Субъекты коммерческой деятельности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Классификация субъектов коммерческой деятельности 5
2. Представители и посредники 16
3. Индивидуальные предприниматели 19
4. Выбор организационно-правовой формы коммерческой организации для ведения торговой деятельности 20
5. Некоммерческие организации 23
Заключение 24
Список литературы 25
Введение
В правовой теории под субъектом права принято понимать лицо или организацию, которые наделены способностью иметь субъективные права и юридические обязанности (т. е. правоспособностью). Исходя из сложившегося понимания субъекта права, представляется возможным понимать под субъектами коммерческой деятельности таких физических и юридических лиц, которые обладают правоспособностью, достаточной для их участия в торговом обороте. Определяя видовое разнообразие субъектов коммерческого права, необходимо отметить, что в современной юридической литературе не наблюдается единого, сформировавшегося подхода по данному вопросу. Так, например, в одних изданиях субъекты коммерческого права делятся на: индивидуальных предпринимателей; полные и коммандитные товарищества; общества с ограниченной и дополнительной ответственностью; акционерные общества; производственные кооперативы; государственные и муниципальные предприятия; некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность.
В других изданиях основное внимание при классификации субъектов коммерческого права уделяется определению не столько юридического (организационно-правовой формы), сколько функционального вида предпринимателя, определяемого его местом в торговом обороте и основным содержанием деятельности. Так, например, профессор Б.И. Пугинский, разграничивая субъектов коммерческой деятельности и основываясь на функциональном виде организации, выделяет: независимые оптовые и посреднические организации, приобретающие право собственности на реализуемый с их участием товар; посреднические организации, не приобретающие прав собственности на товар, а оказывающие услуги, обеспечивающие доведение товара от изготовителя до потребителя; специальных участников рынка, занимающихся непосредственно организацией торгового оборота.
Выбранная мною тема «Субъекты коммерческой деятельности» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть особенности и виды субъектов коммерческой деятельности.
Задачи:
-
Показать сущность субъектов коммерческой деятельности;
-
Провести классификацию субъектов коммерческой деятельности;
-
Рассмотреть особенности выбора организационно-правовой формы коммерческой организации для ведения торговой деятельности;
-
Рассмотреть особенности некоммерческих организаций как субъектов коммерческой деятельности.
Работа состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы.
1. Классификация субъектов коммерческой деятельности
Субъектами коммерческого права являются лица, обладающие способностью иметь права и исполнять обязанности, возникающие из торговых отношений, участвующие в торговом обороте и несущие самостоятельную имущественную ответственность.
Классификация субъектов коммерческой деятельности по функциональным признакам такова:
-
производители продукции, реализующие продукцию как самостоятельно, так и через представителей;
-
представители производителей, поставщиков и торговые посредники;
-
потребители;
-
субъекты, осуществляющие регулирование торговой деятельности и контроль за ней.
Первая группа граждан, зарегистрированные индивидуальными предпринимателями, и коммерческие организации, изготавливающие продукцию и реализующие ее самостоятельно. В эту же группу входят и некоммерческие организации, осуществляющие коммерческую деятельность. Осуществляя такую деятельность, они вступают в торговые отношения, действуют как субъекты коммерческого права.
Вторая группа субъектов коммерческого права – представители и торговые посредники. В роли посредников могут выступать индивидуальные предприниматели и коммерческие организации.
Из некоммерческих организаций посредниками могут быть только те, в уставе которых зафиксирована возможность заниматься торговой деятельностью.
Третья группа субъектов коммерческого права – потребители. В правовом регулировании потребители в свою очередь подразделяются на следующие категории:
-
производственные потребители, использующие приобретенные товары, сырье для своей предпринимательской деятельности;
-
непроизводственные потребители, использующие приобретенные товары для хозяйственной непредпринимательской деятельности (некоммерческие организации);
-
граждане, приобретающие товары для личных, семейных, домашних и иных подобных нужд.
2. Представители и посредники
В торговом обороте конкретного товара могут быть применены разные схемы движения товара. В обороте могут участвовать все виды субъектов, а могут использоваться и прямые связи между производителем и потребителем.
Со времен административно-плановой экономики осталось стремление к сделкам долгосрочного характера, не требующим немедленного исполнения, что отражается в сохранении количества договоров по прямым связям производителей с потребителями.
Общемировая тенденция связана со стремлением сокращения времени разрыва между заключением договоров и их исполнением. Отсюда и возрастание роли представителей и посредников, формирующих различные каналы продаж товара, а также расширение функций вспомогательных участников оптовой торговли и видов правовых средств к осуществлению этих функций.
K основным видам представительства в коммерческой деятельности относятся:
-
представительство, осуществляемое служащими коммерческой организаций;
-
коммерческое представительство, осуществляемое различного рода самостоятельными агентами, которые заключают сделки от имени представляемого и находятся с ним в постоянных отношениях.
5. Некоммерческие организации
Из некоммерческих организаций производителями и посредниками могут быть только те, в уставе которых зафиксирована возможность заниматься коммерческой деятельностью.
Правовое положение некоммерческих организаций регулируется ГК РФ, Законом о некоммерческих организациях от 12 января 1996 г. В Законе подчеркивается, что некоммерческие организации не имеют цели получения прибыли как основной цели деятельности, а если они получают прибыль, то она не подлежит распределению между участниками организации. Закон определяет организационно-правовые формы, в которых создаются некоммерческие организации. Некоммерческие организации, как правило, могут заниматься торговлей товарами, имеющими отношение к основной цели деятельности таких организаций. Например, учебное заведение может оговорить в уставе возможность заниматься реализацией книжно-журнальной продукции, ученической мебели и прочих, связанных с образованием предметов, но не реализацией алкогольной или табачной продукции. Спортивное общество вправе включить в состав видов своей деятельности закупку и реализацию спортивных товаров.В ряде зарубежных законодательств некоммерческие организации, имеющие право на торговую деятельность, именуются мелкими коммерсантами, и на них в регулировании сделок распространяются нормы как на граждан, не являющихся предпринимателями, то есть менее жесткие. Для применения к мелким коммерсантам мер ответственности при неисполнении ими обязательств требуется установление вины.
Список литературы
-
Федеральный Закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 23.07.2008, с изм. от 24.07.2008) «О некоммерческих организациях» // "Российская газета", N 14, 24.01.1996.
-
Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 30.12.2008) (с изм. и доп., вступившими в силу с 11.01.2009)// "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994.
-
Андреева Л.В. Коммерческое право: учебник для вузов. М., 2006
-
Бушев А.Ю. Коммерческое (предпринимательское) право. М., 2009
-
Круглова Н.Ю. Коммерческое право: учебник. М., 2009
-
Лебедев К.К. Коммерческое (предпринимательское) право. М., 2009
-
Овечкин А.П. Коммерческое право. М., 2008
-
Попондопуло В.Ф. Коммерческое право. Учебник. - СПб., 2008, с. 158.
-
Пугинский Б.И. Коммерческое право России. - М.: Юрайт, 2008, с. 66.
-
Рассолов М.М. Коммерческое право: учебник для вузов. М., 2009
-
Трунина Е.В. Учебник по коммерческому праву России. М., 2006.
|