История художественной соломки
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение2
История художественной соломки4
Заключение16
Список литературы:17
Введение
Соломка - трубчатая часть стебля злаковых растений. Она отличается прочностью при относительно тонких стеблях, а золотистая окраска имеет большую гамму оттенков - от серебристо-зеленого до густо-желтого и красноватого. Заготовка ведется только вручную - серпами. Сжатый хлеб связывается в снопы, и после просушки аккуратно отбивается для удаления зерен. Хранят связанную в снопы соломку в затемненном помещении.
Подготовка соломы к плетению происходит следующим образом: стебли очищаются от листьев, удаляются узлы и утолщения. Затем сортируют соломку по длине, толщине, цвету. Для получения равномерного золотистого оттенка соломку раскладывают на солнце и выдерживают от нескольких часов до трех дней. Чтобы получить серебристо-белый цвет, производят отбелку. После отбелки соломку дважды промывают горячей водой и производят сушку.
Изделия из соломки бывают каркасные и бескаркасные. Бескарскасные (корзинки, фруктовницы, конфетницы, сухарницы) изготовляются из длинного круглого плетешка и оформляются отдельными деталями. Изделия с каркасом, то есть ларцы, шкатулки и коробочки, обшиваются плетешком и дополняются объемными квадратами, ковриками из соломы.
Процесс изготовления изделий из ржаной соломки таков: сначала подбирают одинаковые по толщине и цвету соломки, но разной длины.
Выбранная мною тема «История художественной соломки», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель реферата – проанализировать особенности истории художественной соломки.
Объект – художественная соломка.
Предмет – история художественной соломки.
Реферат состоит из введения, основного текста, заключения и списка литературы.
История художественной соломки
Соломка - древнейший из материалов, возделываемый и обрабатываемый человеком. Руки, взявшие первый колос и первый стебель уже никогда не оставляли их, глаза, увидевшие красоту налитого колоса и золотистого стебля не смогли отвернуться от них. Так повелось от поколения к поколению, генетически передалось современным мастерам.
На протяжении последних десятилетий соломоплетение и аппликация соломкой стали визитной карточкой искусства Беларуси. Стремительное и бурное развитие этих ремесел во второй половине 20 века, позволили им от первобытного уровня форм и техник достичь вершин профессионального искусства Произведения современных мастеров украшают экспозиции многих музеев. Они достойны создания собственного музея, где были бы сохранены, собраны воедино и представлены в полном объеме развившихся в этих ремеслах направлений, как унаследованных из прошлого, так и возникших на ниве неустанных поисков современных мастеров.
Плетением соломки занимались издавна. За плечами этого ремесла не одна тысяча лет. Ведет оно свою историю от стародавних обрядов, связанных с культами хлеба и соломы. Наши предки верили в божественную силу соломы и зерна, сберегающих в себе живородящую силу природы и щедро отдающих ее не только стеблям и колосьям нового урожая, но всему, кто так или иначе, соприкасается с ними. Поэтому, так почитался последний сноп, убранный с поля, который хранился в доме до нового урожая. С соломой крестьяне связывали свою будущую жизнь, даруя ей роль предсказательницы в многочисленных колядных гаданиях. Зерном осыпали молодых на свадьбе, а молодую сажали на солому, чтобы сила растений передалась молодой семье и их будущим детям. Бесчисленны поверья и обряды связанные с соломой и хлебом. Несмотря на изменчивость мира, они пришли к нам из далеких языческих времен и продолжают жить рядом с нами в виде произведений мастеров. Соломенные "пауки", кони, птицы, куклы - это не просто образы, каждый из них связан с человеком создававшим его, соприкасавшимся с ним, незримыми нитями надежд и чаяний, которые они символизировали.
Заключение
Современная аппликация соломкой обогащается новыми темами и техниками. Популярны среди современных мастеров и художников темы декоративных панно с архитектурными памятниками. Разрабатываются разнообразные сюжетные композиции на темы народных праздников, сказок, поверий. Поиск новых композиционных решений, согласующийся со взглядами современного человека его мировоззрением, отличает работы современных мастеров и художников от работ народных мастеров. В своих работах авторы ищут новые декоративные приемы, сочетая соломенную ленту с объемным плетением из соломки, со стеклом, текстилем, керамикой.
Список литературы:
-
Лобачевская О.А. Плетение из соломки. М. Культура и традиции. 2000
-
Починова Н.В., Дехтяренко В.Н. Инкрустация соломкой. Мн.1998
|