Конституционный статус Президента Российской Федерации
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
1. Конституционный статус Президента Российской Федерации 5
2. Основные функции Президента Российской Федерации 8
Заключение 28
Список литературы: 29
Введение
Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках — выборный президент. Государство испытывает потребность в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван цементировать государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.
При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других — они олицетворяют реальную власть. Но при всех условиях глава государства сохраняет определенные собственные полномочия, т, е. высшие представительские функции как внутри страны, так и вне ее, эти функции никому не подконтрольны и не подотчетны. Представительская функция влечет за собой определенные властные полномочия — например, подписывать международные договоры, назначать своих полномочных представителей в регионах страны.
................................
Президентская власть в республиках президентского типа — это всегда единоличность власти. Глава государства не только не делит свою власть с другими лицами (коллегиальный глава государства практически не встречается), но и в силу принципа разделения властей действует независимо от законодательной и судебной власти. Президент получает свой мандат от народа и потому не может контролироваться со стороны парламента. Он вправе сам комплектовать состав правительства (с определенным участием парламента), которое в силу этого приобретает стабильный характер (явление частой смены правительств, характерное для парламентской формы правления с многопартийностью, получило название "министерская чехарда"). Сильная президентская власть никак не подрывает демократический характер правового государства — напротив, она при определенных условиях является единственно возможным инструментом сохранения конституционного порядка.
Выбранная мною тема «Конституционно-правовой статус Президента России», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – проанализировать вопросы, касающиеся Президента РФ.
1. Конституционный статус Президента Российской Федерации
В правовом государстве статус главы государства максимально точно определяется конституцией и принимаемыми на ее основе законами. Это необходимо для того, чтобы лицо, занимающее высшее положение в государстве, имело ясные права и обязанности и не могло, выходя за установленные пределы, своими действиями порождать угрозу конституционным правам и свободам граждан. Устойчивость конституционного строя, гражданский мир и реальность свободы народа в решающей степени зависят от баланса и гармонии между поведением главы государства и других органов власти.
Конституционный статус реализуется в нормах конституции, определяющих функции и полномочия главы государства. Эти два понятия очень близки друг другу, но не тождественны. Под функциями понимаются наиболее важные общие обязанности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти. Полномочия же вытекают из функций и состоят из конкретных прав и обязанностей главы государства по вопросам, отнесенным к его компетенции. В той мере, в какой функции и полномочия присущи исключительно главе государства (т. е. не делятся с парламентом, правительством или подобными органами), они называются прерогативами главы государства (например, предлагать парламенту кандидатуру на пост главы правительства или присваивать высшие воинские звания и т. д.).
Функции главы государства не могут быть конкретизированы полномочиями в полном объеме. Поэтому у главы государства всегда есть не раскрытые в конституции полномочия, которые выявляются в экстраординарных непредвиденных условиях, получая де-факто признание парламента или опираясь на судебное толкование конституции.
В советский период в России фактически отсутствовал пост главы государства. Формально эту роль выполнял коллегиальный орган — Президиум Верховного Совета РСФСР во главе с его Председателем. Будучи наделенным по Конституции значительными формальными полномочиями, этот орган играл отнюдь не самостоятельную роль в жизни страны, оставаясь придатком партийного аппарата, Председатель и секретарь подписывали правовые акты без коллегиального рассмотрения.
Пост Президента был учрежден в Российской Федерации общенародным референдумом в апреле 1991 г., ив том же году (12 июня) на этот пост всенародным голосованием был избран Борис Николаевич Ельцин. Конституция РФ, принятая в 1993 г., установила, что полномочия первого Президента продолжаются до истечения срока, на который он был избран (т. е. до 12 июня 1996 г.). Однако с декабря 1993 г. положение, функции и полномочия Президента Б. Н. Ельцина определяются уже новой Конституцией.
По Конституции РФ 1993 г. Президент является главой государства...
............................
Заключение
Ранее Президент определялся как глава исполнительной власти и высшее должностное лицо в стране. Теперь, согласно ст. 80 Конституции, он « является главой государства ». Называясь главой государства, Президент может быть номинальной фигурой, а ведущая роль в управлении государством принадлежит правительству. Однако в России избрана другая модель, согласно которой у нас не просто сильный, а суперсильный Президент.
В соответствии с Конституцией (ст. 80) Президент является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией порядке он принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства. Он как глава государства представляет РФ внутри страны и в международных отношениях.
.................
Список литературы:
-
Конституция Российской Федерации. М., Проспект. 1997.
-
Комментарий к Конституции под ред. Окунькова Л.А;
-
Авакьян С. А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Сер. II. Право. 2001. № 1.
-
Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 2002;
-
Кулябин А. И. Президентство – лучшая ли это форма исполнительной власти // Государство и право. 2002. № 8.
-
Котенков А. А. Президент – Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 2001. № 9.
-
Конституционное право. М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. М., 1996;
-
Марченко М. Н. Политико-правовой статус института президента // Вестник Московского университета. Сер II. Право. 2002. № 2.
-
Окуньков Л. А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 2001.
-
Радченко В. М. Президент Российской Федерации в системе разделения властей // Российская юстиция. 2006. № 8.
-
Скуратов Ю. Парламент и Президент в Конституции РФ // Российская Федерация. 2006. № 5.
-
Туманов В. А. Быть России президентской республикой // Российские вести. 1993. 6 апреля.
-
Энциклопедический юридический словарь. В.Е.Крутских. М., 2001.
|