Суббота
04.05.2024
04:33
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
История экономики [5]
Мировая экономика [8]
Международные экономические отношения [7]
Политэкономия [7]
Экономическая география [19]
Финансы и кредит [30]
Биржевое дело [2]
Экономика предприятия [22]
Экономическая теория [22]
Анализ [18]
Аудит [9]
Бухучет [4]
Бухгалтерский учет
Банковское дело [3]
Товароведение [2]
Макроэкономика [2]
Логистика [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Экономика » Экономическая география

Проблемы формирования единого страхового пространства мира и роль Китая и Японии в этом процессе
21.02.2010, 02:38

Проблемы формирования единого страхового пространства мира и роль Китая и Японии в этом процессе

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение ……………………………………………………………..……..……………….3

ГЛАВА 1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

1.1. Сущность глобализации …………………………………………………………8

1.2. Особенности формирования единого страхового пространства в рамках Европейского Сообщества …………………………………………….…………11

1.3. Сущность и содержание правил ВТО, и их значение в регулировании мирового страхового рынка ………………………………………….……………..23

ГЛАВА 2. ОПЫТ РАЗВИТИЯ СТРАХОВЫХ РЫНКОВ ВЕДУЩИХ СТРАН АЗИИ

2.1. Тенденции на азиатском рынке страхования …………………………………32

2.2. Особенности страхового рынка Китая ……………………...…………………36

2.3. Особенности страхового рынка Японии ……………….……………………..52

ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВЫХ СТРАХОВЫХ РЫНКОВ ВЕДУЩИХ СТРАН АЗИИ

3.1. Перспективы развития страховых рынков Китая и Японии …………………61

3.2. Проблемы развития единого страхового пространства в современных условиях ……………………………………………………………………………..63

3.3.Возможности использования опыта страховых рынков Китая и Японии в практике страхования в России…………………………….………………….66

Заключение ………………………………………………………………………………..75

Список литературы ……………………………………………………….………………82

Приложения ……………………………………………………………………………….87

 


ВВЕДЕНИЕ

В начале ХХI в. мировой страховой рынок вступил в новую фазу развития. Проходя через цепочку кризисов, потрясающих различные его сегменты, приспосабливаясь к быстро меняющейся экономческой ситуации, рынки страховых услуг различных стран стали активно развиваться в направлении создания единого международного страхового пространства. Эта тенденция объединения затронула все сферы страхового бизнеса.

Среди причин возникновения на страховом рынке глобальной тенденции к интеграции необходимо выделить целый ряд объективных факторов. В числе важнейших из них - выход мирового сообщества на новый этап развития, отражающий возникновение более тесных контактов между национальными рынками и создание единого культурного, информационного и экономического пространства. Эффект стирания экономических и культурных границ между странами, приводящий к расширению круга партнеров и зарубежных представительств у компаний, возникновение масштабного международного разделения труда, а также индустрия международного туризма раздвигают страховой бизнес за национальные границы.

Катализатором интеграции на европейском страховом рынке стало создание Европейского валютно-финансового союза. Изменения рыночной структуры, связанные с возникновением с июля 1994 г. объединенного страхового рынка, затронули не только европейские компании, но и повлекли за собой ответную реакцию со стороны страховщиков других государств, прежде всего США.

......................................................

Цель дипломной работы - комплексное исследование проблем формирования единого страхового пространства мира и роли Китая и Японии в этом процессе.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность глобализации, особенности формирования единого страхового пространства в рамках Европейского Сообщества;

- изучить сущность и содержание правил ВТО, и их значение в регулировании мирового страхового рынка;

- проанализировать опыт развития страховых рынков ведущих стран Азии (на примере Японии и Китая);

- рассмотреть основные проблемы и перспективы развития мировых страховых рынков ведущих стран Азии;

- изучить возможности использования опыта страховых рынков Китая и Японии в практике страхования в России.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются страховые рынки Китая и Японии, а также тенденции их развития. Предметом исследования являются экономические процессы, происходящие на страховом рынке ведущих азиатских стран (Китая и Японии), неразрывно связанные с выбранной ими стратегией увеличения открытости экономики внешнему миру, направленную на интеграцию в мировое хозяйство..

Методология исследования основывалась на использовании системного подхода и диалектической логики. В процессе работы применялись такие общенаучные методы и приемы, как статистический и экономический анализ, синтез, сравнение, классификации, прогнозирование, моделирование, наблюдение и т.п.

В работе широко использовались данные Национального статистического бюро КНР (National Bureau of Statistics of China), Китайского комитета по надзору за страховой деятельностью (China Insurance Regulatory Commission), Японского Центра экономических исследований (Japan Center for Economic Research), Всемирной торговой организации (World Trade Organization), материалы специализированной печати, публикации и разработки ведущих мировых страховых компаний.

Нормативно-правовую базу исследования составляют Директивы Европейского Союза в области страхования, Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС/GATS) от 15.04.1994), Законы о страховании Японии и Китая, а также некоторые нормативные акты Российской Федерации.

Теоретическую основу дипломной работы составляют труды следующих ученых: Н.Г. Адамчук, А.В. Богатенкова, Д.А. Извекова, Р.Т. Юлдашева и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Сформулированные теоретические положения и выводы могут быть использованы при дальнейшем изучении вопросов развития азиатских страховых рынков, проблем формирования единого страхового пространства мира; в научно-исследовательской деятельности и учебном процессе.

Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.

 

 

 


ГЛАВА 1. ОБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

1.1. Сущность глобализации

В условиях глобализации национальные финансовые системы активно интегрировались в единый планетарный механизм с универсальной системой финансовых институтов. Финансовая глобализация объективно ведет к либерализации и унификации внутригосударственных правовых режимов в финансовой сфере и появлению наднациональных элементов правового регулирования.

В результате формирования глобального финансового пространства происходит постепенное стирание не только экономических, но и законодательных барьеров. Поэтому, рассматривая правовое регулирование финансовых отношений в современный период, нельзя не учитывать мировые интеграционные процессы в финансовой сфере. Формирование единого финансового пространства означает прежде всего согласование норм, регулирующих финансовые отношения, целью которого является ликвидация ограничений, препятствующих свободному движению капитала. В ближайшей перспективе глобализация приведет к унификации законодательства в финансовой сфере на основе принятия норм, имеющих одинаковое содержание и применение на территории национальных юрисдикций. В этих условиях процесс гармонизации, постепенного сближения финансового законодательства государств неизбежен.

Объективность глобализации. Основой глобализации мировых финансовых рынков (МФР) является глобализация производственного процесса, т. е. ситуация, когда внутренний, национальный рынок предприятия-резидента потерял для него свое первостепенное значение и фирма больше не ориентируется на собственную страну и занимается удовлетворением таких потребностей и на таком уровне, которые были бы характерны для всего мира. В этом случае возникает глобальный жизненный цикл продукта, рынки и продукты все больше стандартизируются, для оценки рыночного успеха все больше используются международные критерии и оценки, которые в основном имеют финансовое выражение.

Другой причиной глобализации МФР является необходимость изыскания финансовых ресурсов для решения глобальных проблем мирового развития, таких, как преодоление бедности и отсталости; проблем мира, разоружения и предотвращения мировой ядерной войны (проблема мира и демилитаризации); продовольственная; природных ресурсов (распадающуюся на две отдельные: энергетическую и сырьевую); экологическая; демографическая; развитие человеческого потенциала и др.

 

В свете изложенного нам представляется, что ключевой задачей финансово-правового регулятивного воздействия в сфере страхования в настоящее время является главным образом для специфических условий каждой страны сочетание безусловной интегрированности национальных страховых систем в мировую страховую систему, нахождение оптимального правового регулирования финансовых отношений в сфере страхования, препятствующего не только утечке национальных капиталов, а, напротив, использующего эту интегрированность для привлечения капиталов извне для развития национальных страховых систем. Все это в полной мере относится и к России.

 


ГЛАВА 2. ОПЫТ РАЗВИТИЯ СТРАХОВЫХ РЫНКОВ ВЕДУЩИХ СТРАН АЗИИ

2.1. Тенденции на азиатском рынке страхования

Во второй половине ХХ в. азиатский страховой рынок вступил в новую фазу развития. Проходя через цепочку кризисов, потрясающих различные его сегменты, приспосабливаясь к быстро меняющейся экономической ситуации, азиатские рынки страховых услуг (прежде всего Китая и Японии) стали активно развиваться в направлении создания единого международного страхового пространства. Среди причин возникновения на азиатском страховом рынке глобальной тенденции к интеграции необходимо выделить целый ряд объективных факторов. В числе важнейших из них - выход мирового сообщества на новый этап развития, отражающий возникновение более тесных контактов между национальными рынками и создание единого культурного, информационного и экономического пространства. Эффект стирания экономических и культурных границ между странами, приводящий к расширению круга партнеров и зарубежных представительств у компаний, возникновение масштабного международного разделения труда, а также индустрия международного туризма раздвигают страховой бизнес за национальные границы.

Финансовые потрясения 1997 г. не только прервали бурное развитие ряда восточноазиатских государств, но и поставили их перед необходимостью перехода – после преодоления наиболее острых последствий кризиса - на более высокое качество роста. Последнее требовало продолжения и углубления институциональных преобразований. А в данном контексте – и реформ страхового сектора, обеспечивающих надежность, устойчивость и равновесность функционирования экономических механизмов.

Новые индустриальные и индустриализирующиеся страны азиатско-тихоокеанского региона (за немногими исключениями) не располагают зрелой страховой индустрией, их страховым рынкам еще далеко до состояния насыщенности. В первую очередь это относится к Китаю, чья страховая отрасль располагает огромным потенциалом развития. По оценке К.-У. Шанца (Kai-Uwe Schanz), эксперта Swiss Re, масштабы страховой индустрии Китая будут удваиваться каждые пять лет, по меньшей мере до 2010г. И, тем не менее, за первое пятилетие КНР еще только достигнет уровня Швейцарии, а к концу второго – Италии.

Китайский страховой рынок до мирового финансового кризиса развивался очень быстрыми темпами.

............................................................................

Именно это определило тот факт, что до недавнего времени Китай позволял лишь небольшому числу удовлетворяющих определенным условиям иностранных страховых компаний и лишь на ограниченной территории Китая вести деятельность. Поскольку операции страхования жизни имеют сравнительно длительный срок, иностранные компании по страхованию жизни при выходе на рынок Китая могут присутствовать только в виде совместных предприятий.

Китайские страховые премии выросли на 39 процентов в 2008 году, замедляясь от 42-процентного ежегодного темпа роста, так как глобальный финансовый кризис оказал негативное влияние на частные и корпоративные финансы. Премии достигли 978.4 миллиардов юаней (143 миллиарда $) в течение 2008 года.

.........................................................

Я считаю, что российский страховой рынок должен использовать положительный опыт развития азиатских стран, в частности, повысить информационную открытость рынка страховых услуг, как это делается в Японии и в Китае.

Зарубежный опыт свидетельствует, что страховому рынку присущи мощные стимулы саморазвития. Государственное регулирование страховой деятельности дополняет рыночный механизм страхования. При этом механизм государственного регулирования страховой деятельности переплетается с рыночным механизмом страхования.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования автором дипломной работы были сделаны следующие выводы и разработаны предложения:

1. Финансовая (экономическая) глобализация — это стадия интернационализации деятельности финансовых рынков во всех ее формах с целью обеспечения потребностей развития валютно-финансовых отношений.

Финансовая глобализация имеет определенные позитивные последствия. К ним, несомненно, относится снижение недостатка финансовых ресурсов в разных регионах мира. Кроме того, глобализация усиливает конкуренцию на национальных финансовых рынках, что сопровождается как снижением стоимости финансовых услуг, так и процессом дезинтермедиации (вымывания посредничества).

Однако глобализация сопровождается и определенными негативными последствиями. Прежде всего, это возрастание нестабильности национальных финансовых рынков, так как вследствие либерализации они становятся более доступными для горячих денег, а с другой стороны, финансовые кризисы, возникающие в крупных финансовых центрах, сильнее проявляют себя в других странах и регионах. Другим негативным последствием финансовой глобализации является все большая зависимость реального сектора мировой экономики от ее денежного, финансового компонента.

...........................................................................

Закон Японии «О страховании» основан на следующих принципах:

- усиления конкурентоспособности и повышения эффективности за счет уменьшения вмешательства государства в экономику;

- либерализации страхового бизнеса;

- обеспечения равенства и справедливости при проведении страховой деятельности.

В рамках либерализации были отменены жесткое тарифное регулирование в рисковом страховании и так называемая «конвойная система», при которой правительство устанавливало одинаковые темпы развития для всех участников рынка.

В Японии действуют в основном национальные страховщики, доля иностранных компаний в обозримом будущем не превысит 5%.

Основным рисковым видом страхования в Японии является страхование транспортных средств, включающее автотранспортное страхование и обязательное страхование автогражданской ответственности (60% объема премии по рисковым видам). Страхование от пожара составляет 16% премии, от несчастных случаев -10,5%.

Важной отличительной особенностью японского страхового рынка является то, что в Японии нет ни одной страховой компании с участием государства. Более того, как признались страховщики, вхождение государства в капитал компании считается признаком неблагополучия: это делается в критических ситуациях, когда у компании возникают проблемы с платежеспособностью. Япония знает и случаи крушения крупных страховых компаний.

В последнее время на рынке Японии отчетливо видна тенденция к слиянию компаний. Этот процесс, с одной стороны, приводит к объединению ряда подразделений-страховых агентств компаний ради оптимизации бизнеса, а с другой, не препятствует увеличению числа самих страховых агентов.

В Японии наиболее развито страхование жизни. Организации страхования жизни — крупнейшие владельцы акций и облигаций частных организаций, а также государственных корпораций. Они играют важную роль в вопросах кредитования. Причиной доминирующего положения организаций страхования жизни состоит в отсутствии в Японии в течение долгого времени системы социального страхования и обеспечения.

Государство жестко регламентирует деятельность страховых организаций. Без согласия министерства финансов не могут изменяться ставки страховых премий. Конкуренция между страховыми организациями ограничена благодаря отсутствию страховых брокеров. Система страхования состоит из большого числа отделений и их агентов, число которых у крупных организаций достигает нескольких десятков тысяч.

........................................................

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Нормативно-правовые акты

  1. Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС). (подписан в г. Риме 25.03.1957) // Договоры, учреждающие европейские сообщества.- М.: Право, 2007. С. 95 - 288.

  2. Генеральное Соглашение по торговле услугами (ГАТС/GATS) (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994) // International Investment Instruments: A Compendium. Volume I.- New York and Geneva: United Nations, 1996. P. 285 - 323.

  3. Директива 2002/83/EC Европейского Парламента и Совета от 05.11.2002 относительно страхования жизни // Издание Official Journal. L 345, 19/12/2002. - С. 0001 – 0051.

  4. Первая Директива Совета Европы от 05.03.1979 «О координации законодательных, нормативных и административных актов в отношении организации и осуществления деятельности по прямому страхованию жизни (79/267/eec) // Издание Official Journal. L 063, 13/03/1979. - С. 0001 – 0018.

  5. Первая директива от 24.07.1973 о координации законов, нормативных актов и административных положений, относящихся к организации и осуществлению деятельности по прямого страхованию, отличному от страхования жизни (73/239/ЕЕС) // Издание Official Journal. L 228, 16/08/1973. - С. 0003-0019.

  6. Вторая Директива Совета Европы от 22.06.1988 о координации законодательных, нормативных и административных актов в отношении прямого страхования, иного, чем страхование жизни, о положениях, направленных на упрощение фактического осуществления свободы оказания услуг, и об изменении Директивы 73/239/EEC (88/357/EEC) // Издание Official Journal. L 172 , 04/07/1988. - С. 0001 – 0014.

  7. Директива Европейского Совета № 92/49/ЕЕС от 18.06.1992 по координации законов, нормативных актов и административных положений, регулирующих операции, связанные с прямым страхованием иным, чем страхование жизни, и дополняющая Директивы 73/239/ЕЕС и 88/357/ЕЕС (третья Директива в области страхования иного, чем страхование жизни) // Издание Official Journal L 228 , 11/08/1992. - С. 0001 – 0023.

  8. Директива Совета Европы 92/96/EEC от 10.11.1992 о координации законодательных, нормативных и административных актов в отношении прямого страхования жизни и об изменении Директив 79/267/EEC и 90/619/EEC (третья Директива о страховании жизни) // Издание Official Journal. L 360 , 09/12/1992. - С. 0001 – 0027.

  9. Директива 2002/83/EC Европейского Парламента и Совета от 05.11.2002 относительно страхования жизни // Издание Official Journal. L 345, 19/12/2002. - С. 0001 – 0051.

  10. Директива Европейского парламента и Совета 2002/13/ЕС от 05.03.2002, изменяющая Директиву Совета 73/239/ЕЭС в отношении требований платёжеспособного положения предприятий по страхованию, не связанных со страхованием жизни // Издание Official Journal. 2002 L 77/17.

  11. Директива Европейского парламента и Совета 2002/12/ЕС от 05.03.2002, изменяющая Директиву Совета 79/267/ЕЭС в отношении требований платёжеспособного положения предприятий по страхованию жизни // Издание Official Journal. 2002 L 77/11.

  12. Council Directive 64/225/EEC of 25 February 1964 on the abolition of restrictions of freedom of establishment and freedom to provide services in respect of reinsurance and retrocession // Official Journal of the European Communities, Special Edition N 1963/131, 03.04.1964.

  13. Second Council Directive 90/619/EEC of 8 November 1990 on the coordination of the laws, regulations and administrative provisions relating to direct life assurance, laying down provisions to facilitate the effective exercise of freedom to provide services and amending directive 79/267/EEC. Official Journal of the European Communities, N L330/90. 29.11.1990.

  14. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (ред. от 30.12.2008) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

  15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 25.12.2008) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - №5. - Ст. 410.

  16. Федеральный закон от 25.11.1996 № 135-ФЗ «О ратификации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, учреждающего партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 49. - Ст. 5494.

  17. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 29.11.2007) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. -1993. - №2. - Ст. 56.

  18. Распоряжение Правительства РФ от 25.09.2002 № 1361-р «О Концепции развития страхования в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №39. - Ст. 3852.

  19. Japan Insurance Business Law (effective 1 April 1996) // www.japanlaw.co.jp

  20. Закон КНР «О страховании» (Принят на 14-ой сессии Постоянного Комитета ВСНП 8-го созыва 30 июня, 1995; поправки в закон внесены в соответствии с решением о внесении изменений в Закон КНР о страховании, принятом на 30-ой сессии Постоянного Комитета ВСНП 9-го созыва)

 

2. Учебники, монографии

  1. Адамчук Н.Г., Юлдашев Р.Т. Обзор страховых рынков ведущих стран Азии (на примере Китая и Японии). - М.: Анкил, 2006. - 118 с.

  2. Ануфриева Л.П. Соотношение международного публичного и международного частного права: правовые категории. - М.: Спарк, 2002. - 442 с.

  3. Дёриг Х.-У. Универсальный банк - банк будущего. Финансовая стратегия на рубеже века: Пер. с нем. - М.: Международные отношения, 2005. - 342 с.

  4. Защита прав жертв террористических актов и иных преступлений: Специальный доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. - М.: Юриспруденция, 2008. - 21 с.

  5. Зенкин М.В. Направления реформирования страхового дела в условиях рыночной конкуренции // Социальное и пенсионное право. - 2006. - №2. - С.45-48.

  6. Кузнецова О.В. Добровольное страхование. - М.: Юрайт, 2008. - 374 с.

  7. Мировая экономика. Учебник под. ред. А.С. Булатова. - М.: Экономистъ, 2006. - 753 с.

  8. Моисеева И.К. Международный маркетинг:. Учеб. пособие. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2008. – 453 с.

  9. Плешков А.П., Орлова Н.В. Очерки зарубежного страхования. - М.: Анкил, 2005. - 211 с.

  10. Смирнова М.Б. Страховое право: учебное пособие. - М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. - 542 с.

  11. Топорнин Б.Н. Европейское право. - М: Юристъ, 2007. - 564 с.

  12. Турбина К.Е. Тенденция развития мирового рынка страхования. - М.: Анкил, 2003. - 642 с.

  13. Финансы: Учебник / Боди З., Мертон Р. - М.: Вильямс, 2007. - 592 с.

  14. Финансы: Учебник / Под ред. В.В. Ковалева. М.: Проспект, 2009. - 640 с.

  15. Энт М.В., Лис Ф.А., Мауер Л.Дж. Мировые финансы. – М.: ООО ИКК «ДеКА». 2008. - 453 с.

 

3. Статьи

  1. Адамчук Н.Г., Богатенков А.В. Опыт интеграции страхового рынка Китая в мировое хозяйство // Страховое дело. - 2006. - №3. - С.45-50.

  2. Акопова Е.С., Андреева Л.Ю. Интеграция России в единое страховое пространство как проявление процесса экономической глобализации // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. Выпуск 26. - Ростов-на-Дону: Ростовский госуниверситет, 2007. - С. 62 - 68.

  3. Ватсон Г. Как перестраховщики могут использовать потенциал азиатского рынка страхования жизни? // www.reinsurance.ru, 2008.

  4. В 2008 г. объем внешнеторгового оборота Китая составил 2,56 трлн долл США // Сайт Российско-Китайского торгово-экономического сотрудничества // www.crc.mofcom.gov.cn

  5. Ги Леви. Европейское страховое право // Страховое право. - 2002. - №1. - С. 57 - 61.

  6. Гребенщиков Э.С. Страховой бизнес Японии - радикальная реорганизация // Мировая экономика и международные отношения. - 2002. - №3. - С.33-35.

  7. Гребенщиков Э.С. Восточно-азиатские рынки страхования - вектор движения (в русле общемировых тенденций) // Финансы. -2002. - № 4. - С. 46 – 50.

  8. Добрынин И.Н. Конституционно-правовые аспекты либерализации банковской системы России в условиях глобализации мировой экономики // Конституционное и муниципальное право. - 2008. - №14. - С.22-24.

  9. Извеков Д.А. Анализ мировых тенденций на рынке страхования // Эксперт РА. - 2006. - №3. - С.33-35.

  10. Евросоюз: Банковский сектор и страхование // Балтийский курс. - 2005. - №4. - С.22-24.

  11. Жизнь в страхе. Страхование жизни в России продолжает буксоват

Категория: Экономическая география | Добавил: admin | Теги: Дипломная работа
Просмотров: 1215 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: