Основные правовые системы современности
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Основные правовые системы современности 5
1.1. Правовые системы: понятие и сущность 5
1.2. Англосаксонская правовая семья 7
1.3. Романо-германская (континентальная) правовая семья 14
1.4. Иные системы 18
Глава 2. Религиозные установки в мусульманских странах 35
Заключение 44
Список литературы 47
Введение Каждое государство имеет свою собственную правовую систему. Однако в последнее столетие появилась явная тенденция к сближению правовых систем различных государств. Стали писать и говорить о семействах правовых систем. В мире выделяются по меньшей мере три семейства правовых систем: романо-германское, англоамериканское и общинно-религиозное. На процесс формирования системы права значительное влияние оказывает принадлежность государства к определенному виду правовой семьи. К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др. Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие: ..............................................пропуск............................................................
Выбранная тема «Основные правовые системы современности» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть основные правовые системы современности.
Задачи: Рассмотреть понятие и сущность правовых систем; Рассмотреть сущность англосаксонской правовой семьи; Рассмотреть особенности Романо-германской правовой семьи; Показать отличительные черты иных систем; Изучить религиозные установки в мусульманских странах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Основные правовые системы современности
1.1. Правовые системы: понятие и сущность Каждое государство имеет свою собственную правовую систему. Однако в последнее столетие появилась явная тенденция к сближению правовых систем различных государств. Стали писать и говорить о семействах правовых систем. В мире выделяются по меньшей мере три семейства правовых систем: романо-германское, англоамериканское и общинно-религиозное. На процесс формирования системы права значительное влияние оказывает принадлежность государства к определенному виду правовой семьи. Под правовой семьей понимается совокупность национальных правовых систем, обладающих определенной общностью характерных признаков и отличительных особенностей, проявляющихся как в порядке их формирования, так и в процессе регулирующего воздействия на общественные отношения. Следует сделать оговорку о том, что среди современных компаративистов отсутствует единство мнений на подходы к классификации правовых систем. ..............................................пропуск............................................................ В то же время отдельные представления о сущности и природы правовых семейств сегодня, по нашему мнению, должны быть переосмыслены. К числу таких, на наш взгляд, относится представление о мусульманском праве (одновременно и об индусском, буддистском и т.д. праве) как о правовом семействе.
1.2. Англосаксонская правовая семья
Зародившаяся много веков назад в Англии эта система получила широкое распространение в мире. Колонизаторская деятельность Британской империи, а впоследствии мягкий, но устойчивый режим Британского Содружества Наций способствовали тому, что не менее трети человечества живет под влиянием принципов, норм и методов общего права. Крупные компаративисты, исследуя семью общего права, первостепенное внимание уделяют английскому праву как «идеологической и источниковедческой базе» всей правовой семьи. Возникновение общего права в Англии связано с периодом англосаксонского права как права местного, локального, действовавшего на ограниченных территориях, и очень скупо, сжато регулировавшего отдельные стороны жизни. После нормандского завоевания (1066г.) начинается период развития общего права. Оно создавалось королевскими судами, которые обращали главное внимание на вопросы, требующие решения, процедуру и доказательства. Частные лица, как правило, не могли обращаться непосредственно в королевский суд. Они должны были просить у короля выдачи приказа, позволяющего перенести рассмотрение спора в королевский суд. Первоначально даже приказы издавались в исключительных случаях. ..............................................пропуск............................................................ Структура права в англосаксонской правовой семье (деление на отрасли и институты права), сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в романо-германской правовой семье. В английском праве отсутствует деление на публичное и частное, безусловный приоритет отводится процедурному праву, а не материальному. Формы исков, доказательства, процедурные правила, преимущественно устное и непрерывное судопроизводство, кратность мотивации, строгий ритуал вынесения решений — такова специфика английского права. Отрасли английского права выражены не столь четко, как в континентальных правовых системах. Отсутствие резко выраженного деления права на отрасли обусловлено преимущественно двумя факторами. Во-первых, все суды имеют общую юрисдикцию, то есть могут разбирать разные категории дел: публичные и частноправовые, гражданские, торговые, уголовные и т.д. Во-вторых, английское право развивалось постепенно путем судебной практики и законодательных реформ по отдельным вопросам. В Англии нет кодексов европейского типа, поэтому право представляется однородным. Английская доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права. Она вообще предпочитает результат теоретическому обоснованию. Основной принцип, соблюдающийся при отправлении правосудия, состоит в том, что сходные дела решаются сходным образом. Доктрина прецедента отличается сугубо принудительным характером. Нередко английские суды обязаны следовать более раннему решению. Прецедентное право состоит из норм и принципов, применяемых судьями в процессе вынесения ими решений. Но это не значит, что правило прецедента полностью сковывает судью. Поскольку полное совпадение обстоятельств разных дел бывает не так уж часто, то усмотрением судьи решается, признать обстоятельства сходными или нет, от чего зависит применение той или иной прецедентной нормы. Судья может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд они не совпадают. Наконец, он вообще может не найти никакого сходства обстоятельств и тогда, если вопрос не регламентирован нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, становится как бы законодателем. Судебные решения имеют традиционную структуру, которая включает: анализ доказательств, мнение судьи по поводу спорных фактов; мотивы, которыми руководствовался суд при вынесении решения; правовые выводы. Но прецедентом здесь является только правоположение, на котором основано решение. Лишь оно носит обязательный характер. Англия не имеет писаной конституции, ..............................................пропуск............................................................
1.3. Романо-германская (континентальная) правовая семья
Одной из основных правовых систем современности считается романо-германская правовая семья. Система отличается нормативной упорядоченностью и структурированностью источников, устойчивыми демократическими правовыми принципами, обеспечением строгой юридической техники. «Носителями» и двигателями данной системы правовой карты мира были наиболее мощные государства. Сначала Римская империя, а затем государства Европы (Франция, Германия и др.). Исторические корни начала формирования континентальной правовой системы проистекают из правовых воззрений и права Древнего Рима. Римское право — «совершеннейшая, какую мы только знаем, форма права, имеющая своей основой частную собственность» (Ф. Энгельс). «По существу, римляне впервые разработали право частной собственности, абстрактное право, частное право, право абстрактной личности» (К. Маркс). Трудно добавить что-либо к сказанному более ста лет назад основоположниками марксизма-ленинизма. Начало романо-германской правовой семьи юристы-исследователи и историки ведут с XIII в. До этого времени право в Европе представляло собой сумму норм обычного права. Большая заслуга в рецепции римского права принадлежит ученым эпохи Возрождения. Научные идеи глоссаторов (IX в., Болонский университет) распространились по всей Европе. Считается, что именно они на основе римского права создали европейскую правовую науку, сделали римскую правовую терминологию общей для юристов всех стран. Понятие собственности, деление права на частное и публичное, вещных и личных прав, договоров были восприняты, поддержаны и усовершенствованы применительно к достигнутому уровню общественных отношений. Постепенно сформировавшаяся система романо-германского права (Италия, Франция, Испания, Португалия, Германия, Австрия, Швейцария, сюда можно отнести и нашу страну и др.) ..............................................пропуск............................................................ Кроме законов в странах романо-германской системы принимается множество подзаконных актов: декреты, регламенты, инструкции, циркуляры, другие документы, издаваемые исполнительной властью. В-четвертых, главная роль в формировании права отводится законодателю (орган государственной власти), который создает общие юридические правила поведения. В связи с этим он должен осмыслить общественные отношения, обобщить социальную практику, проанализировать повторяющиеся ситуации и сформулировать в нормативных актах общие модели прав и обязанностей для граждан и организаций. Правоприменитель же (судья, административные органы и должностные лица) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах. Своеобразно положение обычая в системе источников романо-германского права, который выступает в качестве дополнения к закону. Кроме того, обычай выполняет функцию сглаживания противоречий, несправедливости законодательных решений. Сегодня за редким исключением обычай потерял характер самостоятельного источника права. ..............................................пропуск............................................................
1.4. Иные системы
Религиозно-традиционная правовая семья
В этой семье различают так называемые религиозные (мусульманское право, индусское право) и традиционные (право стран Дальнего Востока, ряда стран Африки, Мадагаскара) правовые группы. Наиболее яркой чертой мусульманского права является его откровенно религиозное содержание. Оно влияет на природу и источники этой правовой семьи, на способы регулирования общественной жизни. Мусульманское право является совокупностью норм, порожденных религиозно-этническими постулатами и ценностями. К странам с мусульманской правовой системой можно отнести Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, Египет, Сирию, Ливан, Турцию, Пакистан, Судан и др. Особенности мусульманского права ..............................................пропуск............................................................ В свою очередь, появлению понятия «мусульманское право» в юридическом мире, по нашему мнению, способствовало несколько факторов: во-первых, арабское слово «шариат» трудно произносимо и не понятно для русскоязычного населения. К тому же, употребляя это слово в сфере юриспруденции, каждый раз необходимо объяснять, что речь идет о системе юридических норм, характерных для мусульманских стран. Употребляя же понятие «мусульманское право», мы как бы перебодим арабское слово «шариат» на русский язык и причем сразу же вкладываем в эти русские слова юридический смысл, то есть показываем, что речь идет о юридических нормах, применяемых в мусульманских странах; ..............................................пропуск............................................................ Все это вроде бы аксиомы юриспруденции. Однако приходится к ним прибегать потому, что иногда об этом забывают и начинают явно путать юридические установления с религиозными нормами. Иначе как можно объяснить положение, когда в нашей отечественной юридической науке мусульманское право принято считать разновидностью правовой системы мира. При этом право понимается не как, что-то метаюридическое, а как предмет работы юристов, специалистов в области применения законодательства. В таком плане обычно выделяются англосаксонская правовая семья, романо-германская правовая семья и мусульманское право. В то же время авторы этих работ не всегда вникают в суть проблемы о том, что эти три правовые семьи ими классифицируются по разным признакам. Ведь когда речь идет о романо-германской правовой семье, то имеется здесь в виду самые что ни на есть юридические законы. Романо-германская правовая семья свои истоки берет из римского права, а затем включает в свой состав гражданские кодексы франции (1804), Германии (1896), Швейцарии (1881-1907г.г.) и соответствующие уголовные, уголовно-процессуальные кодексы и другие нормативно-правовые акты. Говоря о романо-германской правовой семье никому из юристов и в голову не придет подумать о каноническом праве или о христианстве, которые имеют прямое отношение к населению стран, охватываемых романо-германской правовой семьей. Это и правильно, так как романо-германская правовая семья и каноническое право - явления разнопорядковые. ..............................................пропуск............................................................ Обновлению и унификации правовой системы препятствуют наличие ряда религий и устойчивых территориальных традиций. Федерация, построенная по территориально-языковому принципу, развивается в пестром нравственно-правовом аспекте. И все же законодательная регламентация по линии штатов с их спецификой набирает силу. Китайское право отличается своим мировоззренческим подходом к праву. Если весь мир является гармонией космоса, земли и человека, то люди должны следовать естественному порядку. Конфуцианство породило устойчивую веру в соблюдение нравственно-религиозных правил и пренебрежение к праву как «внешнему принуждению». В понимании китайцев право не считалось фактором порядка и символом справедливости. Оно — орудие произвола, фактор, нарушающий нормальный порядок вещей. Добропорядочный гражданин не обязан был уважать право и даже думать о нем: его образ жизни должен был исключать любые правовые притязания и всякое обращение к правосудию. В своем поведении человек должен руководствоваться не столько юридическими мотивами, сколько стремлением к гармонии и миру. Согласительные процедуры ценнее правосудия. Конфликты следует гасить путем посредничества, а не решать правовым путем. Провозглашение в Китае республики (1911г.) дало толчок кодификации. Гражданский, Земельный и иные кодексы (20-30 гг.) готовились по образцам европейских законов. Следующий этап — провозглашение в 1949 г. КНР, когда отменяются ранее действовавшие законы и создаются новые, реорганизуется система судов. С конца 60-х годов наступает период «культурной революции», когда вновь отбрасывается принцип законности. С середины 70-х годов провозглашается и более двух десятилетий проводится курс на правовую регламентацию. Стратегия особого пути Китая выражается в сохранении многих институтов и норм традиционного права. ..............................................пропуск............................................................
Глава 2. Религиозные установки в мусульманских странах
Как бы тесно не переплетались в мусульманских странах религиозные установки с юридическими нормами их следует различать. В мусульманских странах как и раньше, так и особенно в современных условиях было и есть не только мусульманское право как система религиозных установок, но и юридическая правовая система как правила поведения, установленые или санкционированые государством, то есть светской политической властью. Отсюда понятие «юридическое право» одинаково во всем мире, в том числе и в мусульманских странах. Юридическое право в мусульманских странах больше, чем, возможно, в каких-либо других странах, ориентируется на религиозные установки. Этим оно отличается от юридического права других стран. Однако по мере все большего развития мусульманских стран по пути демократизации общественной жизни доля и значение светских установлений повышается. Ведь религиозные установки шариата, впрочем, так же, как и других религиозных разновидностей, распространяются только в отношении верующих. Это положение все больше утверждается в мусульманских странах, так как появляются не только атеисты среди бывших верующих, но и в мусульманских странах живут люди, принадлежащие к другим конфессиям. В этих условиях значительно повышается значение светских юридических установлений, все больше на практике различаются мусульманское и чисто юридическое право. ..............................................пропуск............................................................ Мусульманское право является системой религиозных установлений для мусульман, живущих в разных государствах (впрочем, точно так же, как и каноническое, талмудское или иное религиозное право). Юридическое же право является свойством государства, то есть организации политической власти определенного общества. Поэтому нельзя говорить о мусульманском праве Турции или Ирана, Афганистана. По отношении к Турции, Ирану, Афганистану и т.д. можно говорить лишь о юридическом их праве, то есть о юридическом праве (больше всего в юридической науке говорят о правовой системе государства) Турции, Ирана, Афганистана и т.д. При этом, если мусульманское право для этих стран является одним и тем же (с некоторыми различиями в рамках мусульманского права), то юридические системы права этих стран могут быть совершенно разными. В целом, по нашему мнению, проблема юридической природы мусульманского права еще нуждается во всестороннем научном осмыслении. Представления о мусульманском праве, сложившееся в юридической науке советского и постсоветского периодов, не всегда соответствует реалиям. Поэтому писать о мусульманском праве как о самостоятельной правовой семьи (системы) вряд ли правомерно. Можно, видимо, говорить о правовом семействе, на формирование которого очень сильное влияние оказывают религиозные нормы. К их числу относятся те государства, где шариат является государственной религией. Но такие государства встречаются и в странах, где сильное влияние оказывают и другие религиозные конфессии.
Заключение
Итак, правовые системы многих стран Азии и Африки отличаются от романо-германской и англо-американской правовых семей, поскольку ни законы, ни судебные прецеденты не являются в них основными источниками права. Более того, в большинстве стран Африки основным источником права, особенно в далеких от столиц селениях, признаются местные обычаи. В других странах право рассматривается как часть религии (мусульманское право, индусское право). Конечно, со временем эти страны все больше заимствуют идеи других правовых семей, но в значительной степени остаются традиционными. Мусульманское право — это система норм,..............................................пропуск............................................................ По мусульманскому праву государство выполняет роль служителя религии. Государство в лице монарха не создает право, поскольку оно создано самим Аллахом, а лишь издает административные акты и осуществляет правосудие. Мусульманское право регулирует отношения только между мусульманами. Оно основано на идее обязанностей, которые возложены на человека, а не на правах, которые он может иметь. Последствием невыполнения обязанностей является грех того, кто их не выполнил, и последующие страдания грешника. Поэтому мусульманское право не уделяет много внимания юридическим санкциям. Основной источник мусульманского права — Коран — ..............................................пропуск............................................................ Еще один источник мусульманского права — Иджма — согласованное заключение древних правоведов и знатоков исламской религии об обязанностях правоверных. Иджма выступает своеобразным средством восполнения пробелов в мусульманском праве в случаях, когда ни Коран, ни Сунна не могут однозначно ответить на возникающие вопросы. Наконец, источником мусульманского права является также кияс — рассуждение в области права по аналогии. Его суть заключается в применении установленных Кораном, Сунной или иджмой предписаний к новым, не предусмотренным эти ми источниками права случаям. Таким образом, мусульманское право характеризуется архаичностью, казуистичностью и слабой систематизацией. Для преодоления содержащихся в нем многочисленных запретов и ограничений используются различные способы. Например, запрет Кораном ростовщичества, выдачи займа под процент обходится путем ограничительного толкования круга лиц, на который он распространяется. Утверждается, что данный запрет распространяется лишь на людей, но не на банки. Запрет на договор страхования между мусульманами обходится путем его заключения между мусульманином и немусульманином и т.п. ..............................................пропуск............................................................ Индусское право — это право не только Индии. Оно есть также в Пакистане, Бирме, Малайзии, Сингапуре, а также в некоторых странах Африки: Танзании, Уганде, Кении, исповедующих индуизм. Наряду с известным представлением о переселении душ одно из основных убеждений индуизма — разделение людей с момента рождения на социальные иерархические категории — касты, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей. Каждый обязан вести себя так, как это предписано касте. В качестве регулятора поведения допускается обычай, не противоречащий индуизму как религиозной доктрине. В масштабе касты все споры разрешаются собранием касты.
Список литературы
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 2006.
Алексеев С.С. Государство и право. М., 2006;
Бабаев В.К. Общая теория права. М., 2005;
Бойцова В. В., Бойцова Л. В. Исторические традиции российской школы сравнительного права. // «Журнал Российского права. 2003, № № 7-8.
Венгеров «Несущая конструкция правового государства». Журнал «Общественные науки» № 2. 2005 г.;
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. М., 2005;
Козлихин Н.Ю. Идея правового государства. СПб., 2006;
Кузнецов. Правовое государство. «Правоведение» № 1. 2004;
Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 2005;
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2006
Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2005
Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006. С. 27.
Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2005. С. 41.
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А. В. Малько. М, 2005. С. 42.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М., 2005
Энциклопедический юридический словарь. Под ред. В.Е. Крутских. М., 2005.
|