Российская модель государства
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Российская модель государства 4
1.1. Общие положения 4
1.2. Российская Конституция и развитие законодательства 8
Глава 2. Проблемы российской модели государства 14
Заключение 25
Список литературы 26
Введение
Важнейшее направление обновления Российской Федерации — это совершенствование национально-государственного устройства России. Сложившаяся модель российского государства пока несовершенна, и интеграция народов и республик — процесс настолько сложный, что предсказать и тем более форсировать здесь ничего нельзя. Надо идти естественным путем, который предлагает сама жизнь, находить способы существования вместе, учитывая нынешние сложнейшие политические, экономические, социальные и военные условия, вырабатывать рациональные принципы дальнейшего движения. Должен быть разумный выбор модели российского государства, наиболее оптимальной (полезное, справедливое) из всех возможных. Необходимо вникнуть не только в свои интересы, но и понять другие народы. Проявить толерантность, означающую в цивилизованном обществе взаимную терпимость людей, народов, вер и мнений, что более полезно, чем ксенофобия (неприятие всего чужого). Народы сами постепенно придут к признанию и принятию гуманизма как общечеловеческой ценности.
Россия — федеративное государство. Нужно понять, что федерация находится постоянно в динамике, развитии. В связи с изменениями правовых, экономических, культурных, политических и т. д. условий будет изменяться, модифицироваться, совершенствоваться Российская Федерация. Отношения между субъектами Федерации и Федерацией должны быть цивилизованными, уважительными, гуманными.
Выбранная тема «Российская модель государства» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть особенности российской модели государства.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Российская модель государства
1.1. Общие положения
Первоначальной правовой основой национально-государственного устройства Российской Федерации является Федеративный договор. Процесс подготовки и принятия Федеративного договора проходил демократично, учитывались мнения представителей субъектов Федерации. Договор является документом, фиксирующим образование государства, которое сложилось ныне и существует реально. Он отражает главным образом издавна заложенные в российской государственности начала федерализма. Суть его — в разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации. Следует заметить, что Договор не предусматривает право выхода субъектов из состава Федерации. Он проводит разграничение полномочий по вертикали между разными уровнями субъектов управления, что характерно и для унитарного государства.
Для дальнейшего регулирования межнациональных отношений в современных условиях все большую актуальность и целесообразность приобретает вопрос о существующих двунациональных национально-государственных образованиях (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ и др.) с позиций права каждого народа на самоопределение. Каждый народ должен иметь право на свое национально-государственное образование независимо от численности коренного населения. Иногда может быть целесообразно объединить народы, но только если это позволяет близость территории, их этнических признаков. Взять, к примеру, Кабардино-Балкарскую и Карачаево-Черкесскую республики. Существующие национальные объединения вряд ли правомерны, поскольку кабардины и черкесы принадлежат к одной языковой группе, а именно адыгейской семье языков, а балкарцы и карачаевцы — к другой, тюркской. Поэтому существующие сегодня объединения являются искусственными.
Глава 2. Проблемы российской модели государства
В настоящее время все более ставится под сомнение Вестфальская система международного права. Сегодня эта система поставлена под сомнение рядом добровольных международных соглашений, в рамках которых значительные объемы государственного суверенитета делегируются наднациональным органам или частям государства. Такая тенденция, по мнению докладчика, опасна потому, что в ней конкретные политические понятия государств и границ вытесняются абстрактными, не имеющими опоры ни в каком праве, географическими и социально-экономическими терминами.
Сейчас от российских специалистов по конституционному и международному праву требуется точный анализ современного понятия полноценного суверенитета, предельно учитывающего все императивы либеральной демократии и одновременно обеспечивающего все компоненты сильной и правовой власти. Именно сейчас от этого в высокой степени зависит сохранение и укрепление мировой субъектности России во всех ее измерениях - политическом, экономическом, социальном.
Строительство современного либерального демократического общества требует активной интеграции России во все мировые процессы. Конституция и ее точная, современная и гибкая интерпретация Конституционным Судом должны обеспечить такую интеграцию. В российской Конституции для этого заложены полноценные правовые возможности, дух и буква Конституции позволяют нашей стране обеспечить высокую открытость; миру и сохранить реальную государственную субъектность.
Для государственной устойчивости и государственной целостности необходимо точное соответствие власти и права. И особая важность Конституции состоит в том, что она является основой, "несущим каркасом" всей правовой системы, всей "пирамиды" публичной власти.
Идеального текста Конституции, не допускающего неоднозначных толкований, нет и быть не может. И только акцент Конституции 1993 года на полномочиях президентской власти спас Россию от государственного распада. Существуют процессы, которые создавали и продолжают создавать угрозы такого распада. И для отражения этих угроз в стране должна быть сильная президентская власть.
Список литературы
-
Конституция Российской Федерации. М., Проспект. 1997.
-
Комментарий к Конституции под ред. Окунькова Л.А;
-
Баглай М.В. Конституционное право российское право Российской Федерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. Изд. группа: ИНФРА. М-НОРМА, 2002;
-
Добрынин Н. М. Конституционное право. – Новосибирск: Наука, 2003.
-
Жайкбаев Ж. С. Конституционное право России. М., 2007.
-
Жученко А. А. Конституционное право РФ. М., 2006
-
Кононов С.В. Конституционное право. Учебник для вузов. М., 2008
-
Конституционное право Российской Федерации / Отв. ред. В. А. Кряжков. М., 2002.
-
Кутафин О. Е. Источники конституционного права Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002.
-
Конституционное право. М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. М., 1996;
-
Марченко М. Н. Политико-правовой статус института президента // Вестник Московского университета. Сер II. Право. 2002. № 2.
-
Скуратов Ю. Парламент и Президент в Конституции РФ // Российская Федерация. 2006. № 5.
-
Туманов В. А. Быть России президентской республикой // Российские вести. 1993. 6 апреля.
-
Энциклопедический юридический словарь. В.Е.Крутских. М., 2001.
-
Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2004.
|