Четверг
02.05.2024
04:22
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
История экономики [5]
Мировая экономика [8]
Международные экономические отношения [7]
Политэкономия [7]
Экономическая география [19]
Финансы и кредит [30]
Биржевое дело [2]
Экономика предприятия [22]
Экономическая теория [22]
Анализ [18]
Аудит [9]
Бухучет [4]
Бухгалтерский учет
Банковское дело [3]
Товароведение [2]
Макроэкономика [2]
Логистика [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Экономика » Экономическая теория

Понятие и роль конкуренции в развитии рыночных отношений в РФ
21.02.2010, 02:26

Понятие и роль конкуренции в развитии рыночных отношений в РФ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1. Понятие и роль конкуренции в развитии рыночных отношений в РФ 4

2. Конкуренция – новации законодательного регулирования 14

Заключение 23

Список литературы 24

 

Введение

Изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качества, что является основой при организации управления конкурентоспособностью на предприятии. В современном лексиконе российских промышленников и бизнесменов термин "конкурентоспособность" используется достаточно редко. Это свидетельствует о слабой пока вовлеченности нашей промышленности в международное разделение труда и в целом низкой степени конкуренции на внутреннем рынке. Между тем, постепенная интеграция России в мировое экономическое сообщество и развитие конкурентной среды в отечественной экономике делают проблему повышения конкурентоспособности российских предприятий весьма актуальной.

Понятие конкуренции является фундаментальным в экономической теории рыночных отношений. Конкуренция проявляется на всех уровнях капиталистической экономики - от микроуровня (фирма) до мировой экономической системы.............................................................. Конкуренция требует рационального поведения как условия пребывания на рынке. Конкуренция стимулирует рациональность.

Вот почему интересно рассмотреть понятие конкуренции, ее отражение в экономической науке, проблемы, возникающие в связи с ней.

Выбранная мною тема «Понятие и роль конкуренции в развитии рыночных отношений в РФ», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы – рассмотреть понятие и роль конкуренции в развитии рыночных отношений в РФ.

Работа состоит из введения, одного раздела, заключения и списка литературы.

При написании работы была использована литература таких авторов, как Горбашко Е. А. Обеспечение конкурентоспособности предприятий, Долинская М. Г., Соловьев И. А. Маркетинг и конкурентоспособность, Еферин В. П., Мотин В. В. Оценка конкурентоспособности при маркетинговых исследованиях, Максимова И. Оценка конкурентоспособности предприятия, Робинсон К. Конкурентоспособность и маркетинг, Фатхутдинов Р. А. Менеджмент конкурентоспособности, Юданов А. Ю. Конкуренция: теория и практика, а также других авторов.

 

1. Понятие и роль конкуренции в развитии рыночных отношений в РФ

 

Конкуренция - это та самая «невидимая рука» рынка, которая координирует деятельность его участников.

Конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования.

Конкуренция - механизм регулирования пропорций общественного производства. Через механизм межотраслевой конкуренции происходит перелив капиталов из отрасли в отрасль.

В современной микроэкономической теории конкуренция понимается как некое свойство рынка. Такое понимание возникло в связи с развитием теории морфологии рынка. В зависимости от степени совершенства конкуренции на рынке выделяются различные типы рынков, для каждого из которых свойственно определенное поведение экономических субъектов. Под конкуренцией здесь подразумевается не соперничество, а скорее, степень зависимости общих рыночных условий от поведения отдельных участников рынка. В этой связи важно различие терминов «конкуренция» и «соперничество». В современном понимании термин «соперничество» относится к действительному поведению, тогда как термин «конкуренция» относится к определяющей строение рынка модели, используемой для предсказания поведения на определенном рынке. Поведение экономических агентов может иметь характер соперничества лишь при олигопольном строении рынка, когда их взаимозависимость положительна и достаточно высока. С другой стороны, поведение монополиста или полиполиста (участника рынка совершенной конкуренции) не может характеризоваться как соперничество, поскольку на рынках такого строения взаимозависимость экономических субъектов ничтожно мала.

Соперничество проявляется в предложении новых продуктов, улучшении качества уже выпускаемых, рекламировании своих продуктов, специальных мерах по продвижению их на рынок и т.п. Ярко выраженное соперничество может наблюдаться в поведении субъектов, которые в то же время не могут быть названы совершенными конкурентами. Но и наоборот, совершенная конкуренция наблюдается на тех рынках, где явное соперничество отсутствует. Таким образом, различие конкуренции и соперничества возникло лишь с развитием теории строения рынка. Экономисты-классики не различали этих понятий, говоря просто о конкуренции. Но, говоря о свободной конкуренции, они, прежде всего, имели ввиду соперничество. Рынок - продажи однородного товара и его ближайших субститутов. Степень взаимозаменяемости товара детерминируется перекрестной ценовой эластичностью спроса: если эластичность меньше единицы, то можно говорить о завершении рынка.

Значение конкуренции для самых глубоких основ функционирования рыночной экономики огромно. Конкуренция стала неотъемлемой частью рыночной среды и является необходимым условием развития предпринимательской деятельности. С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. При этом поддержание конкурентной среды в РФ, как и во всех развитых странах, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Всё это способствовало выделению конкуренции в важный фактор маркетинговой среды фирмы, потребность в исследовании и анализе которого объясняется его существенным влиянием на хозяйственную деятельность любой компании, функционирующей на рынке.

.................................................

В соответствии с экономической ситуацией конкурентная (антимонопольная) политика связана с разработкой тонких механизмов экономического и организационного воздействия на конкретные монополизированные товарные рынки. Это стимулирование импорта, решение вопросов защиты отдельных рынков от губительной для отечественных товаропроизводителей конкуренции, снижение организационных и экономических барьеров входа на товарные рынки, разработка нормативной базы для создания равных условий хозяйствования для субъектов рынка, в том числе регламентация любых видов государственной помощи, расширения контроля всех форм слияний.

 

2. Конкуренция – новации законодательного регулирования

Основным законодательным актом, регулирующим конкурентные отношения в РФ является закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 (ред. от 26.07.2006), целью которого является определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и тем самым обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В законе определены задачи, функции и полномочия Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) как органа, на который возлагается осуществление государственного антимонопольного регулирования, предусмотрены меры ответственности за нарушение требований антимонопольного законодательства.

На подготовку нового Федерального Закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» Правительству Российской Федерации потребовалось около трех лет. Проект Федерального Закона № 186242-4 «О защите конкуренции» (далее – Закон) был внесен в Государственную Думу 15 июня 2005 года. На момент написания этой статьи Закон был подписан Президентом РФ.

Новый Закон «О защите конкуренции» (далее – Закон), направленный на обеспечение и защиту конкуренции на товарных и финансовых рынках и ограничение монополистической деятельности, признает утратившими силу Закон РСФСР от 22.03.91 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» и Федеральный закон от 23.06.99 № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг».

Закон уточняет и дополняет понятийный аппарат антимонопольного законодательства, более детально регламентирует монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, расширяет перечень сделок, требующих согласия антимонопольного органа, а также полномочия антимонопольного органа как в части государственного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства, так и в части рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.

Вводятся новые понятия, такие как «согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающих конкуренцию» и «координация экономической деятельности»..............................................................

Национальный рынок может получить развитие лишь в том случае, когда начнут эффективно функционировать рынки локального и регионального уровней. Вполне очевидно, что политика антимонопольного регулирования и развития конкуренции должна иметь четкую региональную направленность, так как ее целью является активизация рыночных отношений на уровне отдельных административно-территориальных единиц. Защита конкуренции представляет собой социальную функцию власти, которая позволяет обеспечить реальное равноправие граждан при осуществлении экономической деятельности, обеспечить занятость и справедливость оплаты труда, поддержать и развивать институты рыночной конкуренции и формировать обоснованные цены. Формирование равных условий конкуренции на товарных и финансовых рынках непосредственно связано с реализацией региональной экономической политики и является ее частью.

Сделать Россию страной добросовестной конкуренции, привлекательной для инвестиций и развития деловой активности во всех секторах экономики – важнейшая задача всех органов государственной власти Российской Федерации, обеспечивающая укрепление национальной и экономической безопасности.

 

Заключение

Таким образом, рыночная экономика немыслима без реализации принципа конкуренции. Без конкуренции рыночный механизм не работает. Конкуренция должна быть, прежде всего, между отдельными товаропроизводителями, предприятиями, выпускающими однородную продукцию. Она крайне необходима во избежание монополизации и захвата рынка. Конкуренция представляет одно из самых эффективных и действенных средств возбуждения деловой активности, использования достижений научно-технического прогресса, роста качества продукции, удовлетворения меняющихся запросов потребителей.

Таким образом, рынок является особым экономическим механизмом,................................................

6 июля 2006 года Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон "О защите конкуренции". Закон был принят Государственной Думой 8 июля и одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 г.

В российских регионах Управления ФАС пятнадцатый год адвокатируют конкуренцию и создают условия для повышения конкурентоспособности региональных предприятий во всех сферах экономики. Представляем мнения признанных экспертов о роли, которую могут сыграть новые правила конкурентной политики в России. Станут ли конкурентоспособными российские товары и услуги можно точно сказать лишь через несколько лет.

 

 

 

Список литературы

  1. Федеральный закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 (ред. от 26.07.2006)

  2. Булатов А.С. Экономика. М., 2006

  3. Воронов Ю.П. Многие лики конкуренции. М., 2007

  4. Горбашко Е. А. Обеспечение конкурентоспособности предприятий. М., 2006

  5. Журавлева Г.П. Экономика. М., 2006

  6. Камаев В.Д. Экономика. М., 2005

  7. Клокова Г.В. Конкуренция и рыночная экономика. М., 2006

  8. Мамедов О.Ю. Рыночная экономика. М., 2005

  9. Орлов А.И. Менеджмент. М., 2006

  10. Рубин Ю. Теория и практика предпринимательской деятельности. М., 2006

  11. Тотьев К.Ю. Конкурентное право. М.. 2006.

  12. Практика Федерального арбитражного суда Уральского округа. 2006 год.

 

Категория: Экономическая теория | Добавил: admin | Теги: Понятие и роль конкуренции в развит
Просмотров: 999 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: