Пятница
03.05.2024
18:58
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
История экономики [5]
Мировая экономика [8]
Международные экономические отношения [7]
Политэкономия [7]
Экономическая география [19]
Финансы и кредит [30]
Биржевое дело [2]
Экономика предприятия [22]
Экономическая теория [22]
Анализ [18]
Аудит [9]
Бухучет [4]
Бухгалтерский учет
Банковское дело [3]
Товароведение [2]
Макроэкономика [2]
Логистика [0]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Экономика » Экономика предприятия

Коммерческая тайна как объект промышленного шпионажа
02.03.2010, 14:20

Коммерческая тайна как объект промышленного шпионажа

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 5

2. ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ К КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ 8

3. ЗАЩИТА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 15

4. КОММЕРЧЕСКИЙ ШПИОНАЖ 16

5. СОХРАНЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ СОТРУДНИКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ 32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46

 

ВВЕДЕНИЕ

Введение режима коммерческой тайны в организации не может являться ни самоцелью, ни пустой декларацией. И то, и другое одинаково вредно.

В первом случае, когда в порыве режимных устремлений обычную коммерческую организацию превращают в особо режимный объект, где сотрудник, сидящий за стенкой, не знает, что делает его сосед, введение режима коммерческой тайны может привести к коллапсу в управлении и банкротству, так как лишает возможности руководство и работников быстро обмениваться информацией в соответствующих ситуациях.

Во втором случае наличие внешних атрибутов режима коммерческой тайны без реализации нормальных ограничительных мер может способствовать не только утечке сведений, но и тому, что, буквально схватив за руку «разгласителя», в конечном итоге его не удастся привлечь к юридической ответственности.

Не случайно законодатель употребил в тексте Закона категорию «разумно достаточные меры» (ч. 5 ст. 10), к которым относятся следующие:

- исключение доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя;

- обеспечение возможности использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.

Данные положения являются оценочными, их должны использовать и те, кто вводит меры по защите коммерческой тайны, и правоприменительные органы государства для определения адекватности комплекса указанных мер требованиям Закона.

Алгоритм такой оценки может выглядеть примерно так: все действия и мероприятия, проведенные организацией по обеспечению сохранности сведений, составляющих коммерческую тайну, рассматриваются сквозь призму вышеуказанных оценочных критериев, делается вывод о соответствии либо несоответствии им.

Выбранная мною тема «Коммерческая тайна как объект промышленного шпионажа» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Цель работы – рассмотреть особенности коммерческой тайны как объекта промышленного шпионажа.

Работа состоит из введения, пяти разделов, заключения и списка литературы.

 

1. ПОНЯТИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ И КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Понятием "шпионаж", в широком смысле, принято обозначать активные действия, направленные на сбор или хищение ценной информации, закрытой для доступа посторонних лиц. Действия, направленные на завладение сведениями, составляющими коммерческую тайну, называют коммерческим шпионажем. Практика показывает, что для выживания в конкурентной борьбе необходимо изучать это явление.

Одним из наиболее опасных для нормального осуществления предпринимательства видов незаконной деятельности является коммерческий шпионаж. Коммерческий шпионаж – это действия лиц, направленные на незаконное получение коммерческой информации, находящейся под защитой. Коммерческий шпионаж включает в себя промышленный шпионаж, производственный, научно-технический и т.п. Объектом коммерческого шпионажа является информация, составляющая коммерческую тайну. Как уже отмечалось, к ней относится информация: деловая, научно-техническая, производственная, организационно-управленческая, маркетинговая, финансовая, о персонале фирмы, программное обеспечение. Утечка этой информации может привести к реальным потерям для фирмы, либо к упущенной выгоде или к обоим последствиям сразу.

Чаще всего коммерческий шпионаж осуществляется:

  • конкурентами,

  • криминальными структурами,

  • лицами, стремящимися получить доход от перепродажи полученных незаконным путем сведений.

...................................

2. ПОРЯДОК ОТНЕСЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ К КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

В данном параграфе мы будем употреблять только термин "коммерческая тайна”, так как действующее законодательство оперирует именно им и не упоминает термина "предпринимательская тайна”.

Первым вопросом, который необходимо решить при организации охраны коммерческой тайны, является определение круга сведений, составляющих коммерческую тайну, а также возможное распределение их по категориям важности в зависимости от их ценности для предприятия, характера и размера ущерба, который может быть нанесен предприятию при разглашении этих сведений. К решению этой проблемы следует подходить особенно тщательно. Если какие-либо данные, прямые или косвенные, будут упущены из внимания, то все принимаемые меры могут оказаться неэффективными. С другой стороны, излишние меры по ограничению доступа к информации осложнят работу и приведут к неоправданным экономическим издержкам. Правильная организация выделения и защиты коммерческой тайны должна не только не мешать работе предприятия, но даже способствовать его прибыльной деятельности.

При этом сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия, отражаются в "Перечне сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия” (далее Перечень), утверждаемом руководителем предприятия. При разработке Перечня необходимо учитывать требования постановления Правительства Российской Федерации от 5.12.91г. №35 "О передаче сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну”.

..................................

5. СОХРАНЕНИЕ КОММЕРЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ СОТРУДНИКАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ

В отличие от начинающей складываться в России практики заключения трудовых договоров (контрактов), учитывающих условия неразглашения ряда сведений, зарубежное законодательство имеет более продолжительную историю, а значит, и ряд значительных преимуществ. В большинстве зарубежных стран в настоящее время отсутствует единый нормативный общегосударственный акт, определяющий понятие "коммерческая тайна" и раскрывающий соответствующий механизм правового регулирования. Исключение составляют, пожалуй, только США.

Сущность понятия коммерческой тайны наиболее четко сформулирована в американском законе о коммерческой тайне 1979 г.: коммерческой тайной является информация (включая состав, формулу, комбинацию, программу, приспособление, метод, технику или процесс), имеющая экономическую стоимость, поскольку она не является общеизвестной или доступной лицам, могущим использовать ее в коммерческих целях, и являющаяся объектом разумных усилий по защите.

Практика защиты коммерческой тайны в США предусматривает заключение соглашения о сохранении коммерческой тайны, подписываемого в ходе оформления на работу, а также проведение специальной разъяснительной работы, которая также регламентирована соответствующими документами. Поступающему на работу может быть предложено написать заявление, касающееся посторонней частной информации, которую он получил по месту предыдущей работы...

..............................

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях острой конкурентной борьбы каждая фирма, действующая на рынке, неизбежно сталкивается с необходимостью решения двух проблем.

Первая связана с получением информации о деятельности конкурентов, причем как можно более полной, точной и своевременной. Без наличия такой информации невозможно строить производственную, научно-техническую, финансовую, рыночную стратегии и тактику поведения фирмы. Особенно важна информация, составляющая коммерческую тайну. Зачастую получение такой информации позволяет фирме экономить огромные суммы на научно-исследовательских работах и опытно-конструкторских разработках. Если способы получения информации выходят за разрешенные законом рамки (например, с помощью подкупа сотрудников, незаконного доступа к компьютерной системе), то эта деятельность может считаться коммерческим шпионажем.

Вторая проблема – защита конфиденциальной информации. Как сама фирма стремится узнать секреты других, так и ее конкуренты делают то же самое. Следовательно, каждая фирма может являться одновременно как объектом, так и субъектом коммерческого шпионажа, или, если использовать более "мягкий” термин – экономической разведки.

.............................

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волчинская Е.К. Законодательное обеспечение защиты коммерческой тайны / Е.К.Волчинская // Информационная безопасность России в условиях глобального информационного общества: Сб. материалов всерос. конф. - М., 2001. С. 102-110.

  2. Гаврилов Э., Ответственность работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну ("Российская юстиция", N 3, март 2000 г.)

  3. Голованова С.В. Понятие и особенности коммерческого шпионажа. М., 2008

  4. Гудимов В., Ответственность за разглашение коммерческой тайны ("Российская юстиция", 1998, N 2)

  5. Шерстнева О.О. Коммерческая тайна предприятия. М., 2006

  6. Коломиец А. Коммерческая тайна как объект гражданского оборота. - М.: Хозяйство и право, 2001. - 48 с.- (Прил. к журн. Хозяйство и право; N 6, июнь 2001 г.)

  7. Куликов А. О коммерческой и служебной тайне // Хозяйство и право. 1996. N 11. С. 99-103;

  8. Коломиец А., "Условие о неразглашении коммерческой тайны в трудовом договоре (контракте)" "Хозяйство и право", 1998, N 5)

  9. Крылов В.В., "Информация как элемент криминальной деятельности" ("Вестник Московского университета", Серия 1 1, Право, 1998, N 4)

  10. Как защитить коммерческую тайну (Выпуск 21, ноябрь 2000 г.)

  11. Лопатин В.Н. Правовая охрана и защита права на тайну // Юридический мир, 1999. - 4. - С. 32-36

  12. Лопатин В.Н. Правовая охрана и защита коммерческой тайны // Законодательство. 1998. N 11. С. 77-82

  13. Морозов Д.В., Коммерческая и налоговая тайна ("Главбух", N 7, апрель 2000 г.)

  14. Минина Н.К. Коммерческая тайна. М., 2007

  15. Отнюкова Г.Д. Коммерческая тайна. М., 2006

  16. Практика защиты коммерческой тайны в США: Руководство по защите Вашей деловой информации. - М., 1992. - 247 с

  17. Степанов А.Г. Защита коммерческой тайны. М., 2007

  18. Соловьев Э.Я. Коммерческая тайна и ее защита. - М.: Ось-89, 2001. - 128 с

  19. Тайна: Коммерческая. Служебная. Государственная: Сб. норматив, правовых актов РФ / Сост. Коломиец А.В. - М.: Статут, 2001. - 653 с

  20. Яшкин В.В. Понятие и особенности защиты коммерческой тайны. М., 2008.

Категория: Экономика предприятия | Добавил: admin | Теги: Коммерческая тайна, промышленный шпионаж
Просмотров: 1423 | Загрузок: 0 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 ирина  
0
хорошая тема

1 Lexa  
0
как скачать ее

Имя *:
Email *:
Код *: