Суббота
18.05.2024
16:34
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
История экономики [5]
Мировая экономика [8]
Международные экономические отношения [7]
Политэкономия [7]
Экономическая география [19]
Финансы и кредит [30]
Биржевое дело [2]
Экономика предприятия [22]
Экономическая теория [22]
Анализ [18]
Аудит [9]
Бухучет [4]
Бухгалтерский учет
Банковское дело [3]
Товароведение [2]
Макроэкономика [2]
Логистика [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Экономика » Финансы и кредит

Денежно-кредитная политика банка России
20.02.2010, 15:34

Денежно-кредитная политика банка России

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ2

1. СУЩНОСТЬ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ4

1.1. Понятие, цели и направления денежно-кредитной политики 4

1.2. Политика дорогих и дешевых денег 7

2. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ13

2.1. Политика обязательных резервов 13

2.2. Рефинансирование коммерческих банков 15

2.3. Операции на открытом рынке 18

2.4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы 19

3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ28

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:30

 

Введение

Под денежно-кредитной политикой государства понимается совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение устойчивого экономического роста путем воздействия па уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Денежно-кредитная политика - важнейший метод государственного регулирования общественного воспроизводства с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для развития рыночной экономики. Деньги существуют на протяжении тысячелетий. Напротив, центральные банки появились на исторической сцене сравнительно недавно. Что же касается современной модели центральных банков, то ее формирование восходит, когда начали определяться функции центральных банков в экономике с бумажными деньгами и коммерческими банками. Сегодня в любой, даже самой маленькой, стране мира есть свой центральный банк. Он выполняет 2 основные задачи. Первая задача - центральный банк должен обеспечить стабильность функционирования банковской и финансовой систем. В частности, он должен предупреждать возникновение финансовой паники, вероятность которой в финансовой системе с широким набором посреднических институтов весьма велика. При выполнении этой задачи центральный банк траст роль кредитора в последней инстанции.

Выбранная мною тема «Денежно-кредитная политика банка России», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Актуальность работы выражается в следующем. Нерегулируемая деятельность коммерческих банков может привести к циклическим колебаниям деловой активности, т.е. в периоды инфляции им выгодно увеличивать денежное предложение, а в период депрессии - уменьшать, усугубляя тем самым кризис. Поэтому необходима взвешенная государственная политика регулирования денежного обращения. Эту роль главного координирующего и регулирующего органа всей денежной системы страны выполняет центральный (эмиссионный) банк.

Задачами будут являться:

  1. Анализ денежно-кредитной политики государства;

  2. Анализ государственного регулирования кредитной политики государства.

 

1. Сущность денежно-кредитной политики

1.1. Понятие, цели и направления денежно-кредитной политики

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен.

Главная задача кредитно-денежной политики центрального банка поддержание стабильной покупательной силы национальной валюты и обеспечение эластичной системы платежей и расчетов. В то же время политика центрального банка является одной из важнейших частей регулирования всей экономики государства. Во второй половине XX века сложился "магический четырехугольник" целей регулирования экономики: обеспечение стабильных темпов экономического роста, стабильной национальной валюты, занятости и равновесия платежного баланса. В последние годы к ним добавилась задача достижения экологического равновесия.

Первоначально основной функцией центральных банков было осуществление эмиссии наличных денег, в настоящее время эта функция постепенно ушла па второй план, однако не следует забывать, что наличные деньги все еще являются тем фундаментом, на котором зиждется вся денежная масса, поэтому деятельность центрального банка по эмиссии наличных денег должна быть не менее взвешенной и продуманной, чем любая другая.

Осуществляя денежно-кредитную политику, воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, центральный банк достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, сбалансированности внутренних экономических процессов. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. Например, недостаток у предприятий свободных денежных средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег" (рестрикционной).

 

1.2. Политика дорогих и дешевых денег

В ситуации, когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционные процессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путем ограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему, необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующим образом. Центральный банк должен продавать государственные облигации на открытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затем необходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождает коммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятии учетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своих резервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную выше систему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банки обнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемой законом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик но отношению к их резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы при недостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета, воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствие этого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а рост процентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы и ограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложения денег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того, чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.

Необходимо отметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитного регулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользу монетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота и гибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применение фискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения в законодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитной политикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежную сферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже цепных бумаг и тем самым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажный аспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована от политического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальная политика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой в политическом отношении.

Кейнсианская теория денег

Джон Мейнард Кейнс и его последователи полагали, что рыночная структура экономики обладает внутренними "пороками", что она неспособна к саморегулированию. Это, в частности, выражается в безработице, инфляции, частых экономических кризисах. Кейнсианцы делали вывод, что государство должно активно вмешиваться в дела экономики для предотвращения кризисов и обеспечения стабильности, должно проводить жесткую фискальную и денежную политику. Они признавали, что изменение денежного предложения влияет на номинальный BHII. причем в основу монетарной политики должен быть положен уровень процентной ставки (так как изменяя процентную ставку мы можем изменять политическую активность, а через мультипликационный эффект - номинальный ВНП).

 

2. Инструменты денежно-кредитной политики

Выше нами были изложены цели денежно-кредитного регулирования.

Рассмотрим теперь основные инструменты, с помощью которых центральный банк проводит свою политику по отношению к коммерческим банкам. К ним относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

2.1. Политика обязательных резервов

В настоящее время минимальные резервы - это наиболее ликвидные активы, которые обязаны иметь все кредитные учреждения, как правило, либо в форме наличных денег в кассе банков, либо в виде депозитов в центральном банке или в иных высоколиквидных формах, определяемых центральным банком. Норматив резервных требований представляет собой установленное в законодательном порядке процентное отношение суммы минимальных резервов к абсолютным (объемным) или относительным (приращению) показателям пассивных (депозитов) либо активных (кредитных вложений) операций. Использование нормативов может иметь как тотальный (установление ко всей сумме обязательств или ссуд), так и селективный (к их определенной части) характер воздействия.

Минимальные резервы выполняют две основные функции.

Во-первых, они как ликвидные резервы служат обеспечением обязательств коммерческих банков по депозитам их клиентов. Периодическим изменением нормы обязательных резервов центральный банк поддерживает степень ликвидности коммерческих банков на минимально допустимом уровне в зависимости от экономической ситуации.

Во-вторых, минимальные резервы являются инструментом, используемым центральным банком для регулирования объема денежной массы в стране. Посредством изменения норматива резервных средств центральный банк регулирует масштабы активных операций коммерческих банков (в основном объем выдаваемых ими кредитов), а, следовательно, и возможности осуществления ими депозитной эмиссии. Кредитные институты могут расширять ссудные операции, если их обязательные резервы в центральном банке превышают установленный норматив. Когда масса денег в обороте (наличных и безналичных) превосходит необходимую потребность, центральный банк проводит политику кредитной рестрикции путем увеличения нормативов отчисления, то есть процента резервирования средств в центральном банке. Тем самым он вынуждает банки сократить объем активных операций".

 

2.3. Операции на открытом рынке

Постепенно два вышеописанных метода денежно-кредитного регулирования (рефинансирование и обязательное резервирование) утратили свое первостепенное по важности значение, и главным инструментом денежно-кредитной политики стали интервенции центрального банка, получившие название операций на открытом рынке.

Этот метод заключается в том, что центральный банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитною регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.

Операции на открытом рынке впервые стали активно применяться в США, Канаде и Великобритании в связи с наличием в этих странах развитого рынка ценных бумаг. Позднее этот метод кредитного регулирования получил всеобщее применение и в Западной Европе.

По форме проведения рыночные операции центрального банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Так доля обратных операций центральных банков ведущих промышленно-развитых стран на открытом рынке достигает от 82 до 99,6%". Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный банк предлагает коммерчески банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, "набегающие" по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности центрального банка, будут принадлежать коммерческим банкам.

Таким образом, операции на открытом рынке, как метод денежно-кредитного регулирования, значительно отличаются от двух предыдущих. Главное отличие - это использование более гибкого регулирования, поскольку объем покупки ценных бумаг, а также используемая при этом процентная ставка могут изменяться ежедневно в соответствии с направлением политики центрального банка. Коммерческие банки, учитывая указанную особенность данного метода, должны внимательно следить за своим финансовым положением, не допуская при этом ухудшения ликвидности.

2.4. Некоторые прочие методы регулирования денежно-кредитной сферы

Наряду с экономическими методами, посредством которых центральный банк регулирует деятельность коммерческих банков, им могут использоваться в этой области и административные методы воздействия.

К ним относится, например, использование количественных кредитных ограничений.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой количественное ограничение суммы выданных кредитов. В отличие от рассмотренных выше методов регулирования, контингентирование кредита является прямым методом воздействия на деятельность банков. Также кредитные ограничения приводят к тому, что предприятия заемщики попадают в неодинаковое положение. Банки стремятся выдавать кредиты в первую очередь своим традиционным клиентам, как правило. крупным предприятиям. Мелкие и средние фирмы оказываются главными жертвами данной политики.

Нужно отметить, что, добиваясь при помощи указанной политики сдерживания банковской деятельности и умеренного роста денежной массы, государство способствует снижению деловой активности. Поэтому метод количественных ограничений стал использоваться не так активно, как раньше, а в некоторых странах вообще отменен.

Также центральный банк может устанавливать различные нормативы (коэффициенты), которые коммерческие банки обязаны поддерживать на необходимом уровне. К ним относятся нормативы достаточности капитала коммерческого банка, нормативы ликвидности баланса, нормативы максимального размера риска на одного заемщика и некоторые дополняющие нормативы.

Перечисленные нормативы обязательны для выполнения коммерческими банками. Также центральный банк может устанавливать необязательные, так называемые оценочные нормативы, которые коммерческим банкам рекомендуется поддерживать на должном уровне.

При нарушении коммерческими банками банковского законодательства, правил совершения банковских операций, других серьезных недостатках в работе, что ведет к ущемлению прав их акционеров, вкладчиков, клиентов центральный банк может применять к ним самые жесткие меры административного воздействия, вплоть до ликвидации банков.

Очевидно, что использование административного воздействия со стороны центральною банка по отношению к коммерческим банкам не должно носить систематического характера, а применяться в порядке исключительно вынужденных мер.

 

3. Денежно-кредитная политика России на современном этапе

Динамика макроэкономических показателей в январе 2004 г. - умеренный рост потребительских цен, увеличение производства многих видов товаров и услуг, относительно стабильное финансовое положение предприятий - в целом свидетельствовала о преобладании в российской экономике позитивных тенденций.

Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовала дальнейшему расширению экспортоориентированных производств. Продолжилось развитие импортозамещающих отраслей. Рост промышленного производства привел к увеличению услуг транспорта. Сохранилась позитивная динамика показателей производственной деятельности в строительстве.

Значительный прирост наличных денег на руках у населения в декабре 2003 г. расширил возможности покупок товаров домашними хозяйствами в январе 2004, несмотря на снижение реальных доходов населения в этом месяце. Оборот розничной торговли возрос в январе 2004 г. по сравнению с соответствующим месяцем прошлого года на 6,5%.

Позитивное влияние на состояние совокупного спроса в экономике оказала динамика инвестиций в основной капитал. Их объем увеличился в январе т.г. по сравнению с январем 2003 г. на 4,5%. Инвестиционная активность определялась в первую очередь сохранением относительно стабильного финансового положением предприятий. Продолжившийся рост производства в машиностроении и промышленности строительных материалов свидетельствовал о растущем спросе па инвестиционную продукцию.

По характеру экономических процессов и условий их осуществления 1999 год принципиально отличался от предшествующих лет. Это был период не только преодоления последствий финансового кризиса 1998 года, но и период формирования новых экономических реалий.

С одной стороны, вследствие девальвации рубля резко повысилась внешняя и внутренняя конкурентоспособность российской промышленности. Наряду с благоприятной внешнеторговой конъюнктурой это привело к значительному улучшению финансовых результатов функционирования экономики. С другой стороны, объявленный в августе 1998 года дефолт по внутреннему долгу разрушил зарождающееся доверие к экономической политике и доверие между партнерами во всех сферах экономики, подорвал кредитный рейтинг страны, что создало большие сложности в обслуживании внешнего долга и еще больше затормозило формирование долгосрочных инвестиционных ресурсов.

Одним из основных результатов проводимой денежно-кредитной политики является резкое снижение инфляции — до 36,5%, что более чем в два раза ниже уровня 1998 года и почти полностью соответствует объявленным в начале прошлого года целям. Это значительно меньше, чем было предусмотрено совместным заявлением Правительства Российской Федерации и Банка России в середине июля 1999 года, когда называлась цифра 50%.

Наиболее существенное влияние на формирование инфляционных процессов оказывают эмиссионные операции Банка России в пользу федерального бюджета. Так, в 1999 году этот фактор на 90% определял динамику и уровень инфляции.

Банк России при проведении денежной политики в течение прошедшего года учитывал появление признаков экономического роста и. стремился поддержать эту тенденцию монетарными методами в той мере, в какой это не создавало угрозы роста инфляции. Характерной особенностью первой половины года стали рост спроса на деньги и увеличение доли денежных расчетов в общей массе платежей, связанные, прежде всего с оживлением производства и ростом доходов предприятий. В целом за первое полугодие Банк России обеспечил рост денежного предложения на 26,6% — на два процентных пункта больше роста инфляции за тот же период. 11ри этом депозиты предприятий в рублях возросли в реальном выражении на 16%. Таким образом, динамика денежной массы, с одной стороны, служила якорем инфляции, а с другой — серьезно поддерживала растущую экономическую динамику. Важно также отметить, что уровень процентных ставок в экономике в течение первого полугодия оставался стабильным и к концу периода ощутимо снизился, отражая уменьшение инфляционных ожиданий.

 

 

Заключение

Таким образом, можно сделать несколько обобщающих выводов.

Из первой главы следует, что основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен.

Вторая глава разъясняет, что к инструментам регулирования денежно-кредитной политики относятся в первую очередь изменение ставки рефинансирования, изменение норм обязательных резервов, операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой, а также некоторые меры, носящие жесткий административный характер.

 

При проведении денежно-кредитной политики Банк России предполагает использовать не только все имеющиеся в настоящее время в его распоряжении инструменты, но и расширить их состав, сделав набор располагаемых методов контроля и управления денежным предложением полностью адекватным складывающимся общеэкономическим условиям. Однако возможность и эффективность применения конкретных инструментов денежно-кредитного регулирования в значительной степени будут связаны с восстановлением и развитием сегментов финансового рынка и укреплением банковской системы. Достижение поставленных целей также будет зависеть от наличия соответствующих условий, создаваемых функционированием всех секторов экономики и проведением необходимых институциональных преобразований.

 

Список литературы:

  1. Абрамова М.А. Финансы, денежное обращение и кредит. М., 2006;

  2. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента, М.:2001;

  3. Банковское дело, под ред. В.И. Колесникова М.:Финансы и статистика 1999;

  4. Инфляция: ценообразование и денежное обращение.М., ИМЭМО РАН, 1999;

  5. Казаков А.П. - Минаева Н.В. Экономика. М„ ЦИПККАП, 2002;

  6. Лен Роджерс "Маркетинг в малом бизнесе” — Москва, "Аудит”, 1996;

  7. Лаврушина О.И. Деньги. Кредит. Банки. М., 2006;

  8. Макконел К., Брю С. Экономикс. - М.: Республика, 1992;

  9. Маршалл А. Принципы политической экономии. -М.: Прогресс, 1984;

  10. Пути преодоления кризиса платежной системы в России//Финансы 2001г., №6;

  11. Рузавин Г.И, Мартынов В.Т. Курс рыночной экономики/Под ред. Г.И. Рузавина. -М. Банки и биржи, 2004.- 319 с.:ил.

  12. Стратегия развития платежной системы России//Деньги и кредит 2001, №6;

  13. Семенкова Т.Г. Денежные реформы России в XIX в. СПб., 1992;

  14. Усатов И. А. Цена и ценообразование в условиях перехода к рыночной экономике. М. 1995;

  15. Финансы предприятий.: Учебное пособие / Е.И. Бородина, М.: Банки и биржи 2005;

  16. Финансы. Денежное обращение. Кредит. Под ред. Дробозиной Л.А. М., 2002;

  17. Харрис Л. Денежная теория. М., 1990;

  18. Черкасов В.Е., Платицына Л.А. Банковские операции: маркетинг, анализ, расчеты, М.:2005. 

Категория: Финансы и кредит | Добавил: admin | Теги: денежно-кредитная политика банка ро
Просмотров: 608 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: