Система внебюджетных фондов: назначение, источники и механизм действия
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Система внебюджетных фондов: назначение, источники и механизм действия 5
1.1. Основные понятия 5
1.2. Характеристика и особенности внебюджетных фондов 6
1.3. Пути создания внебюджетных фондов 18
Глава 2. Виды государственный внебюджетных фондов в России 27
Заключение 37
Список литературы 39
Введение
Внебюджетные фонды государства представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении центральных или региональных (местных) органов власти и имеющих целевое назначение.
Внебюджетные фонды — один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу определенных социальных групп населения. Государство мобилизует часть доходов населения для финансирования своих мероприятий.
Можно выделить следующие причины, обуславливающие необходимость формирования внебюджетных фондов:
-
Динамичное изменение экономической обстановки нередко предопределяет необходимость принятия достаточно быстрых управленческих решений, в том числе и в области перераспределения финансовых ресурсов.
-
Немаловажным фактором, обусловливающим целесообразность образования внебюджетных фондов, выступает и дефицит бюджета. Превышение расходов над доходами требует не только изыскания дополнительных финансовых ресурсов для покрытия, но и перегруппировки средств, поступающих от предприятий, организаций, учреждений и населения в покрытие определенных видов расходов.
-
Наконец, многообразие форм собственности и хозяйствования диктует необходимость применения новых методов перераспределения денежных средств и в обществе наряду с бюджетными методами.
Таким образом, главная причина возникновения внебюджетных фондов — необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов в специальную группу и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Решение об образовании внебюджетных фондов принимают Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы субъектов Федерации и местного самоуправления.
Выбранная тема «Система внебюджетных фондов: назначение, источники и механизм действия» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть систему внебюджетных фондов, их назначение, источники и механизм действия.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Система внебюджетных фондов: назначение, источники и механизм действия
1.1. Основные понятия
Внебюджетные фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемых на основе оперативной самостоятельности. Способы создания и методы формирования внебюджетных фондов:
-
выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
-
формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов. Так, во многих странах был создан фонд социального страхования, предназначенный для социальной поддержки наименее обеспеченных групп населения и выделенный из центрального бюджета.
Создание других фондов связано с возникновением новых ранее не известных расходов, которые заслуживают особого внимания со стороны общества. В таком случае по предложению правительства законодательный орган принимает специальное решение об образовании внебюджетного фонда. Так в ряде государств возникли экономические внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но являются автономными и изъятию не подлежат. Они имеют, как правило, строго целевое назначение. Обычно наименование фонда отражает направление использования средств.
Доходы внебюджетных фондов складываются из:
Глава 2. Виды государственный внебюджетных фондов в России
В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:
-
Пенсионный фонд Российской Федерации
-
Фонд социального страхования Российской Федерации
-
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Внебюджетные фонды позволяют более эффективно, чем бюджет, решать следующие задачи:
-
влиять на процесс производства путем финансирования (субсидирования или кредитования) отдельных предприятий с учетом их особенностей, в т.ч. территориальных;
-
оказывать социальные услуги населению с точным учетом его потребностей в режиме быстрого реагирования;
-
обеспечивать проведение природоохранных мероприятий путем их целевого финансирования из конкретных источников.
Внебюджетные фонды, как функциональный элемент системы государственных финансов обладают следующими специфическими особенностями.
-
Внебюджетные фонды могут создаваться на любом уровне государственной власти (государственных финансов). Решение о создании, порядок их формирования и использования носят законодательный характер. Таким образом, количество и задачи внебюджетных фондов централизованно не регламентируются и зависят только от располагаемых объемов финансовых ресурсов и существующих потребностей.
-
Источником формирования внебюджетных фондов могут являться любые виды государственных доходов. Для этой цели могут вводиться социальные налоги (отчисления) или использоваться часть действующих налогов в пределах доли, передаваемой в распоряжение соответствующего органа государственной власти. Это позволяет точно регулировать наполняемость соответствующих фондов.
Список литературы
-
Артемов Н.М. Финансовое право. М., 2009
-
Вострикова Л.Г. Финансовое право: учебник для вузов. 3-е изд. М., 2008
-
Грачева Е.Ю. Финансовое право: учебник для вузов. М., 2008
-
Ивлиева М.Ф. Учебник по финансовому праву России. М., 2007
-
Карасева М. Финансовое право. М., 2008
-
Крохина Ю.А. Финансовое право России: учебник. М., 2008
-
Мальцев В.А. Учебник по финансовому праву РФ. М., 2007
-
Павлов П. Финансовое право. М., 2008
-
Петрова Г.В. Финансовое право. Учебник. М., 2007
-
Химичева Н. Финансовое право РФ. Учебник. М., 2009.
|