История делопроизводства в России
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. История делопроизводства 3
1.1. Эволюция понятия «документ» 3
1.2. Делопроизводство в Древнерусском государстве 7
1.3. Приказное делопроизводство XV—XVII вв10
Глава 2. История делопроизводства в 1917-1990 гг.19
2.1. История управления и делопроизводства в 1917—1941 гг. 19
2.2. История управления и делопроизводства в 1945—1990 гг. 24
2.3. Регламентация современного делопроизводства в России 26
Заключение 31
Список литературы33
Введение
С давних времен дошли до нас различные виды документов, с помощью которых мы имеем возможность узнать историю своей страны, ее героическое прошлое, особенности быта своего народа, правовые формы и этические нормы взаимоотношений между людьми.
Необходимость создания документов возникла одновременно с появлением письменности. Более того, считают, что именно потребность в создании различных документов (соглашений, договоров и т.п.) и повлекла за собой появление письменности как способа изложения информации не только личного, но и государственного значения. Уже в V в. до нашей эры древнеримский плебс требовал введения четких «писанных» законов. Создание зафиксированных на бумаге законов и правил было также главным требованием средневековых восстаний. Когда же появились законы от делопроизводителя требовалось абсолютная точность формулировок и безукоризненное знание формы изложения, иначе документ терял силу.
С развитием письменности документы стали способом общения и передачи информации.
Выбранная мною тема «История делопроизводства в России», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть историю делопроизводства в России.
Задачи:
1. Рассмотреть эволюцию понятия «документ»;
2. Рассмотреть особенности делопроизводства в Древнерусском государстве и приказного делопроизводства XV-XVII вв.;
3. Рассмотреть историю делопроизводства в 1917-1990 гг.;
4. Показать особенности современного делопроизводства.
Глава 1. История делопроизводства
1.1. Эволюция понятия «документ»
Понятие "документ" возникло в сфере права и в переводе с латинского означает "доказательство", "свидетельство", поэтому первоначально научные знания о документе развивались в рамках юридической науки. Однако как самостоятельная наука о документе она получила международное признание лишь в первой половине XX века. Основоположником документоведения был Поль Отле, благодаря которому значение понятия "документ" расширилось до того, что документом стали считать зафиксированную на любом материальном носителе информацию. А науку о таком документе он предложил назвать библиологией или документологией. Это была наука, которая изучала документационную деятельность: процесс сбора, систематизации, поиска, распространения документов.
Идеи П. Отле вплоть до 30-х годов активно развивали библиографоведы, библиотековеды и книговеды. С середины 40-х годов XX века создание документа во всех сферах жизни стало называться книго-архиво-музееведением. Это был первый этап развития документоведения. В 50 - 60-е годы XX века начинается второй этап развития документоведения, когда процессы коммуникации начинают рассматривать не только в ракурсе одного из средств фиксации информации - документа, но более широко - как информационные.
Представления о предмете документоведения приобретают информационное и кибернетическое содержание. С начала 60-х годов возникает информатика, и начинают развиваться ее составные части - научные направления под названием "документалистика" и "документоведение". Документалистикой считается прикладная отрасль кибернетики, занимающаяся оптимизацией управления документными системами всех типов - от изобразительного искусства до канцелярского делопроизводства, которая изучает структуру, свойства матричных документов, методы их обработки, хранения, поиска, использования. Однако при этом документалистика не изучает проблемы производства, распределения и использования документа. Документоведение изучает в историческом аспекте развития способы, определенные акты и системы документирования явлений объективной деятельности, и его результат - создание документа, документационных систем.
........................................................
Заключение
За последнее десятилетие в связи с развитием рыночных отношений в России появился устойчивый спрос на автоматизацию работы с документами в организации бизнеса. Огромный потенциальный спрос на программы и услуги в области автоматизации делопроизводства вызван целым рядом причин.
С документами работают абсолютно все организации и большое количество частных лиц.
Практически каждая организация сталкивается с проблемами в делопроизводстве, даже если речь не идет об автоматизации: документы теряются, не контролируются и т. д.
За счет улучшения ведения делопроизводства предприятия и организации получают реальный шанс улучшить качество своего управления, что является одной из актуальнейших задач современной российской экономики.
Секретари и лица, отвечающие в организациях за ведение делопроизводства/ часто стремятся повысить свою квалификацию.
Возросли запросы пользователей на усовершенствованные программы автоматизации делопроизводства, способные интегрироваться с многочисленными автоматизированными рабочими местами, информационными и прикладными системами.
Целый ряд национальных особенностей в ведении делопроизводства, языке и культуре не позволяют использовать западные готовые прикладные решения. ................................................................................................... Компьютерные программы помогают работать с текстом, таблицами, графиками, рисунками, позволяют создавать электронные архивы документов, обеспечивают движение документов внутри и вне организации, их регистрацию и контроль.
Список литературы
-
ГОСТ Р 6.30-2003
-
Андреева В.И. Делопроизводство: требования к документообороту фирмы (На основе Гостов РФ).- М.: Бизн.-шк. Интел Синтез, 2004.
-
Дегтярев В.А.Юридическая сила организационно-распорядительных документов предприятия // Главбух, № 24, декабрь 2005.
-
Делопроизводство: Образцы, документы. Организация и технология работы. Более 120 документов. – 2-е изд., перераб. и доп. / В.В.Галахов, И.К.Корнеев и др.; Под ред. И.К.Корнеева, В.А.Кудряева . – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.
-
Журнал "Делопроизводство", 2007, N 4
-
Иритикова В.С. Делопроизводство//Секретарское дело. – 2007. - № 1 – с. 20-27
-
Кудряев В.А. "Организация работы с документами" В.А. Кудряев и др. М.:ИНФРА-М, 2006
-
Кадровое делопроизводство: вчера и сегодня (И. Мурнина, "Кадровое дело", N 2, февраль 2006 г.)
-
Кузнецова Т.В., Лосев В.И. Управленческая документация: учебное пособие. - М.: Экономика, 2005.
-
Кузнецова Т.В., Илюшенко М.П. Основы документоведения: учебное пособие. - М.: МГИАИ, 2001.
-
Кузнецова Т.В. Делопроизводство (документационное обеспечение управления). 4-е изд. испр. и допол. – М.: ООО "Журнал "Управление персоналом", 2003.
-
Комментарий законодательства о трудовом договоре. – М.: Юрид. Лит-ра, 2004.
-
Кузнецова Т.В. и др. Секретарское дело /Т.В. Кузнецова, Г.А.Серова, В.И. Андреева, Н.А. Литвинцева. – М.: журн. «Секретарское дело», 2006. – 490 с.: им. – (Спец. вып. Журн. «Секретарское дело»).
-
Пустозерова В.М., Соловьев А.А. Прием и увольнение работников. – М.: Приор, 2006.
-
Соколов А.В. Документационное обеспечение управления. М., 2006.
-
Стенюков М.В. Документы. Делопроизводство: Прктич. Пособие по документационному обеспечению деятельности предприятия. М.: Приор, 2006.
-
Столяров Ю.Н. Классификация документа: решения и проблемы. // Книга: исследования и материалы. Сб. 70. М., 2005. С. 24-40.
|