Понедельник
29.04.2024
21:35
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Гражданское право [78]
Финансовое право [8]
Уголовное право [39]
Римское право [9]
Административное право [11]
История права [6]
Зарубежное право [24]
Трудовое право [16]
Теория государства и права [15]
Земельное право [2]
Конституционное право [22]
Гражданский процесс [6]
УПК [3]
Семейное право [2]
Криминалистика [4]
Арбитражный процесс [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Право » Административное право

Безопасность дорожного движения
04.01.2010, 19:26

Безопасность дорожного движения

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. Основные положения 4
2. Полномочия субъектов обеспечения безопасности дорожного движения 10
3. Роль человеческого фактора при происшествиях 15
4. Контроль, осуществляемый ГИБДД за безопасностью дорожного движения 20
5. Зарубежный опыт безопасности дорожного движения 28
Заключение 31
Список литературы 32
 
Введение
В области обеспечения безопасности дорожного движения действует Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД МВД РФ), положение о которой утверждено Президентом РФ 15 июня 1998 г. Это бывшая ГАИ.
ГИБДД – орган государственного надзора за соблюдением правил, норм, стандартов в области дорожного движения. В процессе его осуществления организуется движение транспорта и пешеходов, оно регулируется. Деятельность инспекторов ГИБДД базируется на Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 г.
Права ГИБДД: временно ограничивает или запрещает  ........................................................................пропуск..........................................................................С ГИБДД согласовываются изменения маршрутов движения общественного транспорта.
Безопа́сность доро́жного движе́ния — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.
Выбранная тема «Безопасность дорожного движения» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть особенности безопасности дорожного движения.
Предмет работы – безопасность дорожного движения.
Объект работы – общественные отношения, возникающие в процессе обеспечения безопасности дорожного движения.
Работа состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы.
 
1. Основные положения
По российскому законодательству безопасность дорожного движения - это состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.
Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства (говорят также о безрельсовом транспорте), в результате которого причинен ущерб. То есть исключаются например, дорожные проишествия с участием только пешеходов (упал на дороге, сбит толпой и т. п.) и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
Дорожные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью людей во всём мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолетов, кораблей, поездов, и т. п.) вместе взятых. Дорожно-транспортные происшествия являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей. Проблема усугубляется и тем, что пострадавшие в авариях — как правило, молодые и здоровые (до аварии) люди. По данным ВОЗ, в мире ежегодно в дорожных авариях погибают 1,2 млн человек и около 50 млн получают травмы. Более 35000 погибает на российских дорогах, и более 40000 на дорогах США. По оценкам статистиков, с начала XX века на дорогах США погибли в ДТП более 3 миллионов человек, что превышает все потери США (650 000) во всех военных конфликтах (с 1775 года).
........................................................................пропуск..........................................................................
В течение 8 месяцев 2008 года на территории Чувашской Республики зарегистрировано 1118 происшествий, что на 20% меньше аналогичного периода прошлого года (АППГ). Значительные положительные сдвиги в вопросах предупреждения аварийности достигнуты в Батыревском (-42,9%) и Канашском (-39,1%) районах, в г.Новочебоксарск (-32,4%) и в г.Чебоксары (-27,5%).
Однако за тот же период рост количества ДТП на территории Красночетайского района составил 66,7%, Яльчикского района – 40,0%, Козловского района – 38,9%, Вурнарского района – 26,7%. В текущем году в ДТП на территории Цивильского района погибли 26 человек (АППГ – 9).
Основным видом ДТП, по-прежнему, остается наезд на пешехода: на его долю пришлось 44,4% от общего количества ДТП по Чувашии. Неуклонно возрастает количество столкновений транспортных средств - ТС (28,4% всех ДТП) и опрокидываний ТС (15,9%).
Особую тревогу вызывает положение дел с детским дорожно-транспортным травматизмом. В 2007 году число пострадавших в ДТП детей на территории России составило около 25 тысяч, из которых более 1100 погибло. В Чувашии в истекшем году в ДТП погибли 17 и ранены 255 детей, за 8 месяцев т.г. погибли 5 и ранен 161 ребёнок. Четверо погибших детей были в качестве пассажиров транспортных средств.
Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции обязаны самостоятельно решать вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Распоряжением главы города Чебоксары Николая Емельянова в столице Чувашии объявлен месячник по обеспечению безопасности дорожного движения. Профилактическая операция под названием «Внимание - дети» стартовала 18 августа и продлится по 20 сентября 2008 года.
........................................................................пропуск..........................................................................
В период начала учебных занятий усилен контроль нарядами ДПС за соблюдением водителями режимов движения в местах расположения общеобразовательных и специальных учебных учреждений.
В рамках проведения ежегодной профилактической операции «Внимание – дети!» УГИБДД совместно с Управлением образования администрации города Чебоксары проводит конкурсы на знание Правил дорожного движения.
В 60-х годах было распространено понятие, что нельзя эффективно побороть ДТП, не зная "действительных причин ДТП". Такое мнение, в частности, нашло выражение в первом заявлении стортинга о безопасности дорожного движения в Норвегии (Justisdepartementet (Министерство юстиции), St. meld. 83.1961-62. "О мероприятиях по повышению безопасности дорожного движения"), в котором говорилось:

........................................................................пропуск..........................................................................

Само собой разумеется, что необходимо иметь какое-то представление о причинах проблемы, чтобы ее можно было решить. Однако не само собой разумеется, что всегда можно получить надежное и однозначное знание о причинах. Не само собой разумеется также, что установленные причины можно устранить или поставить под контроль человека. Это не обязательно означает, что безнадежно искать эффективные мероприятия против ДТП. Принимаемые мероприятия должны быть направлены на решение широкого спектра проблем и в первую очередь на устранение всех факторов, способствующих возникновению происшествий или увеличивающих степень их тяжести.

 

2. Полномочия субъектов обеспечения безопасности дорожного движения

После крупных происшествий с самолетом, судном и поездом создаются комиссии по расследованию причин происшествий. Основной задачей таких комиссий является подробное исследование возможных причин, приводящих к отдельному происшествию.

Как правило, ДТП не расследуются комиссиями по происшествиям. Однако в ряде случаев делались попытки использовать комиссии по происшествиям для расследования причин ДТП. В Норвегии такие попытки предпринимались, в частности, в Хедмарке, Рогаланде и Эстфолде (Muskaug, 1988; Midtland, 1992). Комиссия по расследованию причин происшествий в Эстфолде с представителями Управления дорог, автоинспекции, полиции и губернского врача подробно исследовала 16 ДТП, в которых участвовали тяжелые транспортные средства (Muskaug, 1988). Комиссия так описывает одно из происшествий, которое она расследовала:

"Одиночное дорожно-транспортное происшествие, при котором тягач автопоезда перевернулся на очень крутом левом повороте. Перекресток, на котором произошло опрокидывание, имеет достаточную видимость. Участнику движения необходимо было повернуть налево на съезде пересечения в разных уровнях; при выполнении этого поворота тягач перевернулся с проезжей части с правой стороны. Когда произошло происшествие, других участников дорожного движения не было".

Комиссия по расследованию причин происшествий указывает в своем отчете на ряд факторов, которые могли способствовать происшествию:

1. Поворот, на котором тягач перевернулся, был очень крутым (радиус кривой 10-15 м) и угол поворота 115 градусов.

........................................................................пропуск..........................................................................

6. У водителя был относительно небольшой опыт вождения автопоездов, он не воспринял поворот как опасный элемент дороги.

Все эти факторы могли способствовать возникновению происшествия. Невозможно указать, какой из этих факторов является решающим. Поэтому спрашивать о причине происшествия бессмысленно. Происшествие было, как и большинство других, результатом ряда способствующих причин, которые все вместе были достаточны для того, чтобы наступило происшествие.

Под причиной происшествия часто понимают необходимое или достаточное условие для того, чтобы произошло происшествие. Такое понятие причины называется детерминистским, поскольку оно предусматривает логическую однозначную связь между причиной и влиянием. Но ни один из факторов, которые согласно выводам Комиссии способствовали происшествию, нельзя воспринимать, как необходимое или достаточное условие для возникновения происшествия.

........................................................................пропуск..........................................................................

Поэтому в исследованиях безопасности дорожного движения мы оперируем понятием статистической причины - фактор риска. Во избежание неправильного понимания, которое может возникнуть при применении различных понятий причины, мы в настоящем Справочнике применяем постоянное понятие фактор риска. Это - фактор, который показывает вероятность происшествия или ранения. Такие факторы не следует понимать как необходимые или достаточные условия для возникновения происшествий.

Во время общественных дебатов о причинах ДТП утверждалось иногда, что "80-90% всех ДТП происходит из-за человеческого фактора" или "неправильных действий со стороны водителя". Подобные высказывания можно, вероятно, обосновать результатами работы комиссий по происшествиям, которые часто указывают на различные неправильные действия со стороны участников движения как решающего фактора возникновения ДТП.

Возможным толкованием того, что подразумевается под "80-90% всех ДТП происходит из-за человеческого фактора" является то, что при 80-90% происшествий нарушаются закон о дорожном движении и правила дорожного движения. Такой результат не является неожиданным. Можно, например, предполагать, что водитель автомобиля поехал на красный свет, превысил предел скорости, въехал на участок дороги, по которому движение не разрешено, и т.д. Мы знаем, что нарушение правил дорожного движения является весьма обычным делом. В большинстве случаев такие нарушения не ведут к происшествиям. Однако очень сомнительно, что нарушения можно доказать в случае их большого количества.

Чтобы привлечь к законной ответственности за происшествие, полиция должна выявить, были ли нарушены правила дорожного движения. Как правило, привлечение к юридической ответственности необходимо для разрешения возможных исков о возмещении без возникновения споров. Однако выяснение юридических условий ответственности при происшествиях не то же самое, что выявление "причин" происшествия. Поэтому, когда водители считаются юридически ответственными за большинство происшествий, это не обязательно означает, что самые важные факторы происшествий связаны с индивидуальными особенностями водителей.

Мы, конечно, можем сказать, что участники дорожного движения должны владеть каждой ситуацией в дорожном движении, независимо от внешних факторов. Это - обязанность и ответственность участника дорожного движения по закону. Вся ответственность за предотвращение происшествий возлагается на участников дорожного движения. Это оценка с точки зрения моральной и юридической. Мы как исследователи такую оценку не можем ни подтвердить, ни отвергнуть. Необходимо проводить четкую грань между оценками вины и ответственности, которые полезны и необходимы с юридической точки зрения, и исследованиями факторов риска, которые являются полезными и необходимыми, если мы хотим знать, как возникают происшествия и каким образом их можно предотвратить.

 

3. Роль человеческого фактора при происшествиях

Все ДТП в той или иной мере имеют взаимосвязь с поведением участников движения и тем, что управляет этим поведением. Почти всегда можно указать конкретные неправильные действия или неудачный выбор действия, которые участники движения совершили незадолго до возникновения происшествия (Grime, 1987; Nordquist, 1988). Многие такие неправильные действия (например, забыл посмотреть в "мертвый угол"), приводящие к неправильному направлению при повороте и т.д., являются нормальными. Никто из участников движения не застрахован от ошибок и в большинстве случаев неправильные действия не приводят к ДТП. Но после возникновения происшествия легко указывать на такие неправильные действия, как на "решающие причины" происшествия. Например, комиссия по происшествиям в Эстфолде, расследовавшая случай опрокидывания автопоезда, о чем говорилось выше, указывала на то, что водитель выбрал неудачную траекторию движения по кривой. Если бы был поворот с большим радиусом кривой, возможно происшествия можно было избежать. Подобные результаты являются типичными для комиссий по происшествиям. Rumar (1985) и Broughton (1996) сопоставили результаты различных исследований, способствующих факторов происшествий, выполненных комиссией по происшествиям. Результаты воспроизведены на рис. 1.
........................................................................пропуск..........................................................................

Как возникает автомобильная пробка? При неоптимальном режиме работы светофора перед ним скапливается «хвост» из машин. С течением времени этот хвост растет и доходит до следующего перекрестка, что затрудняет движение не только по этой дороге, но и по перпендикулярной. В то же время часто складывается ситуация, когда перед светофором собирается затор, а за светофором шоссе свободно. При этом на перпендикулярной дороге никакой пробки нет. Ясно, что для решения проблемы не обойтись без регулирования движения в режиме реального времени, с учетом сложившейся дорожной обстановки. Для этого на обеих дорогах перед перекрестком должны быть установлены камеры или датчики, определяющие загруженность трасс. При возникновении затора в одном из направлений нужно увеличить пропускную способность светофора в этом направлении.

Если избежать появления пробки в некоторых местах все же не удается, то можно устанавливать так называемые сдерживающие светофоры, которые будут собирать пробку, например, в промзоне, обеспечивая свободное движение транспорта в жилом секторе – ведь известно, что наибольшее количество вредных веществ автомобиль выделяет в начале движения, кроме того, в заторе на единицу площади приходится большее количество машин. Но и работа сдерживающих светофоров должна регулироваться в соответствии с реальной обстановкой, иначе затор перед ними будет даже в тех случаях, когда его можно было бы избежать. При этом система, осуществляющая автоматическое регулирование потоков, должна быть единой для всего города, чтобы обеспечивать максимальную пропускную способность всех дорог на его территории. Иначе эффективное функционирование одного перекрестка может, например, парализовать движение в соседнем районе.

С работой городской дорожной сети связана работа различных предприятий. Например, ремонтом дорожного полотна занимаются дорожные службы, за состоянием мостов и тоннелей следит другая организация (в Москве этим занимается ГУП «Гормост»), а за регулирование и безопасность дорожного движения отвечает ГИБДД. При этом правительству города иногда требуется перекрыть часть дорог, например для проведения демонстрации. Заниматься статистикой дорожного движения и предоставлять правительству города всю необходимую информацию могла бы единая интеллектуальная транспортная система. Она должна обеспечить эффективный обмен данными между всеми заинтересованными организациями, регулировать работу светофоров и других технических средств управления дорожным движением, таких как информационные табло и управляемые дорожные знаки, корректировать режим работы этих средств в соответствии с реальной дорожной обстановкой. Примером внедрения единых систем безопасности городского масштаба являются реализуемые в различных городах России проекты «Безопасный город». Наиболее развит комплекс «Безопасный город», основанный на платформе «Интеллект», в Москве. Функции управляющей инстанции здесь выполняет система управления безопасностью города (СУБГ). Именно здесь собирается информация со всех установленных в городе камер и различных датчиков, которая в дальнейшем предоставляется по запросу различным службам – МВД, ФСБ, МЧС и другим.

Транспортная статистика необходима для планирования развития дорожной сети. Именно эта статистика позволит эффективно распределять вкладываемые в дороги средства и быстро устранять наиболее проблемные места. Одним из таких мест для крупных городов являются несанкционированные парковки. И если устранить проблему всех подобных парковок сразу может быть слишком накладно для городского бюджета, то, имея общую картину дорожного движения, городское правительство может определить наиболее «больные» места и начать решение проблемы именно с них.

Обладая необходимой статистикой, можно если и не устранить транспортные заторы полностью, то существенно увеличить пропускную способность существующих дорог и эффективно распределить средства, идущие на построение новых. Например, простая оптимизация работы светофора под транспортный поток повышает его пропускную способность на 15%. Это значит, что каждый седьмой километр новой дороги можно не строить, принимая во внимание тот факт, что стоимость одного километра современной трассы исчисляется десятками миллионов долларов. Таким образом, инвестирование в построение интеллектуальных транспортных систем – это не только затраты, но и экономия средств в будущем, причем объемы этой экономии через определенное время могут покрыть расходы, связанные с разработкой и внедрением системы.

Платформа «Интеллект» компании ITV оптимальна для построения больших систем с распределенной архитектурой. Она уже используется как основа для решений «Безопасный город», внедряемых в Москве, Санкт-Петербурге, Донецке, Новосибирске, Красноярске, Шлиссельбурге, Электростали, Нижнем Новгороде и Житомире. Благодаря открытой архитектуре и широкому спектру интегрированного оборудования, «Интеллект» позволяет объединить все используемые системы в единый комплекс, организовать центральные пункты мониторинга и неограниченное количество удаленных рабочих мест. Кроме того, платформа ITV имеет встроенные средства удаленной проверки работоспособности подключенного оборудования. Эти качества жизненно необходимы для создания таких систем, как единая интеллектуальная транспортная система городского масштаба. «Интеллект» дает возможность интегрировать средства регулирования дорожного движения и управлять ими в соответствии с запрограммированными алгоритмами, собирать дорожную статистику и передавать информацию во внешние системы.

........................................................................пропуск..........................................................................

Причиной снижения аварийности генерал назвал комплекс мер, которые реализуются ГИБДД совместно с органами государственной власти. По его словам, в прошлом году было проведено пять выездных совещаний в регионах по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. "Постановка такой работы на регулярную основу позволила значительно активизировать деятельность всей системы региональных и местных органов исполнительной власти по безопасности дорожного движения, - подчеркнул начальник Госавтоинспекции. - Это выразилось в более активном участии регионов в реализации ФЦП, последовательном наращивании объемов работы по выполнению местных программ".

Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации также сообщил, что в России необходимо создание системы автоматического контроля соблюдения правил дорожного движения. Он отметил, что с 1 июля прошлого года предусмотрено принятие в качестве доказательной базы материалов по фиксации административных правонарушений в области дорожного движения специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме. "Для реализации этого нововведения требуется создание системы автоматического контроля соблюдения ПДД, интегрированной с подсистемами учета зарегистрированных машин, выданных водительских удостоверений и лиц, привлеченных к административной ответственности, а также системы администрирования денежных взысканий", - подчеркнул Кирьянов. По его словам, "концепция новой системы уже разработана", кроме того "параллельно ведется работа по оснащению подразделений Госавтоинспекции соответствующими приборами, однако "темпы этой работы нужно усилить".

Говоря о задачах, которые стоят перед службой в наступившем году, генерал отметил, что будет принят ряд мер по профилактике ДТП с участием пешеходов, повышению правосознания водителей. "Большинство происшествий с пешеходами связано с ........................................................................пропуск..........................................................................

 

5. Зарубежный опыт безопасности дорожного движения

Как решается проблема безопасности дорожного движения в других странах? В большинстве из них применяемые меры носят не только сугубо технический, но и социальный характер. Так, в Австралии в самые сжатые сроки удалось вдвое снизить уровень аварийности на дорогах. В течение нескольких лет в штате Виктория наблюдался рост дорожно-транспортных происшествий. Например, в 1990 году на дорогах Виктории погибли 776 человек. По данным полиции, каждое второе ДТП происходило в связи с превышением скорости и управлением машиной в нетрезвом состоянии. Тогда и было решено объединить усилия полиции штата, администрации дорог, а также комиссии по дорожно-транспортным происшествиям. Руководители этих служб взяли на себя обязательства уменьшить к 2000 году число погибших до 500 в год, сократить число раненых с 40 до 24 на 10 тысяч транспортных средств и, кроме того, добиться поддержки жестких мер со стороны населения. В рамках новой программы в 1990 году были приняты меры, предусматривающие повсеместное выявление и привлечение к ответственности нарушителей. По местному телевидению начали показывать информацию обо всех крупных ДТП в штате. На основных магистралях ужесточили контроль за скоростью, за использованием ремней безопасности. Многократно увеличилось количество автоматических измерителей с фоторегистрацией. Полиция использовала даже мобильные видеокамеры. Ежемесячно фиксировалась скорость более двух миллионов автомобилей, а это почти треть всего автопарка штата. За шесть лет стражи порядка выписали более трех миллионов квитанций за превышение скорости. Полицейские добились невероятного результата: за шесть лет в 15 раз сократилась армия водителей-лихачей. Жители штата знали: если превысишь скорость, тебя обязательно оштрафуют. Еще одно австралийское новшество – появление на дорогах мобильных наркологических лабораторий, операторы которых ежегодно проводили до миллиона тестов водителей. Результат не заставил себя ждать – количество погибших в ДТП, связанных с употреблением водителем алкоголя, снизилось на 51%. Население постоянно информировали о проводимых мероприятиях по телевидению. Социальная реклама дорожной полиции продержалась на телевидении несколько лет и доказала свою эффективность. Задачи, поставленные на 2000 год, удалось выполнить гораздо раньше – в 1992 и 1994 годах.

Интересен опыт использования автоматической видеорегистрации в ........................................................................пропуск.......................................................................... В результате автопарк города растет строго запрограммированно – на 3% в год. На 1000 жителей приходится 178 машин – это выдающийся по скромности показатель для страны с ежегодным ВВП на душу населения 28 400 долларов. При довольно активном дорожном строительстве и применении других мер борьбы с заторами (например, госучреждения начинают работать в разное время, чтобы служащие не выезжали на улицы одновременно) властям удалось эффективно решить проблему пробок: Сингапур считается одним из самых благополучных мегаполисов в части уличного движения.

 

 

Заключение

Ситуация на дорогах продолжает оставаться довольно сложной и по-прежнему имеют место массовые грубые нарушения правил дорожного движения со стороны водителей. Именно нарушения ПДД водителями являются причиной более 80% ДТП, чаще всего это - несоблюдение скоростного режима, выезд на "встречку", управление машиной в нетрезвом состоянии.

Говоря о реализации Федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах" необходимо отметить, что ход ее выполнения должен проходить четко по графику, вне зависимости от финансового кризиса.

Необходима более качественная подготовка сотрудников ГИБДД, которые несут службу на дорогах. Много жалоб со стороны граждан на некорректное, неправомерное поведение инспекторов, мы должны в данном случае работать на упреждение и не допускать подобных фактов.

 

Список литературы

Нормативные правовые акты
  1.  Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) //Российская газета, N 237, 25.12.1993.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ (ред. 09.02.2009)// "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
Литература
  1.  
    Категория: Административное право | Добавил: admin | Теги: безопастности, ДТП, проишествий, правил дорожного движения, правил дорожного, дорожного движения, движения дорожного
Просмотров: 944 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: