Пятница
03.05.2024
19:03
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
История экономики [5]
Мировая экономика [8]
Международные экономические отношения [7]
Политэкономия [7]
Экономическая география [19]
Финансы и кредит [30]
Биржевое дело [2]
Экономика предприятия [22]
Экономическая теория [22]
Анализ [18]
Аудит [9]
Бухучет [4]
Бухгалтерский учет
Банковское дело [3]
Товароведение [2]
Макроэкономика [2]
Логистика [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Экономика » Экономика предприятия

Анализ экономического потенциала предприятия
28.12.2009, 15:49

Анализ экономического потенциала предприятия

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Экономический потенциал предприятия 6

1.1. Основные положения 6

1.2. Составляющие экономического потенциала предприятия 11

Вывод по I главе 13

Глава 2. Оценка экономического потенциала промышленного предприятия 14

2.1. Основные вопросы 14

2.2. Оценка экономического потенциала на примере ОАО «Волжский Оргсинтез» 29

Вывод по II главе 43

Заключение 44

Список литературы: 45

 

Введение

Экономика нашей страны все в большей степени приобретает рыночный характер, при этом предприятия для оценки своей конкурентоспособности продолжают применять лишь стандартные методики анализа, в основном, базирующиеся на расчете финансовых коэффициентов, характеризующих эффективность коммерческой деятельности предприятия. Многие организации обладают значительными конкурентными преимуществами на рынке, однако как их оценить с целью выявления «сильных» и «слабых» сторон потенциала предприятия в маркетинговой сфере, как правило, не знают.

По этим и многим другим причинам, в настоящее время технологии, с помощью которых предприятие может оценивать свою текущую конкурентоспособность и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития, претерпевают значительные изменения.

В связи с этим резко встает вопрос о выборе инструментария оценки маркетингового потенциала предприятия, который позволит оперативно определять внутренние возможности и слабости подчиненной хозяйственной единицы, обнаруживать скрытые резервы в целях повышения эффективности ее деятельности.

Научный интерес к проблеме определения сущности маркетингового потенциала промышленного предприятия заставляет обратиться к анализу накопленного теоретического материала.

Гончарук В.А. в своей монографии «Маркетинговое консультирование» классифицирует потенциал предприятия по ряду составляющих[1], среди которых выделяет и маркетинговую составляющую. Автором не дается определения маркетингового потенциала предприятия, он лишь предлагает систему факторов, которую необходимо оценить, и дает их краткое описание:

1. Наличие и уровень исследований. При полном отсутствии исследовательской функции маркетинга на предприятии часто не могут быть применены стратегии диверсификации, т.к. выход на новые рынки с новой продукцией без отслеживания хотя бы реакции рынка стопроцентно обречен на неудачу. ...............................................пропуск............................................

3. Методы продвижения и стимулирования. В принципе, применяемые методы не накладывают существенных ограничений на стратегии, т.к. могут быть скорректированы для достижения новых целей. Опыт предприятия в применении эффективных методов расширяет его возможности в выборе стратегий. 4. Реальная доля рынка предприятия. Знание реального положения вещей необходимо для разработки стратегий. В тоже время информация предприятия о его доле рынка не всегда надежна.

На наш взгляд, предлагаемая трактовка маркетинговой составляющей в структуре потенциала предприятия, носит ...............................................пропуск............................................

Берлин А. и Арзямов А. в статье «Планирование капитальных вложений на предприятии в условиях инвестиционного кризиса» отмечают, что «…необходимо различать понятия производственно-экономического и рыночного потенциала предприятия. Последний представляет собой максимально возможный объем реализации при данном уровне обеспеченности ресурсами и является мерой использования первого»[2].

Выбранная мною тема «Анализ экономического потенциала предприятия», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Актуальность работы заключается в том, что при анализе экономического потенциала предприятия можно определить конкурентоспособность хозяйствующего субъекта.

Цель работы – анализ экономического потенциала предприятия.

Задачи:

  1. Анализ понятия «экономический потенциал предприятия»

  2. Изучение составляющих экономического потенциала предприятия;

  3. Исследование экономического потенциала предприятия на примере ОАО «Волжский Оргсинтез».

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Экономический потенциал предприятия

1.1. Основные положения

Производственно-экономический потенциал характеризуется размерами имеющихся у предприятия основных фондов и персонала. Однако в современных условиях в качестве его важнейших составляющих, на взгляд выше отмеченных авторов, необходимо рассматривать также применяемые технологии и управленческие ресурсы. В результате он может быть представлен в виде некоторой функции:

...............................................пропуск............................................

где Xi – i-й компонент производственно-экономического потенциала Учитывая положительный характер зависимости между величинами Р и Хi, целенаправленное воздействие на любой из составляющих элементов, осуществляемое при реализации инвестиционной политики, способствует наращиванию производственно-экономического потенциала предприятия. Этот прирост можно выразить формулой:

 

DР = f( Ixi ) , (1.2.)

 

где Ixi – объем инвестиционных вложений в i-й компонент.

 

Берлин А. и Арзямов А. Также отмечают, что величина производственно-экономического потенциала предприятия предопределяет его конкурентоспособность на целевом рынке, которая характеризует способность (сегодняшнюю и перспективную) проектировать, изготавливать и сбывать товары, по своим ценовым и иным качествам в комплексе более привлекательные для потребителей, чем продукция конкурентов. Чем больше эта величина, тем у данной хозяйствующей единицы благоприятнее предпосылки для успешной деятельности и более устойчивые позиции она может занять на соответствующем целевом рынке. Увеличить объем ее потенциала и, следовательно, повысить конкурентоспособность можно с помощью инвестиций в человеческий капитал, технико-технологическую базу производства и совершенствование управления.

...............................................пропуск............................................

Марушков Р.В. в своем диссертационном исследовании на тему «Оценка использования экономического потенциала предприятия (на примере предприятий печатной отрасли)» трактует экономический потенциал, как «…способность предприятия обеспечивать свое долговременное функционирование и достижение стратегических целей на основе использования системы наличных ресурсов»[4].

Данное определение позволило Марушкову Р.В. разработать многоуровневую структурную модель формирования экономического потенциала предприятия на основе поэтапно-структурного подхода (рисунок 1).

 

Рис. 1.1. Модель формирования экономического потенциала предприятия

 

Согласно рисунку 1.1. материальной основой экономического потенциала являются финансовые ресурсы, отраженные в балансе предприятия, а величина экономического потенциала есть результат их совокупных усилий, выраженный потенциальной прибылью, остающейся в распоряжении предприятия. Поэтапно-структурный подход к формированию величины экономического потенциала предполагает выделение промежуточных уровней обобщения потенциальных возможностей предприятия. Нижним уровнем является производственный потенциал, представляющий способность производственной системы производить материальные блага, используя ресурсы производства. Связующим звеном является хозяйственный потенциал, т.е. совокупная способность производственного потенциала предприятия и уровня его деловой активности в условиях существующей маркетинговой среды удовлетворять потребности рынка в определенном объеме материальных благ и услуг.

...............................................пропуск............................................

На наш взгляд, основой экономического потенциала должна быть именно маркетинговая составляющая рыночной экономики усиление конкурентных отношений на мировых и отечественных рынках, стремительное технологий, растущая диверсификация бизнеса предъявляют новые требованию к процессу планирования деятельности предприятия – не от производства, а от потребности.

1.2. Составляющие экономического потенциала предприятия

Анализ публикаций по теории потенциалов позволяет выделить ряд моментов, присущих большинству из них. Во-первых, маркетинговую составляющую, как правило, представляют отдельным блоком в структуре рыночного потенциала. Во-вторых, в структуре рыночного потенциала чаще всего выделяют производственные, финансовые, материальные ресурсы предприятия, не отдавая должного вниманию качеству использования интеллектуального капитала маркетинговой системы предприятия.

Понятие маркетингового потенциала, как такового, анализируется Поповым Е.В. в статье «Потенциал маркетинга предприятия», под которым автор понимает «максимальную возможность предприятия в использовании всех передовых наработок в области маркетинга»[5]. Следует отменить, что, во-первых, данное определение маркетингового потенциала носит довольно абстрактный характер, так как не уточнено, что автором понимается под «наработками»; ...............................................пропуск............................................

Другое определение маркетинговому потенциалу дают Баранчеев В. и Стрижов С. По их мнению, маркетинговый потенциал предприятия представляет собой «меру готовности, способности, возможности предприятия, его маркетинговой службы своевременно и качественно исполнять маркетинговые функции, решать намеченные задачи», а также «степень соответствия данного состояния маркетинговой службы тому состоянию, которое требуется для решения поставленных задач»[6].

Вывод по I главе

Таким образом, основная задача, которую призвана решать маркетинговая система – повышение ...............................................пропуск............................................

 

Глава 2. Оценка экономического потенциала промышленного предприятия

2.1. Основные вопросы

Научный интерес к проблеме оценки потенциала промышленного предприятия заставляет обратиться к анализу накопленного теоретического материала.

В конце 1970-х, начале 1980-х г.г. вышло много публикаций, содержащих различные аспекты понятия «потенциал». В большинстве работ отмечается важность изучения проблем оценки потенциала и указывается на существование значительных различий в определении самого понятия потенциала, его сущности, состава и соотношения с другими категориями.

В этимологическом значении термин «потенциал» происходит от латинского. В словаре иностранных слов Васюковой И.А. приводится толкование термина как мощь, сила. В Большой Советской Энциклопедии приводится определение термина «потенциал» как «… средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, использованы для достижения определенных целей, осуществления плана; решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области».

Анализ публикаций по проблеме оценки потенциала выявляет слабую её проработку на уровне отдельной отрасли и, особенно, на уровне предприятия. В некоторых публикациях лишь констатируется тот факт, что вопросы оценки потенциала отдельных предприятий остались в стороне от внимания исследователей.

Основная масса публикаций по теории потенциалов посвящена такому оценочному показателю как экономический потенциал предприятия.

Самоукин Л.И. считает, что экономический потенциал необходимо...............................................пропуск............................................

Рисунок 2. Схема оценки инвестиционной привлекательности предприятия

На первом этапе, независимо от характера предстоящей кредитной сделки, заемщик идентифицируется. Идентификация позволяет четко определить характер деятельности заемщика (коммерческая фирма, банк, частное лицо) и наметить примерный набор показателей для оценки инвестиционной привлекательности.

На втором этапе оценивается кредитная история заемщика и его коммерческая репутация.

Формальные показатели рассчитываются на основании данных финансовой отчетности заемщика. Неформальные показатели могут быть оценены только экспертами, они не имеют формул для расчета и четкого набора исходных данных. Комплексная оценка финансовой отчетности представляет собой структурный анализ деятельности заемщика. Оценка коммерческой репутации – это комплексное экспертное заключение, которое является своего рода рекомендацией о продолжении сотрудничества с заемщиком.

Таким образом, после идентификации заемщика и определения набора формальных и неформальных показателей кредитор переходит к непосредственному расчету и получению экспертного заключения.

Из приведенной схемы оценки видно, что формальные показатели можно оценить, воспользовавшись вышепредложенной методикой оценки ФПП по финансовым показателям. Таким образом, определение инвестиционной привлекательности предприятия для оценки ФПП сводится к оценке коммерческой репутации предприятия. Данный вид оценки также включает в себя подготовительный и расчетный этапы.

Наподготовительном этапе предлагается разработать систему оценки коэффициента коммерческой репутации предприятия (ККРП), который будет представлять собой комплексный показатель функциональной зависимости между аспектами и направленностью управленческой деятельности и определяться экспертным путем. Коэффициент коммерческой репутации предприятия определяется следующим образом:

...............................................пропуск............................................

Предлагается следующая методология расчета коэффициента коммерческой репутации предприятия. Каждый из девяти частных показателей коммерческой репутации предприятия оценивается от 0 до 1 балла экспертным путем. Таким образом, максимальное значение ККРП составит 9 баллов, а минимальное – 0 баллов.
...............................................пропуск............................................

Таким образом, рассматриваемое предприятие можно отнести к категории с высоким уровнем ФПП по критерию «возможность привлечения дополнительного капитала».

4. Оценка ФПП по критерию «наличие эффективной системы управления финансами». Под эффективной системой управления финансами авторами понимается технология составления скоординированного по всем подразделениям или функциям плана работы организации, базирующаяся на комплексном анализе прогнозов изменения внешних и внутренних параметров и получении посредством расчета экономических и финансовых индикаторов деятельности предприятия, а также механизмы оперативно-тактического управления, которые обеспечивают решение возникающих проблем и достижение заданных целей (объемов производства, прибыли, инвестиций) с минимальными отклонениями (не более 20 %).

Данный вид оценки проводится экспертным путем и предполагает отнесение предприятия к тому или иному уровню ФПП по следующему принципу:

высокий уровень ФПП – наличие на предприятии системы бюджетного планирования;

...............................................пропуск............................................

Рассматриваемому предприятию можно присвоить высокий уровень ФПП по критерию «наличие эффективной системы управления финансами», так как многолетний опыт успешного функционирования предприятия подтверждает наличие эффективной системы бюджетного планирования. Путь внедрения бюджетного планирования осуществлялся на предприятии в несколько этапов. В первую очередь на предприятии были проработаны организационные аспекты построения системы. Решив организационную задачу бюджетирования, руководство приступило к формированию методологии бюджетного планирования, позволяющей с наибольшей точностью и в кратчайшие сроки получать несколько вариантов будущей деятельности предприятия в целях выбора наиболее оптимального. Завершающим этапом стала разработка собственной автоматизированной системы бюджетного планирования.

5. Комплексную оценку ФПП рекомендуется проводить экспертным путем на основании значимости каждой составляющей.

Для нашего примера предприятие по всем составляющим имеет высокий уровень ФПП, следовательно, ему можно присвоить высокий уровень ФПП.

Вывод по II главе

Таким образом, оценка производственного и финансового потенциала предприятия – необходимый этап стратегического анализа и управления................................................пропуск............................................

 

Заключение

Россия в целом является и останется еще в обозримом будущем промышленной страной, и, следовательно, именно развитие промышленности определяет образ жизни и перспективы большей части населения. Типичный российский регион – это промышленный регион, поэтому при выработке региональной инвестиционной и кредитной политики необходимо во главу угла ставить именно вопросы промышленного развития.

Экономика нашей страны все в большей степени приобретает...............................................пропуск............................................

По этим и многим другим причинам, в настоящее время технологии, с помощью которых предприятие может оценивать свое текущее состояние и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития, претерпевают значительные изменения.

В связи с этим резко встает вопрос о выборе инструментария оценки потенциала предприятия, который позволит оперативно определять внутренние возможности и слабости подчиненной хозяйственной единицы, обнаруживать скрытые резервы в целях повышения эффективности ее деятельности.

Список литературы:

 

  1. Баранчеев В., Стрижов С. Анализ и оценка маркетингового потенциала предприятия // Маркетинг. – 1996. – №5. – С.42.

  2. Берлин А., Арзямов А. Планирование капитальных вложений на предприятии в условиях инвестиционного кризиса // Проблемы теории и практики управления. – 2001. - № 3.

  3. Марушков Р.В. Оценка использования экономического потенциала предприятия (на примере предприятий печатной отрасли): Автореф. дис. … канд. экон. наук. - М., 2000.

  4. Мерзликина Г.С., Шаховская Л.С. Оценка экономической состоятельности предприятия: Монография / ВолгГТУ, Волгоград, 1998. – С.63.

  5. Попов Е.В. Потенциал маркетинга предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. - №5.

Категория: Экономика предприятия | Добавил: admin | Теги: оценки, потенциала, потенциал предприятия, предприятия, репутация предприятия, деятельности, экономического
Просмотров: 1565 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: