Среда
09.07.2025
09:58
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [193]
Право [245]
Экономика [160]
Естественно-научные предметы [44]
Менеджмент [35]
Гуманитарные предметы [98]
Прочее [4]
Компьютеры и сети [0]
Бесплатные работы [4]
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Мои файлы

Этика
16.12.2009, 03:33
СОДЕРЖАНИЕ
1. Стоическая и христианская этика: линии пересечения 3
2. Нигилизм: история и современность 6
3. Мораль и наука: проблемы и противоречия 10
4. Гуманизм как духовное явление современности. Вклад западноевропейских мыслителей в обоснование гуманистического мировоззрения 13
Список литературы 17
1. Стоическая и христианская этика: линии пересечения Признавая огромное влияние стоицизма на отцов Церкви, отметим, что они увидели в нем средство к научному раскрытию и обоснованию христианства, а его логические схемы часто употреблялись для выражения христианских истин. Однако вышеуказанный факт совершенно не означает, что христианство заимствовало из стоической философии некоторые пункты своего учения, как это пытались доказать Бруно Бауэр, Гове, Вейгольд и некоторые другие исследователи. Генетическая связь между ними – в учениях о Логосе, о нравственном идеале, о гуманности и космополитизме, а также некоторых других – лишь видимая. Христианская этика не есть видоизменение стоической доктрины, «а, как учение откровенное, стоит бесконечно выше мудрствований человеческих, и по своему внутреннему духу и характеру отлично от них, хотя в частных положениях представляет некоторые аналогичные черты». Основной, характерной чертой стоической физики считает пантеизм. Вся теология, космология и антропология вносят его в свое содержание как основной элемент. ..................................................пропуск........................................................ От других этических систем христианскую этику отличает то, что: 1) она - не столько система теоретических принципов, сколько жизнеучение (определенный способ жизни, подобающий "новому творению"); 2) все нравственные требования имеют своим основанием спасительные действия Бога, а потому могут быть поняты лишь в контексте истории спасения (дело спасения, осуществленное Христом, не только предшествует нравственным обязанностям, но и делает возможным само их выполнение); 3) все проявления нравственной жизни неотделимы от религии в ее культовом и благочестивом аспектах (это средства, с помощью к-рых нравственная жизнь выражает себя); 4) Христианская этика как и способ бытия христианина обладают парадоксальностью в той мере, в какой парадоксальна вера в Бога, который стал Человеком. Но стоицизм предстает перед нами всего лишь как ..................................................пропуск........................................................ 2. Нигилизм: история и современность Нигили́зм — полемический термин для обозначения крайностей движения 1860-х гг. (от лат. nihil — «ничего», то есть ничего не признающие). Само слово существует очень давно. В средние века было еретическое учение нигилизм, преданное анафеме папой Александром III в 1179 г. Учение нигилизма, ложно приписанное схоластику Петру Ломбарду, отвергало человеческое естество Христа. В русской литературе слово «нигилизм» впервые употреблено Н. И. Надеждиным (ст. «Сонмище нигилистов», в «Вестнике Европы», 1829) в значении отрицателей и скептиков. В 1858 г. вышла книжка казанского профессора В. В. Берви «Психологический сравнительный взгляд на начало и конец жизни». В ней тоже употребляется слово «нигилизм» как синоним скептицизма. ..................................................пропуск........................................................ Говоря о нигилизме в России трудно обойти вниманием фигуру И. Тургенева, так как у большинства исследователей именно с его романом «Отцы и дети» связывается специфика отечественного нигилизма: «Вряд ли будет преувеличением сказать, что нигилистическое движение, несмотря на его исторические последствия, едва ли продвинулось дальше по сравнению с базаровскими лозунгами», – пишет в конце ХХ века А. Данто. Эту распространенную точку зрения активно оспаривает В. Мюллер-Лаутер, полагая, что «нельзя вводить новообразование слова «нигилизм», при этом забывать о его длительной традиции. Например, И. Тургенев думал, что он изобрел это слово в 1861 г., и многие с тех пор разделяли это мнение». Однако, как обстоятельно проанализировала Г. А. Тиме, немецкие идейные источники нигилизма не только оказали решающее влияние на роман И. Тургенева «Отцы и дети», но сам автор вполне отчетливо осознавал их. Заслуга Тургенева – не в изобретении термина, но в позитивном наполнении его содержания: и если Базаров «и называется нигилистом, то надо читать революционером», – указывает писатель. Сила нигилизма в России не столько в ..................................................пропуск........................................................Революционной идеей сытно кормилось не одно поколение радикалов, на это указывал Э. Юнгер, а прежде на конкретных примерах материального успеха целого слоя леворадикальной идеи, нигилистов – В. В. Розанов. Он нарисовал колоритную картину времени, на которой материальная нищета правых, консерваторов соседствует с благополучием, даже богатством, «революционеров» и критиков правительства. Нигилизм – это в первую очередь личная проблема и проблема нравственная. 3. Мораль и наука: проблемы и противоречия На первый взгляд мораль и наука будучи различными формами общественного сознания, представляются настолько далеко отстоящими друг от друга, что трудно установить между ними тесную связь. Научное мышление - это мышление теоретическое, которое основано на логической абстракции, имеет строго упорядоченный характер, анализирует объективные законы действительности и устанавливает истинное знание о них в форме определенных логических обобщений. Моральные же представления связаны главным образом с разрешением повседневных житейских проблем, в них переплетаются рациональные и чувственные элементы (понятия, убеждения и чувства, эмоции). ..................................................пропуск........................................................ Взаимоотношения между наукой и нравственностью очень точно определил Л.Н. Толстой: «В безнравственном обществе все изобретения, увеличивающие власть человека над природою, — не только блага, но несомненное и очевидное зло». Эта мысль, к сожалению, находит подтверждение и в наши дни, когда на повестку дня встали вопросы о выживании человека на нашей планете. Основатель этики Аристотель писал: «Кто двигается вперед в науках, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед». Двигаясь по пути безнравственного истребления природных богатств, загрязнения среды обитания человека, человечество, оправдываясь мнимыми ценностями, политикой, упоенное властью над природой, подошло к рубежу, за которым небытие. В наше время остро поставлен вопрос о создании планетарной этики, на основе которой могут решаться глобальные проблемы, отстаиваться интересы человечества в целом. К таким глобальным проблемам относятся ..................................................пропуск........................................................ 4. Гуманизм как духовное явление современности. Вклад западноевропейских мыслителей в обоснование гуманистического мировоззрения Гуманизм (лат. humanus — человеческий) — идеология и практика, основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека как высшую ценность. Гуманизм как движение за освобождение личности и культуры от порабощения католической церковью и положившее прочное начало новой независимой науке, светской философии, литературе и самостоятельному искусству зародилось на Западе в XIV — XVI веках. Родиной гуманизма была Италия, далее движение распространилось в Германии, Англии, Венгрии, Франции, Испании, Поругали, Польше и т. д. Гуманизм выразился не только в критическом отношении к средневековым основам жизни, но и в попытках построить новое миросозерцание, основанное на новых индивидуальных потребностях развившейся личности. Гуманистический индивидуализм характеризуется: ..................................................пропуск........................................................ Также гуманизм характеризуется глубоким и горячим интересом к классической древности: гуманисты не только изучают греческий и латинский языки, античную литературу и историю, как всякий другой объект науки, но ищут в древности оружие для борьбы со средневековыми воззрениями и авторитета для оправдания своих учений. Политические воззрения гуманистов были основаны на вере в могущество отдельной личности в установлении общественных порядков. ..................................................пропуск........................................................ С позиций гуманизма человек — это не просто продукт социальных обстоятельств, а свободное существо, субъект деятельности, познания и творчества. В индивидуалистических концепциях признание самоценности человека получило выражение в форме признания самоценности человеческой личности, ее права на свободу, развитие и проявление способностей, на творчество и т. д. ..................................................пропуск........................................................ Общечеловеческое начало противостоит групповому, классовому, националистическому и т. д. и выступает как определенная система ценностей, которая имеет значение для всего человечества. В этом контексте гуманизм можно определить как систему идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и человеческой личности, в частности.
Список литературы
Гусейнов А.А. Введение в этику. М., 2005.
Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 2005.
Дробницкий О.Г. Этика. Философская энциклопедия. Т. 5. М., 2002
Зеньковский В.В. История русской философии. Ч.I. М., 1999.
Кругляницо Т.Ф. Этика. М., 2007.
Столяров А.А. Стоя и Стоицизм. М. 2005. С. 327
Категория: Мои файлы | Добавил: admin | Теги: нигилизм, мыслителей, личности, нигилизма, христианская этика, гуманизм
Просмотров: 620 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: