Воскресенье
19.05.2024
15:38
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Гражданское право [78]
Финансовое право [8]
Уголовное право [39]
Римское право [9]
Административное право [11]
История права [6]
Зарубежное право [24]
Трудовое право [16]
Теория государства и права [15]
Земельное право [2]
Конституционное право [22]
Гражданский процесс [6]
УПК [3]
Семейное право [2]
Криминалистика [4]
Арбитражный процесс [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Право » Гражданское право

Ограничение прав и свобод граждан
14.12.2009, 18:44

Ограничение прав и свобод граждан

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Ограничение конституционных прав и свобод граждан в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства 4
1.1. Содержание института прав и свобод человека и гражданина в РФ, конституционно закрепленные основания ограничения прав граждан. 4
1.2. Особенности конституционного закрепления ограничения отдельных прав и свобод 11 Глава 2. Особенности конституционно-правовых ограничений прав и свобод граждан во время действия режима военного, чрезвычайного положения 15
Заключение 22
Список литературы 24
Введение
Наиболее актуальными аспектами проблематики регулирования, реализации и защиты, закрепленных в Конституции РФ прав и свобод человека являются вопросы о пределах реализации этих прав, а также о возможности и критериях их ограничения. Надлежащее их решение имеет важное значение, как для формирования доктрины российского конституционного права, так и для развития государственно-правовой практики. Ограничение конституционных прав и свобод в последнее время все чаще становится предметом обсуждения среди российских политиков и экспертов, .............................................................пропуск........................................................................... Выбранная мною тема «Ограничение конституционных прав и свобод граждан в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть ограничение конституционных прав и свобод граждан в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.
 Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
 Глава 1. Ограничение конституционных прав и свобод граждан в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства
1.1. Содержание института прав и свобод человека и гражданина в РФ, конституционно закрепленные основания ограничения прав граждан. Важнейшей задачей современного государства является реализация интересов людей, которая возможна через создание определенных взаимоотношений между индивидом, обществом и государством, воплощенных в правах человека. Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий. Права человека определяют минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, .............................................................пропуск........................................................................... Мировое сообщество выработало требования международных стандартов по правам человека, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах (1966); Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), в различных международных договорах. Большинство из этих стандартов рассматривается международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права, имеющих обязательную силу для всех государств мира. Поэтому законодательство Российской Федерации - полноправного члена международного сообщества - ориентируется на эти стандарты. Права человека должны предоставляться каждому индивиду и гарантироваться конституцией страны и национальным законодательством. Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией. .............................................................пропуск........................................................................... а для реализации остальных прав это требуется. Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной. Определенный набор естественных прав в той или иной мере существовал на ранних этапах государственной организации человечества. Так, в социально-политической мысли древности уделялось значительное внимание характеристике взаимоотношений государства и личности. .............................................................пропуск........................................................................... - экономические (право частной собственности, на предпринимательскую деятельность, на труд, на отдых и др.); - социальные (право на охрану семьи, охрану материнства и детства, охрану здоровья, на социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др.); - культурные (право на образование, на участие в культурной жизни, на пользование результатами научного и культурного прогресса; свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и др.). В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству имеются следующие права: - права российских граждан; - права иностранных граждан; - права лиц с двойным гражданством; - права лиц без гражданства. Основные права и свободы гражданина – прежде всего конституционные права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения, т.е. носят естественный характер (ст.17, п.2 Конституции РФ). Принципиальным является также положение о том, что осуществление основных прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц, что имеет важное значение для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества и каждого человека. Ни одно общество не может предоставить человеку безграничную свободу, так как это бы привело к эгоистическому своеволию, к бесконечным столкновениям и конфликтам индивидуальных интересов. В том случае, когда права и свободы человека нарушаются в результате злоупотреблений со стороны других лиц, государство предоставляет возможность защищать эти права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, в т.ч. государственными. .............................................................пропуск........................................................................... Впервые в истории России Конституция гарантирует право свободного передвижения внутри и за пределами государства, свободно выезжать из России и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Все гражданско-правовые отношения, связанные с нематериальными благами, М.И. Малеина разбивает на три категории: 1) личные имущественные права, обеспечивающие физическое и психологическое благополучие личности, которые включают право на жизнь, на здоровье, физическую и психическую неприкосновенность, на благополучную окружающую среду; .............................................................пропуск........................................................................... 3) права, обеспечивающие автономию личности и включающие право на тайну и неприкосновенность частной жизни. Несмотря на то, что в соответствии с конституцией РФ права и свободы человека являются высшей ценностью, конституция РФ допускает их ограничение. Исходя из требований ст. 55, такие ограничения должны удовлетворять следующим требованиям: Ограничение прав не должно достигать таких размеров, при которых можно будет говорить об отмене или даже умалении отдельных прав человека и гражданина, подразумевающем законодательное установление в сфере соответствующих прав и свобод меры свободы меньшей, чем необходимая с точки зрения основного содержания .............................................................пропуск........................................................................... Должны одновременно выполняться все перечисленные в пп. 1-4 требования, а также остальные требования конституции РФ. В противном случае ограничение прав и свобод человека считается антиконституционным. 1.2. Особенности конституционного закрепления ограничения отдельных прав и свобод Ограничение допускается только в соответствии с законом и на основании судебного решения. В действующей Конституции эту задачу решает статья 23, которая гласит «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения». Никаких исключений, кроме судебного решения, Конституция не подразумевает. Более того, судебный контроль относится к числу тех гарантий, которые препятствуют необоснованным ограничениям указанного права человека и гражданина. Подобное положение присутствует в Конституциях большинства зарубежных стран. Оно же утверждается в ст. 12 Всеобщей Декларации прав человека: «Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию. Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». .............................................................пропуск........................................................................... Правда упомянутое выше определение Конституционного Суда было подвергнуто сомнению Судебной коллегией по уголовным делам Верховного Суда, которая сделала немного иной вывод. Нет, информация о телефонных номерах по-прежнему считается тайной, но вот для доступа к ней судебное решение уже не требуется, - достаточно санкции прокурора (на основании ч. 3 ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса РФ). На практике обычно используется (или будет использоваться) точка зрения, подходящая той или иной стороне (взгляните снова на судебный прецедент со мной в начале статьи), но в теории, исходя из ст. 6 Федерального конституционного закона от 21.07.94 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» решения, в том числе определения, Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений, включая, конечно, и Верховный Суд РФ. Да и толковать Конституцию у нас может только Конституционный Суд (согласно п. 4 ст. 3 упомянутого №1-ФКЗ). Это классический пример правовой коллизии, которая, однако, в нашей ситуации не сильно меняет ситуацию. Есть тайна и ограничивать право на ее вы можете только при наличии судебного решения или санкции прокурора. Т.е. мы видим, что требование обеспечение тайны переписки может быть обойдено, но только с разрешения суда. Как правило, делается это в рамках следственных или оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых нашими правоохранительными и силовыми органами. Обычное же предприятие не наделено соответствующими полномочиями, и его руководство или служба ИБ не может вмешиваться в переписку своих сотрудников. Более того, эти деяния классифицируются как отягчающие, т.к. выполняются с использованием служебного положения (ст.138 УК РФ). Кстати, интересный парадокс выявляется. Несанкционированное ознакомление с электронной почтой в личных целях - менее опасное и наказуемое преступление, чем та же деятельность, осуществляемая службой информационной безопасности. Глава 2. Особенности конституционно-правовых ограничений прав и свобод граждан во время действия режима военного, чрезвычайного положения На протяжении большей части своей истории человечество признавало за государством право осуществления фактически любых действий (включая достаточно масштабные ограничения прав и свобод граждан) в целях сохранения его независимости и целостности. Но уже в начале XX столетия известный российский правовед В.М. Гессен высказал актуальную и в настоящее время точку зрения, согласно которой полномочия властных структур (полицейские полномочия чрезвычайной власти) не должны выходить за пределы той цели, ради которой объявляется исключительное положение. Соответствие (соразмерность) допускаемых ограничений прав и свобод человека конституционным целям таких действий, а также характеру и природе отношений человека и гражданина судья Конституционного Суда РФ .............................................................пропуск........................................................................... Исходя из анализа результатов отечественных и зарубежных научных исследований, правоприменительной практики и исторического отечественного и зарубежного опыта применения особых правовых режимов, можно сделать вывод, что именно интересы государственной и общественной безопасности чаще всего являются определяющими целями ограничений прав и свобод граждан. Не исключено, что в России на формирование такого подхода повлияли правовые позиции Конституционного Суда РФ, который признал обоснованными принятые Президентом и Правительством РФ в 1994 году на территории Чеченской Республики меры в таких сферах ведения Федерации, как оборона и безопасность, именно исходя из приоритетных задач охраны суверенитета Российской Федерации, ее независимости, безопасности и целостности.
Как известно, это решение не было однозначным. В частности, несогласный с ним судья А.Л. Кононов в особом мнении указал, что содержащиеся в оспариваемых актах решения обосновываются преимущественно необходимостью защиты суверенитета, территориальной целостности, конституционного порядка, государственной безопасности и прочих государственных интересов (что было признано обоснованным и Конституционным Судом), однако права человека, стоящие в этом перечне на последнем месте, как высшую, согласно статье 2 Конституции РФ, ценность нельзя признать однопорядковыми с государственными интересами. .............................................................пропуск........................................................................... Учитывая, что решение задачи обеспечения разумного и соразмерного ограничения прав и свобод тесно связано с установлением баланса между свободой личности и общественной безопасностью, в научной литературе высказываются соображения о том, что ограничения прав и свобод граждан могут допускаться как в целях защиты конституционного строя и обеспечения безопасности государства (в условиях режима чрезвычайного и военного положения), так и в связи с защитой прав и свобод других лиц и обеспечением безопасности граждан (в случаях предотвращения последствий экологического бедствия, распространения опасных заболеваний и т.д.). Серьезное внимание данной проблеме было уделено в ходе проведенного 15 - 19 мая 2005 года в Никосии (Республика Кипр) XIII Конгресса Конференции европейских конституционных судов на тему "Критерии ограничения прав человека в практике конституционных судов". Его участниками были высказаны различные соображения по поводу содержания целей ограничения прав и свобод граждан. Так, Председатель Конституционного Суда Молдовы В. Пушкаш в качестве основных целей ограничения прав и свобод граждан назвал интересы национальной безопасности, территориальной целостности, экономического благосостояния, общественного порядка. Конкретизируя их, он определил, что такими целями также могут быть предотвращение массовых беспорядков и преступлений, защита прав, свобод и достоинства других лиц, предотвращение разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечение авторитета и беспристрастности правосудия. В свою очередь, Председатель Конституционного Суда Украины Н. Селивон разграничил цели (предпосылки) на: а) постоянные, которые могут соотноситься с каждым конкретным правом (Кипр, Ирландия, Латвия, Украина) или быть общими для всех прав, подлежащих ограничениям; б) ограниченные временными рамками, связанными с условиями чрезвычайных ситуаций ведения войны. .............................................................пропуск........................................................................... Заключение
Анализ рассмотренных материалов позволяет сделать следующие основные выводы: 1. В формулировках норм основных международных правовых актов имеются отдельные различия в части определения целей ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов. Несмотря на это, они содержат в целом совпадающие по своей сути и общей направленности положения, определяющие в качестве таких целей, прежде всего, интересы государственной (национальной) безопасности, общественного благосостояния, общественной безопасности и общественного порядка (или предотвращение беспорядков или преступлений), морали (или нравственности), здоровья населения; соблюдение прав и свобод других лиц; а также предусмотренные Конвенцией о защите прав человека и основных свобод некоторые дополнительные (специфические) цели, например, в виде интересов экономического благосостояния страны, охраны территориальной целостности; защиты репутации других лиц; предотвращения разглашения конфиденциальной информации; обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия, общественного спокойствия. .............................................................пропуск........................................................................... 3. В целом нормы международного права, определяющие основные цели ограничения прав и свобод граждан, могут рассматриваться в качестве общего ориентира для национального законодательства, в котором при необходимости может быть более детально и предметно изложено понятие каждой из заявленных основных целей ограничения прав и свобод граждан.
Это прежде всего касается определения понятия морали (нравственности). Как следует из практики Европейского суда по правам человека, учитывая ее исторический видоизменяющийся характер в зависимости от места и времени, а также отсутствие единой международной концепции, определение истинного содержания морали и нравственности как цели ограничения прав и свобод граждан в условиях особых правовых режимов относится к компетенции национальных властей. 4. Принимая во внимание отсутствие в международной практике единых подходов универсального характера к определению целей ограничения прав и .............................................................пропуск........................................................................... 5. Положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод об основаниях и пределах ограничения прав и свобод граждан следует рассматривать на комплексной основе с учетом нормы, закрепленной в статье 18 Конвенции, согласно которой ограничения, допускаемые в .............................................................пропуск...........................................................................Конвенции в условиях войны или чрезвычайного положения, так и ограничений, предусмотренных отдельными статьями (8 - 11) Конвенции.
Список литературы
Баранов В.М. "Удовлетворение справедливых требований морали" как цель ограничения прав и свобод человека // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву. Ч. I. С. 19 - 30.
Визер Б. Защита прав человека в Австрии // Защита прав человека в современном мире / Отв. ред. И.А. Ледях. М., 1993. С. 41 - 42.
Волкова Н.С. Общественная безопасность и законодательство о правах человека // Журнал российского права. 2005. N 2. С. 99.
Галенопольский Ф.С. Вопросы правового регулирования ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения (на примере ФРГ) // Московский журнал международного права. 1998. N 4. С. 24.
Гражданское право, (под редакцией Ю.К. Толстого и А.П. Сергеева). С.-П.: «Алма матер». 2006. – 571 с.
Зорькин В.Д. Национальные интересы, современный миропорядок и конституционная законность: Доклад на международной научно-практической конференции (Москва, 25 октября 2005 г.). М., 2005. С. 10 - 15.
МВД России: Энциклопедия / Гл. ред. В.Ф. Некрасов. М., 2002. С. 343 - 344.
Никитин А.Ф. Политика и право. Учебное пособие. М.: «Сфера». 2006. – 67 с.
Принципы, пределы и основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву ("круглый стол" журнала "Государство и право") // Государство и право. 1998. N 8. С. 54.
Тиунов О.И. Международное гуманитарное право: Учебник для вузов. М., 1999. С. 250. Эбзеев Б.С. Ограничения конституционных прав // Теория и практика ограничения прав человека по российскому законодательству и международному праву: Сб. научных трудов / Под ред. В.М. Баранова. Н. Новгород, 2008. Ч. 1. С. 8.
Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. М., 2005. С. 83.
Шейнин Х.Б. Допустимые ограничения прав человека в международном праве и по Конституции Российской Федерации // Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры в практике конституционного правосудия. М., 2004. С. 166
Категория: Гражданское право | Добавил: admin | Теги: ограничение прав, защите прав человека, ограничение прав и свобод граждан, декларация прав
Просмотров: 1432 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: