Безопасность и защита информационных систем
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Безопасность и защита информационных систем 3
Заключение 14
Список литературы: 16
Введение
Каждая организация, имеющая дело с какими бы то ни было ценностями, рано или поздно сталкивается с посягательством на них. Предусмотрительные начинают планировать защиту заранее, непредусмотрительные — после первого крупного "прокола”. Так или иначе, встает вопрос о том, что, как и от кого защищать.
Обычно первая реакция на угрозу—стремление спрятать ценности в недоступное место и приставить к ним охрану. Это относительно несложно, если речь идет о таких ценностях, которые вам долго не понадобятся: убрали и забыли. Куда сложнее, если вам необходимо постоянно работать с ними. Каждое обращение в хранилище за вашими ценностями потребует выполнения особой процедуры, отнимет время и создаст дополнительные неудобства. Такова дилемма безопасности: приходится делать выбор между защищенностью вашего имущества и его доступностью для вас, а значит, и возможностью полезного использования.
Все это справедливо и в отношении информации. ........................................................................пропуск..........................................................................
Безопасность и защита информационных систем
Стоит отметить, что эти соображения справедливы по отношению не только к автоматизированным системам, но и к системам, построенным на традиционном бумажном документообороте и не использующим иных связей, кроме курьерской почты. Автоматизация добавила головной боли службам безопасности, а новые тенденции развития сферы банковских услуг, целиком основанные на информационных технологиях, усугубляют проблему.
Сейчас вряд ли кому-то надо доказывать, что при подключении к Internet Вы подвергаете риску безопасность Вашей локальной сети и конфиденциальность содержащейся в ней информации. По данным CERT Coordination Center в 1995 году было зарегистрировано 2421 инцидентов - взломов локальных сетей и серверов. По результатам опроса, проведенного Computer Security Institute (CSI) среди 500 наиболее крупных организаций, компаний и университетов с 1991 число незаконных вторжений возросло на 48.9 %, а потери, вызванные этими атаками, оцениваются в 66 млн. долларов США.
Одним из наиболее распространенных механизмов защиты от интернетовских бандитов - "хакеров” является применение межсетевых экранов - брэндмауэров (firewalls).
Стоит отметить, что в следствии непрофессионализма администраторов и недостатков некоторых типов брэндмауэров порядка 30% взломов совершается после установки защитных систем.
Не следует думать, что все изложенное выше - "заморские диковины”. Всем, кто еще не уверен, что Россия уверенно догоняет другие страны по числу взломов серверов и локальных сетей и принесенному ими ущербу, следует познакомиться с тематической подборкой материалов российской прессы и материалами Hack Zone (Zhurnal.Ru).
........................................................................пропуск..........................................................................
Криптография предполагает наличие трех компонент: данных, ключа связи и криптографического преобразования.
При зашифровании исходными данными будет сообщение, а результирующими - зашифрованное сообщение. При расшифровании они меняются местами.
Ключ - конкретное секретное состояние некоторых параметров алгоритма криптографического преобразования данных. В данном случае термин "ключ" означает уникальный битовый шаблон. Считается, что правила криптографического преобразования известны всем, но, не зная ключа, с помощью которого пользователь закрыл смысл сообщения, требуется потратить невообразимо много усилий на восстановление текста сообщения. Длина ключа, согласно ГОСТ 28147-89, равна 256 бит.
В средствах криптографической защиты информации (СКЗИ) "Верба" ключевая система организована по принципу полной матрицы. Это означает, что формируется матрица, которая содержит все секретные ключи связи, и каждый j-ый абонент получает j-ую строку из этой матрицы, и использует i-ый элемент этой строки при зашифровании/расшифровании в качестве секретного ключа связи с i-ым абонентом.
В СКЗИ "Верба" используется определенный ГОСТ 28147-89 симметричный алгоритм криптографического преобразования данных в режиме гаммирования, который подразумевает процесс наложения по определенному закону гаммы шифра на открытые данные (под гаммой понимается псевдослучайная двоичная последовательность, вырабатываемая по заданному алгоритму). ГОСТ 28147-89 также определяет процесс выработки имитовставки, который единообразен для любого из режимов шифрования данных. Имитовставка - это последовательность данных фиксированной длины, которая вырабатывается по определенному правилу из открытых данных и ключа либо перед шифрованием сообщения, либо параллельно с шифрованием. Имитовставка передается по каналу связи или в память ЭВМ после зашифрованных данных. Выработка имитовставки обеспечивает защиту от навязывания ложных данных, вероятность необнаружения которого зависит от длины имитовставки и равна 10-9. Поступившие зашифрованные данные расшифровываются, и из полученных блоков данных вырабатывается новая имитовставка, которая затем сравнивается с имитовставкой, полученной из канала связи или из памяти ЭВМ. В случае несовпадения имитовставок все расшифрованные данные считаются ложными.
Лаборатория Касперского является ведущим российским производителем систем информационной безопасности, обеспечивая пользователей компьютеров защитой от компьютерных вирусов и хакерских атак. Компания производит широкий спектр программного обеспечения как для защиты домашних пользователей, так и для защиты корпоративных сетей любого масштаба и сложности. Среди антивирусного арсенала Лаборатории Касперского - уникальные технологии, обеспечивающие полный контроль за всеми вирусоопасными источниками.
Развитие компьютерных сетей и информационных технологий обусловило актуальность задач обеспечения информационной безопасности и защиты информационных систем от несанкционированного доступа Информационная безопасность (ИБ) - сравнительно молодая, быстро развивающаяся область информационных технологий (ИТ), для успешного освоения которой важно с самого начала усвоить современный, согласованный с другими ветвями ИТ базис. Это - первая задача курса, для решения которой привлекается объектно-ориентированный подход.
Успех в области ИБ может принести только комплексный подход. Описание общей структуры и отдельных уровней такого подхода - вторая задача курса. Для ее решения рассматриваются меры законодательного, административного, процедурного и программно-технического уровней. Приводятся сведения о российском и зарубежном законодательстве в области ИБ, о проблемах, существующих в настоящее время в российском законодательстве. На административном уровне рассматриваются политика и программа безопасности, их типовая структура, меры по выработке и сопровождению. На процедурном уровне описываются меры безопасности, имеющие дело с людьми. Формулируются основные принципы, помогающие успеху таких мер. Программно-технический уровень, в соответствии с объектным подходом, трактуется как совокупность сервисов. Дается описание каждого сервиса.
Защита информации - это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности.
Таким образом, правильный с методологической точки зрения подход к проблемам информационной безопасности начинается с ........................................................................пропуск..........................................................................
Возвращаясь к вопросам терминологии, отметим, что термин "компьютерная безопасность" (как эквивалент или заменитель ИБ) представляется нам слишком узким. Компьютеры - только одна из составляющих информационных систем, и хотя наше внимание будет сосредоточено в первую очередь на информации, которая хранится, обрабатывается и передается с помощью компьютеров, ее безопасность определяется всей совокупностью составляющих и, в первую очередь, самым слабым звеном, которым в подавляющем большинстве случаев оказывается человек (записавший, например, свой пароль на "горчичнике", прилепленном к монитору).
Согласно определению информационной безопасности, она зависит не только от компьютеров, но и от поддерживающей инфраструктуры, к которой можно отнести системы электро-, водо- и теплоснабжения, кондиционеры, средства коммуникаций и, конечно, обслуживающий персонал. Эта инфраструктура имеет самостоятельную ценность, но нас будет интересовать лишь то, как она влияет на выполнение информационной системой предписанных ей функций.
Обратим внимание, что в определении ИБ перед существительным "ущерб" стоит прилагательное "неприемлемый". Очевидно, застраховаться от всех видов ущерба невозможно, тем более невозможно сделать это экономически целесообразным способом, когда стоимость защитных средств и мероприятий не превышает размер ожидаемого ущерба. Значит, с чем-то приходится мириться и защищаться следует только от того, с чем смириться никак нельзя. Иногда таким недопустимым ущербом является нанесение вреда здоровью людей или состоянию окружающей среды, но чаще порог неприемлемости имеет материальное (денежное) выражение, а целью защиты информации становится уменьшение размеров ущерба до допустимых значений.
Меры безопасности целесообразно разделить на следующие виды:
-
превентивные, препятствующие нарушениям ИБ;
-
........................................................................пропуск..........................................................................
В продуманной архитектуре безопасности все они должны присутствовать.
С практической точки зрения важными также являются следующие принципы архитектурной безопасности:
-
непрерывность защиты в пространстве и времени, невозможность миновать защитные средства;
-
следование признанным стандартам, использование апробированных решений;
-
иерархическая организация ИС с небольшим числом сущностей на каждом уровне;
-
........................................................................пропуск..........................................................................
Центральным для программно-технического уровня является понятие сервиса безопасности. В число таких сервисов входят:
-
идентификация и аутентификация;
-
управление доступом;
-
протоколирование и аудит;
-
шифрование;
-
контроль целостности;
-
экранирование;
-
анализ защищенности;
-
обеспечение отказоустойчивости;
-
обеспечение безопасного восстановления;
-
туннелирование;
-
управление.
Эти сервисы должны функционировать в открытой сетевой среде с разнородными компонентами, то есть быть устойчивыми к соответствующим угрозам, а их применение должно быть удобным для пользователей и администраторов. Например, современные средства идентификации/аутентификации должны быть устойчивыми к пассивному и активному прослушиванию сети и поддерживать концепцию единого входа в сеть.
Выделим важнейшие моменты для каждого из перечисленных сервисов безопасности:
-
Предпочтительными являются криптографические методы аутентификации, реализуемые программным или аппаратно-программным способом. ........................................................................пропуск..........................................................................
Протоколирование и аудит должны быть всепроникающими и многоуровневыми, с фильтрацией данных при переходе на более высокий уровень. Это необходимое условие управляемости. Желательно применение средств активного аудита, однако нужно осознавать ограниченность их возможностей и рассматривать эти средства как один из рубежей эшелонированной обороны, причем не самый надежный. Следует конфигурировать их таким образом, чтобы минимизировать число ложных тревог и не совершать опасных действий при автоматическом реагировании.
Все, что связано к криптографией, сложно не столько с технической, сколько с юридической точки зрения; для шифрования это верно вдвойне. Данный сервис является инфраструктурным, его реализации должны присутствовать на всех аппаратно-программных платформах и удовлетворять жестким требованиям не только к безопасности, но и к производительности. Пока же единственным доступным выходом является применение свободно распространяемого ПО.
Надежный контроль целостности также базируется на криптографических методах с аналогичными проблемами и методами их решения. Возможно, принятие Закона об электронной цифровой подписи изменит ситуацию к лучшему, будет расширен спектр реализаций. К счастью, к статической целостности есть и некриптографические подходы, основанные на использовании запоминающих устройств, данные на которых доступны только для чтения. Если в системе разделить статическую и динамическую составляющие и поместить первую в ПЗУ или на компакт-диск, можно в корне пресечь угрозы целостности. Разумно, например, записывать регистрационную информацию на устройства с однократной записью; тогда злоумышленник не сможет "замести следы".
Экранирование - идейно очень богатый сервис безопасности. Его реализации - это не только межсетевые экраны, но и ограничивающие интерфейсы, и виртуальные локальные сети. Экран инкапсулирует защищаемый объект и контролирует его внешнее представление. Современные межсетевые экраны достигли очень высокого уровня защищенности, удобства использования и администрирования; в сетевой среде они являются первым и весьма мощным рубежом обороны. Целесообразно применение всех видов МЭ - от персонального до внешнего корпоративного, а контролю подлежат действия как внешних, так и внутренних пользователей.
........................................................................пропуск..........................................................................
Управление - это инфраструктурный сервис. Безопасная система должна быть управляемой. Всегда должна быть возможность узнать, что на самом деле происходит в ИС (а в идеале - и получить прогноз развития ситуации). Возможно, наиболее практичным решением для большинства организаций является использование какого-либо свободно распространяемого каркаса с постепенным "навешиванием" на него собственных функций.
Миссия обеспечения информационной безопасности трудна, во многих случаях невыполнима, но всегда благородна.
Заключение
Важность проблематики ИБ объясняется двумя основными причинами:
Разрушение важной информации, кража конфиденциальных данных, перерыв в работе вследствие отказа - все это выливается в крупные материальные потери, наносит ущерб репутации организации. Проблемы с системами управления или медицинскими системами угрожают здоровью и жизни людей.
........................................................................пропуск..........................................................................
Подтверждением сложности проблематики ИБ является параллельный (и довольно быстрый) рост затрат на защитные мероприятия и количества нарушений ИБ в сочетании с ростом среднего ущерба от каждого нарушения. (Последнее обстоятельство - еще один довод в пользу важности ИБ.)
Успех в области информационной безопасности может принести только комплексный подход, сочетающий меры четырех уровней:
Проблема ИБ - не только (и не столько) техническая; без законодательной базы, без постоянного внимания руководства организации и выделения необходимых ресурсов, без мер управления персоналом и физической защиты решить ее невозможно. Комплексность также усложняет проблематику ИБ; требуется взаимодействие специалистов из разных областей.
В качестве основного инструмента борьбы со сложностью предлагается объектно-ориентированный подход. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм, выделение граней объектов, варьирование уровня детализации - все это универсальные понятия, знание которых необходимо всем специалистам по информационной безопасности.
Список литературы:
-
Божко В.П., Брага В.В. и др. "Статистическая информатика: данные, технология, маркетинг" - М.: Финансы и статистика, 2001.
-
Брилюэн Л. Наука и теория информации, М., Физматгиз, 2000, 392 с.
-
Волков С.И., Романов А.Н. "Организация машинной обработки экономической информации" - М.: Финансы и статистика", 2003.
-
Григоренко Г.П., Желнинский Г.С., Немчинов В.К. "Технология машинной обработки экономической информации в реальном масштабе времени". Учебное пособие - М.: МЭСИ, 2002, 77 с.
-
Осокина Н.В., Логачев В.А. Информация как ресурс социально-экономического развития. // Регион: управление и информатизация. М., 2002. – С.105-106
|