Доходы и расходы образовательных учреждений
Введение2
1. Доходы и расходы образовательных учреждений3
2. Бюджетное образовательное учреждение берет и сдает13
имущество в аренду 13
3. Бухгалтерский учет в образовательном учреждении-арендаторе26
Заключение32
Список литературы:33
Введение
Управленческая, социально-культурная, научно-техническая деятельность бюджетного образовательного учреждения, как и иная функция некоммерческого характера этой организации, согласно пункту 1 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, финансируется из бюджета соответствующего уровня или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.
Но учреждение образования получает средства на очередной финансовый год и из федерального бюджета. Для этого оно в конце текущего года должно подготовить проект сметы доходов и расходов, а проще говоря, бюджетную заявку и представить ее своей вышестоящей организации. Заявку составляют с учетом исполнения сметы доходов и расходов отчетного периода.
При этом поквартальное распределение бюджетных средств надо подтвердить расчетными данными по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований. Это требование содержится в приказе Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 106н. Бюджетная заявка нужна, чтобы составить проект бюджета на очередной год.
После того как принимают очередной закон о бюджете, Минфин России готовит сводную бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств. Напомним, что бюджетная роспись - это документ, который поквартально распределяет бюджетные ассигнования между их получателями. Этот документ составляют в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Выбранная мною тема «Доходы и расходы образовательных учреждений, является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – проанализировать особенности доходов и расходов образовательных учреждений.
1. Доходы и расходы образовательных учреждений
Лимит бюджетных обязательств - это тот объем договоров, контрактов и т.д., который бюджетному учреждению утвердит и оплатит орган, исполняющий бюджет.
На основании данных сводной бюджетной росписи и утвержденных лимитов бюджетных обязательств составляют уведомления (по два экземпляра). По одному экземпляру идет в орган федерального казначейства, который контролирует расход этих средств.
Согласно сводной бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств согласовываются и уточняются сметы доходов и расходов.
Изменение объемов финансирования
Итак, бюджетное образовательное учреждение имеет просчитанную по каждой статье расходов и утвержденную смету. Но вдруг происходит незапланированная или чрезвычайная ситуация: выросли цены, случилась авария. Как тогда сохранить нормальный уровень работы?
В изменившихся условиях необходимо своевременно скорректировать смету в рамках ранее утвержденных бюджетных обязательств. Это можно сделать в соответствии с пунктом 6 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ.
Предложения перераспределить средства по статьям в смете на следующий квартал подаются за 20 дней до конца текущего квартала. Следовательно, изменения на III квартал представляются до 10 июня, на IV квартал - до 10 сентября. На основании этих представлений главный распорядитель (распорядитель) делает соответствующий запрос в Минфин России. Так как там изменяют сводную бюджетную роспись и соответственно уточняют бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств.
До распорядителей бюджетных ассигнований (получателей) уточненные ассигнования и лимиты доводятся по установленной форме в абсолютных суммах.
Пример 1
В этом году на текущий ремонт зданий и сооружений (код 111030) в смете доходов и расходов педагогического университета было заложено 350 000 руб. Эта же сумма стоит в полученном уведомлении о бюджетных ассигнованиях на 2002 год. В уведомлении о лимитах бюджетных обязательств по этой статье указано 262 500 руб.
Во II квартале на одном из учебных корпусов из-за прошедшего урагана была повреждена крыша. И ей потребовался внеплановый ремонт стоимостью 80 000 руб. Однако выделенные средства по статье 111030 к тому времени уже были истрачены на плановый ремонт учебных помещений. Но в результате экономии у института остались средства на следующих статьях:
2. Бюджетное образовательное учреждение берет и сдает имущество в аренду
Образовательные учреждения вынуждены сдавать свое имущество в аренду. Ведь вырученные от этого средства можно направить на улучшение материально-технической базы учреждения, на покрытие текущих расходов. Образовательные учреждения могут и сами арендовать имущество.
В предыдущих номерах нашего отраслевого приложения мы уже рассмотрели многие вопросы, связанные с арендой: правовые основы, особенности бухгалтерского учета и налогообложения указанных операций.
Данная статья продолжает эту тему. В ней, следуя пожеланиям бухгалтеров бюджетных образовательных учреждений, мы расскажем об особенностях аренды для бюджетных организаций.
Особое внимание мы уделим тому, как отражать конкретные хозяйственные операции по аренде на счетах, установленных Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях.
Правовая база заключения договоров аренды бюджетными
образовательными учреждениями
Общий порядок заключения договоров аренды регулируется Гражданским кодексом РФ.
Согласно статье 608 Гражданского кодекса РФ, арендодателем имущества может выступать либо его собственник, либо лица, которых уполномочил закон или собственник. Учреждения могут распоряжаться закрепленным за ними имуществом только с согласия собственника. Так сказано в статье 296 Гражданского кодекса РФ. Поэтому государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе сдавать закрепленное за ними имущество, как движимое, так и недвижимое, в аренду только с согласия собственника этого имущества.
При заключении договоров аренды государство поручает выступать от своего имени Министерству имущественных отношений РФ (Минимуществу России).
В частности, Минимущество России имеет полномочия создавать, реорганизовывать, ликвидировать государственные унитарные предприятия, а кроме того, наделять их имуществом на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Оно может контролировать сохранность и использование имущества по назначению, принимать решения о приватизации недвижимого государственного имущества (имущественных комплексов, зданий и сооружений). У него также есть полномочия с согласия собственника изымать излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество у казенных предприятий, в том числе и распоряжаться им (п.2 ст.296 ГК РФ).
Арендные отношения Минимущество России определило в Положении о порядке оформления закрепления административных зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в федеральной собственности, передаче их в аренду и безвозмездное пользование (распоряжение от 23 марта 1998 г. N 252-р).
От имени собственника муниципального имущества, например в Москве, выступает департамент государственного и муниципального имущества г. Москвы (ДГМИ). В соответствии с Положением о департаменте государственного и муниципального имущества (утверждено распоряжением мэра от 26 июля 2000 г. N 807-РМ) ДГМИ управляет и распоряжается в установленном порядке имуществом, которое находится в государственной и муниципальной собственности города Москвы.
Таким образом, московские государственные и муниципальные образовательные учреждения могут сдавать в аренду закрепленное за ними имущество с согласия
Минимущества или ДГМИ соответственно.
Пунктом 11 статьи 39 Закона "Об образовании" установлено, что государственные или муниципальные образовательные учреждения могут сдавать в аренду закрепленные за ними объекты и земельные участки без права выкупа с согласия совета этих учреждений. При этом арендная плата не должна быть ниже среднего уровня для данного региона. Из этого можно сделать вывод, что для заключения договора аренды государственному или муниципальному образовательному учреждению нужно иметь еще и согласие ученого совета. Тем не менее подчеркнем, что (согласно ГК РФ в рассматриваемом случае) единственным необходимым условием для заключения договора является согласие собственника, а не этого совета.
Свое согласие собственник имущества государственного или муниципального образовательного учреждения должен дать в письменной форме. Это может быть отдельный документ с перечнем имущества, которое будет сдаваться в аренду. Или же собственник имущества должен быть указан в договоре аренды, который подписывается тремя сторонами - арендодателем - учреждением, собственником и арендатором.
Нельзя забывать, что при заключении договора аренды обязательно составляется и подписывается сторонами передаточный акт. Этим документом подтверждается реальная передача объекта аренды в пользование арендатора. Как правило, в акте фиксируется также санитарно-техническое состояние арендованного здания (сооружения).
Особенности бухгалтерского учета у учреждения-арендодателя
Если следовать изложенной выше логике, доходы от аренды имущества, которое принадлежит собственнику, также должны принадлежать собственнику.
Именно на таком принципе основаны положения статей 41 и 42 Бюджетного кодекса. В этих статьях сказано, что с 2000 года отдельные виды внебюджетных средств, в том числе и доходы от аренды имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, являются неналоговыми доходами бюджетов. Кроме того, в каждом из федеральных законов о бюджете на очередной год было однозначно сказано, что доходы от аренды федерального имущества в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и отражаются в сметах доходов и расходов бюджетных учреждений.
Тем не менее государство справедливо решило направлять принадлежащие ему арендные платежи в те организации, за которыми арендованное имущество закреплено на праве оперативного управления. Это было сделано для того, чтобы образовательные учреждения получили дополнительные средства на содержание и развитие всей материально-технической базы, сверх сумм уже установленного бюджетного финансирования.
Арендаторы федерального имущества должны направлять арендные платежи на счета по учету доходов федерального бюджета 40102 "Доходы федерального бюджета". Эти счета открываются органам федерального казначейства по местонахождению лицевых счетов бюджетных организаций арендодателей. Поступившие на них финансовые средства на основании сметы доходов зачисляются затем на лицевые счета бюджетных учреждений в органах федерального казначейства по учету доходов от аренды.
Для того чтобы открыть такие счета бюджетному учреждению, нужно представить своему территориальному казначейству оригиналы договора об аренде закрепленного за ним недвижимого имущества и копию этого договора, заверенную подписями руководителя, главного бухгалтера и печатью учреждения. Подлинник договора сличается с копией и возвращается учреждению. Кроме того, учреждение должно представить смету доходов и расходов за счет данного дополнительного источника финансирования, утвержденную в установленном порядке.
Согласно Порядку учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использования (постановление Правительства РФ от 24 июня 1999 г. N 689), дополнительное финансирование направляется на развитие бюджетного (в нашем случае образовательного) учреждения по следующим кодам экономической классификации:
- 100000 "Текущие расходы", включая код 110700;
- 200000 "Капитальные расходы";
- 240000 "Приобретение непроизводственного оборудования и предметов длительного пользования для государственных организаций".
Однако надо иметь в виду, что в постановление N 689 в 2002 году планируется внести изменения. Это следует из постановления Правительства РФ от 28 февраля 2002 г. N 137в.
Бухгалтерский учет доходов от аренды государственного имущества отражается на субсчетах с отличительным признаком 1 (бюджетные средства).
При учете расчетов с арендодателями следует обратить внимание на пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ. В ней сказано, что при сдаче в аренду органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Поэтому арендаторы обязаны самостоятельно исчислить, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Рассмотрим на конкретном примере порядок бухгалтерского учета дополнительного бюджетного финансирования у организации-арендодателя.
Заключение
Таким образом, бухгалтерский учет в бюджетных организациях имеет специфические особенности, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 30 декабря 1999 г. N 107н, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой. К этим особенностям нужно отнести:
........................................
Специфические особенности учета в бюджетных организациях вызывают необходимость дополнить общие задачи бухгалтерского учета более конкретными, как, например, точное исполнение утвержденного бюджета, соблюдение финансово-бюджетной дисциплины, мобилизация средств в бюджет и выявление дополнительных доходов.
Список литературы:
-
Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изм. и доп. от 23 июля 1998 г., 28 марта, 31 декабря 2002 г., 10 января, 28 мая, 30 июня 2003 г.)
-
Смета доходов и расходов: методика составления и корректировка (А.Ю. Шихов, C.О. Лозовская, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в сфере образования", N 3, III квартал 2002 г.)
-
Бюджетное образовательное учреждение берет и сдает имущество в аренду (А.Ю. Шихов, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в сфере образования", N 2, II квартал 2002 г.)
-
Почему у бюджетных образовательных учреждений стало меньше целевых средств? (С.В. Земляченко, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в сфере образования", N 4, IV квартал 2000 г.)
-
Списание дебиторской, кредиторской и депонентской задолженностей в образовательной организации (С.В. Балдина, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в сфере образования", N 4, IV квартал 2000 г.).
|