Воскресенье
28.04.2024
20:44
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
История экономики [5]
Мировая экономика [8]
Международные экономические отношения [7]
Политэкономия [7]
Экономическая география [19]
Финансы и кредит [30]
Биржевое дело [2]
Экономика предприятия [22]
Экономическая теория [22]
Анализ [18]
Аудит [9]
Бухучет [4]
Бухгалтерский учет
Банковское дело [3]
Товароведение [2]
Макроэкономика [2]
Логистика [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Экономика » Аудит

Аудиторская проверка
28.12.2009, 23:13

Аудиторская проверка

СОДЕРЖАНИЕ:

 

Введение3

Глава 1. Планирование аудита5

1.1. Общие положения5

1.2. Планирование аудиторской проверки5

1.3. Предварительное планирование аудита8

Глава 2. Аналитические процедуры24

2.1. Общие вопросы24

2.2. Этапы аналитических процедур25

Глава 3. Аудиторские свидетельства30

3.1. Понятие и типы аудиторских свидетельств30

3.2. Рабочие документы аудитора32

Заключение33

Список литературы:35

 

Введение

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Аудитором может быть физическое лицо, прошедшее аттестацию на получение квалификационного аттестата. Он может заниматься аудиторской деятельностью в составе аудиторской фирмы или самостоятельно, зарегистрировавшись в качестве предпринимателя без образования юридического лица.

Аудиторы, желающие работать самостоятельно после государственной регистрации становятся субъектами предпринимательской деятельности, а после получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм, им предоставляется право на осуществление аудиторской деятельности.

Аудиторская фирма - юридическое лицо любой организационно-правовой формы, за исключением открытого акционерного общества. В уставном капитале аудиторской фирмы не менее 51 процента должно принадлежать аттестованным аудиторам и (или) получившим лицензии аудиторским фирмам.

Свою деятельность аудиторские фирмы начинают после того, как пройдут государственную регистрацию в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получат лицензию на осуществление аудиторской деятельности и будут включены в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Аудиторы и аудиторские фирмы не могут заниматься какой-либо другой предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской.

В соответствии с законодательством РФ аудиторы и аудиторские фирмы могут осуществлять следующие виды деятельности:

............................................................пропуск............................................................................

- консультирование по вопросам финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ;

- обучение работников бухгалтерских служб предприятий;

- методическое и информационное обеспечение предприятий;

- разработку методических пособий по бухгалтерскому учету и налогообложению и оказание других услуг.

Порядок выдачи лицензий установлен постановлением Правительства РФ N 482 от 6 мая 1994 г. Лицензии выдаются отдельно на осуществление: банковского аудита; аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования; аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; общего аудита (аудита иных экономических субъектов).

Выбранная мною тема, является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы – проанализировать основные особенности планирования аудита и аналитических процедур, а также сущность аудиторских свидетельств.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Планирование аудита

1.1. Общие положения

 

Аудиторская проверка, как правило, ограничена определенным сроком. По статистике аудит длится в среднем две недели. Если предприятие крупное, то провести сплошную проверку его финансово-хозяйственной деятельности практически нереально, так как требуются колоссальные затраты времени и сил. Даже на среднем предприятии сделать сплошную проверку не всегда удается, в первую очередь из-за ограничений по времени. Поэтому аудитору следует определить стратегию проверки с учетом индивидуальных особенностей конкретного экономического субъекта.

Стратегия аудиторской проверки базируется на:

- рассмотрении собранной информации о деятельности клиента;

- предварительной оценке риска и эффективности внутреннего контроля;

- определении сущности, глубины и продолжительности проверок отдельных групп операций.

Стратегия аудиторской проверки строится на выборе наиболее рациональных путей достижения целей аудиторской проверки. Характер стратегии зависит от опыта и квалификации аудитора, от длительности сотрудничества между аудиторской фирмой и клиентом, т.е. от степени знания особенностей клиента, характера задач, решаемых в аудите, и других факторов.

............................................................пропуск............................................................................

 

1.3. Предварительное планирование аудита

 

На этом этапе аудитору необходимо решить: стоит ли начинать (продолжать) сотрудничество с клиентом; понять причины, побудившие клиента прибегнуть к услугам аудитора; сформировать штат для проведения проверки; заключить договор с клиентом.

В процессе предварительного ознакомления с клиентом аудитору необходимо оценить:

- финансовую стабильность клиента;

- положение клиента в экономической среде;

- отношения с предыдущей аудиторской фирмой, если они имели место.

Новому аудитору целесообразно связаться со своим предшественником, от которого он может получить информацию о намерениях руководства, спорных вопросах по поводу применения принципов учета, аудиторских процедур или оплаты. Но возможность такого контакта аудитор должен предварительно согласовать с клиентом.

............................................................пропуск............................................................................

Понятие уровня существенности в аудите и порядок его расчета определяются в РФ правилом (стандартом) "Существенность и аудиторский риск".

Основной целью аудита является установление достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Аудиторские организации в ходе проведения проверок не должны устанавливать достоверность отчетности с абсолютной точностью, но обязаны установить ее достоверность во всех существенных отношениях.

Под достоверностью бухгалтерской отчетности во всех существенных отношениях понимается такая степень точности показателей бухгалтерской отчетности, при которой квалифицированный пользователь этой отчетности оказывается в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения. Существенность информации - это ее свойство, которое делает ее способной влиять на экономические решения разумного пользователя такой информации.

Аудитор обязан принимать во внимание две стороны существенности в аудите: качественную и количественную. С качественной точки зрения аудитор должен использовать свое профессиональное суждение для того, чтобы определить, носят или не носят существенный характер отмеченные в ходе проверки отклонения порядка совершенных экономическим субъектом финансовых и хозяйственных операций от требований нормативных актов, действующих в Российской Федерации. С количественной точки зрения аудитор должен оценить, превосходят ли по отдельности и в сумме обнаруженные отклонения (с учетом прогнозируемой величины неотмеченных отклонений) количественный критерий - уровень существенности.

Под уровнем существенности понимается то предельное значение ошибки бухгалтерской отчетности, начиная с которой квалифицированный пользователь этой отчетности с большой степенью вероятности перестанет быть в состоянии делать на ее основе правильные выводы и принимать правильные экономические решения.

При нахождении абсолютного значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности экономического субъекта, подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности.

Аудиторские организации обязаны установить систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, которые должны быть оформлены документально и применяться на постоянной основе. Для аудиторских фирм такой документ должен быть утвержден решением исполнительного органа аудиторской фирмы.

Основанием для изменения аудиторской организацией системы базовых показателей и порядка нахождения уровня существенности могут служить:

- изменения законодательства в области бухгалтерского учета и налогообложения, затрагивающие порядок определения статей баланса или базовых показателей бухгалтерской отчетности;

- изменения законодательства в области аудита, устанавливающие требования к методам определения уровня существенности;

- изменение аудиторской специализации аудиторской организации;

- значительное изменение состава экономических субъектов, подлежащих аудиту, с точки зрения их принадлежности к другим отраслям производства или другому роду деятельности;

- значительное изменение состава экономических субъектов, подлежащих аудиту, с точки зрения их принадлежности к другим отраслям производства или другому роду деятельности;

- смена руководства аудиторской организации.

Документ, описывающий систему базовых показателей и порядок нахождения уровня существенности, должен иметь открытый характер. Аудиторская организация может знакомить заинтересованных лиц по их требованию с принятым аудиторской организацией порядком нахождения уровня существенности.

Уровень существенности должен быть выражен в той валюте, в которой ведется бухгалтерский учет и готовится бухгалтерская отчетность.

Значение уровня существенности для данной аудиторской проверки должно быть определено по завершении этапа планирования аудиторской проверки. Полученное значение уровня существенности должно быть в обязательном порядке зафиксировано в общем плане аудита.

Аудитор в случае обстоятельств, которые станут известны ему по ходу проверки, имеет право изменить (скорректировать) значение уровня существенности. При этом факт изменения уровня существенности, новое значение уровня существенности, соответствующие расчеты и развернутая аргументация аудитора должны быть в обязательном порядке зафиксированы в рабочих документах аудиторской проверки.

Значение уровня существенности, полученное по окончании этапа планирования аудита, а также любые корректировки значения уровня существенности в ходе проверки, должны быть утверждены руководителем данной проверки, что должно найти отражение в рабочей документации проверки.

Аудитор обязан принимать во внимание уровень существенности:

- на этапе планирования при определении содержания, затрат времени и объема применяемых аудиторских процедур;

- в ходе выполнения конкретных аудиторских процедур;

- на этапе завершения аудита при оценке эффекта, оказываемого обнаруженными искажениями и нарушениями на достоверность бухгалтерской отчетности.

............................................................пропуск............................................................................

Глава 2. Аналитические процедуры

2.1. Общие вопросы

Обязательность аналитических процедур на различных стадиях аудиторской проверки была установлена американским институтом дипломированных общественных бухгалтеров и рекомендована положением по стандартам аудита N 56 (SAS N 56).

Согласно этому положению аналитические процедуры нацелены на оценку финансовой информации на основе изучения вероятностных соотношений между финансовыми и нефинансовыми данными, в том числе сравнения записанных значений с ожидаемыми значениями, которые определил аудитор. Следует отметить, что при решении некоторых конкретных задач аудита или в тех случаях, когда остатки по счетам небольшие, достоверные свидетельства можно получить при помощи одних только аналитических процедур. Однако в большинстве случаев результатов применения аналитических процедур недостаточно.

Кроме того, значение аналитических процедур косвенно выражается и в том, что обычно они обходятся дешевле, чем более детализированные процедуры, ориентированные на первичные документы и на регистры синтетического и аналитического учета. Процедуры, предоставляющие "точную" информацию, имеют свои отрицательные стороны: во-первых, аудитор может оказаться не столь компетентным, чтобы обнаружить недостатки, а клиент в свою очередь может влиять на мнение аудитора, предоставив заведомо ложные сведения.

На стадии планирования аудита аналитические процедуры помогают выявить особенности деятельности клиента и сформулировать проблемы формирования финансовой информации, а также оценить аудиторский риск. Обязательность аналитических процедур на заключительной стадии аудиторской проверки связана с необходимостью определить общую эффективность аудита, в том числе и аналитических процедур, выполненных на этапе планирования.

Аналитические процедуры осуществляются в несколько этапов: постановка цели аудита; выбор метода анализа для достижения поставленной цели; составление информационной базы анализа; установление критериев для принятия решений; процедуры тестирования; анализ результатов; формулирование выводов.

Рассмотрим подробнее эти этапы.

2.2. Этапы аналитических процедур

............................................................пропуск............................................................................

Глава 3. Аудиторские свидетельства

3.1. Понятие и типы аудиторских свидетельств

 

Российским аудиторским Правилом (стандартом) "Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности" так определено назначение аудиторского заключения:

Аудиторское заключение о бухгалтерской отчетности экономического субъекта представляет мнение аудиторской фирмы о достоверности этой отчетности.

Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности должно выражать оценку аудиторской фирмой соответствия во всех существенных аспектах бухгалтерской отчетности нормативному акту, регулирующему бухгалтерский учет и отчетность в Российской Федерации.

Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта не может и не должно трактоваться этим субъектом и заинтересованными пользователями аудиторского заключения как-либо иначе.

Если в результате аудита аудиторская фирма обнаружила, что имущественное и финансовое положение экономического субъекта таково, что возникает серьезное сомнение о наличии у этого субъекта возможности продолжить деятельность и исполнять свои обязательства в течение, как минимум, 12 месяцев, следующих за отчетным периодом, то мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности должно отразить данное сомнение.

............................................................пропуск............................................................................ обстоятельствами аудиторская фирма не может выразить и не выражает такого мнения в одной из установленных настоящим порядком форме.

Мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта должно быть выражено так, чтобы этому субъекту и пользователям были очевидны его содержание и форма.

3.2. Рабочие документы аудитора

 

Стандарт устанавливает единые требования по подготовке рабочей документации аудита аудиторской фирмой или аудитором-предпринимателем.

Задачи: формулирование общих принципов документирования аудита; формулировна требований, предъявляемых к форме и содержанию рабочей документации аудита; определение порядка составления и хранения рабочей документации.

К рабочей документации относятся:

- планы и программы проведения аудита;

- описания использованных аудиторской организацией процедур и их результатов;

- объяснения, пояснения и заявления экономического субъекта;

- копии, в том числе фотокопии, документов экономического субъекта;

- описания системы внутреннего контроля и организации бухгалтерского учета экономического субъекта;

- аналитические документы аудиторской организации и др.

Состав, количество и содержание документов, входящих в рабочую документацию аудита, определяются следующими моментами:

- характером проводимой работы;

- характером и сложностью деятельности экономического субъекта;

- состоянием бухгалтерского учета экономического субъекта;

- надежностью системы внутреннего контроля экономического субъекта;

- необходимым уровнем руководства и контроля за работой персонала аудиторской организации при выполнении отдельных процедур.

 

Заключение

Активное развитие института независимого аудита в России является вполне закономерным и, безусловно, позитивным процессом. Экономическая реформа привела к изменению доминирующей формы собственности, которая все в большей степени переходит в руки частных предпринимателей и негосударственных хозяйствующих субъектов. Соответственно это вызывает существенное сужение сферы государственного финансового контроля и необходимость соразмерной темпам реформ организации новых, присущих рыночным отношениям способов упорядочения финансовой деятельности негосударственных предприятий и организаций, исторически отработанной формой которых является независимый аудит. Причем, как это ни парадоксально, органы государственного финансового контроля, в частности Счетная палата Российской Федерации, оказываются крайне заинтересованными в прочном становлении, активном развитии и эффективном функционировании института независимого аудита. Практика показала, что органы государственного финансового контроля и независимые аудиторы, аудиторские фирмы отнюдь не являются конкурентами, а наоборот, квалифицированный и добросовестный аудит может быть весомым подспорьем в работе государственных органов финансового контроля и оказывать существенное позитивное влияние на повышение эффективности их работы, на полноту и качество выполнения их функций и поставленных перед ними задач.

............................................................пропуск............................................................................ Как видно, формы взаимодействия государства с негосударственными хозяйствующими субъектами весьма разнообразны.

Главное в этом естественном процессе - обеспечение надежности контрагента. Государство как управляющий общественным имуществом представитель собственника, которым являются налогоплательщики, общество в целом, должно обеспечить выполнение необходимых для общества работ и услуг с максимальным качеством и, что очень важно, с минимальным риском. Следовательно, органы государственного управления должны быть убеждены в том, что организации, которым передаются деньги и имущество, способны осуществлять свою финансовую работу на должном уровне, с тем чтобы эффективно освоить выделенные средства, гарантировать возврат кредитов или своевременное и полное перечисление арендной платы, рационально и целевым назначением использовать льготы, обеспечить отдачу от государственных долей в предприятиях.

 

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с изм. и доп. от 14 декабря, 30 декабря 2001 г.).

  2. Скобарев В.Ю., Пивоварова С.А., Долотенкова Д.К. Комментарий к Федеральному закону от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности". - СПС "Гарант", 2002 г.

  3. Постановление Правительства РФ от 12 июня 2002 г. N 409 "О мерах по обеспечению проведения обязательного аудита"

  4. Агеева Ю.Б., Агеева А.Б. Аудиторская проверка: практическое пособие для аудитора и бухгалтера. - "Бератор-Пресс", 2001 г.

  5. Аналитические процедуры в аудиторской практике (А.У. Хомидов, "Аудиторские ведомости", N 8, август 2001 г.)

  6. Аудиторская деятельность: современное законодательство (Д.К. Долотенкова, М.Н. Гладкова, "Аудиторские ведомости", N 3, март 2001 г.)

  7. Ключевые вопросы в организации Российского аудита: ближайшая перспектива (А.Крикунов, "Финансовая газета", N 3, январь 2001 г.)

  8. Методологические проблемы аудита (Е.М. Гутцайт, "Аудиторские ведомости", N 1 - 8, 10 январь - август, октябрь 2002 г.)

  9. Проблемные вопросы планирования аудита (Л.Г. Макарова, "Аудиторские ведомости", N 3, март 2002 г.)

  10. Суйц В.П., Ахметбеков А.Н., Дубровина Т.А. Аудит: общий, банковский, страховой. - ИНФРА-М, 2001 г.

Категория: Аудит | Добавил: admin | Теги: планирование аудита, проверки, процедур, аудит, аудиторской проверки, аудиторской фирмой, деятельности, субъекта, аудиторской, отчетности
Просмотров: 699 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: