Финансовое право, являясь отраслью права, состоит из множества отдельных финансово-правовых норм, совокупность которых выражается в сложной целостной системе. Внутри этой единой системы финансово-правовые нормы в определенной последовательности и взаимосвязи группируются в различные институты иболее крупные подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей и взаимодействия регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения; его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование институтов оказывают влияние и потребности практики.
Следовательно, система российского финансового права — это объективно обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.
В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли, институты.
Выбранная тема «Система финансового права» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть систему финансового права.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Система финансового права
1.1. Общие положения
Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части: Общая и Особенная. Обоснование необходимости их выделения в финансовом праве и определение содержания каждой из них относится к важным достижениям отечественной правовой науки. Однако работа в этом направлении требует продолжения и углубления с учетом развития финансового права в новых условиях жизни общества и государства.
К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во взаимоотношения, общие положения об организации финансового контроля, его формы и методы и другие подобные им финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой деятельности государства (и муниципальных образований) и имеют для нее общее значение.
Глава 2. Финансовое право в системе российского права
О том, что финансовое право является самостоятельной отраслью и относится к публичному праву, говорит и буржуазный теоретик финансового права П.М. Годме. Хотя он и считает, что финансовое право выделилось из государственного и административного права, но в своей книге "Финансовое право" обращает внимание на следующее: "Связь финансов и экономики, гибкость и оборотоспособность данной части имущества и связанная с этим возможность злоупотреблений требует, чтобы государственные финансы регламентировались специальными государственными нормами. Эти нормы дают возможность 1) распоряжаться средствами в достаточном их количестве (правила, регулирующие доходы); 2) точно учитывать движение средств (казначейские правила); 3) обеспечивать их использование в соответствии с волей народа и в общих интересах (бюджетные правила). Эти нормы влияют на все стороны жизни —экономики и политики, составляют самостоятельную отрасль права".
По предмету и особенностям метода правового регулирования финансовое право в системе права России занимает самостоятельное место. Для определения предмета регулирования и установления границ этой отрасли права имеются определенные критерии. Главным из них является то, что финансовое право регулирует общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства, а его нормы всегда связаны с регулированием отношений по поводу распределения общественного продукта и национального дохода в денежной форме. По методу правового регулирования финансовое право, на первый взгляд, полностью совпадает с административным правом: тот же метод властных предписаний, неравенство субъектов правоотношений. Однако административное право не регулирует финансовых отношений, специфика которых диктует необходимость применения финансово-правового метода. Большая часть предписаний в таких случаях исходит от финансово-кредитных органов государства, созданных специально для осуществления финансовой деятельности, и эти органы связаны с другими государственными органами лишь функционально по линии финансовой деятельности. Здесь нет подчинения в полном объеме, как это наблюдается в ином отраслевом управлении. В связи с этим различна и степень императивности норм; налицо особенности выражения в них экономических методов руководства. Пример тому — кредитные санкции банка. Финансовое право, конечно, взаимодействует с другими отраслями права.
Список литературы
Артемов Н.М. Финансовое право. Учебник для вузов. М., 2007
Мальцева В.А. Учебник по финансовому праву. М., 2007
Карасева М. Финансовое право. Учебник. М., 2008
Петрова Г.В. Финансовое право. М., 2008
Эриашвили Н.Д. Финансовое право: учебник для вузов. М., 2008