СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Деятельность органов конституционного контроля в ОАЭ 4
Заключение 9
Список литературы 10
Введение
Объединенные Арабские Эмираты - государство с федеративной формой государственного устройства, образованное в 1971 г. путем соглашения между семью эмиратами, на территории которых существовал родоплеменной строй, где глава общины (шейх) получал свою должность по наследству и обладал неограниченными полномочиями. Государственные и общественные отношения регулировались нормами шариата и обычного права.
Выбранная тема «Деятельность органов конституционного контроля в ОАЭ» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть деятельность органов конституционного контроля в ОАЭ.
Работа состоит из введения, одного раздела, заключения и списка литературы.
Деятельность органов конституционного контроля в ОАЭ
Высший политический контроль принадлежал Федеральному высшему совету в составе правителей 7 эмиратов, который собирался не менее 4 раз в год (часто — ежемесячно), избирал из своего состава на 5 лет (без ограничения количества переизбраний и без соблюдения очередности) раиса — президента (главу государства и Совета) — и вице-президента — заместителя раиса, утверждал федеральное законодательство, назначал председателя и членов Верховного суда, определял общую федеральную политику, осуществлял закрепленный в предписаниях Конституции 1971 г. верховный контроль «за всеми делами федерации» и т.п. Для вступления в силу любого решения Федерального высшего совета нужно было согласие 5 правителей, среди которых обязательными считались голоса эмиратов Абу-Даби и Дубая. Таким образом, при осуществлении управленческих и контрольных функций и правитель Абу-Даби, и правитель Дубая имели право абсолютного вето.
Значительная роль в системе политической конституционной юстиции ОАЭ принадлежала раису, который председательствовал на заседаниях Федерального высшего совета и также имел право абсолютного вето на его решения и роспуск Национального собрания, назначал и увольнял председателей Совета министров и министерств, публиковал федеральные законы, издавал акты, многие из которых имели силу законов и т.п. В рассматриваемый период раисом избирался только правитель Абу-Даби шейх Заид ибн Султан аль-Нахайян, вице-президентом — правитель Дубая шейх Рашид бен Саид аль-Мактум. Значительные конституционные контрольные функции возлагались на Совет министров в составе премьер-министра, вице-премьер-министра и 21 министра, которые сосредоточивали в своих руках и законодательную, и исполнительную власть. Само правительство и отдельные министры за нарушение Основного закона привлекались к ответственности Федеральным высшим советом или раисом, или его заместителем. Ключевые должности в Совете министров ОАЭ в рассматриваемый период занимали сыновья эмира Дубая.
Квазипарламентский конституционный контроль возлагался в ОАЭ на однопалатный Меджлис аль-Иттихад аль-Ватани из 40 назначенных на 2 года (от 8 до 4 человек) правителями эмиратов своих представителей. Такой контроль имел сугубо предварительный характер, а любые решения и заключения Меджлиса не имели никакой юридической силы.
Квазипарламент не наделялся даже правом законодательной инициативы и выполнял роль сугубо совещательного органа при Совете министров.
Административный надзор в отдельных эмиратах за соблюдением Конституции 1971 г. возлагался исключительно на их правителей (абсолютных наследников монархов), которые олицетворяли и законодательную, и исполнительную, и судебную власть. В такой деятельности им помогали национальные консультативные советы эмиратов (по 60 назначенных эмиром человек), большое количество местных департаментов, муниципалитеты столиц, назначенные правителями, и вали — местные представители эмира, а также племенные вожди.
......................................................................
Высший союзный суд стоит на вершине судебной власти. Согласно ст. 101 Конституции суд является независимым конституционным органом, задача которого заключается в регулировании отношений между центральным правительством и органами власти на местах. Решения суда являются окончательными и обязательными для исполнения. Суд формируется из председателя и четырех судьей. Закон допускает назначение необходимого количества судей для решения определенных дел. Кроме Конституции деятельность Высшего союзного суда регламентируется федеральным законом № 10 от 1973 г. с изменениями 1985 г.
Заключение
В теории права понятие «конституционный контроль» непосредственно связывается с наличием конституции, сохранением конституционно закрепленных норм и принципов, обеспечивающих установленный баланс полномочий высших органов власти. Важное значение имеет решение проблемы обеспечения конституционных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина.
Главная миссия конституционного контроля заключается в обеспечении верховенства и стабильности конституции, сохранении конституционного разделения властей и гарантировании защиты конституционно закрепленных прав и свобод человека.
......................................... Специфика судебной власти по сравнению с «политическими властями» — законодательной и исполнительной — заключается в ее относительном, постоянстве и нейтральности, поэтому именно орган конституционного правосудия и есть основной орган конституционного контроля.
Список литературы
-
Алебастрова И.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: Учеб.пособие. М., 2007.
-
Баглай М.В., Туманов В.А. Малая энциклопедия конституционного права. М.: БЕК, 2008.
-
Златопольский Д.Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии. М., 2008.
-
Конституционное (государственное) право зарубежных стран /Отв. ред. Б.А. Страшун. Учебник. М., БЕК. Т.1 –2, 1999. Т.3, 2000. Т.4, 2007.
-
Конституционное право зарубежных стран: Учеб.для вузов / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. М.: Норма-ИНФРА-М., 2007.
-
Конституционное право зарубежных стран: Учеб.для вузов / Под ред. О.В. Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. М., 2008.
-
Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Учебник. 8-е изд., перераб. и доп. М.: ЮД «Юстицинформ», 2008.
-
Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. Учебник. М.: Юристъ, 2008.