Пятница
11.07.2025
03:48
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Мои файлы [193]
Право [245]
Экономика [160]
Естественно-научные предметы [44]
Менеджмент [35]
Гуманитарные предметы [98]
Прочее [4]
Компьютеры и сети [0]
Бесплатные работы [4]
Бесплатные рефераты, курсовые, дипломные работы
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Мои файлы

Конституционное законодательство субъектов РФ
20.12.2009, 13:51

Конституционное законодательство субъектов РФ

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Понятие, юридическая природа основных законов субъектов РФ 4
1.1. Основные положения 4
1.2. Принципы регионального правотворчества 6
Глава 2. Проблемы соотношения федеральной конституции и основных законов субъектов РФ 12
2.1. Общие вопросы соотношения федеральной конституции и основных законов субъектов РФ 12
2.2. Практика двухсторонних договоров РФ и субъектов 14
Глава 3. Конституции республик и уставы субъектов РФ: сравнительно-правовой анализ 21 3.1. Особенности конституции республик 21
3.2. Уставы субъектов РФ 23
Заключение 29
Список литературы 31
Приложение 32
Введение
В федеративном государстве предполагается двухуровневая структура законодательства, представляющее собой определенное органичное единство федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации. Российское конституционное право как отрасль права является целостным нормативным образованием, одним из компонентов которого является система правовых норм, регламентирующих организацию государственной власти в субъектах Федерации, правовой статус субъекта Федерации, избирательный процесс в субъектах Федерации, устанавливающих дополнительные меры обеспечения прав и свобод человека и гражданина в субъектах Федерации. Органы государственной власти субъектов Федерации принимают .........................................пропуск.............................................. Таким образом, в настоящее время объективно выделяется наряду с конституционным законодательством Российской Федерации конституционное (уставное) законодательство субъектов Федерации, которые в своей совокупности образуют конституционное законодательство Российской Федерации. На основе чего возникает необходимость изучения законодательства субъектов Федерации в целом, и конституционного (уставного) в частности. Выбранная мною тема «Конституционное (уставное) законодательство субъектов РФ», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть особенности конституционного (уставного) законодательства субъектов РФ.
Задачи: 1. Рассмотреть понятие, юридическую природу основных законов субъектов РФ;
2. Показать проблемы соотношения федеральной конституции и основных законов субъектов РФ;
3. Провести сравнительно-правовой анализ Конституции республик и уставов субъектов РФ. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие, юридическая природа основных законов субъектов РФ
1.1. Основные положения Правовой статус субъектов Российской Федерации определяет право их законодательных (представительных) и исполнительных (администрации, правительства и т.п.) органов власти в пределах своей компетенции принимать законы и иные нормативно-правовые акты, устанавливающие нормы бюджетного права. Правотворчество субъектов Федерации
обусловлено и иными факторами федеративного устройства России: разграничением предметов ведения и полномочий, установленных не только Конституцией Российской Федерации, но и Федеративным и иными договорами; распределением нормотворческой компетенции между различными ветвями власти и т.п. .........................................пропуск.............................................. Правовые акты субъектов Российской Федерации по форме выражения аналогичны общефедеральным, поскольку правовая система субъекта Федерации производна и является составной частью правовой системы России в целом. Одновременно бюджетное правотворчество регионального уровня имеет принципиальные отличия, проявляющиеся в объеме регулируемых бюджетных отношений, круге лиц, на которых распространяется действие нормативного акта, структуре и содержании актов, методах правового регулирования. Реформирование российской государственности в целом и бюджетных отношений в частности обусловило интенсивное развитие правотворчества субъектов Российской Федерации. Подобная ситуация с большой остротой ставит проблему согласования двух уровней правотворчества - общефедерального и регионального. В этих условиях особую значимость приобретает реализация принципа федерализма, который должен обеспечивать органичное взаимодействие нормативно-правовых актов Российской Федерации и ее субъектов. В юридической литературе выделяются и иные фундаментальные принципы согласования законодательства Российской Федерации и ее субъектов.
1.2. Принципы регионального правотворчества
Верховенство, особая значимость Конституции Российской Федерации в регулировании бюджетной деятельности государства обусловливает классификацию принципов регионального правотворчества на 1) конституционные и 2) иные. В первую группу включаются: гуманизм, законность, демократизм, разделение властей, федерализм, обязательность обнародования нормативных актов. Ко второй группе, в частности, относятся: научность (профессионализм), эффективность, гласность, своевременность, прогнозирование (планирование). Безусловно, большинство названных принципов присущи правотворческой деятельности в целом, независимо от территориального и отраслевого уровней. Однако именно принцип федерализма является первоосновой и фундаментом региональной бюджетно-нормотворческой деятельности. Названный принцип предопределяет, во-первых, приоритет федеральных законов, принятых по предметам ведения Российской Федерации, а также по установлению общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; во-вторых, приоритет законов субъектов Российской Федерации, принятых вне пределов ведения Российской Федерации, и вопросов установления общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации; в-третьих, совместное (субъектов Российской Федерации и федерального центра) обеспечение соответствия регионального бюджетного законодательства Конституции и законам Российской Федерации. В основе согласованности федерального и регионального бюджетного правотворчества лежат принципы конституционности, системности и оптимальности. Представляется, что только тесная взаимосвязь названных принципов будет способствовать наиболее полному и оптимальному правовому регулированию бюджетных отношений на уровне субъекта Российской Федерации. При регулировании бюджетных отношений регионального уровня соответствующие законодательные и исполнительные органы власти могут использовать три механизма правотворчества: а) дублирование норм федеральных законов; б) расширение содержания норм федеральных законов; в) установление новых норм права. .........................................пропуск..............................................
Глава 2. Проблемы соотношения федеральной конституции и основных законов субъектов РФ 2.1. Общие вопросы соотношения федеральной конституции и основных законов субъектов РФ
В федеративном государстве проблема соотношения федеральной конституции и основополагающих актов субъектов федерации имеет большое значение. В российской практике фундаментальными для определения их соотношения являются следующие моменты: .........................................пропуск.............................................. Исходя из такого разделения, в применении Конституции РФ надо опираться на такие постулаты: а) конституции и уставы субъектов должны соответствовать Конституции РФ, не могут ей противоречить; б) если субъект вторгся в компетенцию РФ, это есть ненадлежащее применение Конституции РФ, акт положено отменить самим либо это будет сделано в результате рассмотрения дела в Конституционном Суде РФ; в) если РФ вторглась в компетенцию субъекта, это также противоречит Конституции РФ, и надо отменить федеральный акт. К сожалению, несмотря на то, что модель отношений РФ и ее субъектов не сложна, на практике должного уважения к Конституции РФ не проявляется. На определенном этапе развития - началось это еще при существовании СССР - в погоне за суверенизацией не только союзные республики, но и многие республики в составе РСФСР, официально тогда называвшиеся автономными, приняли свои декларации о (государственном) суверенитете. При подписании Федеративного договора 31 марта 1992 г. республики настояли на том, чтобы они были названы с своем договоре суверенными республиками. И хотя ни при последующих изменениях Конституции РФ 1978 г., ни при принятии Конституции РФ 1993 г. их суверенитет не обозначался на федеральном уровне, лидеры ряда республик и сейчас исходят из того, что республики - суверенные государства.
.........................................пропуск.............................................. Естественно, право приоритета существует не как абсолютное право, а как продукт соглашения между Федерацией и всеми субъектами. Главным выражением такого соглашения является именно Конституция, поэтому следовать ей субъекты обязаны. Речь идет как об основополагающих актах субъектов (конституциях, уставах), так и обычных законах, актах президентов, губернаторов, правительств и т.д.
2.2. Практика двухсторонних договоров РФ и субъектов Пристального внимания, с точки зрения обеспечения действия Конституции РФ, заслуживает практика двухсторонних договоров РФ и субъектов, получившая распространение в последнее время. Ее основой является сама Конституция РФ: ст. 11 говорит о том, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ осуществляется самой Конституцией, Федеративным договором и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий. Анализируя соотношение Конституции и договоров, А.В.Маслов делает вывод, который нельзя не поддержать: о приоритете конституционного метода в разграничении предметов ведения и полномочий, что прежде всего обусловлено более высокой юридической силой Конституции (ст. 15 Конституции). Однако таким выводом сама проблема не снимается. Прежде всего, неясен вопрос: касаются ли эти договоры неурегулированных в Конституции РФ предметов ведения и полномочий? Или же они могут быть обращены к тому, что уже отражено в ст. 71-72 и других статьях Конституции и тогда означают перераспределение предметов ведения и полномочий, уже "расписанных" в Основном Законе? В книге "Российская государственность: состояние и перспективы развития" Л.Ф. Болтенкова пишет об этом весьма подробно. На стр. 71 есть такое положение в авторском тексте: содержание ст. 71 и 72 Конституции Российской Федерации может быть изменено отдельными договорами. Несколько ниже можно прочесть: иные договоры могут менять положения не только Федеративного договора, но и Конституции в части разграничения предметов ведения и полномочий (стр. 71). На стр. 80 читаем: хотя договоры с республиками изменяют 71 и 72 статьи Конституции, но происходит это в соответствии с Конституцией. Поскольку Конституция разрешила изменять самое себя через заключение договоров, то можно ли сделать следующий вывод: если нормы 71 и 72 статей не совпадают с нормами договоров, то действуют нормы договоров? С одной стороны, в соответствии с 1 и 15 статьями Конституция имеет высшую юридическую силу, прямодействие и (что самое важное) применяется на всей территории РФ! Но измененные 71 и 72 статьи Конституции, с другой стороны, для республик, подписавших договор, действуют не в полном объеме, а только в пределах, не противоречащих договорам! То есть положения договоров как бы стали "второй" Конституцией. Насколько субъекты Федерации вправе распространить на себя эти положения договоров? И еще можно прочесть на стр. 104 названной книги: уже говорилось о распределении предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Оно определено ст. 71 и 72 Конституции. После того как активизировался процесс подписания двухсторонних договоров, можно сказать, что эти статьи стали условны. Сегодня они действуют по отношению к каким-то субъектам, а завтра, после подписания Договора, перестанут действовать в каких-то своих аспектах.
.........................................пропуск..............................................
Глава 3. Конституции республик и уставы субъектов РФ: сравнительно-правовой анализ 3.1. Особенности конституции республик
Исследование федерализма, его роли и перспектив и перспектив развития является одним из важнейших направлений изучения феномена власти. Научный поиск в этом направлении рассматривает вопросы о пределах децентрализации, пределах полномочий между центральными и региональными властями. Главной целью таких научных исследований является строительство демократичного, эффективного и стабильного государства. Решение этой задачи возможно только при тщательном анализе возникающих проблем и выработке компромиссных решений. Если девятнадцатый век подарил мировой цивилизации федерализм как феномен обустройства государства, то век двадцатый предложил идею демократического федерализма как воплощение высших на этом этапе форм автономии и кооперации. По мнению одного из классиков федерализма Даниила Елазарова, отличительная черта подлинной федерации – нецентрализованные отношения между федеральным центром и составными частями. Такую систему он сравнивал с матрицами Ландау, кибернетическим пониманием особенностей федеративных связей. Логика современного развития России и характер преобразований федеративных отношений дает основание полагать о возможном утверждении в России именно такого матричного федерализма.
Документом, положившим начало нового типа федеративных отношений в России, можно считать Федеративный договор. .........................................пропуск.............................................. Статус субъекта может быть изменен по взаимному согласию РФ и субъекта РФ в соответствии с федеральным конституционным законом.
Все субъект РФ обладают широкими полномочиями, часть из которых они осуществляют совместно с Федерацией. Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Федерации и порядок их осуществления регламентируется конституциями республик и уставами других образований.
Конституция РФ, в отличие от советских конституций, не указывает на необходимость соответствия этих актов федеральной Конституции. Субъектам обеспечивается максимальная самостоятельность при определении системы органов государственной власти. Но от субъектов Федерации требуют соответствия нормам российской Конституции, так как они являются частями единого территориального образования. Это означает, что положения конституций и уставов не должны противоречить основам конституционного строя. Характер соотношения федеральной Конституции и основных законов субъектов Федерации обуславливает принцип верховенства РФ (ст. 15 Конституции РФ). Верховенство федеральной Конституции в правовой системе всей страны обеспечивается механизмом ее реализации и охраны. Так, Президент РФ является гарантом Конституции РФ (ст. 80, ч. 2). В этом положении закреплены важнейшие прерогативы президентской власти, основывающиеся на статусе Президента, как главы государства. К сожалению, несовершенство современных юридических систем привело к формированию ряда противоречий между конституцией федеральной и основными законами субъектов. Так, в некоторых конституциях республик закреплены положения о том, что они являются суверенными государствами (Башкортостан, Татарстан, Бурятия). А в Конституции Республики Татарстан установлено, что она – «суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией – Россией на основе договора о взаимном делегировании полномочий и предметов ведения» (ст. 61). Таким образом, в Конституции Татарстана вообще отсутствует упоминание о том, что она является субъектом Федерации. Субъекты РФ не имеют права выхода из состава Федерации. Однако в ст. 1 Конституции Республики Тыва установлено, что она «имеет право на самоопределение и выход из состава РФ путем всенародного референдума Республики Тыва». Некоторые конституции установили нормы о верховенстве на территории республики конституции и законов Субъекта Федерации. Так, в статье 59 Конституции Татарстана записано, что законы этой республики «обладают верховенством на всей ее территории, если они не противоречат международным обязательствам Республики Татарстан». Некоторые республики стремятся присвоить себе полномочия, отнесенные к исключительной компетенции РФ или совместному ведению РФ и ее субъектов. Так, по Конституции Республики Саха (Якутия), «в интересах охраны государственной или общественной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения, права и свободы гражданина могут быть ограничены только законом» (ст. 30). .........................................пропуск..............................................
Заключение
Важным элементом конституционного статуса субъекта РФ, согласно п. 2 ст. 5 Конституции РФ, является наличие конституции республики (государства) и устава края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Устав служит основным конституционным актом для большой группы субъектов РФ, его иногда называют своего рода конституцией. Но это скорее образное сравнение, поскольку для российской истории акт такого типа имел и имеет самостоятельное значение как в терминологическом, так и в содержательном смысле. Уставы субъектов РФ широко обсуждались населением, в СМИ, депутатами, учеными и специалистами. Проводились круглые столы и конференции в Москве и регионах, готовились научно-практические рекомендации и варианты примерных уставов. Все это позволило законодательным органам указанных субъектов РФ принять уставы. В некоторые из них вносились изменения и дополнения. Уставы схожи между собой, поскольку закрепляют одинаковый статус субъектов РФ, и обладают следующими признаками: .........................................пропуск.............................................. Все уставы исходят из единых принципов: уважения и защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения народовластия и выражения интересов населения, верховенства права, организации государственных и общественных институтов на основе сочетания общероссийских интересов, многообразия экономической и иной деятельности. .........................................пропуск.............................................. Уставы субъектов РФ отличаются друг от друга своей структурой и соотношением составных частей, неодинаковой степенью собственно уставного регулирования, содержанием закрепленных в них институтов. Такое разнообразие оправдано, если оно предопределяется спецификой тех или иных субъектов РФ (их устройства, территории, ресурсов, состава населения), и не оправдано, если порождает противоречия с федеральным законодательством. Сказывается неодинаковый уровень юридической проработки отдельных частей уставов и использования достижений юридической науки и обобщенных материалов государственно-правовой практики. В определении уставного статуса субъектов РФ уставы исходят из единых позиций. В объеме же полномочий есть особенности, связанные с заключением внутрифедеральных договоров и соглашений..........................................пропуск.............................................. Это касается видов, функций и особенно взаимоотношений государственных органов. В большинстве уставов очень детально регулируются отношения непосредственной демократии, институты народной правотворческой инициативы. Как правило, в уставах содержится намного более подробная, чем в Конституции РФ, регламентация вопросов экономики, бюджета и налогов, что вполне оправдано.
Список литературы
Конституция Российской Федерации. – М, 2005. Добрынин Н. М. Новый федерализм: Модель будущего государственного устройства Российской Федерации. – Новосибирск: Наука, 2003. Добрынин Н. М. Российский федерализм: Становление, современное состояние и перспективы / Н. М. Добрынин. – Новосибирск: Наука, 2005. Дудко И. Г. Система правовых актов субъектов Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 3. Дудко И. Г. К вопросу о «правовой системе» субъектов Российской Федерации // Государство и право. 2003. № 9. Жайкбаев Ж. С. Нормативные правовые акты субъектов Федерации в правовой системе России. Екатеринбург. 2004. Жученко А. А. Конституция России - юридическая база конституций и уставов субъектов Федерации // Юрист. 1999. № 1. Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В. А. Кряжков. М., 2002. Кутафин О. Е. Предмет конституционного Права. М. 2001. Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002. Марченкова Е. М. Законодательство субъектов РФ о нормативно-правовых актах // Журнал российского права. 1998. № 6. Миронов В. А. Виноградов А.Ф. Некоторые аспекты регионального законодательства // Журнал Российского права. 2001. № 5. Павлушкин А. В. Соотношение регионального и федерального законодательства: проблемы и решения // Журнал российского права. 2000. № 11. Потапов М. Г. Система норм права и система нормативно-правовых актов субъектов РФ // Журнал Российского права. 2001. № 12. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2004.
Категория: Мои файлы | Добавил: admin | Теги: субъектов, федеральной конституции, законов субъектов, субъектов РФ, законов, права, конституции РФ, РЕспублики
Просмотров: 1382 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: