СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность конкуренции, ее виды и последствия 2
2. Виды преступных посягательств в сфере международных экономических отношений и на валютном рынке 13
3. Направления социальной защиты сотрудников ОВД со стороны государства 15
4. Какие из перечисленных функций выполняют налоги в экономике страны:
а) фискальную,
б) методологическую,
в) социальную,
г) регулирующую (государственного регулирования экономики)? 18
Список литературы 21
1. Сущность конкуренции, ее виды и последствия Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников. Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль. В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В этой связи важно различие терминов «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению, тогда как термин «конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке. Поведение экономических агентов может иметь характер соперничества лишь при олигопольном строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и достаточно высока. С другой стороны, поведение монополиста или полиполиста (участника рынка совершенной конкуренции) не может характеризоваться как соперничество, поскольку на рынках такого строения взаимозависимость экономических субъектов ничтожно мала. Соперничество проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих продуктов, специальных мерах по продвижению их на рынок и т.п.........................................пропуск......................................................... Одним из главных признаков, обязательных для свободного рынка, лучше всего обеспечивающего успешное функционирование экономики, является наличие на нем конкуренции. В нашей экономической литературе утвердился перевод этого латинского слова, обозначающий всего лишь соперничество за достижение преимуществ в какой-либо сфере. Вместе с тем более правильный перевод трактует конкуренцию как «бег вместе», т. е. изначальный смысл термина не предусматривает борьбу за какие-либо преимущества, а предполагает лишь совместное движение. Таким образом конкуренция и проявляет себя в современной экономической жизни промышленно развитых стран, когда внимание хозяйствующих субъектов направлено главным образом на сохранение своего места на свободном рынке определенного товара. Высокие же прибыли обеспечиваются прежде всего за счет совершенствования производства, снижающего его издержки. Можно, конечно, согласиться с теми, кто считает, что конкуренция есть борьба. Но только тогда, когда это борьба за проникновение на рынок определенного товара, борьба за завоевание на нем определенной доли общего объема продаж, обеспечивающей получение прибыли, достаточной для последующего удержания этой доли, нормального функционирования и дальнейшего развития. В этом случае в конкуренции воплощается олимпийский принцип «Важно участие, а не победа». В этой борьбе все направлено на достижение заветной цели — места на рынке, а не сверхприбыли, как считали еще недавно. Однако нельзя не согласиться с утверждением, что в конечном счете производственно-хозяйственная деятельность конкурентов нацелена на получение ими как можно большей прибыли. Но эта концентрация внимания на максимизации прибыли лишает конкуренцию какой-либо идеологической окраски. Конкуренция не может быть ни социалистической, ни капиталистической, ни любой другой окрас<и в соответствии с господствующим общественным строем. Ее истинная суть во всех случаях остается неизменной — жесткая, не знающая жалости и компромиссов погоня за прибылью. В зависимости от соотношения на рынке числа продавцов (покупателей), а также от возможности их влиять на цену товаров конкуренцию называют совершенной или несовершенной. ........................................пропуск......................................................... Состояние основных базовых условий конкуренции в российской экономике (неразвитость рыночной инфраструктуры, слабость правоприменительной системы, неэффективность судебной защиты, несовершенство законодательной базы, масштабы преступности и коррупции, неисполнение или плохое исполнение принятых законов, низкий уровень деловой этики, отсутствие ясных ориентиров развития отношений власти и бизнеса, политическая и экономическая нестабильность, практика чрезмерного администрирования и незаконного вмешательства в предпринимательскую деятельность со стороны органов исполнительной власти всех уровней, необоснованное предоставления льгот отдельным предприятиям, нарушение принципов честной конкуренции при организации государством конкурсов и торгов, неблагоприятный инвестиционный климат, высокое налоговое бремя для бизнеса, неразвитость малого бизнеса как субъектной базы конкурентных отношений, деформированность структуры экономики и др.) свидетельствует о том, что конкурентная среда не развита. В России все ещё нет конкурентной среды, равных условий конкуренции. Снижение уровня монополизации и развитие конкурентной среды в первую очередь связано со снижением или устранением барьеров входа на рынки для новых хозяйствующих субъектов. В современных условиях наиболее значимыми, оказывающими решающее влияние на вход новых фирм в отрасль и сдерживающими развитие конкурентных отношений, являются барьеры, обусловленные нехваткой и трудностями привлечения первоначального капитала (барьеры капитальных затрат), локализацией многих рынков как фактора дифференциации продукта, ограничения платежеспособного спроса и административные барьеры. Большая часть отраслей российской экономики является закрытой по отношению к окружающей экономической среде, что предопределяет жесткость структуры экономики с точки зрения перелива ресурсов между отраслями и приводит к дальнейшей консервации и усугублению нынешней нерациональной структуры общественного производства. При этом следует отметить, что барьеры создаются, главным образом, факторами переходного характера экономики, а не действием рыночных сил. В этих условиях необходимо последовательное проведение государственной политики, направленной на развитие конкурентных отношений, обеспечение равных условий конкуренции, создание благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата, предотвращение "вторичной" монополизации экономики и злоупотреблений хозяйствующими субъектами доминирующим положением на внутренних рынках. Государственная конкурентная политика охватывает почти весь круг задач, направленных на поступательное развитие экономики, повышение конкурентоспособности продукции и услуг национальных производителей, обеспечение эффективной занятости, стимулирование государством изменения структуры национальной экономики. Конкурентная политика предопределяет широкое участие антимонопольных органов в выработке экономической политики государства в целом или, по крайней мере, тех её направлений, которые могут непосредственно повлиять на конкурентную структуру рынка, деловую практику, хозяйственную деятельность предприятий. ........................................пропуск......................................................... Национальный рынок может получить развитие лишь в том случае, когда начнут эффективно функционировать рынки локального и регионального уровней. Вполне очевидно, что политика антимонопольного регулирования и развития конкуренции должна иметь четкую региональную направленность, так как ее целью является активизация рыночных отношений на уровне отдельных административно-территориальных единиц. Защита конкуренции представляет собой социальную функцию власти, которая позволяет обеспечить реальное равноправие граждан при осуществлении экономической деятельности, обеспечить занятость и справедливость оплаты труда, поддержать и развивать институты рыночной конкуренции и формировать обоснованные цены. Формирование равных условий конкуренции на товарных и финансовых рынках непосредственно связано с реализацией региональной экономической политики и является ее частью. Сделать Россию страной добросовестной конкуренции, привлекательной для инвестиций и развития деловой активности во всех секторах экономики – важнейшая задача всех органов государственной власти Российской Федерации, обеспечивающая укрепление национальной и экономической безопасности. Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть видов конкуренции 1. функциональная конкуренция базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному 2. видовая конкуренция это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению 3. предметная конкуренция это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки 4. ценовая конкуренция снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка 5. скрытая ценовая конкуренция бывает двух видов продажа личного товара по цене конкурента снижение цены потребления товара 6. незаконные методы антиреклама товаров конкурентов производство товаров имитаторов (подделка). ........................................пропуск......................................................... Предметом купли-продажи (реже мены) из валютных ценностей первой группы чаще всего на практике являются иностранные бумажные деньги, золото в сыром виде и в монете, особенно царской чеканки (реже в слитках и ломе), иногда платежные документы, выписанные в иностранной валюте (обычно чеки). Согласно классификации ООН все транснациональные преступления подразделяются на 17 групп. Рассмотрим их более подробно. Отмывание денег Терроризм. Кражи произведений искусства и предметов культуры. Кража интеллектуальной собственности. Незаконная торговля оружием. Угон самолетов. Морское пиратство. Захват наземного транспорта. Мошенничество со страховкой. Компьютерная преступность. Экологическая преступность. Торговля людьми Торговля человеческими органами. Незаконная торговля наркотиками. Ложное банкротство. Проникновение в легальный бизнес. Коррупция и подкуп общественных и партийных деятелей, выборных лиц. ........................................пропуск......................................................... 3. Направления социальной защиты сотрудников ОВД со стороны государства Одной из составных частей концепции Закона о милиции явилось обеспечение социальной и правовой защищенности сотрудников милиции. В числе новых гарантий социальной защиты сотрудников милиции предусмотрены: общая продолжительность рабочего времени не более 40 часов в неделю; компенсация за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни, а также за сверхурочную работу; право сотрудников милиции объединяться в профессиональные союзы; право увольняться по собственному желанию; право обжаловать в суд приказ об увольнении; обязательное государственное страхование сотрудников милиции на случай гибели или увечья; право на дополнительный оплачиваемый отпуск в зависимости от выслуги лет; льготы в обеспечении жилой площадью, телефоном, предоставлении мест в детских дошкольных учреждениях; право на внеочередное приобретение проездных документов и размещение в гостинице при нахождении в командировке. Среди гарантий правовой защиты сотрудников милиции следует назвать обязательность исполнения всеми лицами их законных требований; презумпции законности действий сотрудника милиции и доверия к нему; недопустимость вмешательства в деятельность сотрудника милиции должностных лиц, прямо не уполномоченных на то законом; распространение на сотрудника милиции положений законодательства об обстоятельствах, исключающих преступность деяния: необходимой обороне и крайней необходимости; право на постоянное хранение и ношение специальных средств и огнестрельного оружия; особые гарантии безопасности от посягательства со стороны лиц, задерживаемых с применением оружия (определение "зоны безопасности", право "стрелять первым"); недопустимость увольнения из милиции в связи с совершением преступления до вступления обвинительного приговора суда в законную силу; четкое определение обязанностей и прав, которыми сотрудник милиции наделен всегда и везде (так называемые "уличные" обязанности и права). Подобные гарантии, несомненно, вносят свой вклад в обеспечение уверенного, инициативного и беспрепятственного осуществления сотрудниками милиции служебных обязанностей. Существует Служба социально-правовой защиты сотрудников МВД. Основная цель деятельности Службы - содействие в наиболее полном удовлетворении потребностей аттестованного состава, служащих, инвалидов, пенсионеров МВД РФ,........................................пропуск......................................................... 4. Какие из перечисленных функций выполняют налоги в экономике страны: а) фискальную, б) методологическую, в) социальную, г) регулирующую (государственного регулирования экономики)? А) фискальную и г) регулирующую: Наиболее последовательно реализуемой функцией является фискальная. Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств. С ее помощью образуются государственные денежные фонды, то есть материальные условия для функционирования государства. Посредством фискальной (бюджетной) функции происходит изъятие части доходов граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры - библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества. Значение фискальной функции с повышением экономического уровня развития общества возрастает. Двадцатый век характеризуется огромным ростом доходов государства от взимания налогов, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государство все больше финансовых средств расходует на экономические и социальные мероприятия, на управленческий аппарат. Другая функция налога с населения как экономической категории состоит в том, ........................................пропуск......................................................... Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. Список литературы Налоговый кодекс Российской Федерации Булатов А.С. Экономика. М., 2006 Воронов Ю.П. Многие лики конкуренции. М., 2007 Горбашко Е. А. Обеспечение конкурентоспособности предприятий. М., 2006 Журавлева Г.П. Экономика. М., 2006 Камаев В.Д. Экономика. М., 2005 Крохина Ю.А. Налоговое право. Учебник. М., 2007 Клокова Г.В. Конкуренция и рыночная экономика. М., 2006 Мамедов О.Ю. Рыночная экономика. М., 2005 Орлов А.И. Менеджмент. М., 2006 Рубин Ю. Теория и практика предпринимательской деятельности. М., 2006 Тотьев К.Ю. Конкурентное право. М.. 2006. Химичева Н.И. Налоговое право. М.. 2006.
|