Среда
15.05.2024
19:35
Контакты

Проспект Ленина 81, 210 (вход в левую дверь), 22-00-560
8-951-479-91-67
2651711@mail.ru

Поиск
Рекомендуем

Форма входа
Категории раздела
КСЕ [7]
История Росси [19]
Философия [18]
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

stat24 -счетчик посещаемости сайта

Яндекс.Метрика

Отличник.biz
Главная » Файлы » Естественно-научные предметы » Философия

Бердяев: истоки и смысл русского коммунизма
04.01.2010, 19:45

Бердяев: истоки и смысл русского коммунизма

 

Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – знаменитый философ, религиозный мыслитель, публицист. С 14 лет он полюбил чтение философских книг (Гегеля, Канта, Шопенгауера и др.) и осознал свое призвание – быть философом. Аттестат об окончании гимназии Н.А.Бердяев получил со второй попытки в 1894 г. В Киевском университете учился 1 год на естественном отделении физико-математического факультета, затем - на юридическом.

Активно занимался самообразованием. Участвовал в студенческой политической и общественной деятельности, за что был на 3 года выслан в Вологду под надзор полиции. В ссылке произошел его переход от марксизма к идеализму. Н.А.Бердяев - участник и соавтор знаменитого сборника «Вехи» (1909) и других единовременных и периодических изданий, вызвавших бурный отклик современников и оставивших заметный след в истории русской культуры. События 1917 г. философ пережил как «момент своей собственной судьбы, а не как что-то извне ему навязанное». После Октябрьской революции у Н.А.Бердяева наступил творческий подъем, он написал свыше 40 публицистических статей. В 1918 г. у него на квартире возникает Вольная академия духовной культуры, где ученый читал курсы лекций по философии истории и философии религии. В 1922 г. Н.А.Бердяев был выслан за границу.

Работа «Истоки и смысл русского коммунизма» впервые вышла на английском языке в 1937 г. и была адресована западному читателю, поскольку на Западе в 30-е годы отсутствовало объективное понимание идейного и религиозного развития России, в ходе которого родился и большевизм. Впервые на русском языке книга увидела свет в 1955 г. Н.А.Бердяев выводит русский коммунизм из специфики исторического развития России, ее цивилизационных и культурных особенностей.

........................................................................пропуск..........................................................................

Бердяев удручен тем, что испытательным полигоном социализма оказалась его родина. Он начинал свою деятельность как марксист, затем стал ярым его противником. Апогей бердяевского антисоциализма - «Философия неравенства» (1923), написанная под свежим впечатлением насильственной эмиграции.

Бердяев говорит здесь об иерархичности бытия. Равенство - в куче песка. В государстве не может быть равенства: правят всегда немногие - лучшие или худшие. Государство существует не для устройства ватер-клозетов.

И это не машина угнетения. Государство - некая ценность, оно преследует большие цели в исторической судьбе народов. В дальнейшем в убеждениях Бердяева возобладал своеобразный антиэтатизм. Государство он стал оценивать как «состояние падшести». Любая власть нехороша. Господствовать - удел плебеев.

Подлинный аристократизм обнаруживается по ту сторону господства и подчинения. Любое государство - зло, но, к сожалению, неизбежное. Пока без него нельзя. Поэтому не правы анархисты.

Весьма чувствителен Бердяев по отношению к национальной проблеме. Здесь ему удалось нащупать слабое место в программе революционеров. Обращаясь к ним, он говорил: «Вы неспособны проникнуть в интимную тайну национального бытия.

Вы готовы признать национальное бытие и национальные права евреев или поляков, чехов или ирландцев, но вот национальное бытие и национальные права русских вы никогда не могли признать. И это потому, что вас интересовала проблема угнетения, но совершенно не интересовала проблема национальности». Национальный вопрос в русской революции действительно рассматривался только с точки зрения того, что он может дать для борьбы за власть. Революция изначально носила антирусский характер, вылилась затем в чудовищное подавление всего русского. «Русская революция антинациональна по своему характеру, она превратила Россию в бездыханный труп».

Бердяев - сторонник консерватизма и аристократизма. Консерватизм поддерживает связь времен. Истинный консерватизм - борьба вечного, нетленного с преходящим.

Смысл консерватизма не в том, что он препятствует движению вверх и вперед, а в том, что он не допускает падения вниз и назад, к хаотической тьме. Что касается аристократии, то это управление лучших. От сотворения мира всегда правило, правит и будет править меньшинство. Весь вопрос в том, что это за люди.

Есть только два типа власти - аристократия и охлократия, власть лучших и власть худших. Одно меньшинство сменяется другим. Революционная бюрократия обычно бывает хуже старой, свергнутой. Кучка мошенников и убийц из отбросов общества может образовать новую лжеаристократию.

К либерализму и демократии Бердяев относится резко отрицательно. Социализм - буржуазная идея. Для социалистов как и для буржуа характерен культ собственности.

Между тем надо увеличивать производство, а не заниматься перераспределением произведенного богатства, эту мысль Бердяев отстаивал в своей статье, опубликованной в сборнике «Вехи».

Поиски царства Божия в истории - сплошной обман, лже-религия. «Маркс был еврей, отпавший от веры отцов, но в его подсознании сохранились мессианские чаяния Израиля. Подсознательное всегда бывает сильнее сознания. И вот для него пролетариат есть новый Израиль, избранный народ Божий, освободитель и устроитель грядущего царства земного.

Пролетарский коммунизм Маркса есть секуляризованный древнееврейский хилиазм. Избранный народ заменяется избранным классом. Научным путем было невозможно прийти к такой идее. Это идея религиозного порядка... В русской революции произошла встреча и соединение двух мессианских сознаний - мессианизма пролетариата с мессианизмом русского народа». Третий Рим обернулся Третьим Интернационалом.

........................................................................пропуск..........................................................................

Характеризуя взаимоотношения марксизма и русского революционного движения, именуемого им часто также русским коммунизмом, Бердяев в брошюре 1929 г. «Марксизм и религия (Религия как орудие господства и эксплуатации)» писал, что марксизм представляет собой в любом случае «очень серьезное явление в исторических судьбах человечества». При этом он считал, что «классический марксизм очень устарел и уже совершенно не соответствует ни современной социальной действительности, ни современному уровню научных и философских знаний». Марксизм претендует быть цельным миросозерцанием, отвечающим на все основные вопросы жизни, дающим смысл жизни.

Он есть и политика, и мораль, и наука, и философия. Он есть религия – новая религия, идущая на смену христианской. Марксизм вдохновлен и вдохновляем возрастанием организованной власти социального коллектива над миром.

В отличие от русского народнического социализма, который вдохновлялся состраданием к народу и жертвой во имя его освобождения и спасения, марксистский социализм, согласно Бердяеву, вдохновляется силой и властью над миром со стороны пролетариата. «Сильный и властвующий над миром, организованный пролетариат и есть земной Бог, который должен заменить Бога христианского и убить в человеческой душе все старые религиозные верования».

Мессианская роль пролетариата составляет основной миф марксизма. Кошмар русского марксизма заключается прежде всего в том, что он несет с собой смерть человеческой свободе. Коммунизм есть отрицание не только бога, но и человека, и оба эти отрицания между собой связаны.

Тему о власти и об оправданности государства Бердяев называл «очень русской темой» и соглашался с К. Леонтьевым в том, что русская государственность с сильной властью была создана благодаря татарскому и немецкому элементу. Развивая эту тему в «Истоках и смысле русского коммунизма» (1937),

Бердяев писал, что в русской истории мы видим «пять разных России» – Россию киевскую, Россию татарского периода, Россию московскую, Россию петровскую, императорскую и, наконец, новую, советскую Россию.

Он считал весьма характерным то обстоятельство, что анархизм как теория и практика был созданием главным образом русских, а сама идеология анархизма по преимуществу создавалась одним из высоких слоев дворянства в России – это был анархист Бакунин, князь Кропоткин и Толстой Л.Н.

........................................................................пропуск..........................................................................

И, может быть, настанет время, когда человечество будет ломать голову над тем, как избавиться от утопий». Последняя мысль пленила известного английского создателя романов-антиутопий Олдоса Хаксли, который взял ее эпиграфом к роману «Этот бесстрашный новый мир».

 

 

Список литературы

  1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. Впервые опубликовано в 1937 году на английском языке. Репринтное воспроизведение издания YMCA-PRESS, Париж, 1955. Москва: Наука, 1990

  2. Ильин В.В. Учебник по философии. 2-е изд. М., 2008

  3. Канке В.А. Основы философии. Учебник. М.. 2008

  4. Москвичев Л.Н. Философия. Учебник. М., 2007

Категория: Философия | Добавил: admin | Теги: истоки русского, смысл русского, русского коммунизма, Россию, русского, русской, Бердяев
Просмотров: 539 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: