Среда
01.05.2024
16:56
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
История экономики [5]
Мировая экономика [8]
Международные экономические отношения [7]
Политэкономия [7]
Экономическая география [19]
Финансы и кредит [30]
Биржевое дело [2]
Экономика предприятия [22]
Экономическая теория [22]
Анализ [18]
Аудит [9]
Бухучет [4]
Бухгалтерский учет
Банковское дело [3]
Товароведение [2]
Макроэкономика [2]
Логистика [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Экономика » Экономическая теория

Государственные ценные бумаги
19.02.2010, 01:05

Государственные ценные бумаги

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

Глава 1.Особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг. 3

1.1. Общие положения 3

1.2. Муниципальные ценные бумаги 11

Глава 2. Становление и современное состояние рынка государственных ценных бумаг в России. 19

2.1. История становления рынка ценных бумаг, его сущность, виды 19

2.2. Современное состояние рынка ценных бумаг в России 25

Глава 3. Проблемы совершенствования государственного рынка ценных бумаг в России 31

Заключение 34

Список литературы 37

 

Введение

Переход России к рыночной экономике обусловил объективные предпосылки не только изменения сложившейся системы экономических координат, но и возрождения или создания новых, не существовавших ранее.

Рынок ценных бумаг входит в структуру финансового рынка как составная часть, объединяя сегменты денежного рынка и рынка капиталов. Порядок их функционирования и взаимодействия определяется правилами российского законодательства. Нормативная база рынка ценных бумаг отражает объективно действующие закономерности его функционирования.

Рынок ценных бумаг рассматривается в движении, в развитии, благодаря чему выявляется диалектика его существования. Такие важнейшие категории диалектики, как противоречие, качество и количество, случайность и необходимость, возможность и действительность, применимы к предмету и объекту курса, способствуют выявлению глубинных процессов его эволюции. Все это дает возможность составить представление о перспективах развития рынка ценных бумаг, способствует формированию экономического мышления, создает теоретическую основу приобретения и закрепления навыков и умений в практической деятельности.

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что в настоящее время в обществе сформировалась устойчивая потребность в знаниях в области ценных бумаг, рынка ценных бумаг, биржевого дела.

Цель работы – исследовать сущность, значение и современное состояние рынка государственных ценных бумаг в Российской Федерации.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг;

2. Рассмотреть особенности становления и современное состояние рынка государственных ценных бумаг в России;

3. Рассмотреть проблемы совершенствования государственного рынка ценных бумаг в России.

Глава 1.Особенности эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

1.1. Общие положения

Рынок ценных бумаг является составной частью финансового рынка, входящего в государственную систему экономических отношений. Основу финансового рынка образуют валютный и денежный рынки, а также рынок капитала. Место и роль рынка ценных бумаг можно пояснить с помощью структуры финансового рынка как единого целого (см. рисунок 1).

Охарактеризуем каждый вид ценных бумаг.

Акции предприятий

Акция представляет собой ценную бумагу, закрепляющую прав ее владельца — акционера на:

• получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов;

• участие в управлении акционерным обществом;

• часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Облигации —долговые обязательства

Облигация является ценной бумагой, предоставляющей ее держателю право на получение:

• от эмитента облигации — суммы основного долга (номинальной стоимости), выплачиваемой при ее погашении в денежной форме или ином имущественном эквиваленте;

• зафиксированного дохода в виде процента, начисляемого к номинальной стоимости облигации.

Вексель — это документ, составленный по установленной законом форме и содержащий безусловное абстрактное денежное обязательство. Вексель представляет собой разновидность «кредитных денег». Различают вексель простой и переводной.

Решение о выпуске ГКО принимается Министерством финансов РФ по согласованию с Банком России, который выполняет функции генерального агента по обслуживанию выпусков облигаций. При принятии решения о выпуске определяется его предельный объем, период его размещения и ограничения на потенциальных владельцев.

Владельцами государственных краткосрочных облигаций могут быть юридические и физические лица. Для каждого выпуска отдельно могут устанавливаться ограничения на потенциальных владельцев.

Облигации выпускаются в бездокументарной форме в виде записи на счетах депо у дилеров номиналом 1 тыс. руб. со сроком погашения 3; 6 и 12 месяцев. Размещение ГКО происходит с дисконтом, а погашение осуществляется в безналичной форме по номинальной стоимости.

Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России. Право собственности возникает с момента регистрации их владельца в книгах Банка России или дилера. Выпуск считается состоявшимся, если в период размещения было продано не менее 20% от количества предполагавшихся к выпуску государственных краткосрочных облигаций.

Банк России по согласованию с Министерством финансов РФ может осуществлять дополнительную продажу государственных краткосрочных облигаций этого выпуска, не проданных в период его размещения. Доходом по государственным краткосрочным облигациям считается разница между ценой реализации (равно как и ценой погашения) и ценой покупки. Поэтому ГКО являются дисконтными ценными бумагами.

12 декабря 1998 г. распоряжением Правительства РФ от № 1787-р проведена новация по государственным краткосрочным бескупонным облигациям и облигациям федеральных займов с постоянным и переменным купонным доходом со сроками погашения до 31 декабря 1999 г., выпущенным в обращение до 17 августа 1998 г., путем их замены на новые обязательства по вновь выпускаемым облигациям федеральных займов с фиксированным и постоянным купонным доходом и частичной выплатой денежных средств.

В результате новации владельцам предоставлены следующие государственные обязательства:

• облигации федерального займа с фиксированным купонным доходом по номиналу, равному 70% суммы новых обязательств;

• облигации федерального займа с постоянным купонным доходом по номиналу, равному 20% суммы новых обязательств;

• денежные средства в сумме, равной 10% суммы новых обязательств.

Для случаев, когда владельцам государственных ценных бумаг федеральными органами исполнительной власти устанавливался норматив вложения средств в государственные ценные бумаги, а также другим владельцам — резидентам Российской Федерации, за исключением кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, органов государственной власти и органов местного самоуправления, при осуществлении новации предоставлено право получить 30% от суммы новых обязательств денежными средствами с соответствующим уменьшением до 50% доли облигаций федерального займа с фиксированным купонным доходом.

Владельцам государственных ценных бумаг — физическим лицам — резидентам Российской Федерации и созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации образованиям, не являющимся юридическими лицами (фондам обязательного медицинского страхования, страховым компаниям, фондам по защите прав вкладчиков и акционеров, жилищным кооперативам, гаражно-строительным кооперативам, садово-огородническим и дачным объединениям граждан, кредитным союзам и иным некоммерческим организациям) при осуществлении новации предоставляется право получения полной суммы погашения в денежной форме в сроки, установленные при выпуске принадлежащих им облигаций.

Московские муниципальные конвертируемые в акции приватизируемых предприятий облигации (ММКО)- это дисконтные трехлетние ценные бумаги, обеспечиваемые акциями приватизируемых предприятий с выплатой купонного дохода с выплатой дивидента раз в год. Купонный доход облигации определяется плавающей купонной ставкой 4%, рассчитываемой с учетом заданной минимальной ставки (валютного эквивалента) в условиях отсутствия инфляции. Объем выпуска- 5 триллионов рублей. ММКО обеспечиваются долей городской собственности в уставном капитале приватизируемых предприятий, находящихся в собственности правительства г. Москвы, и будущими доходами от управления обеспечением займа и частью привлекаемых по займу средств.

Муниципальный земельный вексель. В основе этой ценной бумаги лежит признание землепользователем своего долга перед городом, о чем подписывается вексель под 4% годовых. Банк выпускает муниципальные земельные переводные векселя (тратты). Муниципальные земельные переводные векселя (тратты) представляют собой письменное долговое обязательство банка перед Правительством Москвы строго установленной формы, акцепт которого осуществляет арендатор земельного участка, а аваль - обслуживающий его банк. Основные этапы выпуска и обращения земельных векселей по арендной плате (приложение 1) следующие:

  1. Банк по поручению Москомзема, действующего от имени Правительства Москвы, выпускает переводные векселя по арендной плате. Срок действия векселей соответствует городской нормативной базе по процедуре арендных платежей и составляет 1,2,3 квартала, 1 год, а так же, возможно, и более длительный срок.

  2. Банк предъявляет арендаторам земельных участков векселя по арендной плате для проставления арендатором согласия (акцепта) на оплату векселя (оптимальный вариант - в начале года производится акцепт сразу четырех векселей со сроками погашения в конце каждого квартала текущего года). Для стимулирования арендаторов возможно применение дисконта.

Эмитенты муниципальных ценных бумаг принимают нормативный правовой акт, содержащий отчет об итогах эмиссии муниципальных ценных бумаг.

Решение об обеспечении исполнения от имени муниципального образования обязательств по ценным бумагам третьих лиц принимается Администрацией (наименование муниципального образования), осуществляющей управление муниципальным долгом.

 

Глава 2. Становление и современное состояние рынка государственных ценных бумаг в России.

2.1. История становления рынка ценных бумаг, его сущность, виды

РЦБ в РФ существовал в дореволюционный период, период НЭПа в 20е годы, в последующий период, но в довольно суженном и урезанном виде. Все эти этапы существенно различаются определенной спецификой и глубиной рассматриваемой категории.

Развитие капитализма в России в кон. 19 в. подтолкнуло к созданию качественно новых товарно-денежных отношений и расширению внутреннего рынка на базе капиталистических отношений.

Покупка и продажа ценных бумаг осуществлялась в основном через фондовые биржи и центральный государственный банк России. Оборот акций происходил через 3 основных биржи: Москвы, С.- Петербурга и Гельсингфорса. Продажа и покупка облигаций и акций производилась гл. образом через Государственный Банк при активном посредничестве ком. банков.

В марте 1883 г. были утверждены первые «правила для сделок по покупке и продаже фондов и акций» на бирже. Однако имелись в виду исключительно сделки за наличные.

6 июня 1893 г. маклер, помогает покупать ценные бумаги на бирже. В конце 19 в. назрела необходимость выделения фондовой торговли и создания фондового отдела благодаря чему ограничивается круг лиц, которые могут заниматься биржевыми операциями. Членов фондового отдела делят на действительных членов и членов посетителей. И те и другие должны были иметь промысловые свойства 1 разряда и уплачивать сбор за право посещать биржевые собрания, участвовать в биржевой торговле могли только действительные члены, при чем сделки должны были заключаться на территории биржи. Сделки заключались на биржевом собрании.

10.01.1901 г. – правила по купле – продаже в С.-П.

1911 г. – 1617 акционерных компаний существовало в России

1912 – прибавилось 295 предприятий

1917 г. – фондовый рынок прекратил существование

В период НЭПа начинается некоторое оживление рынка за счет выпуска государственных облигаций и незначительной части акций в системе разрешенного частного сектора.

Т.о. ликвидация подлинного рынка ценных бумаг была обусловлена в основном развитием командно-административной системе управления, заменившей рыночные отношения.

Как и любой другой рынок, РЦБ складывается из спроса, предложения и уравновешивающей их цены. Спрос создается компаниями и с некоторых пор государством, которым не хватает собственных доходов для финансирования инвестиций. Бизнес и правительства выступают на РЦБ чистыми заемщиками (больше занимают, чем одалживают), а чистыми кредитором является население, личный сектор, у которого по разным причинам доход превышает сумму расходов на текущее потребление и инвестиции в материальные активы (главным образом жилье).

Одним из наиболее типичных рисков на рынке ценных бумаг является риск регистратора, связанный с определением подлинности подписи инвестора на передаточном распоряжении. На американском фондовом рынке уже более 30 лет действует система защиты от таких мошеннических действий. Суть ее в том, что рыночные торговцы (брокеры и дилеры) заинтересованы в быстрой и эффективной перерегистрации прав собственности в большей степени, чем регистраторы. Брокеры и дилеры лучше приспособлены контролировать риск, поскольку знают своих клиентов и имеют возможность удостовериться в том, что подпись на передаточном распоряжении подлинная и принадлежит индоссанту. Инвестору же получение компенсации от брокера представляется более надежным, чем от регистратора, так как инвестиционные институты являются более состоятельными, чем регистраторы. Таким образом, брокер (дилер), заинтересованный в быстрой перерегистрации, представляя передаточное распоряжение регистратору, гарантирует ему собственными активами, что подпись на документе принадлежит его клиенту и является подлинной. Эта система начинает применяться и в России;

 

Заключение

Контроль со стороны государства за происходящим на рынке ценных бумаг нельзя признать удовлетворительным, и результаты такого положения вполне предсказуемы. Наиболее вопиющие случаи широко освещались прессой. К примеру, некоторые стратегически важные предприятия (оборонные и т.п.) периодически оказываются под контролем иностранных фирм, покупающих крупные пакеты акций. Это следствие невыполнения органами Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства функций государственного контроля за движением акций в уставном капитале хозяйственных обществ.

К сожалению, названное министерство чрезвычайно редко в полной мере реализует полномочия, предоставленные ему законом. Обращения в суды или направления в соответствующие правоохранительные органы материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением антимонопольного законодательства, редки и бессистемны. Нужно признать, что и в правоохранительных органах, к сожалению, пока мало истинных профессионалов, которые могли бы квалифицированно расследовать подобные дела. В результате виновные очень редко предстают перед судом, о чем свидетельствует статистика.

Итак, в настоящее время условно можно выделить три основные фактора, которые отрицательно влияют на успешное развитие рынка ценных бумаг: исторически сложившаяся ментальность общества, несовершенство действующего законодательства, неудовлетворительная работа контролирующих и недостаточно эффективная деятельность правоохранительных органов.

 

Список литературы

  1. ФЗ «О рынке ценных бумаг»;

  2. ФЗ «О переводном и простом векселе»;

  3. Агарков М.М. Учение о ценных бумагах. М., 2005;

  4. Алексеев М. Ю. «Рынок ценных бумаг» М., 2006;

  5. Бездокументарные ценные бумаги. В. Сперанский. «Российская юстиция» № 4, 2006;

  6. Ефремов И. А. Ефремов «Государственные ценные бумаги и обязательства». М., 2005;

  7. Жуков Е. Ф. Ценные бумаги и фондовый рынки. М., 2006;

  8. Камаев В.Д. Экономическая теория. М., 2003;

  9. Каратуев А. Г. «Ценные бумаги: виды и разновидности» М., 2007;

  10.  

  11. Килячков А.А., Чалдаева Л.А. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. М., 2006;

  12. Миркин Я. М. Ценные бумаги и фондовый рынок. М., 2006;

  13. Носова С.С. Экономическая теория. М., 2006;

  14. Проблемы развития рынка ценных бумаг в России. Д.А. Звягинцев. «Законодательство» № 1, январь 2005; .

  15. Сажина М. А. Формирование рынка ценных бумаг в России // Финансы. - 2005. - № 10;

  16. Семенкова Е. В. «Операции с ценными бумагами» М., 2001;

  17. Серебрякова Л. А. Мировой опыт регулирования рынка ценных бумаг // Финансы. - 2002 - № 1;

  18. Сидельникова Л. Операции банков с ценными бумагами // Аудитор. - 2003. - № 1;

  19. Состояние и проблемы развитие рынка ценных бумаг в России // Деньги и кредит. -2006. - № 7.

Категория: Экономическая теория | Добавил: admin | Теги: ценные бумаги, Государственные ценные бумаги
Просмотров: 603 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: