Вторник
08.07.2025
18:05
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [193]
Право [245]
Экономика [160]
Естественно-научные предметы [44]
Менеджмент [35]
Гуманитарные предметы [98]
Прочее [4]
Компьютеры и сети [0]
Бесплатные работы [4]
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Мои файлы

Досрочные трудовые пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью
21.02.2010, 00:46

Досрочные трудовые пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью

СОДЕРЖАНИЕ

Введение2

Глава 1. Досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников4

1.1. Основные положения4

1.2. Список должностей7

1.3. Наименование учреждений12

Глава 2. Новые правила назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с педагогической деятельности21

Глава 3. Судебная практика36

Заключение40

Список литературы:42

Приложение 143

Приложение 248

 

 

Введение

Российское законодательство гарантирует всем работающим право на пенсию по возрасту: для женщин - с 55 лет, для мужчин - с 60 лет. Но педагоги имеют льготу - они могут уйти на пенсию раньше. Кто из них получает право на досрочную пенсию? При каких условиях можно это право реализовать? Как правильно рассчитать педагогический стаж?

С 1 января 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ). В нем сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости гражданам, которым ранее назначалась пенсия за выслугу лет.

Пенсия по старости назначается при наличии не менее 5 лет страхового стажа женщинам, достигшим возраста 55 лет, и мужчинам, достигшим возраста 60 лет (ст.7 Закона N 173-ФЗ).

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью предусмотрено в подпункте 10 пункта 1 статьи 28 этого Закона и производится независимо от достижения общеустановленного возраста.

Следует отметить, что в законодательстве не дается четкой формулировки понятия "стаж на соответствующих видах работ". Из правового смысла формулировки следует, что такой стаж - это суммарная продолжительность периодов профессиональной трудовой деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Трудовая пенсия по старости досрочно назначается педагогам только государственных и муниципальных учреждений для детей. В ранее действовавшем законе таких ограничений не было - пенсия за выслугу лет предоставлялась педагогам независимо от формы собственности учреждения.

Кроме 25-летнего педагогического стажа в законе определены и другие условия для получения досрочной пенсии. Они перечислены в пункте 3 статьи 28 Закона N 173-ФЗ.

Выбранная мною тема «Досрочные трудовые пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы – рассмотреть особенности досрочных трудовых пенсий по старости в связи с педагогической деятельностью.

Задачи:

  1. Рассмотреть общие положения назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с педагогической деятельностью;

  2. Выявить особенности новых и старых правил назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с педагогической деятельностью;

  3. Рассмотреть судебную практику по вопросу досрочных трудовых пенсий по старости в связи с педагогической деятельностью.

 

Глава 1. Досрочное пенсионное обеспечение педагогических работников

1.1. Основные положения

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ) понятие «пенсия за выслугу лет» как правовой институт упразднено.

Вместе с тем законодателем сохранено право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости гражданам, которым ранее назначалась пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон от 20.11.90). Данный Закон утратил силу с 1 января 2002 г.
В новом законодательстве не дается четкой формулировки понятия «стаж на соответствующих видах работ». Согласно постановлению Правительства РФ № 516 от 11 июля 2002 г. «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (стаж на соответствующих видах работ)», засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено названными Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из правового смысла данного положения, следует, что стаж на соответствующих видах работ - это суммарная продолжительность периодов профессиональной трудовой деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
.................................................

Пунктом 13 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781, предусмотрена возможность зачета периодов работы в определенных структурных подразделениях государственных и муниципальных организациях независимо от их наименований. Перечень наименований структурных подразделений по сравнению с ранее действовавшей редакцией Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. № 1067 (в редакции постановления Правительства РФ от 1 февраля 2001 г. № 79) также несколько расширен, как и наименование учреждений Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781. В число структурных подразделений дополнительно включены общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы).

Следует отметить, что ранее действовавшие правила предусматривали наименование «общеобразовательные школы», при этом произвольного толкования наименования этого вида учреждения не допускалось. В новый перечень структурных подразделений включены также межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат), ясли-сад (сад-ясли), детские ясли.

Например, если работа осуществлялась в детском саду, функционирующем на правах структурного подразделения совхоза, то право педагогических работников на досрочную трудовую пенсию по старости может быть реализовано.
Работа педагогических работников за границей не засчитывается в соответствующий стаж работы, за исключением случаев, специально установленных международными договорами, и если такая работа протекала в советских (российских) учреждениях.

Например, если работа протекала в школе в Монголии (с этим государством у Российской Федерации есть соответствующее соглашение о сотрудничестве в области социального обеспечения), то такая трудовая деятельность может быть засчитана в стаж на соответствующих должностях и в учреждениях, дающих право на досрочную трудовую пенсию по старости.
Термин «советское учреждение» («российское учреждение») указывает на государственную принадлежность учреждения бывшему СССР или Российской Федерации как его правопреемнику. К числу советских (российских) учреждений за границей относятся посольства, торговые представительства, советские (российские) войсковые части, отделения (корреспондентские пункты) ТАСС (ИТАР-ТАСС) за рубежом, представительства Аэрофлота за границей в период до изменения формы собственности с государственной на акционерную.

Например, работа учителем в школе при посольстве России может быть включена в стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью.

 

Глава 2. Новые правила назначения досрочных трудовых пенсий по старости в связи с педагогической деятельности

Правительством РФ принято постановление от 29 октября 2002 г. N 781"О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". [1]

Указанным постановлением Правительства РФ утверждены новые:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Список);

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее – Правила).

При применении указанных Списка и Правил необходимо иметь в виду следующее:

1. Вновь утвержденные Список и Правила полностью заменили списки и правила, в соответствии с которыми по-разному исчислялась пенсия за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью за период до 1 ноября 1999 года и с 1 ноября 1999 года.

Список представляет собой единый перечень должностей работников и учреждений для детей, в соответствии с которым должен исчисляться стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (в дальнейшем - досрочная пенсия) лицам, осуществлявшим не менее 25 лет педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей (далее по тексту - стаж работы), за все периоды работы до вступления в силу настоящего постановления на условиях, предусмотренных Правилами.

 

Глава 3. Судебная практика

 

Значительное количество обращений в Профсоюз, а также жалоб в судебные органы связано с применением постановления Правительства РФ от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". [4, с. 96]

В обращениях и жалобах работники исходят из того, что установленное указанным постановлением правовое регулирование порядка реализации права на назначение досрочно трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью не обеспечивает принцип равенства, гарантирующий защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, а также устанавливает различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

Например, установлены следующие неоправданные различия в пенсионных правах:

периоды работы в должностях педагогов-психологов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, инструкторов по труду в одних учреждениях для детей включаются в стаж, дающий право на досрочно назначаемую трудовую пенсию, а в других учреждениях, относящихся к общему понятию «учреждения для детей», не включаются;

для музыкальных руководителей по сравнению с другими работниками, осуществляющими педагогическую деятельность, установлено дополнительное требование по подтверждению выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, за все 25 лет работы в этой должности, тогда как остальным педагогическим работникам такие сведения необходимо предоставлять только с 1 сентября 2000 г.;

для всех работников, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях начального и среднего профессионального образования, при включении в стаж периодов работы установлено дополнительное требование о наличии не менее 50% обучающихся до 18 лет;

руководители дошкольных образовательных учреждений, межшкольных учебных комбинатов, учреждений дополнительного образования детей и их заместители с 1 января 1999 г. (в отличие от других руководителей образовательных учреждений) вообще утратили право на трудовую пенсию, назначаемую досрочно, причем, даже в тех случаях, когда они одновременно ведут педагогическую работу в том же учреждении;

 

Заключение

Таким образом, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (Постановление КС РФ от 03.06.04 № 11-П)

Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая запрос Законодательного Собрания Тверской области о проверке конституционности пунктов 2 и 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067, в Определении от 6 декабря 2001 года N 310-0 указал, что из Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не вытекает, .................................. что Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения этих категорий работников и по своему усмотрению устанавливать их пенсионные права, вводить дополнительные по сравнению с законом ограничения права на пенсионное обеспечение. При осуществлении предоставленных ему полномочий Правительство Российской Федерации связано не только законодательными нормами, но и обязано учитывать предписания статьи 15 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации (Определение КС РФ от 18 июня 2004 г. N 197-О).

 

Список литературы:

Нормативные правовые акты

  1. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изм. и доп. от 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г.)

  2. Письмо Минтруда РФ от 23 мая 2002 г. N 1036-Пр "Об обращении Государственной думы ФС РФ "К председателю Правительства РФ М.М.Касьянову о назначении педагогическим работникам образовательных учреждений досрочной трудовой пенсии по старости"

Литература

  1. Досрочное пенсионное обеспечение педагогов (И.С. Цветкова, "Главбух", Отраслевое приложение "Учет в сфере образования", N 2, II квартал 2003 г.)

  2. Захаров М.Л., Савостьянова В.Б., Тучкова Э.Г. Комментарий к новому пенсионному законодательству: Постатейный комментарий к Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". - М.: ООО "ТК Велби", 2003.

  3. Комментарий к Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"/Под ред. Е.Н.Сидоренко. - М.: Юрайт-Издат, 2003.

  4. Комментарий к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 (В.Г. Белякин, "Гражданин и право", N 2, март-апрель 2003 г.)

  5. Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости ("Главбух", Отраслевое приложение "Учет в сфере образования", N 2, II квартал 2003 г.) 

Категория: Мои файлы | Добавил: admin | Теги: трудовая пенсия
Просмотров: 1349 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: