Среда
15.05.2024
18:38
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Гражданское право [78]
Финансовое право [8]
Уголовное право [39]
Римское право [9]
Административное право [11]
История права [6]
Зарубежное право [24]
Трудовое право [16]
Теория государства и права [15]
Земельное право [2]
Конституционное право [22]
Гражданский процесс [6]
УПК [3]
Семейное право [2]
Криминалистика [4]
Арбитражный процесс [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Право » Уголовное право

Методы психологического изучения личности, социальных групп и общностей в процессе деятельности сотрудниками ОВД
21.12.2009, 01:42

Методы психологического изучения личности, социальных групп и общностей в процессе деятельности сотрудниками ОВД

СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Методы психологического изучения личности, социальных групп и общностей в процессе деятельности сотрудниками ОВД 3
Заключение 27
Список литературы 28
Введение
Беседа помогает психологу и юристу продемонстрировать свои положительные качества, стремление объективно разобраться в тех или иных явлениях, что также помогает налаживанию и поддержанию контактов с опрашиваемым лицом. В том случае, когда направленность беседы и характер вопросов поставлены жестко, когда опрашивающий только задает вопросы, а опрашиваемый на них лишь отвечает, мы имеем дело с другой разновидностью опроса – интервью. Интервью – это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы в форме «вопрос-ответ». Беседа, как правило, не ограничена во времени и порой с трудом «укладывается» в первоначально заданное русло. В интервью же «навязывается» темп и план разговора, .........................................пропуск............................................ в процессе проводимого следствия проходит в форме интервью.
Выбранная мною тема «Методы психологического изучения личности, социальных групп и общностей в процессе деятельности сотрудниками ОВД», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть методы психологического изучения личности, социальных групп и общностей в процессе деятельности сотрудниками ОВД.
Работа состоит из введения, одного раздела, заключения и списка литературы.
Методы психологического изучения личности, социальных групп и общностей в процессе деятельности сотрудниками ОВД В психологии, как и в других науках, для получения фактов, их обработки и объяснения используется определенная совокупность методов (приемов) исследования. Все применяемые в психологическом исследовании методы можно подразделить на четыре группы:
1) организационные методы;
2) эмпирические способы добывания научных данных;
3) приемы обработки данных;
4) интерпретационные методы.
К организационным относятся действующие на протяжении всего исследования сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы; к эмпирическим способам добывания научных данных — обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперименты), психодиагностические методы (тесты стандартизованные и прожективные, анкеты современных типов, социометрия, интервью и беседа), праксиометрические, т. е. приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографические описания, оценка изделий и выполненных работ и т. п.), биографические методы (анализ фактов, дат и событий жизненного пути человека, документаций, свидетельств и т. д.); к приемам обработки данных — количественный (математико-статистический) и качественный анализ, в том числе дифференциация материала по типам, группам, вариантам и составление психологической казуистики, т. е. описание случаев, как наиболее полно выражающих типы и варианты, так и являющихся исключениями или нарушениями общих правил; к интерпретационным методам — различные варианты генетического (анализ материала в плане развития с выделением отдельных фаз, стадий, критических моментов и т. п.) и структурного (установление структурных связей между всеми характеристиками психики) методов. Рассмотрим подробнее ряд организационных и эмпирических способов добывания научных данных. В отличие от опросов, проводимых с помощью интервью или опроса, .........................................пропуск............................................ Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические особенности. Чаще всего проводится в вопросно-ответной форме, когда психолог в относительно свободной манере задает вопросы, которые и определяют ход беседы, задавая ее ключевые точки. Особенно важную роль при организации беседы играют невербальные сообщения (интонации, жесты, мимика и пр.). В силу этого в ряде психотерапевтических процедурах беседа специально разворачивается вокруг подобных сообщений, чаще всего неосознаваемых самим индивидом, который их проявляет. .........................................пропуск............................................ Проведение бесед с осужденными является неотъемлемой частью работы сотрудников уголовно-исполнительных инспекций по исполнению наказаний и иных мер уголовно-правового характера без изоляции от общества. В ходе бесед осужденным разъясняются порядок и условия отбывания наказания, их права и обязанности, последствия их невыполнения и ответственность за нарушения общественного порядка, трудовой дисциплины, совершение нового преступления, а также за уклонение от воспитания детей и ухода за ними, уточняются и проверяются анкетные данные, выясняются сведения о близких родственниках, а также другие вопросы, имеющие значение для осуществления контроля за их поведением. В процессе осуществления контроля также проводятся профилактические беседы с родственниками осужденных и лицами, которые могут оказывать на них положительное либо отрицательное влияние. Справки о проведенных беседах подшиваются в личные дела осужденных. Основные требования к ведению беседы Беседа должна протекать спокойно, доброжелательно и носить двусторонний характер, нельзя допускать простой опрос или допрос осужденного. Вопросы должны быть простыми и понятными. .........................................пропуск............................................ Нельзя резко критиковать неверные суждения осужденного, а следует тактично его поправлять. Сотрудник инспекции должен знать взгляды и убеждения того осужденного, с кем он беседует. Для этого перед беседой необходимо изучить копию приговора суда, выяснить, как осужденный характеризуется по место¬жительства и работы (учебы). .........................................пропуск............................................ В ходе беседы, кроме уточнения ряда обстоятельств, указанных в материалах личного дела, целесообразно проявить интерес и внимание к склонностям и профессиональной деятельности осужденного, не связанной с криминальным прошлым. Начав разговор о профессии или семье, можно перейти к обсуждению нравственно-этических вопросов. При этом не следует вступать в спор и пытаться доказывать «свою правоту». Ваша цель - более глубокое изучение личности осужденного, а не его «перевоспитание». Доверительная беседа еще не гарантирует получение достоверной информации о личности осужденного и его жизненном пути. В ее процессе осужденный может стараться показать себя с лучшей стороны, избегая неприятных для него воспоминаний, давая ложную интерпретацию обсуждаемых событии. .........................................пропуск............................................ При проведении ознакомительной беседы сотруднику инспекции рекомендуется коснуться следующих вопросов: отношение осужденного к совершенному преступлению - оценка преступления, мотивы, считает ли наказание справедливым, испытывает ли чувство вины за содеянное и т.д.; отношения с родителями и внутрисемейные связи, состав семьи, кто занимался его воспитанием, наиболее близкий член семьи, с кем в семье конфликтные отношения и их причины, занятия каждого члена семьи и т.д.; .........................................пропуск............................................ Промежуточная беседа Проводится, как правило, периодически в течение всего срока отбывания наказания, испытательного срока либо отсрочки. Перед проведением промежуточной беседы сотруднику инспекции рекомендуется заранее изучить материалы личного дела для получения подробных и точных сведений. Много полезной информации можно извлечь из бесед с родственниками осужденных, администрацией трудового коллектива, участковыми уполномоченными милиции, соседями и т.д. Полученные сведения положительного или отрицательного характера следует учитывать и использовать в целях воспитания осужденного. .........................................пропуск............................................ Необходимо учитывать, что методика собеседования инспектора осужденным отличается от беседы, проводимой психологом, по манере ее проведения и содержанию. Это связано с различными целями ее проведения и имеющимися в распоряжении этих специалистов методов исправительного воздействия. Целями инспектора является не раскрытие внутреннего мира осужденного, а нахождение оптимальных способов влияния на его поведение, выяснение установки личности на исправление, выявление положительных качеств, на которые можно опереться. Также его должен интересовать социальный статус осужденного (условия жизни, наличие постоянной работы до осуждения, специальности, документов, прописки, жилья и т.д.). Беседу следует закончить таким образом, чтобы у осужденного оставались возможность и желание в дальнейшем обращаться к инспектору за помощью и советом. Наблюдение как метод изучения психики человека широко применяется в психологии. Разумеется, психику непосредственно наблюдать нельзя. Только в деятельности, в действиях и поступках выражается личность человека, его психика. Метод наблюдения - целенаправленное изучение на основе восприятия действий и поступков личности в естественных различных ситуациях. .........................................пропуск............................................ Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения. Недостатки метода наблюдения Многочисленность иррелевантных, мешающих факторов. На результаты наблюдения могут повлиять настроение наблюдателя, социальное положение наблюдателя по отношению к наблюдаемому, предубеждение наблюдателя, .........................................пропуск............................................ Однократность наблюдаемых обстоятельств, приводящая к невозможности сделать обобщающее заключение исходя из единичных наблюдаемых фактов. Необходимость классифицировать результаты наблюдения. Необходимость больших ресурсных затрат (временных, людских, материальных). Малая репрезентативность для крупных генеральных совокупностей. Сложность соблюдения операциональной валидности. Наблюдение требует более или менее продолжительного времени. Чем длительное наблюдение, тем больше фактов может накопить наблюдатель, тем легче ему будет отделить типичное от случайного, тем глубже и надежнее будут его выводы. Длительное наблюдение применяется, например, при изучении возрастных особенностях детей, особенностях развития речи и мышления, эмоциональных проявлений, интересов, черт характера и способностей. Результаты такого наблюдения оформляются в виде психологических характеристик. В рамках психологии наблюдение - это систематическая, целенаправленная прямая фиксация очевидцем определенных «событий», т.е. проявлений психики человека в тех или иных ситуациях. Оно состоит в том, чтобы квалифицировать, обозначить, сравнить различные поведенческие проявления, и за счет этого описать целостное поведение. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике. Но в отличие от обыденного наблюдения научное наблюдение характеризуется тем, что оно осуществляется по определенным правилам. При осуществлении научного наблюдения, прежде всего, производится постановка четкой цели и детальное планирование. .........................................пропуск............................................ Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу и эксперимент. Итак, основные преимущества наблюдения – это тщательное описание исследуемого явления или поведения так, как они существуют в природе. Недостаток заключается в том, что наблюдение, в отличие от экспериментального метода, не может выявить причинно-следственную связь. Кроме того, довольно часто при наблюдении отсутствуют гипотезы. Очень важно, чтобы люди, за которыми ведется наблюдение, не знали об этом, так как в противном случае может исчезнуть естественность их поведения. Важно, чтобы исследователь сам не стал причиной изменения в поведении испытуемых. Он не должен вмешиваться в деятельность испытуемых и как-либо воздействовать на изучаемое психическое явление. Чтобы обеспечить выполнение этого условия, исследователь часто сам включается в те виды деятельности, которыми заняты испытуемые, проводя так называемое включенное наблюдение. Биографические методы в психологии (от греч. bios - жизнь, grapho - пишу) — способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности. Биографические методы начали разрабатываться в первой четверти XX в. (Н. А. Рыбников, Ш.Бюлер). Первоначально они ограничивались ретроспективным описанием прошедших этапов жизни человека или всего жизненного пути исторических персонажей прошлого. В дальнейшем биографические методы стали включать анализ актуальных и предполагаемых в будущем событий (будущая автобиография, управляемая фантазия, графики жизни, каузометрия), а также исследования круга общения (дополнительные биографии, линии отношений субъекта). Современные биографические методы, основанные на изучении личности в контексте истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений со значимыми другими, направлены на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития личности, пространственно-временной организации ее деловой, семейной, духовной жизни, природной и социальной среды. Использование биографических методов предполагает получение информации, источником которой являются автобиографические методики (опросники, интервью, тесты, спонтанные и спровоцированные автобиографии), свидетельства очевидцев (опрос близких людей, воспоминания современников), изучение продуктов деятельности (контент-анализ дневников и писем, построение кривых продуктивности и диаграмм жизненных измерений). .........................................пропуск............................................ Наблюдение позволяет получить данные о причастности обвиняемого к преступлению, отношении к содеянному, чертах характера, культурном уровне и принадлежности к определенному социальному слою, умении контролировать свои действия, эмоциональной устойчивости, психическом состоянии во время следственного действия, привычках, специфическом жизненном опыте и др. Использование этого метода, как правило, не включается в письменные планы, но является необходимой частью работы следователя на всем протяжении расследования. Результаты наблюдений большей частью не отражаются в материалах уголовных дел, а фиксируются в личных рабочих материалах. Некоторые следователи ведут "дневники поведения” наиболее "трудных” обвиняемых, где систематически фиксируют особенности их поведения, характер и т. д. Предметом наблюдения могут быть поведение обвиняемого, его высказывания, внешний вид во время следственного действия. Наблюдение должно быть целенаправленным и организованным, т. е. проводиться по заранее продуманной программе. Программа наблюдения составляется в зависимости от опыта и умения следователя – в уме или в виде краткой письменной памятки. .........................................пропуск............................................Скупость, сдержанность движений нередко указывают на врожденную уравновешенность, хорошее самообладание. Особой выразительностью отличаются движения рук. Именно поэтому многие люди, испытывая смущение, неуверенность, робость, сознательно или непроизвольно прячут руки. Тремор рук, ошибки при выполнении мелких движений могут указывать на внутреннее напряжение человека. Необходимо, однако, учитывать, что одинаковые моторные проявления наблюдаются при переживании совершенно различных состояний. Поэтому их следует оценивать только как указание на нарушение равновесия во внутреннем состоянии. Ситуативно обусловленные изменения в психическом состоянии обвиняемого – важный показатель его отношения к вопросам. Наблюдения за этими изменениями следует вести непосредственно в процессе постановки вопросов, так как внешние проявления психического состояния подчиняются сознательному контролю. Уравновешенным и хорошо умеющим владеть собой людям бывает достаточно нескольких секунд, а иногда и долей секунды, чтобы подавить моторные проявления переживаемого состояния. Общее впечатление от образующих манеру держаться устойчивых способов поведения, привычных для человека жестов может быть интуитивно правильным, но рациональной психологической интерпретации поддается с большим трудом. Требуются житейский опыт и наблюдательность, чтобы по манере поведения правильно определить психологические особенности наблюдаемого человека. Например, предупредительность, мягкость, корректность обвиняемого во время допроса еще не говорят о том, что эти черты свойственны ему на самом деле. Поэтому впечатление о манере обвиняемого держаться нуждается в тщательной проверке. ........................................пропуск......................................................... Целесообразно для сбора информации использовать единый план опроса, ориентированный на получение сведений о психологических особенностях обвиняемого, представляющих наибольший интерес для следователя. Метод обобщения независимых характеристик позволяет выявить у обвиняемого черты его характера, в том числе определяющие способы достижения целей (рискованность, осторожность, настырность, изобретательность, настойчивость и т. д.), мотивы и стиль деятельности, место обвиняемого в иерархии групп в семье, на работе, среди друзей, особенности его поведения в условиях групповой деятельности и др. Важнейшими официальными документами, сведения из которых могут быть использованы для обобщения независимых характеристик, являются: а) характеристика с места работы, учебы, жительства; б) старые уголовные дела, если обвиняемый был ранее судим. Многие следователи отмечают, что большую пользу приносит анализ протокола судебного заседания (если он записан хорошим секретарем). В судебном заседании наиболее ярко проявляются некоторые психологические особенности личности (способ защиты, отношение к соучастникам, чувство товарищества или эгоизм и т. д.); ........................................пропуск......................................................... д) акты судебно-психиатрических экспертиз, в особенности разделы, содержащие сведения о психическом развитии и психологических особенностях обвиняемого. Запрашивая характеристики, следователь может указать, какие сведения о личности обвиняемого должны в них содержаться. Дать исчерпывающий перечень вопросов для включения в характеристики невозможно, поскольку их содержание определяется особенностями дела и видом характеристики (производственная, бытовая и др.). Изучение жизненного пути. Один из главных методов психологического изучения личности – анализ жизненного пути, биографии человека. Этот метод заключается в систематизированном сборе сведений биографического характера и рассмотрении фактов жизни человека под углом зрения установления их внутренней (психологической) обусловленности мотивами поведения, целями действий, а также в фиксации проявляющихся в поступках человека особенностей его интеллекта, черт характера, воли и других психических свойств. Применительно к условиям и требованиям уголовного процесса, в частности расследования уголовных дел, анализ жизненного пути можно оценить как наиболее эффективный из числа доступных следователю методов изучения психологии обвиняемого. ........................................пропуск.........................................................Оно может быть осуществлено в пределах профессиональных знаний (в том числе в области общей и юридической психологии) и умений следователя при производстве таких следственных действий, как допрос, очная ставка, истребование документов и др. Заключение Итак, проведение беседы, наблюдения и интервью – это большое искусство, которым должны владеть и психологи и юристы. Эти методы опроса требуют особой гибкости и четкости, умения слушать и в то же время вести опрос по заданному пути, разбираться в эмоциональных состояниях собеседника, реагируя на их изменения, фиксировать внешние проявления этих состояний (мимику, пантомимику, покраснение, побледнение кожи лица, тремор или навязчивые движения рук).
Анкетирование – это проведение опроса в письменной форме. Для этого используется набор структурно организованных вопросов (анкета). Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных. В области юридической психологии анкетный метод применялся при исследовании зарождения преступного умысла, профессиограмм, профессиональной пригодности, профессиональной деформации следователей и других специалистов правоохранительной системы.
Список литературы
Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М., 2006. Бызова В.М. Основы психодиагностики, учебное пособие. – М., 2006 Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. М., 2006 Головаха, Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. – М., 2004. Основы управления в органах внутренних дел. Учебник. М. МЮИ МВД России, издательство "Щит-М", 2006. Ральникова, И.А. Жизненные перспективы личности: психологический контекст: монография / И.А. Ральникова. – Барнаул, 2002. Фатеев Н. М. Как провести социально-психологические исследования в коллективе органа внутренних дел. М. А.П.О., 2006.
Категория: Уголовное право | Добавил: admin | Теги: изучение личности, Методы, личности, деятельности, в процессе деятельности, беседы, грпп общностей
Просмотров: 1122 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: