Воскресенье
19.05.2024
13:46
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Гражданское право [78]
Финансовое право [8]
Уголовное право [39]
Римское право [9]
Административное право [11]
История права [6]
Зарубежное право [24]
Трудовое право [16]
Теория государства и права [15]
Земельное право [2]
Конституционное право [22]
Гражданский процесс [6]
УПК [3]
Семейное право [2]
Криминалистика [4]
Арбитражный процесс [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Право » Гражданское право

Государство и церковь
10.12.2009, 16:50

государство и церковь

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Понятие государства и церкви: понятие и признаки
2. Государство и церковь в политической системе
3. Взаимодействие государства и церкви
Заключение
Список литературы
Введение
Логику взаимоотношений Церкви и государства невозможно понять оставаясь на «светской» точке зрения, оперируя привычным для светского человека набором понятий и ценностей - «права человека», «государственные интересы», «общественная польза» и т.д. Исследователь или практический политик, даже оставаясь внутренне на «светских» позициях, должен, если он хочет действительно разобраться в отношениях Церкви к государству, опираться на совсем другой смысловой ряд, в котором найдется место и «греху», и «антихристу», и «каноничности», и «соборности».
Специфичность того понятийного языка, на котором говорит Церковь, учитывается нечасто. Те из властителей, кто сам не религиозен, почему-то подозревают, что и все церковные люди…. Выбранная тема «Государство и церковь» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
 Цель работы – рассмотреть взаимоотношение, признаки и особенности государства и церкви. Работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка литературы
1. Понятие государства и церкви: понятие и признаки
«Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000) отмечают различную природу Церкви и государства. Они используют различные средства для достижения своих целей. Государство преимущественно опирается на материальную силу, включая силу принуждения, а также на соответствующие светские системы идей. Церковь располагает религиозно-нравственными средствами для духовного руководства верующими и для приобретения новых членов. При этом Церковь должна сохранять лояльность государству (так как «религия отделена от государства, но не отделена от общества»), но только если это не противоречит Божественной заповеди: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Таким образом, к возможным областям сотрудничества Церкви и государства на мировой арене в условиях глобализации относятся:[1] 1. миротворчество на международном, межэтническом, межконфессиональном и гражданском уровнях, а также содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами; 2. дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ (что имеет значение в свете различных событий в «горячих точках» планеты, когда именно Церковь была вынуждена оказывать помощь гражданам России, а так же памятуя необходимость заботиться о русских людях за границей, где они не всегда находятся в приемлемых условиях); 3. охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры (для Церкви это особенно важно еще и потому, что некоторая часть ее собственности находится за границей, и эта собственность составляет национальное, а иногда и всемирное культурное наследие); 4. наука, включая гуманитарные исследования; ……….. 9. противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества. Стоит отметить те виды деятельности, которые священнослужителям Русской Православной Церкви запрещены независимо от ситуации. Это, во-первых, политическая борьба, во-вторых, ведение «гражданской или агрессивной войны» и, в-третьих, участие в разведывательной деятельности. Поле деятельности Церкви включает в себя, таким образом, преимущественно вопросы международной жизни гуманитарного и экономического характера. Кроме того, в России законом запрещено создание клерикальных партий, использование в названии партий и политических движений прямых указаний на конфессиональную принадлежность.[2] Взаимоотношения Церкви и государства в России всегда носили весьма специфический характер). Западные Церкви еще в период Средневековья выработали для себя концепции, позволяющие с успехом избегать служения государственным интересам и даже отчасти их контролировать. Среди них важное значение имеет дуалистическая схема Блаженного Августина (354-430) о различии между Градом Божьим и градом человеческим (с превалированием первого), католическая доктрина двух мечей, американская идея стены между Церковью и государством и протестантская теория двух царств. В Православии слишком сильна византийская традиция: Церковь и государство - это религиозная и политическая общность, связанная корнями, фактически родственной кровью, «симфония власти», как назвал это в своей шестой новелле византийский император Юстиниан. Церковь в данном случае заботится об угождении Богу, а государство - обо всем прочем, необходимом человеку в жизни. (Эта доктрина была принята к сведению и в Византийской, и в Российской империи.) Подобные государственно-церковные отношения порождали довольно много противоречивых факторов: с одной стороны, Церковь имела огромный авторитет, доступ к власти, образованию, возможность направлять Россию в период испытаний (вспомнить хотя бы войну 1812 года). Но с другой стороны, государство могло распоряжаться церковной собственностью, влиять на внутрицерковные процессы и ограничивать ее влияние. Петр I, имея странную неприязнь к Православию (вероятно, оно казалось ему слишком русским), проигнорировал завещание патриарха Иоакима, в котором Предстоятель просил не допускать инославных в жизнь государства и общества. При первом российском императоре Церковь номинально свелась к ветви государственной власти, и в дальнейшем священники порой использовались в качестве дипломатов (как, например, архимандрит Антонин (Капустин), Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с 1865 по 1894), консулов и прочих государственных служащих. Разумеется, за последние сто лет изменилось многое. Но только не сама схема церковно-государственных отношений. С начала XX века Русская Православная Церковь формально отделена от государства, но необходимость в национальной идее все больше подталкивает государство к мысли о преобладающей идее Православия на территории России. Речь не идет ни о возрождении необходимости партийного членства, как это было в СССР, ни об обязанности быть православным для достижения чего-либо в жизни. И та, и другая крайности на практике использовались и себя не оправдали, и Церковь сама не желает возвращения к этим крайностям. Православие сегодня скорее начинает пониматься как нечто вполне естественное для России, не мешающее ни ее внутреннему спокойствию (это проверено веками), ни внешним государственным целям. 2. Государство и церковь в политической системе Заметна роль Русской Православной Церкви в проведении диаспоральной политики Российским государством, особенно в странах СНГ и Балтии. Не правы те, кто утверждает, что для мировой политики свойственно «возвращение религиозного фактора». Дело в том, что этот фактор никогда полностью не исчезал из сферы международных отношений, из внешней политики государств. Сегодня, в начале XXI века, его действие лишь активизировалось, в ряде случаев он стал чуть ли не главенствующим в некоторых мирополитических процессах. Вопросы взаимодействия Русской Православной Церкви и Российского государства во внешней политике относятся к числу важнейших проблем современного политического развития страны и определения ее места в мировом сообществе Их исследование позволяет выяснить текущие и перспективные направления и тенденции в международной деятельности государства и Церкви с учетом глобализации и изменений в мире. И в настоящей книге обобщается международная деятельность Русской Православной Церкви в контексте внешней политики Российской Федерации. В ряде случаев Церковь и государство дополняют друг друга…. 3. Взаимодействие государства и церкви
Для Церкви залогом прочных взаимоотношений с государством является существование власти «римского образца», то есть власти, ставящей своим принципом защиту добра и справедливости и вооруженную защиту от зла. Однако цель существования такой «римской власти» как в переносном, так и в прямом смысле не ограничивается прагматикой обеспечения «общественного блага» и удобства для существования самой Церкви. У такого государства есть смысл метафизический и исторический. Царство Кесаря оказывается той преградой, сдерживающей наступление на мир радикального зла, приход которого будет означать кончину этого, видимого мира. В церковном учении церковно-государственные отношения выстраиваются не вокруг этики, а вокруг эсхатологии, то есть учения о судьбах и конце мира. К концу мира относится знаменитое таинственное пророчество Апостола Павла: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего,…….. Заключение
Русская Православная Церковь поддерживает точку зрения, что Россия должна стать одним из центров современного мироустройства. По мнению Церкви, на современном этапе Россия может изобретать не только новые технологии, но и новые политические, и экономические, и философские модели, сочетая человеческий и культурный факторы с силой политического воздействия. Россия может предложить миру новую систему взаимодействия между народами и цивилизациями…. К этой же проблематике относится вопрос церковной собственности за границами России (находящейся в пользовании зарубежных церковных учреждений), который вызывает живой интерес у представителей различных государств, и это часто негативно сказывается на положении Православия в той или иной стране.
Список литературы
1. Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 2006.
2. Алексеев С.С. Государство и право. М., 2006;
3. Бабаев В.К. Общая теория права. М., 2005;
4. Венгеров «Несущая конструкция правового государства». Журнал «Общественные науки» № 2. 2005 г.; [1] Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие М., 1995. Т. 2. Вып. 2, 3,4. С. 112.
[2] Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 2005

Категория: Гражданское право | Добавил: admin | Теги: првославная церковь, государство, Церковь
Просмотров: 591 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: