Воскресенье
19.05.2024
17:15
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Гражданское право [78]
Финансовое право [8]
Уголовное право [39]
Римское право [9]
Административное право [11]
История права [6]
Зарубежное право [24]
Трудовое право [16]
Теория государства и права [15]
Земельное право [2]
Конституционное право [22]
Гражданский процесс [6]
УПК [3]
Семейное право [2]
Криминалистика [4]
Арбитражный процесс [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Право » Гражданское право

Трудовой кодекс и меры ответственности за несчастные случаи
20.12.2009, 13:30

Трудовой кодекс и меры ответственности за несчастные случаи

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Трудовой кодекс и меры ответственности за несчастные случаи 3
Заключение 17
Список литературы 18
Введение
Производственный процесс любой технологической сложности, организованный в той или иной отрасли промышленности, сфере услуг, управления и реализации продукции, тесно связан с риском для жизни и здоровья работников. Угрозу несчастных случаев на производстве нельзя полностью исключить ни на одном предприятии, ни в одной организации или учреждении. Конечно, сотрудники в различной степени рискуют стать жертвой трагического происшествия на своем рабочем месте. Это зависит от вида трудовой деятельности, особенностей того или иного предприятия, а также от уровня подготовленности и защищенности рабочих мест в соответствии с требованиями охраны труда.
Выбранная мною тема «Трудовой кодекс и меры ответственности за несчастные случаи», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть меры ответственности за несчастные случаи по Трудовому кодексу Российской Федерации.
Работа состоит из введения, одного раздела, заключения и списка литературы.
Трудовой кодекс и меры ответственности за несчастные случаи
Статистика показывает, что ежегодно в России происходят тысячи несчастных случаев на производстве. Встречаются и заурядные травмы, и трагические происшествия, в результате которых гибнут десятки людей. Достаточно вспомнить печально известные и, увы, регулярные ЧП в шахтерских забоях нашей страны. Как уже отмечено выше, любой производственный процесс связан с риском, и несчастные случаи здесь — явления неизбежные. Именно необходимость борьбы с последствиями таких происшествий и профессиональными заболеваниями работников обусловила пристальное внимание государства к правовому регулированию этой области. Оно выразилось в двух основных направлениях. Во-первых, в создании и функционировании единой государственной системы социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Такое страхование осуществляется за счет средств работодателей специально уполномоченными государством отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации. Все работодатели, независимо от специфики производства, степени распространенности производственного травматизма, обязаны производить отчисления на цели социального страхования. Нарушение данного требования карается в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации. Во-вторых, государство, а именно законодатель, разработал целую группу юридических требований, касающихся охраны труда, профилактики несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также расследования обстоятельств таких происшествий, принятия превентивных мер по их недопущению в будущем. Несоблюдение императивных требований влечет для работодателя штрафы и другие санкции, а для работников — ежедневную опасность для жизни и здоровья. Поскольку несчастные случаи на производстве с печальной регулярностью происходят ............................................пропуск............................................ По требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего - его родственников) в расследовании несчастного случая может принимать участие его доверенное лицо. В случае, если доверенное лицо не участвует в расследовании, работодатель или уполномоченный им его представитель либо председатель комиссии обязан по требованию доверенного лица ознакомить его с материалами расследования. В случае острого отравления или радиационного воздействия, превысившего установленные нормы, в состав комиссии включается также представитель органа санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации. Если несчастный случай явился следствием нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального надзора по ядерной и радиационной безопасности. При несчастном случае, происшедшем в организациях и на объектах, подконтрольных территориальным органам федерального горного и промышленного надзора, состав комиссии утверждается руководителем соответствующего территориального органа. Возглавляет комиссию представитель этого органа. ............................................пропуск............................................ Для работодателя - физического лица перечень представляемых материалов определяется председателем комиссии, проводившей расследование. На основании собранных документов и материалов комиссия устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая, определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью работодателя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей, квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством, определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов, и определяет меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве. Если при расследовании несчастного случая с застрахованным комиссией установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или иного уполномоченного застрахованным представительного органа данной организации комиссия определяет степень вины застрахованного в процентах. Порядок расследования несчастных случаев на производстве, учитывающий особенности отдельных отраслей и организаций, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве, утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. После установления характера несчастного случая на производстве начинается непосредственный процесс расследования его обстоятельств. Для этого приказом работодателя незамедлительно создают комиссию в составе не менее трех лиц. В нее входят представители выборных органов работников, представители работодателя, специалисты по охране труда, другие заинтересованные лица. На расследование несчастного случая на производстве закон, как правило, отводит не более трех дней. Если же имеет место групповой несчастный случай, тяжелый несчастный случай либо несчастный случай со смертельным исходом, то упомянутый срок не должен превышать 15 дней. В случае, если отдельные обстоятельства несчастного случая требуют дополнительного уточнения или надо получить медицинские или экспертные заключения, срок расследования могут продлить, но не более чем на 15 дней. По каждому несчастному случаю на производстве, вызвавшему необходимость перевода работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня либо повлекшему его смерть, ............................................пропуск............................................ Акт о несчастном случае на производстве подписывается членами комиссии, утверждается работодателем (уполномоченным им представителем) и заверяется печатью, а также регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве. Работодатель (уполномоченный им представитель) в трехдневный срок после утверждения акта о несчастном случае на производстве обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - родственникам либо доверенному лицу погибшего (по их требованию). Второй экземпляр акта о несчастном случае вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего на момент несчастного случая на производстве. При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае и материалы расследования работодатель направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации в качестве страхователя). По результатам расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве или несчастного случая на производстве со смертельным исходом комиссия (в установленных случаях - государственный инспектор по охране труда) составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая на производстве. Акты о расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом с документами и материалами расследования, прилагаемыми к соответствующему акту, и копии актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего председателем комиссии в трехдневный срок после их утверждения направляются в прокуратуру, в которую сообщалось о несчастном случае на производстве, а при страховом случае - также в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя). Копии указанных документов направляются также в соответствующую государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального надзора по несчастным случаям, происшедшим в подконтрольных им организациях (на объектах). Копии актов о расследовании групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом вместе с копиями актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего председателем комиссии направляются в федеральную инспекцию труда и федеральный орган исполнительной власти по ведомственной принадлежности для анализа состояния и причин производственного травматизма в Российской Федерации и разработки предложений по его профилактике. Расследованию подлежат и квалифицируются как несчастные случаи, не связанные с производством, с оформлением акта произвольной формы: ............................................пропуск............................................ По окончании временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель (уполномоченный им представитель) обязан направить в соответствующую государственную инспекцию труда, а в необходимых случаях - в территориальный орган государственного надзора информацию о последствиях несчастного случая на производстве и мерах, принятых в целях предупреждения несчастных случаев. О несчастных случаях на производстве, которые по прошествии времени перешли в категорию тяжелых или несчастных случаев со смертельным исходом, работодатель (уполномоченный им представитель) сообщает в соответствующую государственную инспекцию труда, о страховых случаях - в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации страхователя), в соответствующий профсоюзный орган, а если они произошли на объектах, подконтрольных территориальным органам соответствующего федерального надзора, - в эти органы. Государственный инспектор по охране труда при выявлении сокрытого несчастного случая на производстве, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего, его доверенного лица или родственников погибшего в результате несчастного случая о несогласии их с выводами комиссии по расследованию, а также при поступлении от работодателя (уполномоченного им представителя) информации о последствиях несчастного случая на производстве по окончании временной нетрудоспособности пострадавшего проводит расследование несчастного случая на производстве в соответствии с требованиями рассматриваемой главы независимо от срока давности несчастного случая, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителя другого органа государственного надзора. По результатам расследования государственный инспектор по охране труда составляет заключение, а также выдает предписание, которые являются обязательными для исполнения работодателем (уполномоченным им представителем). Государственный инспектор по охране труда имеет право обязать работодателя (уполномоченного им представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (уполномоченного им представителя) или государственного инспектора по охране труда. Комиссия готовит комплект документов, подтверждающих обстоятельства и последствия несчастного случая. Данный комплект содержит: ............................................пропуск............................................ Формы основных документов, используемых при выяснении обстоятельств несчастных случаев, утверждены постановлением Минтруда РФ от 24.10.2002 г. №73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях». Законодательством установлены и другие требования к порядку оформления и выяснения обстоятельств несчастных случаев на производстве. Уполномоченные лица работодателей могут ознакомиться с данными требованиями, изучив главу 36 ТК РФ «Обеспечение прав работников на охрану труда», а также различные инструкции федерального органа исполнительной власти в области регулирования трудовых отношений (Министерство здравоохранения и социального развития РФ). Работодателям следует помнить о необходимости полного расследования несчастных случаев на производстве и принятия превентивных мер по их дальнейшему предотвращению. Ведь нарушение законодательства о несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях может повлечь не только причинение вреда жизни или здоровью трудящихся, но и юридическую ответственность уполномоченных представителей работодателя.
Заключение
Руководствуясь Федеральным законом "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", работодатели сознательно утаивают истинную статистику травматизма. Топ-менеджеры предпочитают не выносить сор из избы, поскольку и размер страхового тарифа для конкретного предприятия, и возврат 20 процентов средств из фонда социального страхования, выделяемых на профилактику заводского травматизма, напрямую зависят от количества увечий и летальных случаев. По официальным данным, с начала 2006 года на предприятиях Курганской области погибло 25 человек, 13 умерли на работе по причинам, вроде бы никак не связанным с производством, около 600 работников получили травмы различной степени тяжести. Но последнее число можно смело увеличивать на 30 процентов, потому что официальные данные — это лишь верхушка айсберга. ............................................пропуск............................................ По статистике, несчастные случаи происходят из-за плохой организации производства и технологических нарушений, отсутствия контроля со стороны администрации предприятия над трудовой и производственной дисциплиной. На последнем месте в рейтинге причин производственного травматизма — нарушение инструкций и правил техники безопасности самим работником. Нередко причиной увечий становится оборудование, которое на большинстве курганских предприятий давно устарело — и морально, и физически. В погоне за прибылью, объемами, желанием побольше заработать работодатели увеличивают интенсивность труда, но при этом забывают про обновление основных производственных фондов. Не торопятся работодатели и вводить систему управления охраной труда — восстанавливать соответствующие службы и принимать в штат освобожденных специалистов.
Список литературы
Трудовой кодекс Российской Федерации Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. Учебное пособие. М., 2006. Курс российского трудового права: В 3 т. Т. I. Часть общая / Под ред. Е.Б. Хохлова. СПб., 2006. Лебедев В.М. Трудовое право: проблемы Общей части. Томск, 2006
Категория: Гражданское право | Добавил: admin | Теги: случаев, случая, несчастных случаев, несчастных, несчастного, несчастного случая, производстве, трудовой кодекс
Просмотров: 618 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: