Понятие и сущность государства
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность государства 4
1.1. Основные понятия 4
1.2. Разнообразные представления о государстве 11
Глава 2. Подходы к пониманию государства 17
2.1. Государство - институт управления делами общества 17
2.2. Государство и гражданское общество 23
Заключение 27
Список литературы 30
Введение
Государство—продукт общественного развития. Возникнув на определенной ступени зрелости человеческого общества вследствие экономических, социальных, нравственных, психологических и других закономерностей, государство становится его основной управляющей системой. Государственно-организованное общество приобрело новые (уникальные) возможности для своего существования: развития производительных сил, социальных отношений, нравственных устоев, культуры, науки, международных связей.
Государство—исторически развивающееся явление. С поступательным развитием общества изменяется и государство, его цели и задачи, управляющие структуры и функции. В соответствии с этим изменяются и взгляды на понятие государства, его роль и предназначение в общественной жизни. В различные исторические периоды научная мысль пыталась дать свое определение государства, используя в основном те объективные факторы, которые имели место в данный период и отражали особенности того или иного конкретного государства.
Выбранная мною тема «Понятие и сущность государства» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть понятие и сущность государства
Задачи:
-
Показать разнообразие определений государства;
-
Рассмотреть разнообразие представлений о государстве;
-
Изучить особенности государства как института управления делами общества;
-
Показать взаимосвязь государства и гражданского общества.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Понятие и сущность государства
1.1. Основные понятия
Определить и объяснить основные характеристики государства, то есть указать его главные признаки и, тем самым, раскрыть природу государства, сформировать его понимание (понятие), – одна из основных задач теории государства. Познать природу государства – значит выявить главное и определяющее в его функционировании и развитии, в его социальной ценности и назначении. Это значит понять государство в единстве всех многообразных и противоречивых свойств, сторон и форм, как самостоятельный и целостный социальный институт. Раскрытие природы государства на этапе его существования, функционирования и развития требует дальнейшего теоретического продвижения в этом направлении, предполагает анализ государства как политической организации зрелого, сформировавшегося классового общества. Таким образом, современная теория государства рассматривает два тесно взаимосвязанных, протяженных во времени процесса в государственной организации человечества – процесс происхождения государства и процесс его существования, функционирования и развития.
Глава 2. Подходы к пониманию государства
2.1. Государство - институт управления делами общества
О социальном назначении государства, то есть о том, зачем оно нужно людям, в историческом прошлом было много представлений. Так, например, Платон, Аристотель, Гегель исходили из того, что государство необходимо для утверждения нравственности, Гоббс же предполагал, что государство служит целям достижения общей безопасности. Руссо, Лассаль полагали, что государство служит целям утверждения на земле общей свободы. Для Маркса, Энгельса, Ленина характерным было то, что в государстве они видели орудие классового господства, а в лице же социалистического государства -орудие строительства безклассового общества.
Если попытаться обобщить все представления о социальном назначении государства, накопленные в историческом прошлом, то нетрудно выделить в основном два противоположных представления о государстве: первое - Платон, Аристотель, Фихте, Гегель и некоторые другие в государстве видят воплощение справедливой идеи, земного бога; второе - Гоббс, Ницше, Л.Толстой и некоторые другие в государстве видят олицетворение силы и насилия. Так, Гоббс говорил, что государство - это то чудовище, тот зверь Левиафан, который поглощает людей целиком, без остатка. Л.Толстой говорил, что государство - это организованное и монополизированное насилие.
Заключение
В области общественного оправдания государства и права в настоящее время должно быть найдено убедительное и приемлемое всеми идейное основание. Ни сакрализация государства и права, ни объявление их потребности в классовых интересах не могут оправдать сегодня государство и право. Необходимо найти и принять к всеобщему руководству ту основную идею, которая полностью оправдывает государство и право перед народом и поднимает общественную ценность этих институтов, заслуживает доверие людей.
Что касается поиска основной идеи, то она уже, думается, найдена человечеством на пути его исторического развития. Эта идея сводится к тому, что государство и право нужны людям для торжества справедливости на земле. Справедливость в взаимоотношениях между сильными и слабыми, между богатыми и бедными - вот главная задача государства и права. Нельзя ставить перед государством и правом задачу сделать всех счастливыми и богатыми - все это явно не под силу этим институтам. Люди сами должны стремиться к счастью и состоятельности. Государство и право - институты гражданского общества, и главная задача, которую они могут и должны выполнять, - это служить справедливости в межчеловеческих отношениях. В современном мире именно справедливость выступает одним из важнейших устоев общества. К этому выводу человеческое общество пришло через преодоление многих других измерений развития. Ни идея национального (в этническом смысле), ни идея классового государства и права не смогли обеспечить мира и стабильности в общественных отношениях. Справедливость в общественных отношениях - вот та общая идея, которая должна выступать целью деятельности государства и закрепляться его законами. Государство и право, служащие справедливости, могут быть всецело оправданы гражданским обществом. Такое справедливое (правовое) государство как раз и является идеалом в государственно-правовом строительстве. К строительству такого правового (справедливого) государства стремится сегодня передовое человечество.
Рассуждая об общественном оправдании государства и права, нельзя не затронуть проблему трудностей на этом направлении развития. Эти трудности связаны как с общим уровнем государственно-правовой культуры общества, так и с необходимостью поиска и способов переформирования государственно-правовых институтов в действительные институты справедливости.
Список литературы
-
Алексеев С.С. Теория государства и права. М., 2006.
-
Алексеев С.С. Государство и право. М., 2006;
-
Бабаев В.К. Общая теория права. М., 2005;
-
Венгеров «Несущая конструкция правового государства». Журнал «Общественные науки» № 2. 2005 г.;
-
Комаров С.А. Общая теория государства и права. Курс лекций. М., 2005;
-
Козлихин Н.Ю. Идея правового государства. СПб., 2006;
-
Кузнецов. Правовое государство. «Правоведение» № 1. 2004;
-
Лазарев В.В. Теория государства и права. М., 2005;
-
Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права. М., 2006
-
Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. М., 2005
-
Теория государства и права. Курс лекций/Под ред. М.Н. Марченко. М., 2006. С. 27.
-
Теория государства и права. Учебник / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М., 2005. С. 41.
-
Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А. В. Малько. М, 2005. С. 42.
-
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. М., 2005
-
Энциклопедический юридический словарь. Под ред. В.Е. Крутских. М., 2005.
-
Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. Учебное пособие М., 1995. Т. 2. Вып. 2, 3,4. С. 112.
|