Воскресенье
28.04.2024
09:17
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
История экономики [5]
Мировая экономика [8]
Международные экономические отношения [7]
Политэкономия [7]
Экономическая география [19]
Финансы и кредит [30]
Биржевое дело [2]
Экономика предприятия [22]
Экономическая теория [22]
Анализ [18]
Аудит [9]
Бухучет [4]
Бухгалтерский учет
Банковское дело [3]
Товароведение [2]
Макроэкономика [2]
Логистика [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Экономика » Аудит

Аудит материально-производственных запасов
28.12.2009, 23:04

Аудит материально-производственных запасов

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ2

АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 6

1. ЦЕЛЬ ПРОВЕРКИ 6

2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИТА МПЗ 9

3. МЕТОДИКА ПРОВЕРКИ КОНТРОЛЯ ЗА НАЛИЧИЕМ И СОХРАННОСТЬЮ МПЗ 12

4. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕРКИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА МПЗ 16

5. ПРОВЕРКА ПРАВИЛЬНОСТИ ОЦЕНКИ МПЗ ПРИ ИХ ОПРИХОДОВАНИИ И СПИСАНИИ В ПРОИЗВОДСТВО 25

6. ПРОВЕРКА ОПЕРАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ МАТЕРИАЛОВ 28

7. СОСТАВ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ 35

8. ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ВЫЯВЛЯЕМЫЕ ПРИ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРКАХ: 45

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 48

 

Введение

В России первые аудиторские фирмы, на современном этапе, появились в конце 80-х годов, однако закон, регулирующий их деятельность, был принят только в 2001 г. В настоящее время важно обеспечить преемственность в системе аудиторской деятельности и сохранить все то положительное, что было накоплено за предыдущий период ее развития.

Прежде всего чрезвычайно актуальным является формирование целого ряда мероприятий нормативного правового поля в целях реализации Федерального закона от 7.08.01 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", которые должны стать важным этапом в развитии аудиторской профессии в целом. Это - создание системы аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов, лицензирование аудиторской деятельности, разработка и утверждение федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, вопросы обязательного аудита и страхования при проведении обязательного аудита, контроля качества работы аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов.

Во исполнение Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 6.02.02 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации", которым ............................................................пропуск............................................................................

Активное развитие института независимого аудита в России является вполне закономерным и, безусловно, позитивным процессом. Экономическая реформа привела к изменению доминирующей формы собственности, которая все в большей степени переходит в руки частных предпринимателей и негосударственных хозяйствующих субъектов. Соответственно это вызывает существенное сужение сферы государственного финансового контроля и необходимость соразмерной темпам реформ организации новых, присущих рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности негосударственных предприятий и организаций, исторически отработанной формой которых является независимый аудит. Причем, как это ни парадоксально, органы государственного финансового контроля, в частности Счетная палата Российской Федерации, оказываются крайне заинтересованными в прочном становлении, активном развитии и эффективном функционировании института независимого аудита. Практика показала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские фирмы отнюдь не являются конкурентами, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может быть весомым подспорьем в работе государственных органов финансового контроля и оказывать существенное позитивное влияние на повышение эффективности их работы, на полноту и качество выполнения их функций и поставленных перед ними задач.

Как сейчас, так и в перспективе в руках государства остаются крупные финансовые средства и имущественный комплекс. ............................................................пропуск............................................................................ Следовательно, органы государственного управления должны быть убеждены в том, что организации, которым передаются деньги и имущество, способны осуществлять свою финансовую работу на должном уровне, с тем чтобы эффективно освоить выделенные средства, гарантировать возврат кредитов или своевременное и полное перечисление арендной платы, рационально и целевым назначением использовать льготы, обеспечить отдачу от государственных долей в предприятиях.

Естественным способом обеспечения указанных целей является адекватная организация финансового контроля. Вопрос только в том, как правильно это сделать, какие формы и методы использовать. Представляется, что нынешнее состояние системы государственного финансового контроля не позволяет глубоко и полно выполнить указанные задачи.

Выбранная мною тема «Аудит материально-производственных запасов», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы – анализ аудита материально-производственных запасов.

 

Аудиторская проверка материально-производственных запасов

1. Цель проверки

Целью аудиторской проверки материально-производственных запасов (МПЗ) является формирование мнения о достоверности показателей отчетности по статьям материальных ценностей "Запасы" и о соответствии применяемой в организации методики учета и налогообложения операций с МПЗ действующим в Российской Федерации нормативным документам. Это достигается проведением проверок на существенность, а также структур контроля и системы бухгалтерского учета и оценкой риска аудита, который зависит от характера запасов предприятия и их важности для бухгалтерских отчетов. Проверка запасов рассматривается как основная часть аудита на тех предприятиях, где их величина существенна.

В процессе проверки аудитор должен установить:

- реальность наличия и существования МПЗ;

- все ли операции с МПЗ, которые должны быть отражены на счетах учета, действительно в них представлены;

- является ли организация собственником всех МПЗ, т.е. имеются ли на них имущественные права, а суммы, отраженные как задолженность, - обязательствами;

- правильность оценки МПЗ и связанных с ними обязательств;

- правильно ли выбраны и применялись принципы учета МПЗ.

Информационной базой для проверки материально-производственных запасов являются:

1. Нормативные документы, касающиеся приема, учета, хранения и отпуска материальных ценностей.

2. Приказ об учетной политике.

3. Первичные документы по оформлению операций с МПЗ.

4. Организационно-правовые документы и материалы.

5. Бухгалтерская отчетность предприятия и бухгалтерские регистры по учету МПЗ.

Приступая к проверке, аудитору необходимо получить информацию о выбранных способах и методах учета по данному участку проверки. В \ приказе об учетной политике должна содержаться информация о методологических аспектах учета МПЗ:

- границы между основными средствами и малоценными и быстроизнашивающимися предметами (МБП);

- способы начисления амортизации МБП;

- порядок учета приобретения (заготовления) МПЗ;

- методы оценки МПЗ по их видам при списании.

Руководство организации-клиента зачастую недооценивает важность сведений, заложенных в учетной политике, хотя выбор того или иного учетного принципа предопределяет финансовый результат. Отсюда возможны различного рода манипуляции и нарушения. Наиболее распространенными из них являются несоблюдение или непоследовательность применения выбранных способов учета.

............................................................пропуск............................................................................

Бухгалтерские регистры по учету МПЗ могут быть различными. Это зависит от применяемых формы и способа ведения бухгалтерского учета на предприятии, а также от видов и групп имеющихся МПЗ. Но в любом случае аудитор должен проанализировать регистры синтетического и аналитического учета по счетам 10 "Материалы", 15 "Заготовление и приобретение материалов", 16 "Отклонение в стоимости материалов", 01 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы", 02 "Амортизация основных средств", 43 "Готовая продукция", 41 "Товары", сальдовые ведомости, книги, карточки складского учета, материалы инвентаризаций.

 

2. Последовательность проведения аудита МПЗ

 

Аудиторскую проверку операций с МПЗ целесообразно проводить в такой последовательности:

- изучение положений учетной политики по направлениям данного участка проверки;

- оценка степени надежности системы внутреннего контроля в отношении МПЗ, для этого:

провести обследование складского хозяйства и состояния складских помещений;

изучить организацию материальной ответственности и отчетности материально ответственных лиц;

- проанализировать состав МПЗ на отчетную дату;

- определить объем выборки и позиции для проведения выборочной инвентаризации;

- анализ движения МПЗ;

- проверка правильности оценки МПЗ;

- проверка состояния и организации синтетического и аналитического учета МПЗ.

Аудиторская проверка МПЗ позволяет минимизировать риск наличия существенных ошибок в бухгалтерской отчетности. Поэтому, приступая к проверке МПЗ, аудитору нужно выявить наиболее часто встречающиеся нарушения и с учетом этого выбрать необходимые процедуры проверки.

На формирование мнения аудитора в отношении достоверности информации о МПЗ оказывают влияние следующие факторы:

а) полнота отражения - все ли МПЗ, принадлежащие предприятию, отражены в бухгалтерских записях и включены в бухгалтерскую отчетность.

Ошибки в полноте отражения операций с МПЗ в бухгалтерских записях приводят к занижению отчетных данных. Обнаружить такие ошибки достаточно сложно. Для этого аудитору потребуется сделать выборку из первичных документов или информации неучетного характера;

б) наличие в учете операций с МПЗ без достаточных на то оснований. Например, организация включает в свой баланс имущество, на которое не имеет права собственности, - материальные ценности, полученные по договорам комиссии или консигнации. Такие ошибки приводят к завышению показателей отчетности;

в) соблюдение принципа временной ............................................................пропуск............................................................................

Например, стоимость приобретения МПЗ складывается из всех затрат, связанных с их приобретением. Однако часть таких расходов или отдельные их виды (к примеру, стоимость услуг эксперта по определению качества приобретаемого сырья) могут быть не включены в стоимость МПЗ, а сразу списаны на расходы.

Объем закупок может быть завышен в случае неправильной классификации расходов как закупок или отражения фиктивных операций. Для выявления таких фактов нужно проверить выборку закупок и провести необходимые аналитические процедуры.

 

3. Методика проверки контроля за наличием и сохранностью МПЗ

 

Проверка состояния складского хозяйства и сохранности МПЗ - одна из важнейших аудиторских процедур. Для комплексного изучения этого участка деятельности организации аудитор обследует склады, кладовые, цехи и другие места хранения производственных запасов, проверяя условия их хранения, состояние противопожарной безопасности, оснащенность складов оборудованием, техникой, приборами и правильность их эксплуатации, состояние охраны складских помещений. Неудовлетворительная организация складского хозяйства свидетельствует о низком уровне внутреннего контроля за сохранностью МПЗ.

В ходе обследования особое внимание уделяется проверке организации материальной ответственности работников, связанных с приемкой, хранением и отпуском материальных ценностей. Одним из условий обеспечения сохранности материальных ценностей является разработка и вручение материально ответственным лицам стандартов или должностных инструкций, в которых определены обязанности и права работников, распорядок их работы, порядок приемки и выдачи ценностей, их документального оформления, ведения учета на складах в натуральных измерителях, сроки представления отчетов в бухгалтерию и др.

При осмотре мест хранения МПЗ по имеющимся у материально ответственных лиц документам проверяют, своевременно ли они оформляют приемку и отпуск ценностей и делают записи в книги или карточки складского учета. Неучтенные излишки материалов и готовой продукции могут создаваться путем:

............................................................пропуск............................................................................

Иногда по ряду причин провести инвентаризацию невозможно. Например, когда к моменту заключения договора на аудит инвентаризация на конец года клиентом уже была проведена и проводить ее повторно он отказывается или когда проведение инвентаризации достаточно дорого. В таком случае аудитор может применить математические методы, которые с определенной вероятностью позволяют оценить величину запасов. Может сложиться так, что клиент не желает проводить сплошную инвентаризацию, но по просьбе аудитора проведет инвентаризацию части товарно-материальных ценностей.

 

4. Особенности проверки бухгалтерского учета МПЗ

 

При проверке полноты оприходования МПЗ аудитору следует учитывать условия и формы расчетов с поставщиками, выбранный вариант оценки, порядок возмещения НДС по приобретенным ценностям.

Обоснованность операций по поступлению и оприходованию МПЗ проверяют на основе договоров с поставщиками и сопроводительных документов (товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, спецификации, упаковочные ярлыки, качественные удостоверения, приемные квитанции и др.).

Общим способом проверки приходных операций на складе является сопоставление приходных документов склада с сопроводительными документами поставщиков или документами на приобретение материалов в розничной торговле за наличный расчет.

Объектом аудиторского исследования является оперативная и служебная информация. Например, из журнала по учету поступивших грузов можно получить данные в разрезе поставщиков об ассортименте и сроках поставки материальных ценностей. Аудитор изучает, как организован такой учет в проверяемой организации: указываются ли по каждому поставщику ассортимент и сроки поставки материалов по договору и приводится ли на основании документов фактически поступивший ассортимент материалов с указанием даты поступления. Для выяснения достоверности приведенной в оперативном учете информации аудитор сопоставляет ее с данными, отраженными в бухгалтерском учете. По записям в журнале учета поступающих грузов и карточкам учета договоров поставки аудитор может определить, какие поставки были осуществлены за проверяемый период.

Если материальные ценности закупали за наличный расчет у физических лиц или предпринимателей без образования юридического лица, то аудитор обращает внимание на наличие и правильность оформления закупочных актов. Закупочный акт должен содержать следующие обязательные реквизиты: паспортные данные продавца, наименование, количество и стоимость материальных ценностей.

Внутренними документами, которыми оформляют поступившие ценности, могут быть сопроводительные документы поставщиков со штампами получателя груза, приемные акты, приходные накладные и некоторые другие документы в зависимости от принятого порядка оформления приемки груза.

Приступая к проверке полноты оприходования и правильности оценки покупных материальных ценностей, аудитор устанавливает, соответствуют ли итоговые суммы, отраженные в ведомостях учета материальных ценностей, данным других учетных регистров.

По данным регистра синтетического учета по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", а также по приходным документам складов аудитор определяет количество поступивших материалов и правильность документального оформления приемки грузов. Для этого оплаченные платежные документы поставщиков сопоставляются с приходными ордерами, приемными актами, а также с записями в карточках складского учета.

Проверяя полноту оприходования материальных ценностей, аудитор обращает внимание на реальность кредиторской задолженности поставщикам с целью выявить неучтенные счета поставщиков. Для этого он сверяет записи в регистрах бухгалтерского учета с данными предъявленных счетов, договоров, денежных документов об оплате поставщикам.

В ходе документальной проверки операций по поступлению МПЗ устанавливают соблюдение правил количественной и качественной приемки; правильность оформления актов приемки, коммерческих актов, актов расхождений, выявленных при приемке; своевременность представления в бухгалтерию отчетов материально ответственных лиц и реестров оправдательных документов. При выявлении расхождений необходимо провести встречную проверку документов.

............................................................пропуск............................................................................

При проверке правильности списания транспортно-заготовительных расходов или отклонений от учетных цен, выявленных на счете 16 "Отклонение в стоимости материалов" либо непосредственно отдельными позициями на счете 10 "Материалы",нужно обратить внимание на случаи, когда счета транспортной или посреднической организации, с помощью которых приобретали материалы, получены позже, чем были оприходованы МПЗ. В этом случае транспортные расходы не могут быть включены в фактическую себестоимость материалов в момент их оприходования.

Расходы на содержание заготовительно-складского аппарата предприятия подлежат включению в фактическую себестоимость заготовленных материалов в соответствии с принципами, отраженными в учетной политике предприятия. Распределяют такие расходы, как правило, по окончании отчетного месяца.

 

5. Проверка правильности оценки МПЗ при их оприходовании и списании в производство

 

Материальные ценности должны быть отражены в учете и отчетности по фактической себестоимости. Ее определяют по затратам на их приобретение (транспортно-заготовительные расходы), включая оплату процентов за приобретение в кредит, предоставленный поставщиком этих ресурсов; наценки (надбавки), комиссионные вознаграждения (стоимость услуг), уплаченные снабженческим, внешнеэкономическим и иным организациям; таможенные пошлины, расходы на транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями (без НДС).

Правильность оценки материальных ценностей находится в зависимости от организации и постановки их аналитического и синтетического учета. Поэтому аудитор должен проверить, ведется ли учет на счете 10 "Материалы" в разрезе субсчетов (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали, топливо и другие однородные группы) и по каждому наименованию материальных ценностей в зависимости от их потребительских признаков (сорта, марки, кондиции и т.д.); присваивают ли материальным ценностям номенклатурные номера в зависимости от их потребительских признаков и указывают ли их в первичных документах и складском учете.

Если производственные запасы учитывают по учетным ценам, объектом контроля является распределение отклонений между этими ценами и фактической себестоимостью приобретенных материалов.

Финансовые показатели деятельности организации зависят от выбранного метода оценки запасов. Одной из проблем является определение правильности оценки МПЗ на конец отчетного периода, так как в течение года их приобретают по разным ценам. Конечную стоимость запасов можно регулировать при помощи специальных методов оценки. Способ проверки зависит от того, какой метод списания МПЗ (для различных видов материальных ценностей они могут быть разными) применяют в организации.

При определении фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых в производство, разрешено использовать один из следующих методов оценки запасов: по средней себестоимости; по себестоимости первых по времени закупок (ФИФО); по себестоимости последних по времени закупок (ЛИФО); по себестоимости единицы приобретения материалов.

Аудитор должен убедиться в неизменности применения в течение года выбранных методов оценки по отношению к конкретным видам запасов; проверить правильность их применения, а также обоснованность и полезность для управления.

Если учетной политикой организации установлено, что МПЗ оцениваются по методу ФИФО, то их должны списывать в производство в оценке запасов, которые были куплены первыми, с учетом себестоимости запасов, числящихся на начало месяца. В балансе же остатки материальных ценностей должны быть показаны по ценам последних, более дорогих закупок.

............................................................пропуск............................................................................

Существенная ошибка при учете МПЗ приводит к искаженному отражению в бухгалтерской отчетности оборотных средств, себестоимости продаж, валовой и чистой прибыли.

7. Состав материально-производственных запасов

К ним отнесена часть имущества:

1) используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг;

2) предназначенная на продажу;

3) используемая для управленческих нужд организации.

К материально-производственным запасам отнесены малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, готовая продукция, товары, оборудование к установке.

Второй особенностью является новый порядок оценки в бухгалтерском учете и отчетности материально-производственных запасов в зависимости от канала поступления. Круг рассматриваемых вопросов очень велик, но все они могут быть сведены к следующему:

оценка организации учета сохранности и списания материальных ценностей;

организация и порядок ведения складского хозяйства;

проверка наличия дорогостоящего сырья, материалов и других запасов;

изучение договоров (контрактов) на поставку материальных ценностей;

проверка соблюдения предприятием налогового законодательства по операциям, связанным с приобретением, выбытием и переоценкой материальных ценностей.

Независимо от организационно-правовой формы собственности аудит производственных запасов включает:

ознакомление с учетной политикой предприятия в части организации учета производственных запасов;

установление обеспеченности бухгалтерии действующими нормативными документами;

ознакомление с материалами проводимых инвентаризаций;

проверку актов приема-передачи имущественных ценностей при смене материально ответственных лиц;

проверку ведомостей учета материальных ценностей;

проверку стоимости реализации материальных ценностей, полученных сотрудниками (не ниже рыночной), и фактов внесения денег в кассу предприятия;

проверку правильности списания стоимости материальных ценностей, израсходованных на производственные и другие нужды;

проверку соблюдения метода оценки материалов.

Существует возможность выбора следующих методов оценки материалов, готовой продукции, товаров, учитываемых по покупной цене, при списании и ином выбытии:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ФИФО);

по себестоимости последних по времени приобретения материально-производственных запасов (метод ЛИФО).

Материально-производственные запасы, приобретаемые за плату, принимаются к бухгалтерскому учету на сумму фактических затрат организации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Данная позиция распространяется на такие виды материально-производственных запасов, как материалы, МБП, товары.

............................................................пропуск............................................................................

8. Типичные ошибки, выявляемые при аудиторских проверках:

несоответствие информации о наличии производственных запасов по данным Главной книги и журналов-ордеров; несвоевременное оприходование товарно-материальных ценностей; изменение метода оценки запасов в течение года; учет сохранности и списания материальных ценностей ведется с нарушениями; отсутствуют акты приема-передачи имущественных ценностей при смене материально ответственных лиц; необоснованно завышается расход материалов; сумма уценки производственных запасов относится на финансовый результат, в результате чего уменьшается налогооблагаемая прибыль.

 

Заключение

 

В заключение необходимо отметить, что в течение нескольких лет Европейское сообщество поступательно продвигается по пути повышения требовательности к профессии, усиления контроля за качеством аудиторских услуг. При этом, думается, шаг за шагом будет повышаться роль российских аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в отношении своих членов. Профессия постепенно сможет самостоятельно очищаться от негативных явлений. Одновременно и в России будут уходить элементы контроля, введенные со стороны государства в настоящих условиях в качестве временной, но необходимой меры. В качестве одного из примеров можно привести опыт Швеции. В этой стране правительственный орган - Комиссия по аудиторской деятельности - практически через два ведущих профессиональных аудиторских объединения полностью владеет обстановкой в сфере контроля качества на рынке аудиторских услуг Швеции.

Целесообразно дополнить проект предложением следующего содержания:

............................................................пропуск............................................................................

Предложенные позиции проработаны при активном участии профессиональных аудиторских объединений и практикующих аудиторов.

В настоящее время детально прорабатываются предложения, касающиеся Федерального органа государственного регулирования аудиторской деятельности и аккредитованных профессиональных аудиторских объединений.

Учитывая, что ключевым вопросом в организации российского аудита на ближайшую перспективу является прохождение проекта федерального закона "Об аудиторской деятельности", а ежегодная выставка "Бухгалтерский учет и аудит" в дни своей работы привлекает многие и многие сотни представителей аудиторской и бухгалтерской профессий, надеемся, что это в совокупности будет способствовать конструктивному диалогу и принятию в дальнейшем взвешенных и правильных решений.

Только объединение конструктивных усилий по совершенствованию правового поля, организации этого вида деятельности при непременном повышении качества аудиторских услуг могут в дальнейшем создать действительно значимое для экономики государства направление, каким и должен быть российский аудит.

 

Список литературы:

 

  1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.).

  2. Скобарев В.Ю., Пивоварова С.А., Долотенкова Д.К. Комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". - СПС "Гарант", 2002 г.

  3. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г. N 409 "О мерах по обеспечению провед

Категория: Аудит | Добавил: admin | Теги: материалов, ценностей, запасов, деятельности, проверка, учета, МПЗ, принципы учета МПЗ, контроля, оценке
Просмотров: 2108 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: