Воскресенье
19.05.2024
16:01
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Гражданское право [78]
Финансовое право [8]
Уголовное право [39]
Римское право [9]
Административное право [11]
История права [6]
Зарубежное право [24]
Трудовое право [16]
Теория государства и права [15]
Земельное право [2]
Конституционное право [22]
Гражданский процесс [6]
УПК [3]
Семейное право [2]
Криминалистика [4]
Арбитражный процесс [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Право » Гражданское право

Конституционно-правовая основа обеспечения безопасности в процессе организации и проведения выборов в РФ
14.12.2009, 15:45

Конституционно-правовая основа обеспечения безопасности в процессе организации и проведения выборов в РФ

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Конституционно-правовая основа обеспечения безопасности в процессе организации и проведения выборов в РФ 4
1.1. Понятие избирательного права и избирательной системы 4
1.2. Источники и принципы избирательного права 9
Глава 2. Обеспечение безопасности на различных стадиях избирательного процесса 12 Заключение 22
Список литературы 24
Введение
В Конституции РФ устанавливаются положения об избирательных правах граждан, о формировании Государственной Думы на основе демократических выборов (ч. 2 и 3 ст. 32, ч. 2 ст. 96). В Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" закрепляются принципы избирательного права, основы статуса участников избирательного процесса, порядка организации и проведения выборов на всех уровнях власти в России. Этот Закон по своей значимости и объему регулирования является своего рода избирательным кодексом для России. В соответствии с названным Законом должны проводиться выборы в Российской Федерации, в том числе и выборы депутатов Государственной Думы. Федеральному закону об основных гарантиях избирательных прав не могут противоречить нормативные правовые акты о выборах конкретных органов власти и, разумеется, подзаконные акты.
Выбранная мною тема «Конституционно-правовая основа обеспечения безопасности государства в процессе организации и проведении выборов в Российской Федерации» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть конституционно-правовую основу обеспечения безопасности государства в процессе организации и проведения выборов в РФ.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Конституционно-правовая основа обеспечения безопасности в процессе организации и проведения выборов в РФ 1
.1. Понятие избирательного права и избирательной системы Избира́тельное пра́во — юридическое понятие, имеющее два основных значения: совокупность правовых норм, регулирующих процедуру выборов органов государственной власти и местного самоуправления (объективное избирательное право); право граждан страны избирать и быть избранными (субъективное избирательное право). .............................................................пропуск........................................................................... Избирательная система - порядок выборов органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц, избираемых непосредственно гражданами. В Российской Федерации гражданами избираются Президент РФ, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных (представительных) органов субъектов РФ, высшие должностные лица (главы высших исполнительных органов) субъектов РФ (возможны выборы и в иные органы государственной власти), представительные органы местного самоуправления, возможны выборы глав муниципальных образований, других органов и должностных лиц местного самоуправления. Понятие избирательной системы складывается из всей совокупности правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведение выборов и определения результатов голосования. Термин "избирательная система” имеет и усеченный смысл: когда он употребляется применительно к порядку определения результатов голосования. .............................................................пропуск........................................................................... В России существуют два основных вида избирательных систем: пропорциональная и мажоритарная. Первая означает, что депутатские мандаты при выборах в парламент распределяются пропорционально поданным голосам, а вторая – распределение мандатов по избирательным округам на основе большинства поданных голосов (система абсолютного большинства, когда победителям является кандидат, получивший 50 процентов голосов плюс один от проголосовавших избирателей или система относительного большинства, когда победители становится тот, кто получил голосов просто больше, чем любой другой кандидат). Мажоритарная система имеет одночленные избирательные округа, где побеждает простое большинство голосов. Так происходит в США, Великобритании, Канаде, Австралии и Новой Зеландии, Индии и Японии. В одночленных округах есть преимущество, заключающееся в возможности объединения десятков мелких партий вокруг одной из двух – консервативной, или лейбористской, республиканской или демократической – традиционных партий. .............................................................пропуск........................................................................... Плюсом пропорциональной избирательной системы является то, что голоса избирателей не пропадают (за исключением тех, которые отданы за список, не преодолевший 5%-ю планку). Минусом пропорциональной избирательной системы считают то, что здесь избиратель выбирает как бы абстрактных лиц – он знает чаще всего лидера партии, движения, нескольких активистов, но остальные ему неизвестны. Кроме того, избранные депутаты не имеют прямой связи с избирателями конкретного округа, как при мажоритарной системе. Для того чтобы учесть интересы избирателей, многие страны разбивают список на территориальные части. Некоторые страны отказались от связанных списков (когда избиратель голосует за список в целом) и перешли к системе свободных списков – избиратель вправе отдать предпочтение кандидатурам из списка партии, движения и даже дополнять список. Минусом пропорциональной избирательной системы многие депутаты, политики и исследователи считают и высокий процентный барьер. Пропорциональная избирательная система применяется при выборах всего парламента (Дания, Португалия, Люксембург, Латвия), либо только нижней палаты (Австралия, Австрия, Бельгия, Польша, Бразилия), либо ½ состава нижней палаты (ФРГ, РФ). В Российской Федерации пропорциональная избирательная система применяется на выборах половины -225 депутатов – Государственной Думы. Каждое избирательное объединение, блок может включить в федеральный избирательный список кандидатов в депутаты до 270 человек Возможно выделение в списки центральной части и распределение остальных кандидатов по регионам, состоящим из групп или отдельных субъектов РФ. .............................................................пропуск........................................................................... 1.2. Источники и принципы избирательного права В Российской Федерации важнейшими источниками избирательного права на федеральном уровне являются: .............................................................пропуск........................................................................... Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, нормы избирательного права содержатся и в других законодательных актах; так, например, ответственность за нарушение законодательства о выборах предусмотрена в УК РФ и КоАП РФ, а порядок обжалования действий избирательных комиссий регламентируется положениями ГПК РФ. Также особенности проведения выборов в представительные органы отдельных субъектов РФ и муниципальных образований определяются, соответственно, законами субъектов РФ и нормативными актами муниципальных образований на основе базовых принципов, установленных федеральным законодательством. Порядок формирования руководящих и контрольно-ревизионных органов юридических лиц не регулируется нормами избирательного права, а входит в предмет регулирования корпоративного права. .............................................................пропуск........................................................................... Глава 2. Обеспечение безопасности на различных стадиях избирательного процесса Обеспечение национальной безопасности Российской Федерации в ходе проведения избирательных кампаний во многом зависит от эффективной деятельности государственных, в том числе правоохранительных органов. Можно назвать их субъектами обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов. Все эти государственные органы решают разнообразные задачи, связанные с обеспечением национальной безопасности, в том числе и в условиях выборов. В рамках осуществления своей деятельности они активно взаимодействуют. В то же время каждый уполномоченный государственный орган выполняет ряд свойственных только ему функций с использованием специфических сил и средств, форм и методов деятельности и, таким образом, участвует в обеспечении национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов. Изучение места и роли субъектов обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов было бы уместно осуществлять с позиций рассмотрения юридического аспекта (прежде всего, правовой основы) их организации и деятельности в обеспечении избирательного процесса. .............................................................пропуск........................................................................... Эти акты определяют общие и частные задачи субъектов обеспечения безопасности организации и проведения выборов, устанавливают функции и полномочия указанных субъектов в процессе решения стоящих перед ними задач, закрепляют порядок использования ими специальных сил и средств, порядок подчиненности и подотчетности, формы взаимодействия с другими госорганами, механизм контроля. Главенствующую роль в иерархии нормативных правовых актов, составляющих правовую основу обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов, занимает Конституция Российской Федерации, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. .............................................................пропуск........................................................................... Важное место в нормативной правовой основе обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов занимают федеральные законы. К их числу можно отнести: Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении»; Федеральный конституционный закон «О военном положении»; Закон Российской Федерации «О безопасности»; Закон Российской Федерации «О милиции»; Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»; Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»; Федеральный закон «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»; Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»; Федеральный закон «О политических партиях»; Федеральный закон «О федеральной службе безопасности»; Уголовный кодекс Российской Федерации; Уголовно–процессуальный кодекс Российской Федерации; Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и др. .............................................................пропуск........................................................................... Органы федеральной службы безопасности решают свои задачи в процессе организации и проведения выборов во взаимодействии с другими федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности. Совместная деятельность по обеспечению национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов осуществляется также на основе пунктов «е», «о», «д» статьи 12 Федерального закона «О федеральной службе безопасности», пунктов 6, 28 и 35 раздела III Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации. Она охватывает: – координацию, техническое и физическое обеспечение безопасности организации и проведения выборов; – содействие избирательным комиссиям; – участие в работе контрольно–ревизионных служб при избирательных комиссиях; – .............................................................пропуск........................................................................... – выявление, предупреждение и пресечение попыток религиозных организаций, радикальных общественно–политических объединений, организованных преступных групп и отдельных экстремистски настроенных лиц использовать избирательные кампании для продвижения своих ставленников в органы законодательной и исполнительной власти, оказания давления на органы государственной власти, а также дестабилизации обстановки в период подготовки и проведения выборов; – выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие готовящихся преступлений террористического характера, связанных с выборами. Как свидетельствует анализ нормативных правовых актов, совместная деятельность органов федеральной службы безопасности по обеспечению национальной безопасности в условиях выборов направлена на сотрудничество органов федеральной службы безопасности с другими субъектами обеспечения безопасности организации и проведения выборов. Элементом сотрудничества является также прикомандирование военнослужащих органов федеральной службы безопасности к различным государственным и негосударственным структурам. Самостоятельное и совместное решение органами федеральной службы безопасности задач по обеспечению национальной безопасности в ходе выборов, реализация возложенных на них полномочий происходит в неразрывной взаимосвязи с юридическим механизмом контроля. Существующие нормативные правовые ограничения указывают на пределы государственно-властного вмешательства в сферу общественных отношений, возникающих в связи с организацией и проведением выборов в Российской Федерации. .............................................................пропуск........................................................................... В настоящее время правовую основу обеспечения безопасности государства в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О безопасности», Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», УПК Российской Федерации, УК Российской Федерации и другие нормативные правовые акты. Рассмотрим правовое регулирование организации и проведения выборов с позиций обеспечения безопасности Российской Федерации. Юридически избирательная кампания начинается с момента официального опубликования решения о назначении даты выборов. Вопрос о переносе и отмене назначенных выборов напрямую затрагивает безопасность государства. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, а также может быть отложена дата проведения выборов. Важным является нормативное правовое регулирование образования избирательных округов и избирательных участков. Это обусловлено тем, что возможные манипуляции при нарезке избирательных округов могут серьезно исказить картину свободного волеизъявления избирателей, способствовать рассредоточению электората потенциального противника, дискредитировать демократические принципы и нормы избирательного права, и тем самым могут причинить вред безопасности Российской Федерации. .............................................................пропуск........................................................................... Стабильность конституционного строя, устойчивость функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, гарантированность избирательных прав и свобод граждан России сегодня в немалой степени предопределяется содержанием и характером нормативного правового регулирования деятельности по обеспечению национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации. Обеспечение национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации представляет собой сложное социально–политическое явление, включающее в себя объекты защиты, источники посягательств, угрозы и способы защиты применительно к организации и проведению выборов. Важное значение для деятельности субъектов обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов имеют установленные нормативными актами объекты защиты и их качественные характеристики. В ходе выборов возникают угрозы и совершаются противоправные посягательства в отношении работников и специалистов избирательных комиссий, кандидатов и их доверенных лиц, уполномоченных представителей кандидатов и политических партий по финансовым вопросам, судей, рассматривающих избирательные споры, наблюдателей (международных наблюдателей), представителей средств массовой информации, избирателей. В качестве материально–технических объектов защиты могут выступать: .............................................................пропуск........................................................................... Выбор того или иного объекта защиты зависит от .............................................................пропуск........................................................................... национальной безопасности, возникающих в процессе организации и проведения выборов… Заключение Несмотря на развитие демократических институтов Российской Федерации и модернизацию нормативной правовой основы, связанной с выборами, в законодательстве, регулирующем организацию и проведение выборов в Российской Федерации, на сегодняшний день не полностью ликвидированы пробелы и коллизии. Они продолжают оказывать негативное воздействие на избирательный процесс и национальную безопасность России в целом. В связи с этим требуется дальнейшее совершенствование нормативного правового обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов. В современных условиях на совершенствование нормативного правового обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов влияет ряд факторов. .............................................................пропуск........................................................................... В–третьих, актуальной является проблема разграничения предметов ведения Федерации и ее субъектов, а также пределов нормативного правового регулирования в рассматриваемой сфере. В связи с этим представляется необходимым более четко законодательно закрепить предметы нормативного регулирования Российской Федерации и субъектов Федерации, а также установить четкие рамки государственно–властного вмешательства в избирательный процесс. В–четвертых, наличие определенного опыта обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов. Нужно отметить, что правоприменительная практика обеспечения национальной безопасности в процессе организации и проведения выборов позволяет выявлять коллизии и пробелы в правовом регулировании и заметно влияет на формирование соответствующей нормативной правовой основы.
Список литературы
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Изд. официальное. М., 2002.
Жилин Г.А. Конституционное право. М., 2006
Казанчев Ю.Д. Конституционное право РФ. М., 2005
Катков А.В. Конституционное право России. М., 2005 Ковшевников Е.М. Конституционное право: краткий курс. М., 2006
Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России. М. Юрист, 2005. С.448-454 Комарова В.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2007.
Конституционное право субъектов Российской Федерации / Отв. ред. В. А. Кряжков. М., 2002. Кутафин О. Е. Предмет конституционного Права. М. 2001.
Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002. Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2004.
Категория: Гражданское право | Добавил: admin | Теги: проведение выборов, избирательное право, российской, выборов, избирательного права, Российской федерации
Просмотров: 753 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: