ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 3
2. ЮРИДИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ СУВЕРЕНИТЕТА 17
3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СУВЕРЕНИТЕТ РОССИИ:КАК ЕГО ПОНИМАЮТ В КАЗАНИ 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 39
Введение
Суверенитет - это такое свойство, а точнее, состояние власти, которое обеспечивает государству возможность свободно, самостоятельно осуществлять свою внешнюю и внутреннюю политику. Суверенитет предполагает независимость государства во внешнеполитической сфере (в области международных отношений) и верховенство, непререкаемость его решений в делах внутренних.
Российская Федерация, как всякое подлинно независимое, свободное государство, обладает всей полнотой власти на своей территории. Никакая другая власть на территории России не вправе присвоить себе функции верховной суверенной власти, а тем более поставить себя над ней. Конституционное положение, закрепленное в ч. 1 ст. 4, гласит, что эта верховная власть распространяется на определенную территорию, т. е. территорию, находящуюся под юрисдикцией России. При этом государственная власть распространяется на всю без исключения территорию Российской Федерации: на все сухопутные, водные и воздушные пространства, находящиеся под юрисдикцией России, а также объекты с государственной символикой Российской Федерации (например, корабли, авиалайнеры и т. д.).
Выбранная мною тема «Государственный суверенитет», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – проанализировать сущность государственного суверенитета.
1. Основные положения
Часть 2 статьи закрепляет один из важнейших принципов федеративного правового государства, прямо вытекающий из того, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство федеральной Конституции и федеральных законов на всей территории России обеспечивает единство, согласованность и стабильность всей ее правовой системы. Причем понятие <федеральные законы> в контексте данной статьи следует понимать в его широком значении, т. е. и как собственно федеральные законы, и как федеральные конституционные законы, хотя в последующих статьях Конституции данные понятия различаются достаточно четко.
Верховенство федеральных законов предполагает точное и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами Российской Федерации по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов (см. комментарии к ст. 72 и 76). Если же противоречие обнаруживается, то применяется норма Конституции или федеральный закон. Акты, не соответствующие им, подлежат в установленном порядке опротестованию, приостановлению, отмене. Как следует из смысла данной статьи Конституции, это правило действует на всей территории Российской Федерации.
Целостность и неприкосновенность территории является одним из основных элементов безопасности государства, а их защита и обеспечение - одной из важнейших его функций.
Активизация деятельности России в области международного сотрудничества и партнерства, важные шаги, предпринятые Россией для ядерного разоружения мирового сообщества, другие активные действия на пользу мира и безопасности свидетельствуют о новых приоритетах в военной доктрине Российской Федерации. Однако до тех пор, пока будет оставаться потенциальная угроза вооруженного нападения на нашу страну другого государства (или группы государств), Россия вынуждена будет поддерживать достаточный уровень обороноспособности для защиты жизненно важных интересов государства, в том числе для обеспечения целостности и неприкосновенности своей территории.
Безопасность Российской Федерации, включающая обеспечение целостности и неприкосновенности ее территории, достигается единой государственной политикой в данной области, соответствующими краткосрочными и долгосрочными федеральными программами, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства.
О важности территориальной целостности Российского государства говорит сам факт помещения данного конституционного положения в гл. 1 Конституции.
Конституционно воедино связаны понятия "народный суверенитет" и "источник власти". Эти понятия и явления находятся в органической связи, их конституционное закрепление есть выражение демократической сущности Российского государства.
Понятия "суверенитет" и "власть" органически взаимосвязаны. Термин "суверенитет" (souverein) происходит от среднелатинского "superanus", что значит буквально "более высокий". Само учение о суверенитете явилось результатом общественного развития государств Западной Европы и развивалось как теоретико-юридическое обоснование абсолютизма суверенной власти монарха. В науке конституционного права выделяют три вида суверенитета: народный, национальный и государственный. В последнее время философы, политологи, социологи, а иногда, к сожалению, и юристы стали говорить о суверенитете личности, связывая такую интерпретацию прежде всего с тем, что Конституция в ст. 2 признает человека, его права и свободы высшей ценностью. Это недопустимо расширительное толкование. Понятие суверенитета есть качественная характеристика прежде всего государственной власти. Суверенитет - это верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти. Перечисленные признаки суверенитета есть тот критерий, который позволяет выделить и отграничить государственную власть от иных, других видов социальной власти: семейной, церковной, партийной и т.д. (см. также комментарий к ст. 4).
Демократизация общества, государственных и общественных институтов привнесла существенные новации в представление о суверенитете. С демократическим видением организации социума несовместима доктрина так называемого абсолютного суверенитета, по которой суверен не ответствен и не несет никаких обязанностей. Фундаментальный принцип конституционного статуса законодательной, исполнительной и судебной власти заключается в признании и конституционном закреплении доминирующего положения в обществе и государстве народа, выступающего в качестве особой юридической личности, которая стоит над всеми властями и обладает первоначальным и неотчуждаемым верховенством, является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации (см. комментарий к ст. 3). В силу этого источником государственного суверенитета является суверенитет многонационального народа Российской Федерации, который, принимая Конституцию и сохраняя за собой учредительную власть, определяет пределы учреждаемой ею государственной власти, возлагаемые на государство обязанности перед народом, различными социальными структурами, личностью и пр.
Распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию означает, что государственная территория является пространственным пределом распространения государственной власти Российской Федерации. Территориальное верховенство государственной власти выражается в том, что в пределах территории Российской Федерации не допускается иной власти, которая могла бы существовать наряду с нею или вне ее контроля.
Данное положение означает также неделимость суверенитета Российской Федерации. Конституция Российской Федерации не допускает какого-либо иного носителя суверенитета и источника власти, помимо многонационального народа России, и, следовательно, не предполагает какого-либо иного государственного суверенитета, помимо суверенитета Российской Федерации. Суверенитет Российской Федерации, в силу Конституции Российской Федерации, исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т.е. не допускает суверенитета ни республик, ни иных субъектов Российской Федерации. Именно Российская Федерация выступает в качестве единого и единственного суверена, обладающего неотчуждаемым верховенством на всей территории Российской Федерации, включающей в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними. Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (см. комментарий к ст. 67).
Распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию является основой независимости России в международных отношениях. Территориальное верховенство государства проявляется по отношению к остальным государствам и иным субъектам международно-правовых отношений в пределах принадлежащей каждому суверенному государству сферы свободной деятельности. Международно-правовые акты, раскрывая содержание принципа "суверенного равенства, уважения прав, присущих суверенитету", к числу присущих суверенитету и охватываемым им правам относят право каждого государства на юридическое равенство, на территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. На государствах лежит обязанность уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила.
Суверенитет государств выражается также в том, что в рамках международного права все государства имеют равные права и обязанности. В связи с этим на государства накладывается обязанность уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами согласно международному праву и другим общепризнанным принципам и нормам. Важной качественной характеристикой государственного суверенитета является то, что границы государств могут изменяться в соответствии с международным правом мирным путем и по договоренности. Государственный суверенитет характеризуется также правом государств по своему усмотрению принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участниками союзных договоров (см.: Декларация о недопустимости вмешательства во внутренние дела государств, об ограждении их независимости и суверенитета//Резолюции, принятые Генеральной Ассамблеей ООН на двадцатой сессии 21 сентября - 22 декабря 1965 г. ООН. Нью-Йорк, 1966. С. 16-17; Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций//Организация Объединенных Наций: Сборник документов. М., 1981; С. 460-469). В Заключительном акте 1975 г. особо оговаривается право государств на нейтралитет (Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе//Во имя мира, безопасности и сотрудничества. К итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки 30 июля - 1 августа 1975 г. М., 1975. С. 17).
2. Юридическое выражение суверенитета
Юридическим выражением суверенитета Российской Федерации является верховенство Конституции и федеральных законов на всей территории Российской Федерации.
Нормативное содержание исследуемого положения многогранно. Во-первых, оно закрепляет политическое единство многонационального народа Российской Федерации: Российская Федерация в политическом отношении является единой государственно-правовой и международно-правовой системой. Гарантией от гипертрофии такого единства является признание в ряде положений Конституции идеологического и политического многообразия и многопартийности, а также федеративного устройства государства (см. комментарий к преамбуле, ст. 1, 5, 11, 13, 65).
Во-вторых, исследуемое положение фиксирует двойственную социально-юридическую природу Конституции, которая: 1) является основным законом государства, регламентирующим поведение субъектов права; 2) выступает в качестве основного закона общества, установленного народом и регламентирующего деятельность государства, определяющего формы институализации государственной власти и способы ее осуществления и гарантирующего общество, различные социальные структуры и личность от произвола государства.
В-третьих, в этом положении выражен один из основных признаков конституционного государства, заключающийся в том, что государственная власть в нем ограничена. Речь идет не об объективной ограниченности любого государства экономическими, социальными или геополитическими факторами, а об установлении Конституцией и федеральными законами пределов государственной власти, которые последней не могут быть преодолены правовым образом. При этом границы проявления суверенитета государства обусловлены следующим: государство связано Конституцией и законом; органы государства, учреждения и должностные лица выступают агентами всего общества и ответственны перед человеком и гражданином; общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации составляют часть правовой системы Российской Федерации; федеральные власти не могут вторгаться в сферу исключительных полномочий субъектов Федерации.
В-четвертых, названное положение связано с федеративной природой государства и означает, что федеральная Конституция и законы в силу их верховенства на всей территории Российской Федерации не нуждаются в подтверждении в какой-либо форме субъектами Федерации; на всей территории государства они действуют прямо и непосредственно. Следовательно, в случае противоречия учредительных актов (конституций, уставов), законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам суды и иные правоприменители обязаны применять федеральную Конституцию и федеральные законы.
В последнем случае необходимы, однако, некоторые оговорки: речь идет о верховенстве Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов; федеральные законы обладают верховенством на всей территории Российской Федерации, если они приняты по предметам ведения Российской Федерации или по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, если закон издан вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации. Следовательно, как подтвердил Конституционный Суд Российской Федерации в упоминавшемся постановлении от 7 июня 2000 г. и принятом вскоре после него и существенно его развивающем определении о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений конституций ряда республик, субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории, но вне пределов ведения Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Поэтому представляется особенно своевременным внесение изменений и дополнений в июле 2000 года в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", в соответствии с которым установлена ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации за принятие правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и представляющих угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, единству ее правового и экономического пространства.
Заключение
Международное сообщество видит решение проблемы межнациональных отношений, особенно когда это касается национальных меньшинств, не в формировании независимых и самостоятельных государственных образований, а в принятии необходимых законодательных, административных и других мер для обеспечения защиты прав человека и основных свобод лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, на их территории. Государства несут по международному праву обязанность воздерживаться от любой дискриминации в отношении таких лиц и способствовать осуществлению их законных интересов в области прав и основных свобод человека.
В частности, государства - участники Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе обязались защищать и создавать условия для поощрения этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств на своей территории.
Список литературы:
-
Постатейный комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. Окунькова Л.А.)
-
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (Отв. ред. В.В.Лазарев). Глава 1
-
Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Карповича В.Д.)
-
Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. - РЮИД, "Сашко", 2000
-
Государственный суверенитет России: как его понимают в Казани (Б.С. Крылов, "Журнал российского права", N 11, ноябрь 2001 г.)
-
"Государственная власть и юриспруденция в России: уроки истории" (Томсинов В.А., "Законодательство", 1998, N 2)
-
О единстве государственной власти в Российской Федерации (И.Н. Барциц, "Законодательство", N 9, сентябрь 2001 г.).
|