Структура личности и ее компоненты
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Структура личности и ее компоненты 5
1.1. Общие положения 5
1.2. Психологические теории личности в современной социологии 12
Глава 2. Социальная типология личности 16
Заключение 24
Список литературы 25
Введение
Личность — очень сложное образование, а число ее свойств (черт), зафиксированное в русском языке, насчитывает более 1500. Среди свойств личности имеются как более, так и менее устойчивые черты, а также черты, в генезе которых имеются как большая, так и меньшая их обусловленность биологическими или социальными факторами. Все эти черты взаимосвязаны в личности как целостном образовании, но их взаимосвязи различны. В практической деятельности психолога всегда возникает задача, как привести это огромное множество черт личности в определенную систему (структуру), как выделить какие-то подструктуры личности с тем, чтобы иметь дело с каким-то обозримым множеством типов индивидуальностей. Понятие "структура" (от лат. structure — взаиморасположение, строение) как совокупность устойчивых связей между множеством компонентов объекта, обеспечивающих его целостность и тождество самому себе, всегда предполагает рассмотрение объекта с точки зрения системы. В 40-х годах системный подход, особенно под влиянием общей теории систем Людвиг фон Берталанфи, выделился как особого рода методология познания специальных дисциплин. Берталанфи считал, что существуют два фундаментальных взгляда на мир — "механистический" и "организмическии". Для механистического, или ньютоно-галилеевского взгляда на мир характерны, во-первых, элементаризм, то есть разбиение предмета исследования на "атомы" — элементарные и более не делимые составляющие, и, во-вторых, линейная причинно-следственная обусловленность происходящего. Организмическии взгляд на мир происходит из биологии, для него свойственны, во-первых, холизм (аристотелевское положение, что целое больше суммы его частей) и, во-вторых, взаимовлияние и взаимопричинность всех частей и процессов системы. Выбранная тема «Структура личности: ее компоненты» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть структуру личности и ее компоненты.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Структура личности и ее компоненты
1.1. Общие положения В качестве наиболее общих характеристик "системы" в самых различных системных исследованиях выступают следующие: 1) целостность — несводимость любой системы к сумме образующих ее частей и невыводимость из какой-либо части системы ее свойств как целого; 2) структурность — связи и отношения элементов системы упорядочиваются в некоторую структуру, которая и определяет поведение системы в целом; 3) взаимосвязь системы со средой, которая может иметь "закрытый" (не изменяющий среду и систему) или "открытый" (преобразующий среду и систему) характер; 4) иерархичность — каждый компонент системы может рассматриваться как система, в которую входит другая система, т.е. каждый компонент системы может одновременно быть элементом (подсистемой) данной системы, и сам включать в себя другую систему; 5) множественность описания — каждая система, являясь сложным объектом, в принципе не может быть сведена только к какой-то одной картине, одному отображению, что предполагает для полного описания системы сосуществование множества разных ее отображений. Наряду с этими общими характеристиками любой системы выделяется и ряд специфических характеристик, ..................................................пропуск............................................... Структурные личностные модели. Все предложенные психологами структурные концепции личности пытаются выделить и упорядочить в систему устойчивые, относительно неизменные личностные характеристики. Один из наиболее популярных примеров структурных концепций — это концепция черт личности. Черта здесь рассматривается как устойчивое качество или склонность человека вести себя всегда устойчиво, определенным образом в разнообразных ситуациях. Например, по мнению Р. Кеттела, ядро личностной структуры образуется шестнадцатью исходными устойчивыми чертами. Личностный опросник "16 личностных факторов" (FP16) впервые опубликован Р. Кэттелом в 1950 году и является реализацией подхода к изучению личности на основе выделения ее черт. Опросник содержит 187 вопросов на которые испытуемый отвечает тремя вариантами ответов: а, б, в (или "да", "нет", "не знаю"). Полученные результаты выражаются в шкале стенов с минимальным значением 0, максимальным 10 и средним 5,5 стена. Строится профиль личности, при интерпретации которого выявляют наибольшие отклонения шкал от среднего значения здоровых лиц. Шкалы или факторы (обобщенная черта личности) получены автором на основе статистических методов (факторного анализа) и обозначаются буквами латинского алфавита, а также имеют "бытовые" и "технические" (для специалистов) названия. Другой путь анализа структуры личности основывается на ..................................................пропуск............................................... Особенностью MMPI является использование в нем специальных оценочных шкал: для оценки искренности обследуемого — шкала лжи (L), для выявления недостоверных результатов из-за небрежности, а также аггравации или симуляции — шкала достоверности (F); для сглаживания искажений, вносимых чрезмерной осторожностью испытуемого, — шкала коррекции (К). При интерпретации полученных результатов исходят из того, что любой показатель, равный 70 Т-баллам или выше ("пик" профиля) указывает на близость обследуемого к соответствующей группе больных, жалобы которых использовались для создания данной шкалы. Подчеркивается, что следует избегать буквальной интерпретации шкал опросника, поскольку измеряется не шизофрения или истерия, а лишь некоторые особенности, присущие лицам с данными психическими расстройствами. Для правильной интерпретации результатов обследования важное значение придается не отдельным шкалам, а их сочетанию, а также подтверждению другими данными о личности испытуемого. В качестве иллюстрации приведен самый короткий русскоязычный стандартизированный вариант теста MMPI, известный в нашей стране как СМОЛ — сокращенный многофакторный опросник для исследования личности (Зайцев В.П., 1981). Он содержит всего 71 вопрос, но позволяет вычертить профиль по 8 базисным шкалам (нет 5-й и 10-й шкал) и 3 оценочным. Применяется этот вариант теста лишь для ориентировочной экспресс-диагностики личностного типа и при массовых скрининговых обследованиях населения. Структура личности в социологии рассматривается по-разному...................................................пропуск...............................................
1.2. Психологические теории личности в современной социологии В основу этих теорий положены психологические аспекты усвоения человеком социальных ролей, применяемые в американской гуманистической психологии, особенно в разделе психотерапия, например: 1)транзактный анализ (особенно популярный), выделивший структурный анализ личности,..................................................пропуск............................................... 2)психосинтез (сочетание классической философии и психологических знаний, включая положения экзистенцианализма, фрейдизма, психоанализа, вероучения буддизма, йоги, христианства). Основа психосинтеза - представления о мудрости, возможности реализации человеческого потенциала и гармонии. Основатель - Р. Ассанджиоли, ученик 3...................................................пропуск............................................... 3)рационально-эмотивная терапия (А. Эллис) строится по классической формуле: человек расстроен не столько данным событием, сколько представлением о нем, причем утверждается, что эмоциональные реакции и жизненный стиль человека связаны с базовыми представлениями. Эта концепция служит основой теории необихевиоризма. Марксистская теория личности Данная теория исходит из предметно-деятельного характера становления человеческой личности, учитывая ее активность в освоении многообразных форм человеческой деятельности. Основным вкладом в гуманистическое направление социологии стала в данной теории концепция отчуждения личности от тех или иных форм человеческой деятельности на различных этапах цивилизации, что является фактором одностороннего развития индивида. Преодоление отчуждения человека происходит через становление гармонически развитой личности в соответствии с изменением общественных условий. Ролевые теории личности ..................................................пропуск............................................... Мнение окружающих становится настолько важным и существенным для индивида, что под их вниманием у индивида формируется чувство собственного "я", называемое «зеркальным я». Другие люди - это зеркала, в которые смотрится индивид, в постоянном общении с другими людьми формируется его собственное "я", как некая сумма зеркальных "я", т.е. человеческое "я" оказывается результатом взаимодействия индивида с окружающими его людьми. Социологическая концепция личности Дж.Г. Мида (1901-1978) Дж. Г. Мид придавал решающее значение в процессе социализации индивида социальному взаимодействию и предпринял попытку раскрыть роль символов и жестов в этом процессе. ..................................................пропуск............................................... На формирование мировоззрения и сознания человека, на развитие его социальных качеств в современном обществе существенное влияние оказывают средства массовой информации.
Глава 2. Социальная типология личности К числу важнейших характеристик при рассмотрении структуры личности относится ее социальная типология - выявление ее сущностных черт, обусловленных образом жизни. К ним относятся: 1) свойства социально-исторических типов личности, обусловленные природой данной формации; 2) черты личности, обусловленные социальной принадлежностью и образующие социально-классовую типологию; 3) социально-типологические особенности национального характера как продукт историко-географического развития данного народа; 4) профессиональная типология личности. В социальной типологии принято выделять два типа личности: 1. идеальный и 2. нормативный. ..................................................пропуск............................................... 2) способствует взаимодействию людей вследствии принятия ими социальных ролей; 3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения. По мнению Ч. Кули, личность проходит следующие стадии социализации: 1) имитацию - копирование детьми поведения взрослых; 2) игровую - детское поведение как исполнение роли со значением; 3) групповые игры - роль как ожидаемое от нее поведение. В процессе социализации различают ее первичные и вторичные формы. Первичная (внешняя) социализация означает приспособление индивида к ролевым функциям и социальным нормам, складывающимся в различных социальных институтах общества на различных уровнях . жизнедеятельности человека. Происходит это через социальную идентификацию – т.е. осознание своей принадлежности к данной общности. Агентами здесь выступают семья, школа, сверстники либо субкультуры и компенсаторы, ведущие к десоциализации. Вторичная социализация - интериоризация, т.е. означает процесс включения социальных ролей во внутренний мир человека. В результате складывается система внутренних регуляторов поведения личности, что обеспечивает соответствие (либо противодействие) поведения индивида заданным со стороны общественной системы образцам и установкам. Это представляет собой жизненный опыт, способность к оценке норм, тогда как на уровне идентификации они в основном лишь усваивались. Важнейшими факторами социализации личности выступает ..................................................пропуск............................................... В структуре социологического знания довольно точно обозначен раздел "Социология личности", еще более прочную традицию имеет внутри общей психологии раздел "Психология личности". Строго говоря, именно относительно этих двух разделов надо найти место и разделу социально-психологической науки "Социальная психология личности". Как видно, предложенный вопрос в каком-то смысле повторяет вопрос об общих границах между социальной психологией и социологией, с одной стороны, и общей психологией – с другой. Теперь он может быть обсужден более конкретно. Что касается отличий социально-психологического подхода к ..................................................пропуск............................................... и другие проблемы, в частности те, которые являются специальными проблемами социальной психологии. К ним относятся, например, проблема социализации и некоторые другие. Но отчасти такое вкрапление объясняется тем простым фактом, что социальная психология в силу особенностей своего становления в нашей стране до определенного периода времени не занималась этими проблемами, отчасти же тем, что практически в каждом вопросе, касающемся личности, можно усмотреть и некоторый социологический аспект. Основная же направленность социологического подхода достаточно определенна (Смелзер, 1994). Гораздо сложнее обстоит дело с разделением проблематики личности в общей и социальной психологии. Косвенным доказательством этого является многообразие точек зрения, существующих по этому поводу в литературе и зависящих от того, что и в самой общей психологии нет единства в подходе к пониманию личности. Правда, тот факт, что личность описывается по-разному в системе общепсихологической науки различными авторами, не касается вопроса о ее социальной детерминации. В этом вопросе согласны все, исследующие проблему личности в отечественной общей психологии. Различия в трактовке личности касаются других сторон проблемы, пожалуй, больше всего – представления о ..................................................пропуск............................................... В одной из обобщающих работ по психологии личности, представляющих первый подход, было предложено различать в личности три образования: психические процессы, психические состояния и психические свойства; в рамках интегративного подхода к личности набор характеристик, принимаемых в расчет, значительно расширяется. Специально вопрос о структуре личности освещался К.К.Платоновым, выделившим в структуре личности ее различные подструктуры, перечень которых варьировал и в последней редакции состоял из четырех подструктур или уровней: 1) биологически обусловленная подструктура (куда входят темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики); 2) психологическая подструктура, включающая индивидуальные свойства отдельных психических процессов, ставших свойствами личности (памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств и воли); 3) подструктура социального опыта (куда входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки); 4) подструктура направленности личности (внутри которой имеется в свою очередь особый иерархически взаимосвязанный ряд подструктур: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, индивидуальная картина мира и высшая форма направленности – убеждения. Принципиально иной подход к вопросу был предложен ..................................................пропуск................................................ Прежде чем перейти к характеристике структуры личности, он формулирует некоторые общие предпосылки рассмотрения личности в психологии. Суть их сводится к тому, что личность рассматривается в неразрывной связи с деятельностью. Принцип деятельности здесь последовательно проводится для того, чтобы задать всю теоретическую схему исследования личности. Главная идея заключается в том, что "личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается". Поэтому ключом к научному пониманию личности может быть только исследование процесса порождения и трансформаций личности человека в его деятельности. Личность выступает в таком контексте, с одной стороны, как условие деятельности, а с другой – как ее продукт...................................................пропуск............................................... Заключение Понятие личности определяется совокупностью социально значимых качеств, формирующихся при взаимодействии с другими людьми. ..................................................пропуск............................................... Социологические подходы заключаются в том, что рассматривается проблема личности с разных точек зрения, в частности, каким образом под влиянием общества происходит социализация человека. Социологические концепции личности объединяют ряд различных теорий, признающих человеческую личность специфическим образованием, непосредственно выводимым из тех или иных социальных факторов.
Список литературы
Анурин В.Ф. Социология: учебник для вузов. М., 2008
Волков Ю.Г. Учебник по социологии. М., 2007
Кравченко А.И. Социология: учебное пособие. М., 2008 Москвичев Л.Н. Основы социологии. М., 2008
Назаренко С.В. Социология. М., 2008
Самыгин С. Социология. М., 2008 Сорокин П.А. Социология. Учебник. М., 2008
Тощенко Ж.Т. Учебник по социологии: 2-е изд. М., 2008
Фролов С. Общая социология. М., 2008
Эфендиев Э.Г. Социология: учебник для вузов. М., 2007.
|