Изменение организации системы здравоохранения
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД 4
1.1. Система государственного здравоохранения 4
1.2. Задачи Основ законодательства о здравоохранении 18
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 21
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗДРАВООХРАНЕНИИ 23
2.1. Основные положения о современной системе здравоохранения 23
2.2. Программы в области здравоохранения 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 37
Введение
Советский период существования нашей страны характеризовался значительными изменениями социально-экономической и правовой формации, затронувшими практически все сферы общественных отношений. Представляется, что объединяющим признаком данных изменений служила доминирующая роль государства. Это выражалось в глобальной централизации многих социальных процессов, руководящей и направляющей роли единственно существующей партии, незначительно выраженных полномочиях периферийных районов. Происходящие изменения имели прямое отношение к вопросам регламентации охраны здоровья граждан.
Нельзя утверждать, что регулирование медицины было практически одинаковым непосредственно после Октябрьской революции и в 80-е годы XX века. Имел место определенный прогресс в вопросах юридического обеспечения службы охраны здоровья. Значение государства в сфере здравоохранения в общем виде выражалось в наличии определенных гарантий для каждой конкретной личности в области предоставления медицинской помощи, в создании разветвленной сети доступных лечебно-профилактических учреждений, в которых медицинская помощь оказывалась бесплатно, а также в принятии ряда законодательных актов, регулирующих вопросы здравоохранения.
Выбранная мною тема, является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – проанализировать систему здравоохранения РФ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, который насчитывает 20 наименований.
При написании работы была использована следующая литература:
Мирский М.Б. Государственная медицина России как оптимальная модель развития здравоохранения // Развитие системы обеспечения качества медицинской помощи в современных условиях и проблемы оптимизации структуры здравоохранения: Материалы VI научно-практической конференции 24-25 апреля 2001 года; Сальников В.П., Стеценко С.Г. Регламентация медицинской деятельности России: историко-правовые вопросы // Журнал российского права. 2001. № 4; Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении (Н.В. Путило, "Журнал российского права", N 2, февраль 2002 г.); Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения в советский период (В.П. Сальников, С.Г. Стеценко, "Журнал российского права", N 1, январь 2002 г.)
1. Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения в советский период
1.1. Система государственного здравоохранения
В 1918 году было создано единое государственное здравоохранение, объединившее все ранее существовавшие системы и формы российской медицины. Руководить охраной здоровья населения страны начал Наркомздрав - первое в мире министерство здравоохранения.
Создание Народного комиссариата здравоохранения было не хаотичным, а продуманным шагом нового руководства страны. Уже в первые дни после Октябрьской революции при Петроградском военно-революционном комитете был образован медико-санитарный отдел, который организовывал систему управления всей медико-санитарной службой. Деятельность этого отдела в дальнейшем создала основу для организации и выхода в свет Положения о Народном комиссариате здравоохранения. Данный нормативно-правовой акт, подписанный Председателем Совета Народных Комиссаров, определял роль комиссариата в деле организации здравоохранения в стране, предусматривал конкретные задачи, организационно-штатную структуру и другие необходимые направления деятельности.
"Народный комиссариат здравоохранения является центральным медицинским органом, руководящим всем медико-санитарным делом Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" - так гласила первая статья Положения, указывая на роль и место Наркомздрава в системе организации и управления медициной страны. Необходимо отметить, что в данном аспекте комиссариат являлся продолжателем таких органов управления российским здравоохранением, как Аптекарский приказ XVI-XVIII вв., Медицинская канцелярия и Медицинская коллегия XVIII-XIX вв., медицинский департамент при Министерстве внутренних дел XIX-начала XX века. Иными словами, образование Народного комиссариата здравоохранения в 1918 году все же имело существенные исторические предпосылки.
Среди задач, выполнение которых возлагалось на Наркомздрав, наиболее значимы следующие:
разработка и подготовка законодательных норм в области медико-санитарного дела;
наблюдение и контроль за применением этих норм и принятие мер по неуклонному их соблюдению;
издание общеобязательных для всех учреждений и граждан РСФСР распоряжений и постановлений в области медико-санитарного дела.
.............................................
2. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЗДРАВООХРАНЕНИИ
........................................
Заключение
Анализ особенностей регламентирования отношений по медико-генетическому консультированию показывает, что жители различных регионов России имеют разные права. В одних случаях право на бесплатное медико-генетическое консультирование гарантировано каждому гражданину, а в других - лишь членам семьи. Подобная ситуация затрагивает закрепленный в ч.2 ст.19 Конституции Российской Федерации принцип равенства прав человека и гражданина независимо от места жительства. Возможные пути приведения "к единому знаменателю" - принятие или совершенствование федеральных законов, а также разработка модельных актов.
..........................................
Список литературы:
-
Постановление Совета Министров СССР от 17 июля 1968 года № 548 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения СССР» // СП СССР. 1968. № 14. Ст. 91.
-
Постановление Совета Народных Комиссиров СССР «О порядке проведения медицинских операций» от 15 сентября 1937 года // Собрание законов и распоряжения РКП СССР. 1937. № 61. Ст. 274.
-
Положение о народном комиссариате здравоохранения от 18 июля 1918 года // Собрание узаконений и распоряжений РКП. 1918. № 52. Ст. 590.
-
Атремьев Ф.А. Правовые аспекты организации здравоохранения в СССР. М., 1979. С. 11.
-
Гладун З.С. Законодательство о здравоохранении: проблемы формирования новой теоретической модели // Государство и право. 1994. № 2. С, 118.
-
Громов А.П. Права, обязанности и ответственность медицинских работников. М., 1976. С, 12.
-
Деонтология в медицине: В 2 т. / Под ред. Б.В. Петровского. М., 1988. Т. 1. С. 213-214.
-
Законодательство субъектов Российской Федерации о здравоохранении (Н.В. Путило, "Журнал российского права", N 2, февраль 2002 г.);
-
Мирский М.Б. Государственная медицина России как оптимальная модель развития здравоохранения // Развитие системы обеспечения качества медицинской помощи в современных условиях и проблемы оптимизации структуры здравоохранения: Материалы VI научно-практической конференции 24-25 апреля 2001 года. М., 2001/ С. 154.
-
Мельникова Л.С. Законодательство об охране здоровья граждан в здравоохранении: итоги, перспективы совершенствования // Здравоохранение. 2000. № 4. С. 45.
-
Нормативно-правовое обеспечение здравоохранения в советский период (В.П. Сальников, С.Г. Стеценко, "Журнал российского права", N 1, январь 2002 г.).
-
Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о здравоохранении // Ведомости СССР. 1969. № 52. Ст. 466.
-
Погорелая Е. Медицинское страхование в дореволюционной России и в первые годы советской власти // Врач. 1999. № 9. С. 42.
-
Сальников В.П., Стеценко С.Г. Трансплантация органов и тканей человека: проблемы правового регулирования. СПб., 2000. С, 87-88.
-
Сальников В.П., Стеценко С.Г. Регламентация медицинской деятельности России: историко-правовые вопросы // Журнал российского права. 2001. № 4.
-
Сергеев Ю.Д. Профессия врача: юридические основы. Киев, 1988. С, 8-9.
|