Среда
15.05.2024
14:03
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
Гражданское право [78]
Финансовое право [8]
Уголовное право [39]
Римское право [9]
Административное право [11]
История права [6]
Зарубежное право [24]
Трудовое право [16]
Теория государства и права [15]
Земельное право [2]
Конституционное право [22]
Гражданский процесс [6]
УПК [3]
Семейное право [2]
Криминалистика [4]
Арбитражный процесс [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Право » Уголовное право

Понятие и формы судебной деятельности
22.12.2009, 13:24

Понятие и формы судебной деятельности

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава 1. Понятие и формы судебной деятельности 4

1.1. Судебная система Российской Федерации 4

1.2. Формы судебной деятельности 9

Глава 2. Особенности судебной деятельности 20

Заключение 25

Список литературы 26

 

Введение

 

Современная судебная система России — это упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

Основа построения судебной системы — Конституция РФ. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ (ст. 118, 125—127) и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 4).  .......................................................пропуск..................................................... Судебные органы, как, впрочем, и все другие правоохранительные органы, представляют собой звенья единой централизованной системы.

Выбранная тема «Понятие и формы судебной деятельности» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы – рассмотреть понятие и формы судебной деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Понятие и формы судебной деятельности

1.1. Судебная система Российской Федерации

 

Согласно п. «о» ст. 71 Конституции РФ вопросы судоустройства, в том числе установление системы судов в ее полном объеме, находятся в ведении РФ. Это означает, что субъекты РФ не могут по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, не предусмотренные Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», не вправе устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных судов. Установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности относится к ведению РФ (п. «г» ст. 71).

Согласно ч. 2 ст. 5 Конституции РФ субъекты РФ вправе иметь свое законодательство. В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся кадры судебных и правоохранительных органов (п. «л» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).

В судебную систему страны входят федеральные суды и суды субъектов РФ. Федеральный суд — орган государственной власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные суды). Суды субъектов РФ создаются и упраздняются законами субъектов РФ. При этом ни один суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда (ст. 17 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации»).

К федеральным судам относятся: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей или ординарной юрисдикции - Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды — Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

 .......................................................пропуск.....................................................

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи включены в единую судебную систему страны. Правила судопроизводства в конституционных (уставных) судах устанавливает не федеральный законодатель, а сам субъект РФ. Финансирование названных судов осуществляется из бюджета субъекта РФ.

Порядок замещения должностей мировых судей устанавливает субъект РФ. Определение полномочий и порядка деятельности мирового судьи Федеральный конституционный закон отнес к совместному ведению РФ и субъектов РФ, которые должны решить эти вопросы в федеральном законе и законе субъекта РФ. Федеральный закон «О мировых судьях в Российской Федерации» конкретизировал это положение: «Порядок осуществления правосудия мировыми судьями устанавливается федеральным законом, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законами субъектов РФ» (п. 2 ст. I)1 . Таким образом, федеральный законодатель предоставил субъектам РФ возможность влиять на особенности вхождения в единую судебную систему конституционных (уставных) судов и мировых судей с учетом региональных интересов.

Федеральный законодатель установил и исчерпывающий перечень судов, которые могут существовать в стране. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанными законами, не допускается. Вместе с тем Конституция РФ не исключает возможности создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, суды по делам несовершеннолетних — ювенальные суды, суды административной юстиции, специализированные арбитражные суды). Специализированных судов пока в России нет.

Уместно отметить, что нынешний вид российская судебная система приобрела с 1 января 1997 г. — времени введения в действие Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации».

Система судов, которым Конституция РФ доверяет осуществление судебной власти, должна быть организована и действовать таким образом, чтобы гарантировать:

 .......................................................пропуск.....................................................

Субъекты РФ могут только создавать либо не создавать суды субъектов РФ, но в пределах установленного федеральным законодателем перечня; общностью задач всех судов по обеспечению законности, защите конституционного строя, прав и свобод граждан и других социальных ценностей, предупреждению преступлений и иных правонарушений. Кроме того, всей своей деятельностью суды призваны воспитывать граждан в духе уважения, соблюдения законов, правил общежития; единством принципов организации и деятельности судов; применением всеми судами одних и тех же материальных законов и согласованности процессуального законодательства, а также соблюдением всеми судами установленных федеральными законами правил судопроизводства. Равным образом обязательно для всех судов применение Конституции РФ и законодательства РФ, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров РФ; .......................................................пропуск.....................................................

1.2. Формы судебной деятельности

Помимо деления судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции, т.е. правам и обязанностям, предоставленным законом.

Стадия рассмотрения дела в суде с определенной компетенцией — это судебная инстанция. Различают суды первой инстанции, суды второй (кассационной) и суды надзорной инстанций.

Выделяется и самостоятельная апелляционная инстанция.

Судом первой инстанции называют суд, уполномоченный на непосредственное (по существу) исследование и установление в судебном заседании обстоятельств дела и вынесения по нему, именем Российской Федерации, соответствующего судебного акта — решения или приговора. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. По уголовным делам это вопрос о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления и о применении или неприменении наказания и иных мер уголовно-правового характера за совершение преступления.

В качестве суда первой инстанции в отношении гражданских и уголовных дел могут быть почти все суды в пределах предоставленных им законом полномочий. Так, суду основного звена — районному по первой инстанции подсудны гражданские дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых отношений, а также возникающих из административно-правовых отношений; рассмотрение уголовных дел по существу, а также дел, связанных с исполнением приговора, освобождение от наказания по болезни или инвалидности, досрочное снятие судимости, другие вопросы, предусмотренные законом; рассмотрение дел об административных правонарушениях: о занятии проституцией, самоуправстве, мелком хищении, об иных нарушениях, предусмотренных законом. Суды этого звена рассматривают все дела, кроме дел, подсудных мировому судье, вышестоящим судам или военным судам (ст. 25 ГПК, ч. 2 ст. 31 УПК, ч. 3 ст. 23.1 КоАП).

Суды среднего звена — верховный суд республики, краевой или областной суд, суд города федерального значения,суд автономной области и автономного округа  .......................................................пропуск.....................................................

Федеральным конституционным законом от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» предписано поэтапно (не позднее 1 января 2006 г. в установленной им последовательности) образовать в стране двадцать арбитражных апелляционных судов — по два в каждом из десяти судебных округов страны. Они будут рассматривать апелляционные жалобы на решения арбитражных судов нескольких субъектов РФ. Арбитражный апелляционный суд проверяет в апелляционной инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно и в полном объеме — и по факту, т.е. по обоснованности решения, и по праву, т.е. по тому, правильно ли был истолкован и применен материальный и процессуальный закон при рассмотрении дела судами субъектов РФ в первой инстанции. До образования указанных судов в этом качестве продолжают выступать арбитражные суды субъектов РФ, являясь фактически судами двух инстанций — первой и апелляционной.

Позже, в связи с «реанимацией» в стране института мировых судей (вначале федеральными законами от 7 августа 2000 г. «О внесении изменений и дополнений в Гражданский процессуальный кодекс РСФСР» и «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР», а затем новыми УПК и ГПК), введено апелляционное обжалование принимаемых ими судебных актов по гражданским и уголовным делам, соответственно.

 .......................................................пропуск.....................................................

В качестве апелляционной инстанции в системе судов общей юрисдикции выступают районные суды при осуществлении ими контроля за законностью, обоснованностью и справедливостью не вступивших в законную силу судебных актов, вынесенных мировыми судьями.

Право апелляционного обжалования и опротестования таких судебных актов принадлежит осужденному или оправданному,

их защитникам и законным представителям, государственному обвинителю, потерпевшему и его представителю (ст. 354 УПК).

Предметом разбирательства в суде апелляционной инстанции является правильность установления фактических обстоятельств дела и применения уголовного закона, а также соблюдение при рассмотрении и разрешении дела норм уголовно-процессуального закона. Суды полностью или частично повторно рассматривают их, не исключая непосредственного исследования всех или части доказательств. Судебное разбирательство может завершиться постановлением нового (апелляционного) судебного акта — приговора либо решения по гражданскому делу (ст. 361, 367 УПК).

При рассмотрении дел в апелляционном порядке уголовное судопроизводство ведется по правилам производства в суде первой инстанции, с изъятиями, предусмотренными нормами гл. 44 УПК. Судья апелляционной инстанции вправе устанавливать новые факты, исследовать новые доказательства по делу.

 .......................................................пропуск.....................................................

В качестве судов надзорной (исключительной) инстанции могут выступать: в системе гражданских судов общей юрисдикции — президиумы судов среднего звена, а также коллегии (Кассационная и судебные) и Президиум Верховного Суда РФ; в системе военных судов — Президиум окружного (флотского) военного суда и Военная коллегия Верховного Суда РФ; для арбитражных судов — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ.

Указанные инстанции проверяют по протестам управомоченных лиц законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, приговоров, определений и постановлений судов первой инстанции, а также решений суда кассационной или нижестоящей надзорной инстанции, делая это в двух процессуальных формах: судебного надзора и возобновления производства по уголовным делам ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств (гл. 49 УПК) и по гражданским делам только по вновь открывшимся обстоятельствам (гл. 42 ГПК и гл. 37 АПК).

Производство в надзорной инстанции имеет целью исправление возможных ошибок, допущенных нижестоящими судами при вынесении ими любых решений, и потому непосредственно направлено на защиту и реализацию прав и свобод граждан, в том числе предусмотренных ст. 45 и 46 Конституции РФ. Указанные конституционные положения являются важной гарантией защиты прав и свобод гражданина, в том числе от нарушающих их судебных решений, поскольку правосудие по своей сути может признаваться таковым лишь при условии, что оно отвечает требованиям справедливости и обеспечивает эффективное восстановление в правах. При этом важно подчеркнуть, что по итогам такого разбирательства в уголовном судопроизводстве недопустим поворот к худшему, т.е. пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, а также определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, ввиду мягкости наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела исключаются (ст. 405 УПК).  .......................................................пропуск.....................................................

«Суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, — отмечается в ч. 2 ст. 36 данного Закона, — считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу». Что касается созвучного первым двум терминам словосочетания «высшая судебная инстанция», то оно является синонимом статуса Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, которые согласно Конституции РФ относятся к высшим органам судебной системы России (ст. 126, 127).

Судебная власть предоставляет возможность правоохранительного воздействия со стороны государства, осуществляемого посредством деятельности судебной власти в установленных законом формах. Для разделения властей чрезвычайно важна такая форма судебной деятельности, как конституционное судопроизводство в качестве особой формы правосудия. Специфика конституционного судопроизводства, статуса и структуры Конституционного Суда РФ обусловливает особое место этого органа в судебной системе. Конституционный Суд РФ, являясь специализированным органом конституционного контроля, обладает исключительным правом давать правовую оценку нормативным актам с точки зрения их соответствия Конституции разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, дает толкование Конституции Количество поступивших в Конституционный Суд РФ запросов, касающихся статуса и полномочий государственных органов, а также возможность неоднозначного толкования некоторых конституционных формулировок высвечивают пробелы Основного закона, требующие его изменения либо урегулирования соответствующих вопросов в текущем законодательстве.

Глава 2. Особенности судебной деятельности

Судебная деятельность – это деятельность особого государственного органа по рассмотрению подведомственных ему споров на основе его государственно-властного правомочия давать правовую оценку действиям юридических и физических лиц и определять в конечном счёте их юридические права и обязанности.

Подведомственность и юрисдикционные правомочия имеют не только суды, но и административные органы. Отличие суда от других юрисдикционных органов заключается в его особом статусе, состоящем из таких элементов, как независимость и полновластность, что делает суд способным противостоять беззаконию власти. Причём существование судебных инстанций позволяет противостоять не только беззаконию административной, законодательной, но и самой судебной власти. Соответственно, в условиях функционирования системы разделения властей значение судебных органов в современном механизме защиты интересов физических и юридических лиц общеизвестно.

Пожалуй, на сегодняшний день в отечественной государственно-правовой системе созданы все необходимые правовые и организацион ные условия для эффективного (быстрого и справедливого) рассмотрения судебных споров.

Между тем, получив и используя все гарантии независимости, суд не набрал ожидаемого доверия и уважения со стороны налогоплательщиков.  .......................................................пропуск.....................................................

А.Кистяковский, подчёркивая природу права, писал, что правовая реальность стоит между произведениями архитектуры и живописи, с одной стороны, и произведениями литературы и музыки, с другой стороны, но всё же право ближе к первому виду творчества человека, поскольку устойчивость, определённость, и соответственно, свою ценность право приобретает только в своей форме.

Таким образом, именно право как факт, как объективная данность приобретает социальную значимость. Право, будучи нормативным регулятором общественных отношений, закреплённым в признанных государством актах, обладает огромным потенциалом в деле обеспечения индивидуальной свободы человека, моделирования созидательной деятельности в обществе.

Судебная деятельность связана, ограничена правом

Во-первых, при рассмотрении спора суд руководствуется правом как моделью поведения лиц, участвующих в деле, что выражается в применении судом норм материального права. Во-вторых, сама судебная деятельность также регламентирована правом, что выражается в применении судом норм процессуального права.

Общеизвестно, что элементом правоприменения является его толкование. Применяя право, суд толкует содержание правовых предписаний, то есть устанавливает смысл права.

 .......................................................пропуск.....................................................

Отличие правовой позиции как нормативного положения от нормы права видится в форме её закрепления (в судебном акте) и социальной природе (не обладает регулятивностью как способностью порождать юридические права и обязанности).

Роль правовых позиций суда в отечественной правовой системе весьма велика, поскольку на их основе суд формулирует индивидуально-определённые выводы по рассматриваемому делу, законодатель на их основе создаёт новые нормы права, то есть совершенствует законодательство. Кроме того, правовая позиция суда является предметом оценки сторон по делу в апелляционных, кассационных, надзорных жалобах и вышестоящего суда при проверке законности оспариваемого судебного акта. Действующее процессуальное законодательство прямо закрепляет такое основание отмены судебного акта, как неправильное истолкование применённых норм.

Но самое главное значение, на наш взгляд, в том, что правовая позиция суда является правовым средством, которое раскрывает смысл права и тем самым влияет на формирование позитивного либо негативного правосознания участников общественных отношений. Наше глубокое убеждение: отношение к судебной деятельности формируется опосредованно - через оценку правовых позиций суда.

 

Заключение

На территории Российской Федерации действует единая судебная система и прокуратура.

Согласно конституции РФ судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Судебная власть осуществляется как федеральными судами, судьи которых назначаются Президентом РФ, так и судами в субъектах Федерации. Однако все суды образуют единую систему во главе с Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ, являющимися высшими судебными органами каждый в своей области. Этим организация судебной власти в Российской Федерации отличается

от дуализма судебной системы в других Федерациях (например, в США), в которых на территории субъекта Федерации действуют как собственная система во главе со своим верховным судом, так и федеральные суды во главе с верховным судом Федерации.

 .......................................................пропуск.....................................................

В соответствии с законом о статусе судей в Российской Федерации (ч. 3 ст. 6 в редакции от 21 июня 1995 г.) судьи федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов подлежат назначению Президентом РФ с учетом мнения законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Федерации.

 

Список литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

  2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 26.12.1996) (в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 04.07.2003 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ).

  3. Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 04.07.2003 № 4-ФКЗ, от 25.03.2004 № 2-ФКЗ, от 12.07.2006 № 3-ФКЗ, от 28.04.2008 № 2-ФКЗ).

  4. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 08.02.2001 № 1-ФКЗ, от 15.12.2001 № 4-ФКЗ, от 07.06.2004 № 3-ФКЗ, от 05.04.2005 № 2-ФКЗ, от 05.02.2007 № 2-ФКЗ).

  5. Федеральный конституционный закон от 23.06.1999 № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 09.06.1999) (в ред. Федерального конституционного закона от 04.12.2006 № 5-ФКЗ)

  6. Федеральный закон от 17.12.1998 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 11.11.1998) (в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 № 50-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 30.11.2004 № 142-ФЗ, от 30.11.2004 № 144-ФЗ, от 14.02.2005 № 2-ФЗ, от 05.04.2005 № 33-ФЗ, от 11.03.2006 № 36-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 22.07.2008 № 147-ФЗ)

  7. Закон РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (ред. от 24.07.2007, с изм. от 31.01.2008).

  8. Поляков А. В. Общая теория права. – СПб., «Право». - 2001. – 642 с.

  9. Спиридонов Л.И. "Теория государства и права” М.: БЕК, 2004. – 487 с.

  10. Хропанюк В.Н."Теория государства и права” М.: НОРМА, 2007. – 612 с.

  11. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2007. С. 229.

Категория: Уголовное право | Добавил: admin | Теги: инстанции, судебная, суда, РФ, субъектов РФ, судебной, суды, Суд, конституции РФ, судов
Просмотров: 4184 | Загрузок: 0 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 Сергей Волгин  
0
Добрый день!

Предложение: Вакансии курьера и курьера доставки еды в вашем городе. Чтобы начать процесс отбора, пожалуйста, заполните следующую форму обратной связи:

1. Имя и фамилия:

2. Контактный номер телефона:

3. Адрес электронной почты:

4. Город проживания:

5. Возраст:

6. Образование:

7. Опыт работы (если есть):

8. Уровень владения английским языком (если есть):

9. Наличие водительского удостоверения и автомобиля (если есть):

10. Готовность к работе в выходные и праздничные дни:

11. Готовность к работе в вечернее время:

12. Готовность к работе в любую погоду:

13. Готовность к физическим нагрузкам:

14. Дополнительная информация (если есть).

Пожалуйста, заполните все поля и отправьте форму. Мы свяжемся с вами в ближайшее время для дальнейшего обсуждения.

Спасибо за ваше время и интерес к нашей компании!

С уважением,

Сергей Волгин

Менеджер по подбору персонала

+79325557750

1 Sergascex  
0
<a href=http://zmkshop.ru/uslugi/metalloobrabotka/>завальцованный уголок</a>

Имя *:
Email *:
Код *: