Среда
01.05.2024
11:36
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
История экономики [5]
Мировая экономика [8]
Международные экономические отношения [7]
Политэкономия [7]
Экономическая география [19]
Финансы и кредит [30]
Биржевое дело [2]
Экономика предприятия [22]
Экономическая теория [22]
Анализ [18]
Аудит [9]
Бухучет [4]
Бухгалтерский учет
Банковское дело [3]
Товароведение [2]
Макроэкономика [2]
Логистика [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Экономика » Экономическая теория

Государственная собственность и макроэкономическое регулирование в 90-е г
28.02.2010, 17:22

Государственная собственность и макроэкономическое регулирование в 90-е г

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 2

1. Основные положения государственной собственности 4

2. Критерии управления государственной собственностью 5

3. Разгосударствление 9
Заключение 24

Список литературы: 26

Введение

Российская и мировая практика убедительно доказала, что государство для решения общественных проблем должно быть участником хозяйственной жизни, как и предприятия других секторов национального хозяйства. Государство как экономический субъект в силу специфических черт имеет некоторые отличия от частных агентов и выступает носителем общественного интереса, и без него как эффективного собственника невозможно создать социально-ориентированное рыночное хозяйство. Речь идёт не о том, является ли государство субъектом экономики, а о том, что специфические условия реформирования российской экономики объективно требуют формирования оптимального механизма не столько путем передачи государственной собственности в частные руки, сколько оптимального управления ею. Включенность государства в экономику во многих странах мира позволяет достоверно говорить о глубоком изменении отношений собственности в экономическом смысле. В данном случае можно говорить о государственной собственности в макроэкономическом аспекте. Государство оказывает опосредованное влияние на рынок следующим образом: в процессе осуществления государственных закупок; выплачивая заработную плату служащим государственного сектора; при непосредственном управлении государственными предприятиями; оказывая финансовую поддержку или изымая часть доходов; получая налоги и ренту на природные ресурсы. ..........................................

При формировании системы управления государственной собственностью важно учитывать специфику отечественной экономики, которая характеризуется значительными размерами государственной собственности, а также необходимостью осуществления радикальной структурной и технологической перестройки всех отраслей народного хозяйства.

Выбранная мною тема курсовой работы «Государственная собственность и макроэкономическое регулирование в 90-е гг.», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой. Цель настоящей работы – проанализировать, в чем особенности государственной собственности как особого объекта управления на современном этапе.

Задачами будут являться:

1. Анализ понятия «государственная собственность»;

2. Исследование критериев управления государственной собственностью;

При написании данной курсовой работы была использована следующая литература:

Аткинсон Э.Б. Лекции по экономической теории; Бархатов В.И. Актуальные проблемы переходной экономики; Кошкин В.И. Управление государственной собственностью; Панус Ю.В. Основы рыночной экономики; Рузавин Г.И. Курс рыночной экономики, а также некоторая другая литература.

 

1. Основные положения государственной собственности

Чтобы понять роль и место категории собственности в экономике, необходимо дать общую характеристику способа производства, с помощью которого создаются необходимые для людей материальные блага. В способе производства различаются две стороны: во-первых, производительные силы—это люди и средства производства, которые они используют для производства материальных благ; во- вторых, производственные отношения, которые складываются между людьми в процессе производства (экономические и производственные). Среди экономических отношений определяющую роль играют отношения собственности. В рамках системы отношений собственности можно выделить три подсистемы. Первая характеризует способ или форму соединения участника производства, работника со средствами труда. Эта подсистема определяет, каким образом происходит соединение рабочей силы со средствами производства: под управлением хозяина, собственника средств производства, либо работники сообща используют их и находятся в равном отношении к ним. Вторая подсистема определяет экономические отношения между людьми относительно присвоения средств и результатов производства, Такое присвоение должно соответствовать способу соединения людей со средствами производства, а точнее говоря, форме владения этими средствами. Наконец, третья подсистема характеризует условия использования и распоряжения факторами производства, такими, как сырье и материалы, энергия, оборудование и т.п.

Таким образом, собственность как экономическую категорию можно определить как систему экономических отношений между людьми, которые выражаются во владении, использовании и распоряжении средствами производства и соответствующей им форме присвоения средств и результатов производства.

2. Критерии управления государственной собственностью

Поскольку собственность выражает не только характер экономических отношений в процессе производства, но и распределение полученного продукта, его обмен и потребление, постольку она лежит в основе всей системы производственных отношений, пронизывает их многочисленными прямыми и косвенными связями. Именно поэтому категория собственности играет определяющую роль в экономической теории. В рамках этой теории выделяют основные типы и формы собственности.

Общественная собственность характеризуется совместным присвоением средств и результатов производства. Здесь производство направлено на то, чтобы достичь гармонизации, согласованности баланса интересов его участников. Конечно, при этом возникают определенные трения, противоречия и конфликты, именно благодаря общему владению и распоряжению собственностью их можно, в конечном счете, преодолеть. Такое преодоление не означает подавления и игнорирования экономических интересов, намерений и целей отдельных участников или группу людей, занятых в производстве, а требует их учета в соответствии с общими целями коллектива. Общий план действий достигается за счет наиболее полного, всестороннего согласования интересов и целей всех участников общественного производства. Долгое время к общественной, всенародной, подлинно социалистической собственности у нас относили государственную собственность, хотя право использования и распоряжения ею принадлежало отнюдь не всем и даже не большинству народа, а лишь немногим представителям административно-командной системы. Понятно поэтому, что присвоение результатов производства, потребление и распределение произведенной продукции и всего общественного богатства были сосредоточены в руках административной элиты. Не случайно за десятилетия правления последней сформировалось негативное отношение к такой собственности как к ничейной. Меры по разгосударствлению собственности, предпринятые в последние годы в нашей стране, направлены на то, чтобы передать большую часть этой собственности в руки тех, кто своим трудом участвует в производстве материальных благ. Это, конечно, не исключает возможности существования государственной собственности, но государство может стать субъектом собственности, распоряжаться ею также, как совет директоров акционерной компании осуществляет это по поручению акционеров.

......................................................

Заключение

В заключение обратимся к отнюдь не праздному вопросу: какая из форм собственности лучше – частная или же государственная? В действительности такая альтернативная постановка вопроса неплодотворна. Речь должна идти о поиске наиболее рационального, оптимального сочетания обеих форм.

Критерий оценки может быть только один: какая форма собственности обеспечивает в данный исторический момент и в отдаленной перспективе более высокую экономическую эффективность, более высокий уровень удовлетворения потребностей населения в благах (уровень жизни), но обязательно с учетом индикаторов качества жизни (уровень занятости населения и объективные возможности для безработных получить работу; степень социальной защищенности населения, особенно по болезни и старости; состояние окружающей среды).

По совокупности этих критериев предпочтение следует отдать частной собственности, являющейся в настоящее время стержнем развитой рыночной экономики стран Запада. К формированию именно такой хозяйственной системы стремятся развивающиеся и бывшие социалистические страны. Она содержит в себе мотивы прибыли и конкуренции, реализация которых приносит наивысшую экономическую эффективность и наилучшее удовлетворение потребностей. Однако и частная собственность имеет свои недостатки, в первую очередь касающиеся занятости и безработицы. Ведь мотив прибыли и конкуренции вынуждает предпринимателей постоянно стремиться к возможно большему сокращению издержек производства, в том числе и на наем рабочей силы.

В странах Запада волна приватизации в 80-х – первой половине 90-х привела к сокращению доли государственной собственности в производстве ВВП с 9 до 7 % в среднем, что означает преодоление наследия предвоенных и первых послевоенных лет. ............................................

Перспективы российской экономики во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности только по пути приватизации большей части хозяйственного имущества, еще остающегося в госсобственности, или она будет эффективно сочетаться с созданием частного сектора, т.е. формированием новых предприятий на основе частной собственности.

 

 

Список литературы:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изм. и доп. от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая, 26 ноября 2001 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2002 г.)

  2. Постатейный научно-практический комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1 апреля 2001 г.) (в ред. Федерального закона от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ с изменениями, внесенными Федеральными законами от 20 февраля 1996 г. N 18-ФЗ, от 12 августа 1996 г. N 111-ФЗ, от 8 июля 1999 г. N 138-ФЗ)(Эрделевский А.М.)

  3. Комментарий к Гражданскому кодексу РФ (постатейный) (под ред. О.Н.Садикова)

  4. Вводный курс по экономической теории. М.: ИНФРА-М, 2003.

  5. Бархатов В.И. Актуальные проблемы переходной экономики. Челябинск, 1999;

  6. Булатов А.С. Экономика. М., 2002;

  7. Василевский А. Конспект лекций по экономической теории Камаев В.Д. Экономическая теория. М., 1999. 246 с.

  8. Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности. М., 1999;

  9. Йохин В.Я. Экономическая теория. М., 2001. 775 с.

  10. Казаков А.П. - Минаева Н.В. Экономика. М„ ЦИПККАП, 1996.

  11. Мамедов О.Ю. Современная экономика. М: Феникс ., 2001.

  12. Мочерный С. "Основы экономической теории” Тернополь, 1999 г.,

  13. Маршалл А. Принципы политической экономии. -М.: Прогресс, 1984

  14. Носова С.С. Экономическая теория. М., 2001. 348 с.

  15. Основы рыночной экономики. Учеб. пособие/Под ред. Войтовского Н.В. и Клебанера В.Я. СПб. СЗПИ. 2001. -120с.

  16. Панус Ю.В. Основы рыночной экономики. Челябинск, 1999;

  17. Рузавин Г.И. Курс рыночной экономики. М., 1999;

  18. Рузавин Г.И, Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики/Под ред. Г.И. Рузавина. -М. Банки и биржи, 1994.

Категория: Экономическая теория | Добавил: admin | Теги: макроэкономическое регулирование, Государственная собственность
Просмотров: 617 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: