опасность терминологического дублирования двумя понятиями одного ряда политических явлений.
Термины «политическая система» и «политический режим» характеризуют ........................................................................пропуск..........................................................................
 В политической науке одно из первых определений политического режима дал французский ученый Морис Дюверже. Он понимал политический режим как особый социальный механизм, способ управления обществом, соединяющий, с одной стороны, базовые модели выборов, голосования и принятия решений, а с другой — способы политического участия партий и групп интересов.
Французский политолог Жан-Луи Кермонн ........................................................................пропуск..........................................................................
 Ориентируясь именно на реальное отражение процесса отправления политической и государственной власти, политический режим можно охарактеризовать как совокупность наиболее типичных методов функционирования основных институтов власти, используемых ими ресурсов и способов принуждения, которые оформляют и структурируют реальный процесс взаимодействия государства и общества. Как подчеркивают Г. О'Доннел и Ф. Шмиттер, режим — это совокупность явных или скрытых структур, «которые определяют формы и каналы доступа к ведущим правительственным постам, а также характеристики [конкретных] деятелей, ...используемые ими ресурсы и стратегии...». В этом смысле, когда говорят о политическом режиме, то имеют в виду не нормативные, задаваемые, к примеру, идеальными целями того или иного класса, а реальные средства и методы осуществления публичной политики в конкретном обществе.
Такое понимание политического режима показывает, что он формируется и развивается под влиянием значительно более широкого круга факторов, нежели политическая система. Причем облик правящего режима зачастую определяется не только и даже не столько макрофакторами, скажем, социальной структурой общества, его нравственно-этическими традициями и т.п., но и значительно более частными параметрами и обстоятельствами, а именно: межгрупповыми отношениями внутри правящей элиты, внутри- или внешнеполитической ситуацией, характером международной поддержки власти, личностными качествами политических деятелей и т.д.
Политический режим — более подвижное и динамичное явление, чем система власти. В этом смысле эволюция одной политической системы может осуществляться по мере смены нескольких политических режимов. Например, установившаяся в XX столетии в СССР система советской власти трансформировалась в сталинский режим, затем — в режим, сформировавшийся в годы так называемой хрущевской «оттепели» (в 60-х гг.), а впоследствии — в режим коллективного руководства при Л. И. Брежневе.
Именно режимы проводят и одновременно олицетворяют собой определенную государственную политику, вырабатывают и осуществляют тот или иной политический курс, целенаправленно проводят конкретную линию поведения государства во внутри- и внешнеполитической сферах. Как показывает исторический опыт наиболее развитых индустриальных государств, с точки зрения самосохранения наиболее выгодной и предпочтительной для правящих режимов является политика центризма. Независимо от ее идеологической нагрузки, именно такая политика способствует минимизации конфликтов в сложноорганизованных обществах, помогает наиболее конструктивно использовать политический потенциал всего общества, поддерживает взаимоуважительные отношения между элитарными и не элитарными слоями.
В то же время большинство режимов в качестве одного из наиболее распространенных средств укрепления собственных позиций выбирает популизм. Так называется тот тип политики, который основывается на постоянном выдвижении властями необоснованных обещаний гражданам, на использовании демагогических лозунгов, методов заигрывания с обществом ради роста популярности лидеров.
Однако независимо от того, режим какого типа ........................................................................пропуск..........................................................................

Выбранная мною тема «Виды политических режимов» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы – рассмотреть виды политических режимов.

Задачи:
  1. Рассмотреть особенности политического режима как совокупности методов, способов и средств осуществления власти;
  2. Рассмотреть особенности легитимности власти;
  3. Изучить типологию политических режимов;
  4. Рассмотреть современный взгляд на типологию политических режимов.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

Глава 1. Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти

1.1. Основные положения

Появившись в научном обороте в 60-е гг. XX века, категория «политический режим», по мнению некоторых ученых, в силу синтетического характера должна была рассматриваться в качестве синонима формы государства. По мнению других, политический режим вообще должен быть исключен из состава формы государства, поскольку функционирование государства характеризует не политический, а государственный режим. Дискуссии того периода дали начало широкому и узкому подходам в понимании политического (государственного) режима.

Широкий подход относит политический режим к явлениям политической жизни и к политической системе общества в целом. Узкий — делает его достоянием лишь государственной жизни и государства, поскольку он конкретизирует другие элементы формы государства: форму правления и форму государственного устройства, а также формы и методы осуществления государством своих функций. Политический режим предполагает и необходимо требует широкого и узкого подходов, ибо это соответствует современному пониманию политических процессов, проходящих в обществе в двух основных сферах: государственной и общественно-политической, а также характеру политической системы, включающей в себя государство и негосударственные, общественно-политические организации. Все составные части политической системы: политические партии, общественные организации, трудовые коллективы (а также и «внесистемные» объекты: церковь, массовые движения и т.п.) — испытывают значительное влияние государства, его сущности, характера функций, форм и методов деятельности и т.д. Вместе с тем существует и обратная связь, поскольку и государство в значительной мере воспринимает воздействие общественно-политической «среды обитания». Это влияние распространяется на форму государства, в частности на политический режим.

Таким образом, для характеристики формы государства имеет важное значение политический режим как
........................................................................пропуск..........................................................................

1.2. Легитимность власти - необходимая предпосылка оформления политического режима

Проблема легитимации политического режима на протяжении истории человечества, начиная с возникновения государственности, всегда оставалась и, думается, еще надолго останется одной из наиболее острых.

Вполне естественно, что формирующиеся правовое государство и гражданское общество встречают немалые трудности, сопряженные в том числе и с закономерным изменением содержательного аспекта легитимности политической власти, поэтому все процессы, так или иначе связанные с легитимностью власти, становятся объектами пристального внимания политиков, ученых, всех рядовых граждан, которым небезразличны судьба собственного государства, перспективы его развития.

Что же представляет собой понятие «легитимность», какие источники лежат в ее основе, в чем заключается действительное назначение легитимности в обществе, каковы основные механизмы легитимации различных политических режимов?

Зарубежные исследователи определяют легитимность как способность системы породить и поддерживать веру народа в то, что ее политические институты в наибольшей степени отвечают интересам данного общества, называя легитимацию невидимым гением любого общества.

В настоящее время выделяют различные типы легитимности: религиозный; философско-правовой, определяющий формы правления (например, монархия, республика, парламентарная или президентская); традиционный, соединяющий элемент религиозного и философско-правового типа; и, наконец, процедурный тип, учитывающий способ образования государственных органов (на основе всеобщих выборов, авторитарного назначения, делегации и т. д.).

Современные теории права и политологии относят понятие легитимности к
........................................................................пропуск..........................................................................
 

Глава 2. Типология политических режимов

2.1. История возникновения типологии политических режимов

Первым из известных нам мыслителей, разработавших типологию политических режимов, или видов государственного устройства, был Платон. Он же стал и первым исследователем процессов политической трансформации, «транзита» в современной терминологии. Причем, в отличие от большинства последующих исследователей, занимавших прогрессистские позиции, вектор такой трансформации философ рисовал в направлении, обратном прогрессу: от утраченного идеального устройства — аристократии — к тирании.

По Платону, аристократический тип государственного устройства — самый справедливый из всех возможных. В нем стражи — правят, земледельцы и ремесленники — производят, дельцы — торгуют, причем «каждый отдельный человек должен заниматься чем-нибудь одним из того, что нужно в государстве, и притом как раз тем, к чему он по своим природным задаткам больше всего способен». Главной опасностью для такого государства философ считает богатство и бедность. «Одно ведет к роскоши, лени, новшествам, другая кроме новшеств — к низостям и злодеяниям».

Такой человеческий порок как честолюбие разрушает аристократию, и она превращается в тимократию, форму правления, при которой государственная власть находится у привилегированного меньшинства, обладающего высоким имущественным цензом. В отличие от аристократии, правят при тимократии не мудрые философы, а воины. По мере роста имущественного неравенства тимократия трансформируется в олигархию, т. е. правление немногих самых богатых граждан. Народ при этом лишается всякой возможности влиять на государственные дела и, в конце концов, восстает — так возникают демократии. Правление народа рано или поздно приводит к кризису, и тогда граждане, уставшие нести на себе груз ответственности за государство, с радостью вверяют его судьбу тирану. Возникает тирания — худший из возможных типов государственного устройства.

Как видим, платоновская типология носит линейный характер и выстроена по одному критерию — типу правящей социальной страты.

Мыслители Возрождения, за исключением разве что Николо Макиавелли, не внесли ничего принципиально нового в типологии древних авторов. Макиавеллиевская классификация сочетает в себе статическое выделение типов Аристотеля и платоновскую оценку динамики трансформации режимов. Политическая трансформация представляется Макиавелли постепенным вырождением лучшего из государств — монархии — в охлократию. Как и во многих современных опытах классификации, Макиавелли использует ее для решения конкретной задачи — подкрепления монархических амбиций своего основного адресата и заказчика — Лоренцо де Медичи.

Новые мотивы появляются в эпоху Просвещения. Монтескье впервые заговорил о зависимости режима (или формы правления) от географического фактора. Он выделяет три типа правления, в зависимости от количества людей, между которыми распределена верховная власть: республика (или демократия), монархия, деспотия. «Республиканское правление — это то, при котором верховная власть находится в руках или всего народа, или части его; монархическое — при котором управляет один человек, но посредством установленных неизменных законов; между тем как в деспотическом все вне всяких законов и правил движется волей и произволом одного лица». Форма правления зависит от площади государства — установлению республики благоприятствуют небольшие территории, монархия возможна в государствах средней величины, обширные размеры создают предпосылки для установления деспотии.

У каждого правления свой «дух», свои принципы. ........................................................................пропуск..........................................................................

2.2. Современный взгляд на типологию политических режимов

В мировой научной литературе существует множество классификаций политических режимов ив гораздо меньшей степени — государственных. Эти классификации зависят от оснований деления. В качестве такого основания иногда берется один признак, например число разрешенных законом или фактически существующих партий, в результате чего различают многопартийные и однопартийные режимы. Но чаще используется совокупность признаков (так, различались социалистические и буржуазно-демократические режимы). Нередко используются географические критерии (в соответствии с этим признаком во французской политической литературе говорится о западных и восточных режимах), уровень экономического и политического развития страны, характер духовной жизни (по этому признаку американские политологи различают в развивающихся странах режимы модернизирующейся автократии, коллективистские, меркантилистские, теократические и другие режимы). На основе различных критериев западные политологи различают только в развивающихся странах до шести — восьми разновидностей политического режима.
Большинство исследователей используют, однако, укрупненную классификацию исходя из совокупности признаков, не зависящих от географических факторов. С этой точки зрения различаются три главные разновидности политического режима: демократический, авторитарный и тоталитарный. Эта же классификация применяется и по отношению к государственным режимам. Более дробные деления, в том числе включающие элементы социального содержания, проводятся внутри этих трех главных разновидностей.
Различные разновидности демократического государственного режима могут существовать в капиталистическом обществе, теоретически возможны они и в условиях подлинного социализма, который в полном объеме пока что не был осуществлен ни в одной стране (больше всего элементов такого строя, может быть, в Швеции и отдельных других Скандинавских государствах), свои разновидности возможны в развивающихся странах, ориентирующихся как на капитализм, так и на социализм. Однако на практике до сих пор демократический режим был связан с условиями свободной рыночной или социально ориентированной рыночной экономики (в том числе в единичных развивающихся странах); он существует, хотя и в незавершенной форме, и в большинстве зарубежных постсоциалистических государств.
Известны два различных подхода к концепции демократии и, следовательно, демократического режима: либеральный и марксистско-ленинский. При первом делается акцент на политическую демократию (многопартийность, политические права и личные свободы, правовое государство и т.д.), при втором во главу угла ставится требование социальной демократии (власть трудящихся и ликвидация имущественного неравенства, возможность ограничения прав граждан в этих целях, всесильное государство как главное орудие создания нового строя и т.д.).
Правда, в последние десятилетия, не без влияния марксизма, ........................................................................пропуск..........................................................................

В некоторых странах Азии и Африки (Кот д'Ивуар, Пакистан с 1985 по 1989 гг., Филиппины до 1986 г., Таиланд, Южная Корея и др.) антидемократический режим принимает форму конституционно-авторитарного. Формально действует конституция, провозглашающая определенные демократические положения, которые крайне неполно осуществляются на практике, под строгим контролем допускается деятельность некоторых политических партий и общественных организаций. Выборы нередко фальсифицируются, представительные органы, если и существуют, то подолгу не созываются на сессии, а вместо парламентского законодательства используются указы главы государства либо в обход представительных органов правительственные акты узакониваются посредством референдума (Филиппины до 1986г.).

Весьма близки к конституционно-авторитарным конституционно-патриархальные режимы в маленьких островных государствах Океании (Западное Самоа, Кирибати, Тонга). В этих государствах по причинам недостаточной еще классовой дифференциации общества и влияния традиционных институтов отсутствуют политические партии и предусмотренными конституцией правами пользуется на практике лишь безраздельно господствующая племенная элита.

2.3. Правовая культура и правосознание как средство стабилизации и гуманизации политического режима

Важнейшим направлением политических процессов в начале нового века становится переход от стабилизации к устойчивому развитию, выходу России в число развитых стран. Для этого необходимо глубокое взаимодействие всех составляющих политических процессов, выражающих социальные интересы различных социальных групп, преодоление негативных последствий предыдущих эпох и создание механизма разрешения накопленных и продолжающих формироваться противоречий между государством и личностью, властью и обществом. Углубляющаяся дифференциация интересов современного российского общества получает неоднозначное и неравновесное выражение в российских политических процессах. Формирующиеся политические институты ориентированы на выражение интересов одной, немногочисленной, но обладающей основными экономическими ресурсами группы. Интересы же большинства населения институционализируются слабо, вновь образуемые политические структуры и институты гражданского общества не обладают каким-либо значительным влиянием.
Отношения, которые складываются между представителями российской элиты, свидетельствуют о продолжающемся распределении сфер влияния на федеральном и региональном уровнях.
Перед российским научным сообществом стоит задача осмысления нового этапа отечественной политической динамики и ее основных закономерностей, выявления возможных перспектив и механизма разрешения противоречий при формировании новых политических структур.
Наибольшее значение при этом имеет выявление факторов преодоления периодически возникающих конфликтов и кризисов и формирование такой модели политических процессов, которая позволила бы обеспечить эффективность функционирования каждого элемента в демократически организованном политическом механизме.
При этом возрастает роль личности, наделенной правами и ответственностью за свои деяния и принимаемые решения, осознанно и активно участвующей в политических процессах.
Слабость гражданского общества приводит к тому, что граждане не в состоянии создать существенную преграду этим процессам. Новые политические институты в виде политических партий и общественно-политических движений, будучи неустойчивыми и в целом формализованными организациями, вынуждены большую часть времени тратить на свое укрепление во властных структурах или борьбе за власть. Закон еще не стал реальным регулятором общественных отношений, так как выполнение Конституции пока не является гарантированным процессом.
Гуманизации политических процессов будет способствовать гуманизация принимаемых политических решений.

 

Заключение

Какие виды политических режимов существуют? Их очень много, поскольку на ту или иную разновидность политического режима оказывает влияние множество факторов: сущность и форма государства, характер законодательства, фактические полномочия государственных органов и юридические формы их деятельности, соотношение общественно-политических сил, уровень и стандарты жизни, и состояние экономики, формы социальной борьбы или сотрудничества. Существенное влияние на вид политического режима оказывают исторические традиции страны, а в более широком смысле — своего рода общественно-политическая «атмосфера», складывающаяся подчас вопреки пожеланиям господствующего в государстве слоя или вразрез с директивными прогнозами. На вид политического режима может оказать воздействие и международная обстановка. На разных исторических этапах формируются различные политические режимы, они неодинаковы в конкретных государствах одного и того же времени.
................................................пропуск...................................
Демократия, т.е. народовластие, составляет сердцевину любых демократических политических режимов. Термином «демократия» обозначается форма государства в том случае, если законодательная власть в нем представлена коллегиальным органом, выбранным народом, если осуществляются закрепленные законодательством широкие социально-экономические и политические права граждан независимо от их пола, расы, национальности, имущественного состояния, образовательного уровня и вероисповедания. Демократический политический режим может предусматривать прямое участие населения в решении государственных вопросов (прямая, или непосредственная, демократия) или участие в принятии политических решений с помощью выборных представительных органов (парламентская, или представительная, демократия). Демократический политический режим означает гарантированность провозглашенных прав и свобод ........................................................................пропуск..........................................................................

Отличаются разнообразием и антидемократические политические режимы, однако их содержательная сторона во многом едина, она противоположна вышеперечисленным чертам режима демократии, а именно: господство одной политической партии иди движения; одной, «официальной» идеологии; одной формы собственности; сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод; резкое расслоение населения по сословным, кастовым, конфессиональным и другим признакам; низкий экономический уровень жизни основных слоев народа; акцент на карательные меры и принуждение, агрессивность во внешней политике.

Между различными элементами формы государства существует известное соответствие. Так, монархическая форма правления феодального государства периода абсолютизма тяготеет к унитарной, централизованной форме государственного устройства и автократическому политическому режиму. Республиканские формы правления хорошо вписываются в условия либерально-демократического политического режима, а при наличии двух- или многонационального состава населения могут определять федеративное государственное устройство.

Различают следующие основания для классификации политических режимов: ........................................................................пропуск..........................................................................
 Большинство известных и используемых политических классификаций носят динамический и оценочный характер. Статус классических приобретают лишь те классификации, которые не только позволяют лучше понять политическое пространство (для этого достаточно было бы просто делить политические системы на парламентские и президентские; мажоритарные, пропорциональные, смешанные; с сильным или слабым парламентом; многопартийные, двухпартийные, однопартийные), но и рисуют определенный вектор политического развития к обозначенному идеалу. Только у таких классификаций есть практическая значимость — обозначить для стран пути развития (в последнее время) к стабильным и социально благополучным демократиям.
 
Список литературы
  1. Астахова Л.Г. Политические режимы. М., 2007
  2. Белов Г.А. Политическая система // Кентавр. – 2005. - № 3;
Категория: Политология | Добавил: admin | Теги: политического, режимов, политических, политический режим, государства, режим, типологию, режима, политический, политических режимов
Просмотров: 1715 | Загрузок: 0 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1  
а че тут пропусков столько?

2  
потому что работа представлена для ознакомления, если нравится покупаем

Имя *:
Email *:
Код *: