Четверг
02.05.2024
16:38
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
История экономики [5]
Мировая экономика [8]
Международные экономические отношения [7]
Политэкономия [7]
Экономическая география [19]
Финансы и кредит [30]
Биржевое дело [2]
Экономика предприятия [22]
Экономическая теория [22]
Анализ [18]
Аудит [9]
Бухучет [4]
Бухгалтерский учет
Банковское дело [3]
Товароведение [2]
Макроэкономика [2]
Логистика [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Экономика » История экономики

Система управления сельским хозяйством в РФ и ее эффективность
22.12.2009, 12:28

Система управления сельским хозяйством в РФ и ее эффективность

СОДЕРЖАНИЕ
 
Введение 2
1. Система управления сельским хозяйством в советский период 4
2. Система управления сельским хозяйством РФ в настоящее время 10
Заключение 18
Список литературы 20

Введение

Сельское хозяйство — отрасль хозяйства, направленная на обеспечение населения продовольствием (пищей, едой) и получение сырья для ряда отраслей промышленности. Отрасль является одной из важнейших, представленной практически во всех странах. В мировом сельском хозяйстве занято около 1,1 млрд экономически активного населения (ЭАН).
Роль сельского хозяйства в экономике страны или региона показывает её структуру и уровень развития. В качестве показателей роли сельского хозяйства применяют долю занятых в сельском хозяйстве среди экономически активного населения, а также удельный вес сельского хозяйства в структуре ВВП. Эти показатели достаточно высоки в большинстве развивающихся стран, где в сельском хозяйстве занято более половины ЭАН. Сельское хозяйство там идёт по экстенсивному пути развития, то есть увеличение продукции достигается расширением посевных площадей, увеличением поголовья скота, увеличение числа занятых в сельском хозяйстве. В таких странах, экономики которых относятся к типу аграрных, низки показатели механизации, химизации, мелиорации и др.

Наиболее высокого уровня достигло сельское хозяйство развитых стран Европы и Северной Америки,.....................................................................пропуск..........................................................................

Подобные прогрессивные изменения происходят и в странах, относящихся к типу индустриальных, однако уровень интенсификации в них ещё значительно ниже, а доля занятых в сельском хозяйстве выше, чем в постиндустриальных.

При этом в развитых странах наблюдается кризис перепроизводства продовольствия, а в аграрных наоборот, одной из острейших проблем является продовольственная проблема (проблема недоедания и голода).
Выбранная мною тема «Система управления сельским хозяйством в РФ и ее эффективность» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть особенности системы управления сельским хозяйством в РФ и ее эффективность.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.

1. Система управления сельским хозяйством в советский период

В период создания материально-технической базы коммунизма большое значение приобретали вопросы совершенствования хозяйственно-организаторской деятельности государства, прежде всего — ликвидации возникшего несоответствия в развитии отдельных отраслей народного хозяйства, преодоления вредных последствий субъективизма и волюнтаризма, особенно широко проявлявшихся в области управления сельским хозяйством. Важнейшим направлением в нашей деятельности, отмечал А. Н. Косыгин, становится «обеспечение высоких и устойчивых темпов развития сельского хозяйства и сближение их с темпами развития промышленности». Последние пленумы ЦК КПСС, начиная с октябрьского (1964 г.), и особенно XXIII съезд КПСС уделили много внимания совершенствованию хозяйственно-организаторской деятельности органов государственного управления, разработали ряд мер по установлению правильного соотношения в развитии отдельных отраслей народного хозяйства, по подтягиванию сельского хозяйства до уровня промышленности, в том числе ряд важных организационных мер, направленных на улучшение системы органов управления сельским хозяйством, на определение их задач и функций на современном этапе коммунистического строительства. В связи с этим проблемы управления сельским хозяйством приобретали первостепенное значение и для советской правовой науки, в частности для науки земельного и колхозного права.

Дифференциация управления колхозами и совхозами— объективная закономерность. Особенностью сельского хозяйства в СССР являлось наличие в нем двух единых по природе, но различных по форме и характеру видов сельскохозяйственных предприятий— колхозов и совхозов. В связи с этим при решении проблемы управления колхозами и совхозами учитывалось, во-первых, то общее, что объединяет колхозы и совхозы как сельскохозяйственные предприятия социалистического типа, и, во-вторых, то особенное, что характерно для каждого из них, отличает их друг от друга.

.....................................................................пропуск..........................................................................

Только развивая колхозы и совхозы как самостоятельные и своеобразные формы социалистического сельскохозяйственного предприятия, обеспечивался дальнейший подъем нашего сельского хозяйства и создавались условия для преодоления еще имеющихся между ними различий. Не видеть этих различий сейчас — значит забегать вперед, опережать события, игнорировать объективные закономерности развития колхозов и совхозов и присущих им форм собственности, извращать их природу и характер. «На современном этапе, — говорилось в отчетном докладе ЦК КПСС XXIII съезду партии,— задача состоит в том, чтобы всемерно способствовать развитию и процветанию как совхозов, так и колхозов».

Одним из недостатков действующей тогда единой системы государственных сельскохозяйственных органов, осуществляющих руководство одновременно и колхозами, и совхозами, являлось то, что она не могла полностью учитывать их специфику и поэтому иногда применяла к колхозам и совхозам одни и те же административные формы и методы управления. Мартовский (1965 г.) Пленум ЦК КПСС осудил такую практику деятельности сельскохозяйственных органов и наметил меры по ее исправлению. XXIII съезд КПСС одобрил это решение и поручил ЦК партии рассмотреть вопрос об образовании специальной системы выборных колхозно-кооперативных органов управления в районах, областях, краях, республиках и в центре. Так, по существу встал вопрос о приведении системы органов управления сельским хозяйством в соответствие с объективными закономерностями развития совхозов и колхозов. Главное и основное в руководстве колхозами на современном этапе, как это подчеркивалось в решениях XXIII съезда КПСС, состоит в установлении правильного соотношения в области руководства колхозами функций органов государства и внутриколхозных органов управления, во всемерном развитии колхозной демократии путем восстановления ленинских принципов управления кооперацией и создания специальной системы выборных органов управления колхозами снизу доверху (колхозсоюзов и колхозцентров).

В связи с этим при разработке проблем управления сельским хозяйством очень важно глубоко и обстоятельно изучался ленинский опыт организации и деятельности системы органов управления сельским хозяйством. Как известно, первоначально колхозы входили в систему сельскохозяйственной кооперации. Затем по мере развития колхозного движения и роста колхозов они образовали самостоятельную систему: колхозы района объединялись в районные колхозсоюзы, райколхозсоюзы — в областные (краевые) колхозсоюзы, в центре был создан Колхозцентр. В. И. Ленин лично оберегал колхозы от администрирования со стороны государственных органов и не допускал никакого «командования» колхозами. Такое построение органов управления колхозами вполне соответствовало кооперативной природе колхозов, вытекало из демократических основ управления ими, всей их хозяйственно-производственной деятельностью, соответствовало ленинским принципам управления делами в кооперации.

.....................................................................пропуск..........................................................................

2. Система управления сельским хозяйством РФ в настоящее время

Система управления сельским хозяйством имеет многоуровневую структуру и включает: республиканский, региональный (областной) и местный (районный) уровни. Первый уровень представлен органами общей и специальной компетенции.

Существенную роль в регулировании аграрных отношений играет Президент РФ.

Органы специальной компетенции можно разделить на отраслевые (Министерство сельского хозяйства и продовольствия) и функциональные, которые осуществляют регулирование лишь отдельных видов общественных отношений, складывающихся в сфере сельскохозяйственной деятельности и, как правило, по согласованию с органом отраслевой компетенции (например, Министерство экономики, Министерство финансов, Министерство труда и социальной защиты и др.).

Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ является республиканским органом государственного управления, имеет статус юридического лица, возглавляется министром, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом РФ. Правовое положение Министерства определяется соответствующим Положением о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ.

.....................................................................пропуск..........................................................................

• осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности (ветеринарная деятельность, выращивание растений, содержащих наркотические и ядовитые вещества.);

• проводит единую государственную политику в области семеноводства, сортоиспытания, племенного дела, мелиорации, химизации земель;

• обеспечивает создание и внедрение в производство новых сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород животных, интенсивных ресурсосберегающих и безотходных технологий, новых видов продукции и методов организации производства;

• осуществляет государственный контроль за техническим состоянием тракторов, прицепов и полуприцепов к ним, мелиоративных, дорожно-строительных и сельскохозяйственных машин и оборудования, за племенным делом, ветеринарной деятельностью, направленной на охрану здоровья животных, обеспечение соответствия качества продуктов животного происхождения, кормов и кормовых добавок ветеринарно-санитарным требованиям;

.....................................................................пропуск..........................................................................

• координация работы по реализации Программы совершенствования агропромышленного комплекса на 2007–2010 годы;

• выработка мер, направленных на решение текущих задач в АПК: хода сельскохозяйственных работ, финансирования АПК из бюджетов всех уровней, кредитования банками организаций АПК, обеспечение своевременных расчетов и др.

Заседания штаба проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в две недели. В его состав входят министры (финансов, сельского хозяйства и продовольствия, энергетики, торговли, по налогам и сборам, статистики и анализа и другие должностные лица). Возглавляет Республиканский штаб по вопросам управления агропромышленным комплексом заместитель Премьер-министра РФ.

На региональном уровне управление и регулирование сельского хозяйства осуществляется областными комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию (облсельхозпроды), которые имеют статус юридического лица и подчиняются в своей деятельности соответствующему исполкому и Министерству сельского хозяйства и продовольствия. Председатель облсельхозпрода назначается и освобождается от должности председателем областного исполнительного комитета по согласованию с Президентом РФ и Министерством сельского хозяйства и продовольствия.

На местном уровне управление и регулирование сельским хозяйством осуществляют районные управления сельского хозяйства и продовольствия (райсельхозпроды). Руководитель райсельхозпрода назначается и освобождается от должности соответствующим райисполкомом с согласия председателя облсельхозпрода и министра сельского хозяйства и продовольствия.

Минсельхозпрод России обеспечивает контроль за соблюдением ветеринарных и фитосанитарных правил при заготовке, производстве, переработке, транспортировке, хранении и реализации продукции животного и растительного происхождения.

Государственной ветеринарной службой Минсельхозпрода России за первое полугодие 2007 г. было проведено 115,8 млн. экспертиз продовольственного сырья и пищевых продуктов. В результате экспертизы мяса, например, выявлены случаи болезней: туберкулеза - 8594, сальмонеллеза - 787, сибирской язвы - 2, лейкоза крупного рогатого скота - 2561, лейкоза птицы - 58058 и др. Задерживались партии импортного мяса-сырья, поступившего из Польши, Дании, Китая, Бельгии, Украины (по микробиологическим, физико-химическим и др. показателям).

.....................................................................пропуск..........................................................................

 

Значительны функции и полномочия Департамента ветеринарии Минсельхозпрода России. В его функции входит организация деятельности ветеринарной службы РФ по предупреждению болезней животных, осуществлению контроля за выпуском полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и по обеспечению защиты населения от болезней, общих для человека и животных. В его систему входят научно-исследовательские ветеринарные институты, ветеринарные лаборатории, противоэпизоотические отряды и экспедиции, зональные управления. Департамент разрабатывает и реализует федеральные целевые программы по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных; охраняет территорию Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; определяет перечень карантинных и особо опасных болезней животных. Начальник Департамента — Главный государственный ветеринарный инспектор России — назначается Правительством РФ.
В составе Минсельхозпрода России действует также Департамент животноводства и племенного дела, на который возложены функции специального уполномоченного государственного органа по управлению племенным животноводством. Департамент и его местные органы (управления), в частности, осуществляют лицензирование в сфере своей деятельности.
Названные департаменты в своей деятельности руководствуются законами РФ «О ветеринарии»; «О племенном животноводстве»; «О животном мире». В системе Минсельхозпрода России действует также и ряд крупных производственных объединений: акционерная компания «Рязанский картофель»; акционерная корпорация «Росхлебопродукт»; Российская корпорация по виноградарству и винодельческой промышленности и т.п.
Контрольные пакеты акций этих объединений находятся в федеральной собственности. В субъектах Федерации функционируют управления (главные управления, комитеты, министерства) сельского хозяйства.
Регулирование и лицензирование промышленного рыболовства и рыбоводства, установление категорий рыбохозяйственных водоемов, надзор за безопасным плаванием рыбопромыслового флота общее руководство деятельностью государственных администраций морских (речных) рыбных портов и контроль за ними — функции Государственного комитета РФ по рыболовству. Он также контролирует использование, воспроизводство и охрану биологических ресурсов (рыбы, другие водные животные и растения) и развитие рыбного хозяйства. Функции государственного регулирования и межотраслевой координации по вопросам рационального использования земельных ресурсов и охраны земель, ведения земельного кадастра, землеустройства сейчас осуществляют Государственный земельный комитет РФ, а также частично Государственный комитет РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике.
 
Заключение
Стабилизация и дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления роли государства и поддержки этой важнейшей отрасли экономики. В условиях рыночной экономики, как показывают экономическая теория и практика, аграрный сектор оказывается наиболее подверженным негативным последствиям различного рада факторов нестабильности, что делает неизбежным развитое государственное регулирование этого сектора.

В рыночной системе хозяйствования государственное регулирование направлено на преодоление периодических аграрных кризисов, а также на оказание государственной поддержки сельскохозяйственным организациям. Благодаря государственному регулированию сельского хозяйства ведущим капиталистическим странам удалось сделать рывок в его развитии, стимулировать научно-технический прогресс в отрасли, создать необходимые стартовые условия для накопления капитала и структурной модернизации, а также способствовать укреплению социальной сферы на селе.

.....................................................................пропуск.......................................................................... Это приводит к формированию изолированной региональной политики, обладающей массой ограничений по сравнению с интегрированной и приводящей к снижению рентабельности производства как основной товарной продукции, так и производимой ради удовлетворения внутрирегионального спроса. В результате этого физическая и экономическая доступность основных продуктов питания для многих слоев населения и регионов остается неудовлетворительной, состояние продовольственной безопасности ухудшается. Развитие рынка идет стихийно, без должного прогнозирования последствий принимаемых решений.

Для эффективного государственного регулирования сельского хозяйства необходимо использовать комплексный подход к решению этой проблемы, который обеспечит отражение интересов общества в целом, позволит координировать развитие различных отраслей и производств, будет способствовать увеличению объемов производства продовольствия и лучшему снабжению им населения.

 

Список литературы
Категория: История экономики | Добавил: admin | Теги: управления сельским, хозяйством, хозяйства, деятельности, сельским, РФ, колхозами, сельского, Управление, сельского хозяйства
Просмотров: 1091 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: