Какие существуют критерии оценки теорий личности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Какие существуют критерии оценки теорий личности? Для чего они нужны? 5
Заключение 15
Список литературы 16
Введение
При рассмотрении личности необходимо учесть ряд обстоятельств.
Во-первых, слово «личность» весьма многозначно и употребляется в разных смыслах в обыденной речи, философии, психологии и социологии.
В общежитейском смысле под личностью чаще всего понимают человеческий индивид как субъект разного рода отношений и сознательной деятельности – «лицо», «особу».
В философии имеется тенденция отождествлять понятие «личность» с понятием «я», соответственно проблема личности оказывается тесно связана с проблемой сознания и самосознания.
Психология рассматривает личность как некое единство психических процессов отдельного человека, благодаря чему его поведение приобретает устойчивость и последовательность.
В социологии возможно понимание личности как носителя общественных отношений, социальных ролей.
Публицисты нередко называют личностью выдающегося человека с яркими качествами, оказывающего влияние на массы и ход истории.
Во-вторых, имеется неопределенно большое количество самых разных теорий и концепций личности.
Особенно много их выдвинуто в психологии. Фактически каждый крупный психолог-теоретик строит свою теорию личности.
В-третьих, в западной психологии отлично выражена тенденция исключать из теоретического рассмотрения социальное начало в человеке.
Напротив, в отечественной психологии советского периода подчеркивалась необходимость отразить в понятии «личность» социальную сущность человека.
Проблема личности является одной из центральных в современной социологии. В процессе ее рассмотрения важно четко разграничить понятия «человек», «индивид», «личность».
Выбранная тема «Какие существуют критерии оценки теорий личности? Для чего они нужны?» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть критерии оценки теорий личности и их значение
Работа состоит из введения, одного раздела, заключения и списка литературы.
Какие существуют критерии оценки теорий личности? Для чего они нужны?
Как при наличии огромного количества альтернативных теорий личности оценивать относительные достоинства каждой из них? Как, не затрагивая вопроса об их объяснительной и прогностической функции, решать, благодаря чему одна теория лучше другой? Для систематизированной оценки теорий личности используются шесть основных критериев. В научном сообществе достигнут консенсус относительно оценки теории личности: она может быть оценена положительно в том случае, если удовлетворяет каждому из перечисленных ниже критериев.
Верифицируемость
По данному критерию теория оценивается позитивно в той степени, в какой ее положения открыты для проверки, осуществляемой независимыми исследователями. Это означает, что теория должна быть сформулирована таким образом, чтобы содержащиеся в ней концепции, предложения и гипотезы были определены ясно и недвусмысленно и логически связаны друг с другом. При таком изложении теории ее эмпирические заключения легко обосновываются логически и проверяются в формальном исследовании. Для иллюстрации этого правила представим себе, что мы хотим обосновать утверждение Альфреда Адлера о том, что у детей-первенцев, когда они становятся взрослыми, сильнее выражена мотивация достижения, чем у родившихся по счету вторыми, третьими и далее.
......................................
Заключение
Со временем были разработаны еще более качественные методики этого типа, тесты стали более обоснованными, использовался более совершенный статистический анализ, позволивший выделить более «чистые» по содержанию черты и качества. Кроме того, такой «функциональный» подход к оценке личности привел к созданию тестов, которые уже позволяли определить наличие и степень выраженности у человека той или иной специфической черты или качества.
В настоящее время эти тесты проходят дальнейшее усовершенствование. Некоторые из них хотя и содержат свою терминологию (профессиональный жаргон), оценивают качества, важные для спортивной деятельности, и потому специально разрабатываются для спортсменов и тренеров. До тех пор, пока этими тестами не будет обследовано большое число испытуемых, представляющих какую-то часть так называемой нормальной выборки, отсутствие норм и стандартизации будет снижать практическую ценность и применимость этих методик.
Список литературы
-
Аверин В.А. Психология личности. М., 2006
-
Дорошенко В.Ю. Учебник по психологии личности. М., 2008
-
Ермаков П.Н. Психология личности: учебник для вузов. М., 2007
-
Реан А.А. Психология личности. М., 2008
-
Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 2003.
|