Семья религиозного права
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Религиозно-традиционная правовая семья 5
1.1. Основные положения 5
1.2. Особенности мусульманского права 6
Глава 2. Религиозные установки в мусульманских странах 12
Заключение 21
Список литературы 24
Введение
Прежде чем давать общую характеристику семьи религиозного права, необходимо сначала определить понятие правовая семья.
К семье религиозного права относятся правовые системы таких мусульманских стран, как Иран, Ирак, Пакистан, Судан и др., а также индусское право общин Индии, Сингапура, Бирмы, Малайзии и др.
Среди признаков данной правовой семьи можно выделить следующие:
-
главный творец права Бог, а не общество, государство, поэтому юридические предписания даны раз и навсегда, в них нужно верить и соответственно строго соблюдать;
-
источниками права являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся, в частности, в Коране, Сунне, Иджме и распространяющиеся на мусульман либо в Шастрах,Ведах, законах Ману и т.д. и действующие в отношении индусов;
-
весьма тесное переплетение юридических положений с религиозными, религиозными, философскими и моральными поступками, а также с местными обычаями образует в своей совокупности единые правила поведения;
-
особое место в системе источников права занимают труды ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники и лежащие в основе конкретных решений:
-
отсутствует деление права на частное и публичное;
-
нормативно-правовые акты (законодательство) имеют вторичное значение;
-
судебная практика в собственном смысле слова не является источником права;
-
во многом основана на идее обязанностей, а не прав человека (как это имеет место в романо-германской и англо-саксонской правовых семьях).
В семье религиозного права различают так называемые религиозные (мусульманское право, индусское право) и традиционные (право стран Дальнего Востока, ряда стран Африки, Мадагаскара) правовые группы.
Наиболее яркой чертой мусульманского права является его откровенно религиозное содержание. Оно влияет на природу и источники этой правовой семьи, на способы регулирования общественной жизни. Мусульманское право является совокупностью норм, порожденных религиозно-этническими постулатами и ценностями.
К странам с мусульманской правовой системой можно отнести Иран, Ирак, Саудовскую Аравию, Египет, Сирию, Ливан, Турцию, Пакистан, Судан и др.
Выбранная мною тема «Семья религиозного права» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть особенности семьи религиозного права.
Задачи:
-
Рассмотреть религиозно-традиционную правовую семью;
-
Показать особенности мусульманского права;
-
Изучить религиозные установки в мусульманских странах.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Религиозно-традиционная правовая семья
Основные положения
Каждое государство имеет свою собственную правовую систему. Однако в последнее столетие появилась явная тенденция к сближению правовых систем различных государств. Стали писать и говорить о семействах правовых систем. В мире выделяются по меньшей мере три семейства правовых систем: романо-германское, англоамериканское и общинно-религиозное.
Романо-германское семейство (правовые системы континентальной Европы и прежде всего Италии, Франции, Германии, Испании и др.) характеризуется высокой степенью нормативно-правовых обобщений и обилием кодифицированных законов. Берет свое начало с римского права.
Англо-американское семейство (правовые системы государств Британского содружества, США, Канады и др.) характеризуется широким распространением прецедентного права. Берет свое начало в Англии.
Общинно-религиозное семейство (правовые системы мусульманских стран: Ирана, Ирака, Пакистана и др., а также правовые системы стран, исповедующих индуизм: Индия, Бирма, Сингапур, Танзания, Уганда н др.) характеризуется сильным влиянием на право религиозных учений, переплетением права и религии. В мусульманских странах распространение получило мусульманское право, а в странах, где исповедуют индуизм, - индусское право.
Некоторые ученые выделяют семейство социалистического права, дальневосточное семейство и т.д. Однако эти семейства собственных характерных черт, на наш взгляд, не имеют. Более того, правовые системы европейских социалистических стран, и прежде всего, СССР, по существу, оставались в рамках романо-германского семейства.
Глава 2. Религиозные установки в мусульманских странах
Как бы тесно не переплетались в мусульманских странах религиозные установки с юридическими нормами их следует различать. В мусульманских странах как и раньше, так и особенно в современных условиях было и есть не только мусульманское право как система религиозных установок, но и юридическая правовая система как правила поведения, установленые или санкционированые государством, то есть светской политической властью. Отсюда понятие «юридическое право» одинаково во всем мире, в том числе и в мусульманских странах.
Юридическое право в мусульманских странах больше, чем, возможно, в каких-либо других странах, ориентируется на религиозные установки. Этим оно отличается от юридического права других стран. Однако по мере все большего развития мусульманских стран по пути демократизации общественной жизни доля и значение светских установлений повышается. Ведь религиозные установки шариата, впрочем, так же, как и других религиозных разновидностей, распространяются только в отношении верующих. Это положение все больше утверждается в мусульманских странах, так как появляются не только атеисты среди бывших верующих, но и в мусульманских странах живут люди, принадлежащие к другим конфессиям. В этих условиях значительно повышается значение светских юридических установлений, все больше на практике различаются мусульманское и чисто юридическое право.
Список литературы
-
Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 2006.
-
Алексеев С.С. Государство и право. М., 2006;
-
Бабаев В.К. Общая теория права. М., 2005;
-
Венгеров «Несущая конструкция правового государства». Журнал «Общественные науки» № 2. 2005 г.;
-
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. М., 2005;
-
Козлихин Н.Ю. Идея правового государства. СПб., 2006;
-
Кузнецов. Правовое государство. «Правоведение» № 1. 2004;
-
Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 2005;
-
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2006
-
Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2005
-
Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006. С. 27.
-
Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2005. С. 41.
-
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А. В. Малько. М, 2005. С. 42.
-
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М., 2005
-
Энциклопедический юридический словарь. Под ред. В.Е. Крутских. М., 2005.
-
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие М., 1995. Т. 2. Вып. 2, 3,4. С. 112.
|