Воскресенье
19.05.2024
14:25
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Гражданское право [78]
Финансовое право [8]
Уголовное право [39]
Римское право [9]
Административное право [11]
История права [6]
Зарубежное право [24]
Трудовое право [16]
Теория государства и права [15]
Земельное право [2]
Конституционное право [22]
Гражданский процесс [6]
УПК [3]
Семейное право [2]
Криминалистика [4]
Арбитражный процесс [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Право » Гражданское право

Конституционно-правовая основа обеспечения безопасности в процессе организации и проведения выборов в РФ
22.12.2009, 13:18

Конституционно-правовая основа обеспечения безопасности в процессе организации и проведения выборов в РФ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Конституционно-правовая основа обеспечения безопасности в процессе организации и проведения выборов в РФ 4

1.1. Понятие избирательного права и избирательной системы 4

1.2. Источники и принципы избирательного права 9

Глава 2. Обеспечение безопасности на различных стадиях избирательного процесса 12

Заключение 22

Список литературы 24

Введение

В Конституции РФ устанавливаются положения об избирательных правах граждан, о формировании Государственной Думы на основе демократических выборов (ч. 2 и 3 ст. 32, ч. 2 ст. 96). В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляются принципы избирательного права, основы статуса участников избирательного процесса, порядка организации и проведения выборов на всех уровнях власти в России. Этот Закон по своей значимости и объему регулирования является своего рода избирательным кодексом для России. В соответствии с названным Законом должны проводиться выборы в Российской Федерации, в том числе и выборы депутатов Государственной Думы. Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав не могут противоречить нормативные правовые акты о выборах конкретных органов власти и, разумеется, подзаконные акты.

Выбранная мною тема «Конституционно-правовая основа обеспечения безопасности государства в процессе организации и проведении выборов в Российской Федерации» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы – рассмотреть конституционно-правовую основу обеспечения безопасности государства в процессе организации и проведения выборов в РФ.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Конституционно-правовая основа обеспечения безопасности в процессе организации и проведения выборов в РФ

1.1. Понятие избирательного права и избирательной системы

Избира́тельное пра́во — юридическое понятие, имеющее два основных значения:

  • совокупность правовых норм, регулирующих процедуру выборов органов государственной власти и местного самоуправления (объективное избирательное право);

  • право граждан страны избирать и быть избранными (субъективное избирательное право).

Объективное избирательное право — это совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, губернатор, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны.

Нормами избирательного права определяются как базовые принципы избирательной системы государства, так и порядок выдвижения кандидатов и проведения предвыборной агитации, нормы представительства, порядок определения результатов голосования, статус и полномочия избирательных комиссий и пр.

Нормы избирательного права обычно устанавливаются Конституцией и специальными законами о выборах.

В отдельных государствах, например, во Франции, действуют специальные избирательные кодексы.

Избирательным правом называют также право гражданина участвовать в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право).

Действующее российское законодательство даёт более широкую трактовку избирательного права: помимо права избирать и быть избранным, в состав данного понятия включается также право участвовать в выдвижении кандидатов, списков кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.

Приобретение избирательного права практически везде ограничивается системой цензов, то есть установленных государством минимальных требований к избирающим или избираемым лицам.

Избирательная система - порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами.

В Российской Федерации гражданами избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, высшие должностные лица (главы высших исполнительных органов) субъектов РФ (возможны выборы и в иные органы государственной власти), представительные органы местного самоуправления, возможны выборы глав муниципальных образований, других органов и должностных лиц местного самоуправления.

Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов и определения результатов голосования.

Термин "избирательная система” имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. В этом узком смысле различаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. В рамках этих основных систем в каждой стране существуют весьма существенные особенности, часто устанавливающие по существу совершенно отдельную и неповторимую избирательную систему.

Исторически первой избирательной системой стала мажоритарная система, в основе которой лежит принцип большинства (франц. majorite - большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили установленное большинство голосов. В зависимости от того, какое это большинство (относительное, абсолютное или квалифицированное), система имеет разновидности.

В России существуют два основных вида избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная.

Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая – распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителям является кандидат, получивший 50 процентов голосов плюс один от проголосовавших избирателей или система относительного большинства, когда победители становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат).

 .......................................................пропуск.....................................................

Минусом пропорциональной избирательной системы многие депутаты, политики и исследователи считают и высокий процентный барьер.

Пропорциональная избирательная система применяется при выборах всего парламента (Дания, Португалия, Люксембург, Латвия), либо только нижней палаты (Австралия, Австрия, Бельгия, Польша, Бразилия), либо ½ состава нижней палаты (ФРГ, РФ).

В Российской Федерации пропорциональная избирательная система применяется на выборах половины -225 депутатов – Государственной Думы. Каждое избирательное объединение, блок может включить в федеральный избирательный список кандидатов в депутаты до 270 человек

Возможно выделение в списки центральной части и распределение остальных кандидатов по регионам, состоящим из групп или отдельных субъектов РФ. В распределении депутатских мандатов участвуют только избирательные объединения, блоки получившие более 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Избирательное частное – количество голосов избирателей, приходящееся на один депутатский мандат. В России используется при подсчете голосов и определении количества мест, предоставляемых получившим депутатские мандаты партиям и движениям, выдвинувшим свои избирательные списки при выборах в Государственную Думу по федеральному избирательному округу.

1.2. Источники и принципы избирательного права

В Российской Федерации важнейшими источниками избирательного права на федеральном уровне являются:

Кроме того, нормы избирательного права содержатся и в других законодательных актах; так, например, ответственность за нарушение законодательства о выборах предусмотрена в УК РФ и КоАП РФ, а порядок обжалования действий избирательных комиссий регламентируется положениями ГПК РФ.

Также особенности проведения выборов в представительные органы отдельных субъектов РФ и муниципальных образований определяются, соответственно, законами субъектов РФ и нормативными актами муниципальных образований на основе базовых принципов, установленных федеральным законодательством.

Порядок формирования руководящих и контрольно-ревизионных органов юридических лиц не регулируется нормами избирательного права, а входит в предмет регулирования корпоративного права.

Совершенно очевидно, что под принципами российского избирательного права как объективного правового феномена следует понимать основополагающие начала (идеи), отражающие демократическую природу выборов как конституционной основы народовластия и определяющие фундамент правового регулирования избирательных прав, гарантий, процедур и технологий, обеспечивающих императивное, внутренне сбалансированное и нефальсифицированное проведение различных видов выборов в Российской Федерации.

 .......................................................пропуск.....................................................

Глава 2. Обеспечение безопасности на различных стадиях избирательного процесса

Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в ходе проведения избирательных кампаний во многом зависит от эффективной деятельности государственных, в том числе правоохранительных органов. Можно назвать их субъектами обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов. Все эти государственные органы решают разнообразные задачи, связанные с обеспечением национальной безопасности, в том числе и в условиях выборов.

В рамках осуществления своей деятельности они активно взаимодействуют. В то же время каждый уполномоченный государственный орган выполняет ряд свойственных только ему функций с использованием специфических сил и средств, форм и методов деятельности и, таким образом, участвует в обеспечении национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов.

Изучение места и роли субъектов обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов было бы уместно осуществлять с позиций рассмотрения юридического аспекта (прежде всего, правовой основы) их организации и деятельности в обеспечении избирательного процесса.

Нормативная правовая основа какого-либо вида деятельности - это базовая, фундаментальная часть правового регулирования возникающих в ней или в связи с этой деятельностью общественных отношений.

Правовое регулирование обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации осуществляется на уровне конституционных положений и федеральных законов, а также на уровне иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

 .......................................................пропуск.....................................................

Главенствующую роль в иерархии нормативных правовых актов, составляющих правовую основу обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов, занимает Конституция Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции (часть 1 статьи 15).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).

В соответствии с этими общими правовыми положениями и действуют субъекты обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации.

Важное место в нормативной правовой основе обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов занимают федеральные законы.

 .......................................................пропуск.....................................................

Правовая основа совместной деятельности органов федеральной службы безопасности с другими субъектами по обеспечению национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов определена статьей 15 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», а также межведомственными подзаконными нормативными правовыми актами.

Органы федеральной службы безопасности решают свои задачи в процессе организации и проведения выборов во взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

Совместная деятельность по обеспечению национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов осуществляется также на основе пунктов «е», «о», «д» статьи 12 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», пунктов 6, 28 и 35 раздела III Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Она охватывает:

– координацию, техническое и физическое обеспечение безопасности организации и проведения выборов; – содействие избирательным комиссиям;

– участие в работе контрольно–ревизионных служб при избирательных комиссиях;

– обеспечение безопасности проводимых в ходе выборов общественно–политических и иных массовых мероприятий;

– разработку и осуществление мер по борьбе с коррупцией госслужащих и должностных лиц, обеспечивающих организацию и проведение выборов;

– выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, связанных с попытками отмывания денежных средств в ходе выборов;

– выявление, предупреждение и пресечение попыток религиозных организаций, радикальных общественно–политических объединений, организованных преступных групп и отдельных экстремистски настроенных лиц использовать избирательные кампании для продвижения своих ставленников в органы законодательной и исполнительной власти, оказания давления на органы государственной власти, а также дестабилизации обстановки в период подготовки и проведения выборов;

 .......................................................пропуск.....................................................

Статья 5 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» гласит: «Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается... проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности».

В случае нарушения сотрудниками государственных (в том числе, правоохранительных) органов избирательных прав граждан или необоснованного вмешательства в деятельность избирательных комиссий руководитель соответствующего органа, прокурор или судья обязаны принять меры по восстановлению этих прав, возмещению причиненного ущерба и привлечению виновных к ответственности.

В настоящее время правовую основу обеспечения безопасности государства в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О безопасности», Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», УПК Российской Федерации, УК Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.

 .......................................................пропуск.....................................................

Отдельного внимания заслуживает стадия предвыборной агитации. Законодательство Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами международного права, запрещает создание и деятельность экстремистских политических партий и общественных объединений, пропагандирующих и применяющих в ходе избирательного процесса насильственные методы. Конституционные запреты такого рода во время предвыборной агитации подкрепляются нормами уголовного, административного и иного законодательства, регламентирующего организацию и проведение выборов.

Правовое регулирование организации и проведения выборов должно быть направлено на обеспечение законности финансирования избирательных компаний. Это связано с тем, что в период выборов операции с денежными средствами и иным имуществом кандидатов, избирательных объединений (блоков) нередко сопряжены с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

С позиций обеспечения безопасности государства серьезные опасения вызывают также случаи использования механизмов фальсификации итогов голосования и результатов выборов.

В заключение отметим, что для обеспечения безопасности государства в процессе организации и проведения выборов необходимо согласованное функционирование и взаимодействия всех органов государственной власти. Законность и демократизация избирательного процесса становятся возможными лишь в результате совместных усилий правоохранительных органов, избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления.

Несмотря на исключительную важность и общественную значимость правового регулирования обеспечения безопасности государства в процессе организации и проведения выборов, следует подчеркнуть, что государственно–властное вмешательство в ходе избирательного процесса не должно носить характер устрашения и запугивания.

 .......................................................пропуск.....................................................

Заключение

Несмотря на развитие демократических институтов Российской Федерации и модернизацию нормативной правовой основы, связанной с выборами, в законодательстве, регулирующем организацию и проведение выборов в Российской Федерации, на сегодняшний день не полностью ликвидированы пробелы и коллизии. Они продолжают оказывать негативное воздействие на избирательный процесс и национальную безопасность России в целом. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование нормативного правового обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов.

В современных условиях на совершенствование нормативного правового обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов влияет ряд факторов.

Во–первых, профессиональный уровень законодателя. Правовая грамотность депутатского корпуса имеет большое значение для качества и юридической техники издаваемых нормативных правовых актов. Следует констатировать, что в последние годы разработка законодателем правовых норм находится не на должном уровне.

 .......................................................пропуск.....................................................

В–третьих, актуальной является проблема разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов, а также пределов нормативного правового регулирования в рассматриваемой сфере. В связи с этим представляется необходимым более четко законодательно закрепить предметы нормативного регулирования Российской Федерации и субъектов Федерации, а также установить четкие рамки государственно–властного вмешательства в избирательный процесс.

В–четвертых, наличие определенного опыта обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов. .......................................................пропуск..................................................... пробелы в правовом регулировании и заметно влияет на формирование соответствующей нормативной правовой основы.

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Изд. официальное. М., 2002.

  2. Жилин Г.А. Конституционное право. М., 2006

  3. Казанчев Ю.Д. Конституционное право РФ. М., 2005

  4. Катков А.В. Конституционное право России. М., 2005

  5. Ковшевников Е.М. Конституционное право: краткий курс. М., 2006

  6. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. Юрист, 2005. С.448-454

  7. Комарова В.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007.

  8. Конституционное право субъектов Российс

Категория: Гражданское право | Добавил: admin | Теги: избирательного, федерации, безопасности, организации, российской, проведение выборов, проведения, выборов, Российской федерации, процессе организации
Просмотров: 865 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: