План К российская экономика - путь стабилизации
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. Стабилизационная и структурная политика 4
2. Понятие стабилизационной политики 8
3. Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период 33
4. Инструменты макроэкономической стабилизации 35
5. Ортодоксальный и гетеродоксный сценарии макроэкономической стабилизации 36
6. Структурная политика и ее главные направления в переходный период 37
7. Концепция структурной перестройки экономики России 39
Заключение 41
Список литературы 42
Введение
Любая программа стабилизации экономики связана со значительными капиталовложениями, которые должны осуществляться одновременно в государственном и частном секторах. Другое глобальное направление — конструктивные преобразования в экономической системе страны. В переходный период, когда происходит слом не оправдавшей себя экономической структуры и установление новой институциональной среды, признаками стабилизации считается уже сам факт проведения этих преобразований. Эта мысль часто встречается в трудах западных экономистов и прежде всего у Яноша Корнай (р. 1928), участвовавшего в теоретических дискуссиях о результатах, достигнутых в странах с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы. Не секрет, что политика стабилизации в этих странах первоначально привела………………… Выбранная мною тема «Российская экономика – путь стабилизации», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой. Цель работы – рассмотреть пути стабилизации российской экономики. Работа состоит из введения, семи разделов, заключения и списка литературы. Задачи: 1. Рассмотреть стабилизационную и структурную политику; 2. Рассмотреть понятие стабилизационной политики; 3. Показать проблему макроэкономической стабилизации в переходный период; 4. Рассмотреть инструменты макроэкономической стабилизации; 5. Исследовать ортодоксальный и гетеродоксный сценарии макроэкономической стабилизации; 6. Рассмотреть особенности структурной политики и ее главные направления в переходный период; 7. Показать концепцию структурной перестройки экономики России.
1. Стабилизационная и структурная политика Понятие «стабилизационная политика» у большинства авторов неразрывно связано с выявлением причин, порождающих дестабилизацию на уровне макроэкономики: • популистская политика правительства; • структурные дисбалансы развития экономики, делающие ее неконкурентоспособной перед лицом динамично развивающейся мировой экономики; • структурные дисбалансы, связанные со структурными деформациями (протекционистская политика, системы контроля цен, наличие превалирующей доли государственного сектора в экономике, пользующегося значительными субсидиями); • протекционистская политика и манипуляция цен (в «моделях роста» азиатских стран); • структурные деформации в странах с высокоразвитой рыночной экономикой, обладающей международной конкурентоспособностью (Франция, Бельгия). Таким образом, один только перечень причин, приведенный выше, показывает многогранный характер проблемы стабилизации экономики. Даже в такой стране, как Франция, имеющей идеальную с точки зрения российского наблюдателя экономику, проблема стабилизации не является праздным или отвлеченным понятием. В любой современной экономике, какой бы совершенной она не была, имеют место инфляционные тенденции. В конце XX в. невозможно найти страну, сумевшую в своей экономике выйти на траекторию быстрого и стабильного роста в условиях так называемой «модели стабилизации», рекомендуемой Международным валютным фондом и Всемирным банком. Основные направления осуществления структурной политики в переходный период и на перспективу, следующие. ………………………..
2. Понятие стабилизационной политики
Переходный период почти во всех странах начинался с системного кризиса, проявлениями которого на макроэкономическом уровне были: 1) инфляция, подрывающая стимулы к производственной деятельности; 2) трансформационный спад, глубина которого зависит от величины накопившихся в структуре экономики диспропорций, устанавливаемых в ходе макроэкономической стабилизации ограничений платежеспособного спроса; 3) снижение накоплений и инвестиционной активности, которые становятся невыгодными при высокой инфляции. Стабилизационная политика направлена на восстановление и поддержание макроэкономического равновесия на уровне, близком к полному использованию факторов производства в условиях стабильного уровня цен. Эта политика обычно связана с воздействием на совокупный спрос как более динамичный компонент макроэкономического равновесия, регулируя который, можно достаточно быстро вернуть экономику к полной занятости и обеспечить равновесие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Такое воздействие осуществляется с помощью инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики. Возрастающая зависимость мировой экономики от конъюнктуры нефтяного рынка вызывает необходимость дальнейшего уточнения принципов макроэкономической политики на уровне отдельных государств. Это нашло отражение в работах зарубежных и отечественных экономистов. Можно, в частности, подвести первые итоги функционирования российского Стабилизационного фонда, на основе которых сделать выводы для бюджетной и экономической политики России. Представляется, что эти выводы могут вызвать как научный, так и практический интерес со стороны других государств - экспортеров невозобновляемых ресурсов………………
3. Проблема макроэкономической стабилизации в переходный период
Страны с переходной экономикой в самом начале преобразований сталкиваются с проблемой подавления (в ряде стран — недопущения) высокой инфляции. Подавление инфляции, укрепление денежной единицы и достижение устойчивости валютного курса называют макроэкономической, или финансовой, стабилизацией. Ее центральный элемент — борьба с инфляцией. Показателем успеха стабилизационных мер в этой области считается снижение ежегодного прироста индекса потребительских цен до 30% и ниже. Для проведения эффективной стабилизационной политики необходимо понимание специфики инфляции в переходный период, которая находится под влиянием как монетарных, так и немонетарных факторов. В соответствии с монетарным подходом темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста объема продукции реального сектора. Повышение темпов прироста денежной массы приводит к соответствующему повышение темпов инфляции, в то время как их снижение вызывает обратный эффект. В качестве показателя инфляции в странах с переходной экономикой обычно используется рост индекса потребительских цен…………………………………….
4. Инструменты макроэкономической стабилизации
Главными средствами макроэкономической стабилизации являются: 1) сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП; 2) проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.); 3) установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимаются макроэкономические показатели, которые фиксируются на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены; 4) сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов; 5) либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен……………………………..
7. Концепция структурной перестройки экономики России
В структуре российской экономики в переходный период продолжает расти доля добывающих отраслей и производств «первого» передела (металлургия) и снижается доля высокотехнологичных производств. Подобный сдвиг часто называется «утяжелением» экономической структуры. Концепция структурной перестройки в России исходит из сохранения отраслевого разнообразия народнохозяйственного комплекса. В структуре промышленности выделяются три группы отраслей: 1) топливно-энергетический комплекс. Эти отрасли сохраняют свою конкурентоспособность и могут привлекать иностранные инвестиции; 2) отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (авиакосмическая, энергетическое машиностроение, отчасти станкостроение). Они нуждаются в государственной поддержке на внутреннем и внешнем рынках; 3) отрасли обрабатывающей промышленности, которые могут быть конкурентоспособными на внутреннем рынке (автомобильная, сельскохозяйственное машиностроение, пищевая). Развитие этих отраслей напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и стимулирования внутреннего спроса на их продукцию путем лизинга и потребительского кредита. 5 трлн руб., направленных на поддержку банковского сектора, недостаточно для стабилизации российской экономики, заявил премьер-министр РФ Владимир Путин, отвечая на вопросы россиян в прямом эфире. По его словам, государство не может допустить ситуацию 1998 г. "За банками стоят миллионы вкладчиков, граждан Российской Федерации, которые заинтересованы в том, чтобы банковские учреждения работали ритмично и у них было достаточно ликвидности, чтобы обеспечивать интересы граждан. Именно для этого мы направляем огромные средства в банковский сектор - примерно около 5 трлн руб. по разным каналам", - отметил Путин. "Конечно, прежде всего, мы работали с таким банками, которые на растратят и не растранжирят ваши деньги, уважаемые граждане России, деньги налогоплательщиков", - сказал он. По словам премьера, речь идет о банках с государственным участием - Сбербанке, ВТБ, Газпромбанке. "Но, конечно, и мы сейчас это видим, этих усилий, направленных на поддержание только банковского сектора, недостаточно", - считает глава правительства. По словам Путина, сегодняшние кризисные явления являются уникальными. Он отметил, что ранее мировая экономика с кризисом такого масштаба не сталкивалась. "Поэтому сегодня мы приняли решение о том,………………………………
Список литературы
Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. –М.: Юрайт-М, 2001. Введение в рыночную экономику / Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной. – М.: Высшая школа, 2007. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Микроэкономика / Пер. с анг. В. Лукашевича и др. Под общей ред. Б. Лисовика и В. Лукашевича – Спб, 2004. Журнал «Экономика России: ХХI век» № 14, 2005. Зайдель X., Теммен Р. Основы учения об экономике. – М.: Дело ЛТД, 2004.
|