Воскресенье
19.05.2024
17:15
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Гражданское право [78]
Финансовое право [8]
Уголовное право [39]
Римское право [9]
Административное право [11]
История права [6]
Зарубежное право [24]
Трудовое право [16]
Теория государства и права [15]
Земельное право [2]
Конституционное право [22]
Гражданский процесс [6]
УПК [3]
Семейное право [2]
Криминалистика [4]
Арбитражный процесс [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Право » Гражданское право

Соотношение государства и права – основные теоретические подходы
22.12.2009, 03:15

Соотношение государства и права – основные теоретические подходы

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

Глава 1. Соотношение государства и права – основные теоретические подходы 4

1.1. Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства 4

1.2. Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства 9

Глава 2. Воздействие права на государство. Принцип связанности государства правом (верховенство права) 18

Заключение 30

Список литературы 31

 

Введение

На протяжении долгого времени и до сих пор одной из дискуссионных проблем остается соотношение права и государства (или государства и права). По существу такого соотношения высказаны различные, порою противоположные точки зрения. Одни говорят, что право в юридическом смысле не может функционировать без государства, а другие считают, что право является самостоятельным явлением, появляется до государства и может функционировать без государства.

Ради справедливости необходимо отметить, что представление юридического права в качестве норм, установленных государством, существовало всегда. Можно даже сказать, что такое представление было основополагающим для юристов, начиная с оценки природы римского права. Хотелось бы еще подчеркнуть то, что представление права как явления, непосредственно связанного с государством, с его правотворческой деятельностью, всегда присутствовало у юристов-практиков. .....................................................................пропуск..........................................................................

Таким образом, за, возможно, редким исключением, можно с уверенностью сказать, что понятие "право", как правило, понималось как юридическое и оно всегда связывалось с государством. Это утверждение можно проиллюстрировать многочисленными ссылками на литературу, посвященную вопросам права, представителей различных отраслей наук. Под этим углом зрения мы изучали различные словари, где раскрывается понятие "право", труды философов, историков, социологов, филологов и т.д., которые также под понятием "право" в основном представляют систему юридических норм, установленных государством, а также тех норм, которые санкционированы государством в качестве юридических.

.....................................................................пропуск.......................................................................... В этих периодах право, по мнению отдельных представителей обществоведческих наук, совершенно перестает мыслиться в качестве инструмента в осуществлении государственной деятельности, а превращается в инструмент (бог знает откуда взятый) сдерживания государства. Право в представлениях этих ученых превращается чуть ли не в саму справедливость, свободу. В пылу развития своих мыслей в сторону "превращения" права в справедливость, в свободу эти представители науки нередко забывают о реальной правотворческой деятельности государства.

Выбранная мною тема «Соотношение государства и права – основные теоретические подходы» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы – рассмотреть теоретические подходы к соотношению государства и права.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

 

Глава 1. Соотношение государства и права – основные теоретические подходы

1.1. Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства

Фундаментальная проблема соотношения права и государства в юридической науке относится к числу наиболее дискуссионных и в то же время по существу не разработана. А между тем вопрос о том, в каких взаимоотношениях находятся государство и право, имеет ли, государство верховенствующее значение по отношению к праву или же, напротив, подчинено ему, имеет не только теоретическое, но важное практическое значение. Среде философов, юристов, историков и политологов взгляды на эту проблему существенно и полярно расходятся. Обобщенно можно выделить следующие направления в понимании данного вопроса (рис. 1).

.....................................................................пропуск..........................................................................

Рис. 1. Методологические подходы в вопросе соотношения государства и права

Наиболее распространенным взглядом на эту проблему является особый этатистский подход, исходящий из приоритета государства над правом.

Абсолютизация роли государства в общественной жизни краеугольный камень теории этатизма. Основой этатизма явилась практика государств, сформировавшихся на основе психологии патернализма. Согласно взглядам сторонников философии этатизма (идеи этатизма, первоначально обоснованные X. Вольфом, получили затем развитие в работах Фихте), государство для блага индивидов вправе вмешиваться во все сферы жизни, в том числе и в частную. Государство является организатором всей экономики - от управления производством до распределения людей по сферам приложения труда, оно должно бороться с праздностью и расточительством, следить за тем, чтобы молодые люди рано вступали в брак и имели много детей; государство строит церкви, управляет системой образования и др. Словом, государство активно (если не сказать тотально) вторгается во все сферы жизнедеятельности общества.

С этатистской точки зрения все области приватного, непосредственно не входящие в сферу публичной власти, суть явления низшего (по сравнению с государством) порядка. Ни одна из них не выполняет миссии носителя политического единства, но каждая порознь и все вместе так или иначе его подрывают. Поэтому государство вынуждено конфронтировать с ними, укрощать их, удерживая в рамках политической целостности. Для того чтобы справиться с подобной задачей, оно обязано думать о самосохранении собственной мощи. Это главным образом и составляет интерес государства.

.....................................................................пропуск..........................................................................

Иной, противоположный взгляд на соотношение государства и права утвердился в русле естественно-правовых воззрений. Сторонники так называемой школы естественного права исходили из ограничения государства правом, что, по их мнению, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. Право представлялось единым неизменным правопорядком, одинаковым для всего человечества на всем протяжении истории. Нормы положительного права, согласно естественно-правовым воззрениям, не есть результат деятельности государства, - они суть порождение идеального правопорядка. Государство - продукт права, оно учреждается юридическими способами, предусмотренными предшествующим государству правопорядком. Сходные взгляды высказывали представители либеральной юриспруденции - русские, юристы П.Е. Михайлов, Е.Н. Трубецкой и др. С точки зрения современного отношения к проблеме такой подход имеет несомненные преимущества. Он является философской платформой для утверждения в политической практике идеи правового государства. Государство возникает из потребности обеспечить функционирование права как принципиально новой системы нормативного регулирования. Данное обстоятельство не учитывали и сторонники нормативной школы права, отрывая право от политики, экономики и государства.

.....................................................................пропуск..........................................................................

*Марксистский взгляд на проблему, получивший распространение в отечественной юриспруденции и политической практике советского государства, исходил из признания взаимосвязанного характера права и государства. В то же время этот подход основывался на признании права исключительно инструментом государства, средством осуществления политики, формой ее выражения.

Достаточно образно этот подход охарактеризовал выдающийся немецкий юрист XIX в. Р. Иеринг. Соотношение государства (власти) и права он представлял в виде двух сил, борющихся из-за господства - в виде злого Аримана (власти) и благочестивого Ормузда (права). В действительности же, отмечал Иеринг, Ормузд не что иное, как облагороженный Ариман. Ариман без Ормузда есть нечто нереальное. Ормузд без Аримана - тень. «Кто желает точно определить отношение между правом и властью, тот должен и то и другое называть властью и различать их прилагательным пра(во)вая и непра(во)вая», - считал Иеринг.

То, что государство и право оказывают взаимное влияние друг на друга, представляется бесспорным. Однако каков характер этой связи и каковы пределы взаимовлияния государства и права? Кто в большей мере должен связывать: государство право или напротив? Отвечая на вопрос о том, как Ариман превращается в Ормузда, Иеринг обосновывает идею самоограничения (самообязывания) государства: государство создает право и само же ему подчиняется. «Границы самоограничения государства определяются посредством закона».

Основывающаяся на философии юридического позитивизма, .....................................................................пропуск.......................................................................... Такое государство находится в зависимости от права, но опять же, сообразуясь с собственным усмотрением.

Если подходить к проблеме соотношения государства и права с позиции современных реалий демократического общества, то наиболее предпочтительной представляется обоснованная с позиции либеральной юриспруденции идея связанности государства правом. В своем завершенном виде теория связанности государства правом сформировалась во второй половине XIX в. Хотя уже античные мыслители усматривали «спасение государства» там, где законы - владыка над правителями», однако до принципа связанности государства правом они не поднялись. Мыслители эпохи Возрождения исходили из того, что высшая власть в государстве не связана своими собственными решениями. Они считали, что суверенная власть вполне произвольно может менять свои решения и что принцип связанности суверена своими решениями является недопустимым по причине того, что, как выразился Т. Гоббс, «как нельзя самого себя одаривать, так нельзя самого себя обязывать».

В последующем идея Еллинека о связанности государства правом получила дальнейшее развитие в трудах Л. Дюги и, в частности, в работах российских юристов: П.А. Кистяковского, Н.И. Палиенко, Н.С. Алексеева, Н.М. Коркунова, П.И. Новгородцева и др. В современной отечественной литературе связанность государства правом исследовалась в аспекте проблемы правового государства. В западной юридической теории проблема связанности государства правом трансформирована в концепцию господства (верховенства) права. Современное конституционное законодательство возвело данный принцип в ранг конституционного - одной из важнейших основ конституционного строя. Итак, положения о связанности государства правом (верховенство права) является той методологической основой, с позиции которой представляется адекватно оценить, с одной стороны, влияние государства на право, а с другой - влияние права на государство.

1.2. Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства

Юридическая политика представляет собой основанные на общих и специфических закономерностях развития национальной правовой системы принципы, стратегические направления и практически пути создания и реализации норм, институтов и отраслей права, укрепления режима законности и общественной безопасности, организации предупреждения и борьбы с правонарушениями, формирования у граждан развитой правовой культуры, способности использовать правовые средства для удовлетворения своих интересов.

Институт юридической политики конкретизирует общие цели и задачи государственного строительства в сфере правотворчества, правореализации, обеспечения законности и правопорядка, правового обучения населения и профессионально-юридического образования. Юридическая политика подразделяется на законодательную, правоохранительную и др. В ее орбиту вовлечен специально подготовленный персонал, в том числе кадры правоохранительных структур. Без научно обоснованных, продуманных решений в этой сфере государство не в состоянии эффективно «распоряжаться» правом, добиваться политических, социальных, экономических целей, оставаясь в границах действия его требований.

Юридическая политика в этой связи является необходимым условием проводимых в стране преобразований. Именно поэтому нужны целенаправленные продуманные меры государства по реформированию правовых учреждений, обеспечению качества законотворчества, усилению результативности в борьбе с преступностью, произволом, способные качественно оздоровить правовую атмосферу, утвердить среду, благоприятную для действия права.

По всем логическим характеристикам понятие "право" является безотносительным и оно вполне может использоваться и используется в науке уже сколько столетий, без соотношения его с понятием "право"......................................................................пропуск..........................................................................

Мы здесь не будем углубляться в понятие "справедливость", поскольку оно не является предметом нашего исследования. Нам необходимо разобраться в сути правотворческой деятельности государства, в результате которой и создается, прежде всего, юридическое право.

Здесь мы можем сказать, что, несмотря на утверждения некоторых теоретиков о том, что законы бывают правовыми и неправовыми, государства продолжают издавать их, исходя из потребностей общественной практики и уровня правосознания большинства представителей законодательной ветви власти. Общество и его организация политической власти (государство) продолжают жить своей жизнью, создают юридические законы для отлаживания общественных отношений, ибо другого способа воздействия государства на общественную жизнь (кроме как через законы) цивилизация еще не придумала. Справедливость, свобода и т.д. - хорошие ценности, но они не регуляторы общественных отношений, а являются основой для организации юридического регулирования. Кроме того, при таком подходе к понятию права (при определении его через категории "справедливость" и "свобода") невольно подменяются местами два вопроса: что такое право и каковым оно должно быть. Мы можем очень много говорить о том, каковым право должно быть (справедливым, соответствующим свободе и т.д.), но все это не закрывает вопроса о том, что же из себя представляет само право (например, гражданское право, уголовное право и т.д.).

.....................................................................пропуск........................................................................... Право как система многочисленных юридических норм, создаваемых главным образом правотворческой деятельностью государства, особенно близко и понятно представителям отраслевых юридических наук. Взять хотя бы вопрос о соотношении материальных и процессуальных отраслей права. Ведь проблема соотношения материального и процессуального права может быть поставлена лишь тогда, когда под понятием "право" подразумевается система реально существующих в государствоорганизованном обществе юридических норм, то есть тогда, когда право понимается в позитивно-нормативистском плане. В том, что представители конкретных материальных и процессуальных отраслей права при этом имеют в виду именно соответствующие этим отраслям кодексы (Гражданский, Гражданский процессуальный, Уголовный и Уголовно-процессуальный), сомневаться не приходится. Если бы не было этих многочисленных кодексов с не менее реальными юридическими нормами, содержащимися в них, то и не приходилось бы говорить о материальных и процессуальных отраслях права.

Об этом почти аксиоматическом положении приходится здесь говорить потому, что есть представители науки теории государства и права, которые о понятии и юридического права мыслят совершенно по-другому. Пытаясь уйти от традиционного понимания права, установившегося в советское время, некоторые теоретики настолько усложнили определения права, что профессор отраслевой юридической науки вряд ли разберется в нем. Так, например, если под понятием "право", как призывают представители некоторых правовых школ современной России, иметь в виду нечто естественно-правовое, юстнатуралистическое, либертарное и т.д., то о материальном и процессуальном праве в традиционном смысле нечего и вести речь, так как, по их мнению, многие законы просто не могут быть признаны правом. Право для них что-то такое, которое сводится к свободе, справедливости, но только не к системе юридических норм, содержащихся в законах государства, то есть в тех же материальных или процессуальных кодексах. Правда, они, называя правом что-то естественное, либертарное, не дают название системе юридических норм, содержащихся в законах, кодексах. Это и, по нашему мнению, является самым слабым местом в их теории.

Обращение же к природе и к форме материальных и процессуальных отраслей права позволяет более точно определить и обобщенное (теоретическое) понятие юридического права применительно ко всей юриспруденции. Право как предмет работы юристов никак не может не быть системой юридических норм, закрепленных в законах, кодексах и т.д.

.....................................................................пропуск..........................................................................

Во-первых, позитивизм здесь из философской науки переведен в разряд чисто юридической. Как отмечалось, термин "юридический позитивизм" оптимально работает при постановке вопроса о том, что такое право. Позитивисты под понятием права понимают то, что закрепляется в юридических источниках: законах, иных нормативно-правовых актах. Что понимают под понятием "право" оппоненты юридического позитивизма, почти непонятно, но они в основном критикуют юридические законы, пытаясь не признавать в них свойства источников права.

Ю.В. Тихонравов же, впрочем, так же как и многие другие оппоненты юридического позитивизма, критикует позитивистов за "формально-логическую обработку правового материала". Спрашивается: причем тут юридический позитивизм? Да и правовой материал необходимо обрабатывать не формально, а по существу, с охватом и содержания правовых отношений.

Во-вторых, Ю.В. Тихонравов (да и другие оппоненты юридического позитивизма) обвиняет позитивистов в том, что они стремятся "рассматривать право как самодовлеющую форму в отрыве от содержания". Такое стремление, видимо, присуще не только представителям юридического позитивизма, но и представителям многих общественных наук. Поэтому в философии и "придумано" целое учение о соотношении формы и содержания. Отрыв формы от содержания неприемлем ни в какой отрасли науки. Но если это случается, то необходимо, как учат философы, привести в соответствие форму с содержанием. Причем же тут юридический позитивизм? Чем "провинились" законы, другие нормативно-правовые акты как источники права, если кто-то отрывает их от содержания? Ведь законы не принимаются с бухты-барахты. Они всегда нацеливаются на разрешение каких-то конкретных жизненных проблем. Поэтому трудно представить бессодержательные законы. Но если кто-то отрывает законы от содержания, то надо критиковать их, а не юридический позитивизм как разновидность учения о понятии права.
.....................................................................пропуск..........................................................................

Юридическое право не может не стремиться к отражению справедливости, свободы и т.д., но если оно этого еще не делает, то все равно не перестает быть правом, то есть системой правил поведения, поддерживаемых государством.

В поиски понимания юридического права нужно отправляться не с непосредственного понятия права, а с осознания необходимости регулирования общественных отношений, с появления потребности установления меры и рамок поведения людей в обществе. Понятие же "право" появляется тогда, когда возникает необходимость обобщения тех правил поведения, которые или исходят от самого государства, или им санкционируются. Право как предмет работы юристов не может быть не связанным с государством, не выраженным в его законах или других нормативных правовых актах.

 

Глава 2. Воздействие права на государство. Принцип связанности государства правом (верховенство права)

В специальной литературе проблеме влияния права на государство уделено мало внимания. Между тем государство нуждается в праве не меньше, чем право в государстве. Зависимость государства от права проявляется: 1) во внутренней организации государства и 2) в его деятельности.

1. Исторический опыт доказывает, что для своего существования государство, как организация, нуждается в праве. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. Посредством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц.

Принципиально важное значение права во внутренней организации государства проявляется в том, что оно создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ее ветвей. Таким образом, отношения между государственными структурами получают правовое урегулирование, превращаются в правоотношения.

.....................................................................пропуск.......................................................................... Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой формой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободиться от него.

Обобщенно можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в отношении к государству:

а) право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований; в свою очередь, и граждане воздействуют на государство с помощью права. Отсутствие права в отношениях государства и личности при определенных условиях оборачивается против самой личности. Отсюда ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности, расширение ее свободы. С этой точки зрения ценность права, если и обусловлена связью с государством, то лишь в той мере, в какой само государство поставлено на службу человеку;

б) право легализует государственную деятельность, обеспечивает дозволенность охранительных и принудительных мер государства. Государственная деятельность посредством права вводится в строгие рамки юридических требований, приобретает юридическую форму;

.....................................................................пропуск..........................................................................

е) право выступает в современных условиях языком общения государства не только с населением, но и с другими государствами, мировым сообществом в целом;

ж) право (и только оно) является основным средством легитимации государственного принуждения. Право определяет основания, пределы и формы государственного принуждения.

Принцип связанности государства правом (верховенство права). В свое время юрист Рудольф Иеринг настаивал на том, что «государство дает индивиду несравненно больше, чем право». Очевидно, трудно спорить с тем, что государство действительно много дает индивиду. Однако, как точно заметил уже Томас Гоббс, «тот, кто имеет власть всех защищать, обладает и властью всех угнетать». Государство, с этой точки зрения, выступает в двух противоположных ипостасях: как неотъемлемый гарант прав человека и как их потенциально опасный противник.

.....................................................................пропуск.......................................................................... : чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере оно связывает государство. Активность государства в этом случае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным правом, государство может действовать «свободно» (А.А. Кененов), а значит, соответствовать своему историческому предназначению.

Государство творит законы, но творит их в соответствии с субъективными требованиями развития свободы в общественной жизни, поскольку оно - именно государство, а не тоталитарная управляющая система, творящая насилие над гражданским обществом. Право «производно» от государства лишь в том смысле, что государство своей силой защищает и гарантирует правоотношения. «Вместе с тем политическая организация силы является государством постольку, поскольку это сила, защищающая естественно-исторически складывающееся право и ограниченная этим правом». Справедливо замечено, что право немыслимо без законодательных ограничений, которые общество налагает на возможные репрессивные действия самого государственного механизма. То же можно сказать о государстве. Государство - не государство, если его институты и функции не ограничены объективной мерой свободы, обусловливающей содержание права. С этой точки зрения, «любое государство связано правом в меру его цивилизованности, развитости права у соответствующего народа и общества»......................................................................пропуск........................................................................... В этой связи социальной ценностью обладает лишь то государство, которое, обеспечивая право и оставаясь на почве права, служит общественной пользе.

Исторически государство и право (как система исходящих от публичной власти норм) возникают одновременно в силу одних и тех же причин, а именно в результате разложения родового общества и перехода его в более высокое, цивилизованное состояние. Одновременно - не значит одномоментно и адекватно. Речь идет о сравнительно длительном периоде, в рамках которого генезис права и государства имеет свои особенности. Но в принципе "родословная" у названных явлений одинакова, их типология, социальные и гносеологические корни совпадают.

В науке широко известно классическое и достаточно обоснованное положение о том, что "на определенной, весьма ранней ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся изо дня в день акты производства, распределения и обмена продуктов, позаботиться о том, чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило, вначале выражающееся в обычае, становится затем законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение, - публичная власть, государство" (Ф. Энгельс).

.....................................................................пропуск..........................................................................

Назначение государства и права состоит в том, что они выступают средством упорядочения общественных отношений, "ведения общих дел", призваны обеспечивать нормальные условия жизнедеятельности людей, служить для них способом (формой) совместного удовлетворения интересов, согласования и выражения коллективной воли. Государство и право вносят в жизнь организующие начала, гарантируют ее от "просто случая и просто произвола" (К. Маркс).

Если государство возникает из необходимости поддержания порядка, защиты "всех против всех" (Т. Гоббс), то право создает юридические механизмы для этого. По мере того как право появляется и легализуется, оно начинает играть доминирующую роль во всей системе нормативного регулирования, опираясь при этом на особый аппарат. С момента своего зарождения государство и право логически и онтологически связаны между собой, объективно нуждаются друг в друге, взаимообусловлены, действуют и развиваются вместе, поэтому раздельное их существование и функционирование невозможно.

.....................................................................пропуск..........................................................................

Идея правового государства предполагает связанность власти правом, законами, которые она обязана уважать и соблюдать. Согласно этой идее право - не просто "спутник" государства или его "приложение", "придаток"; в нетоталитарной системе оно способно играть существенную ограничительную роль. Это один из фундаментальных принципов всякого демократического общества, гарантия от авторитаризма и произвола. Однако конкретные формы проявления этого принципа могут быть различными.

В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права: 1) тоталитарная (государство выше права и им не связано); 2) либеральная (право выше государства); 3) прагматическая (государство создает право, но связано им). Первая - для России не подходит; вторая - выражает скорее желаемое; третья, также по своей сути либеральная, но она ближе к нынешним реальностям. Именно эта модель сегодня практически осуществима (В.Н. Кудрявцев).

Наиболее рациональное решение вопроса может быть найдено не на путях противопоставления государства и права, а на путях их "взаимовыгодного сотрудничества", что при нормальном ходе вещей обычно и происходит. Словосочетания "государственное право" и "правовое государство" уже одним своим звучанием и смыслом подчеркивают неразрывную связь этих явлений.

.....................................................................пропуск..........................................................................

В этих условиях праву не придавалось сколько-нибудь самостоятельного значения, его всячески принижали, отодвигали н

Категория: Гражданское право | Добавил: admin | Теги: правом, государства, государство, права, теория государства, верховенство права
Просмотров: 1723 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: