1.2. Эволюция философского пессимизма в понимании смысла и ценности жизни20
Глава 2. Пути решения27
2.1. Новые страхи и надежды27
2.2. Логика рождения новых смыслов и ценностей.32
Заключение36
Список литературы38
Введение
Проблема ценности жизни неразрывно связана с проблемой ее смысла. В данной статье предпринята попытка показать, каким образом эволюция представлений о смысле жизни породила метафизические платформы в понимании ее ценности — классическую и неклассическую.
Первая выступает каркасом оппозиции техницизм/сциентизм/рационализм — антитехницизм/антисциентизм/иррационализм и опирается преимущественно на классическую философию и науку Нового времени. Здесь понимание смысла жизни варьируется от безграничного самораскрытия человека через его разум и через умножение его могущества (как, например, у философов Возрождения) до постижения страдания как глубинной основы его существования (например, у Шопенгауэра). Соответственно, ценность жизни варьируется от абсолютной ценности, от антропоцентризма до ценности минимальной (скажем, только как проводника могущества Бога или некой иррациональной мировой воли).
Вторая метафизическая платформа выступает основой формирующейся преимущественно с конца XIX в. мировоззренческой, аксиологической ориентации, которая как бы ограничивает рамки указанной выше оппозиции и выводит на новый уровень понимания смысла и ценности жизни как неоднозначных, нелинейно развивающихся сущностей, или феноменов сознания человека. Эта платформа базируется в основном на экзистенциально-феноменологической, герменевтической философской традиции. Она зафиксирована также в работах постмодернистов (Ж. Делез и др.). Данная платформа связана с неклассической наукой XX столетия и философскими представлениями о многомерности человеческого сознания, несводимости его к рефлексируемой компоненте.
Задача 1. Сравните образ мыслей людей, стоящих на трех различных мировоззренческих позициях (мифологической, религиозной и философской) в одной и той же проблемной ситуации: им нужно выбрать одну из альтернатив -разбогатеть, обманом заставив работать на себя других людей, или не разбогатеть, но трудиться наравне со всеми. Как они могли бы рассуждать? Что думали бы о последствиях своего выбора?3
Задача 2. Как вы понимаете слова Диогена: «людей много, а человека найти трудно»? Актуальны ли они в наши дни? Объясните свою точку зрения.3
Задача 3. Одним из основных методов познания в естественных науках является эксперимент. Как Вы считаете, допустимы ли эксперименты в социальном познании? Свою позицию обоснуйте.4
Задача 4. Ницше считал, что мудрый человек не обязан быть счастливым. Согласны ли вы с ним? Что в вашем понимании счастье?5
Задача 5. Горький в свое время провозгласил: «Человек - это звучит гордо!». Но ни Н.Бердяев, ни М.Хайдеггер, ни С. Франк, ни Ф.Ницше категорически не согласились бы с такой фразой. Почему? Дайте обоснованный ответ.5
Задача 6. Что такое теория общественно-экономических формаций и кто был ее основоположником? О каких формациях в ней говорится? Является ли социализм особой общественно-экономической формацией? Объясните, почему?6
Задача 7. Опасен ли «бессубъектный человек» - человек массы? Встречали ли Вы таких людей? Приведите примеры. Какое влияние они оказали на ваше поведение, вашу жизнь? Относите ли вы себя к таким людям?7
Вопрос 1. Что такое философия? Приведите несколько определений философии, данных философами разных эпох (античности, средних веков, нового времени и современности). Какое из них вам понятнее и ближе? Почему? Дайте собственное определение философии.4
Вопрос 2. Что такое материализм и идеализм? Кого из известных вам философов вы можете отнести к тому или другому лагерю? Чьи воззрения не укладываются в эту жесткую схему? Почему?7
Вопрос 3. Существуют два противоположных взгляда на соотношение науки и религии:10
Вопрос 4. Ф. Достоевский полагал, что зло присуще самой природе человека и будет существовать всегда, пока есть человек. Лишить человека возможности делать зло можно, только лишив его свободы. Однако люди всегда боролись со злом и мечтали искоренить зло в мире. Что вы можете сказать об этом парадоксе?10
В XIX столетии высокое признание и широкое распространение получили философские учения, которые были продолжением, а в известной мере и завершением духовного поворота, начавшегося в эпоху Возрождения. Наиболее ярким воплощением этого идейного движения была немецкая философия XVIII-XIX вв., не случайно названная классической. Она отстояла и развила принципы, вокруг которых можно объединить основные концепции европейской философии нового времени — несмотря на все разнообразие и противоборство ее идей.
Главные философские идеи относительно природы, истории, человека не были достоянием одной только философии, а выражали господствующие принципы, идеалы, ценности культуры той эпохи, обнимающей несколько столетий.
В философии возникал и утверждался культ разума (понятого во втором, расширительном смысле). А это происходило потому, что философская наука чутко улавливала и выражала умонастроения, ценности своей эпохи. Культ разума, который философия провозгласила, был своего рода идейным закреплением и стимулированием широко распространившейся веры в возможность переустройства жизни на началах Разума, под которым прежде всего понимались идеалы Свободы, Равенства, Братства. Под этими лозунгами свершалась Великая французская революция 1789-1793 гг. Она была явлением весьма противоречивым, что заставляло ставить вопрос об ее идейных основаниях, в том числе о культе разума. Классическая философия Германии, с одной стороны, подвергла критике понимание разума французской мыслью, а с другой стороны, не менее высоко оценила возможности "подлинного", "чистого" разума. Путь от Канта к Гегелю — это путь, на котором кантовское понимание разума как высшей, но критически оцениваемой способности человека уступил место гегельянскому культу "божественного" разума.
С такой верой в "победное шествие" некоего внеиндивидуального разума в классической философии была тесно связана вера в силу, мощь рационального сознания индивида. Но и те, кто подобно Канту не питал завышенных рационалистических надежд, все же глубоко верили в науку, ее прогресс, в силу человеческой мысли.
Выбранная мною тема «Философия права Нового времени», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть особенности философии права Нового времени.
Работа состоит из введения, семи разделов, заключения и списка литературы.< BODY>
1. Нравственно-правовой идеал в русской философии6
2. Особенности соотношения права и нравственности в философии В.С. Соловьева11
Заключение14
Список литературы17
Введение
Сферу действия права, богатство его содержания и форм существования невозможно познать вне связи с нравственностью, которая, как и право, выступает как один из основных типов нормативной регуляции поведения человека. В силу этого проблема соотношения права и нравственности, морали всегда остается в центре внимания философии права. С философской точки зрения право и нравственность при всей их специфике и автономности составляют стороны, моменты одного целого. В реальной жизни они не существуют отдельно друг от друга, в своем поведении человек выступает как субъект одновременно правовых и нравственных отношений.
Актуальность работы. Изучение наследия В. Соловьева будет актуально во все времена. Его научная мысль отражала интеллектуальные потребности и духовные искания его эпохи и, вместе с тем, всегда была обращена к «вечным» вопросам. Нет сомнения в том, что интуиции В. Соловьева, относящиеся к области правовой и социальной философии, крайне значимы для современной правовой науки. Это обстоятельство неоднократно признавалось российскими и зарубежными исследователями. Доктор философии, поэт, публицист, загадочный обладатель редкого сочетания недюжинного ума, удивительной харизмы, ораторского таланта и необыкновенно тонкого юмора. Все его творческие изыскания: статьи, книги, лекции, публичные выступления – становились центром внимания и поводом для научных дискуссий. Его современники не решались оспаривать захватывающую глубину и полную поэзии целостность его миросозерцания, плеяда философов Серебряного века считала его своим духовным учителем. Интерес к выбранной теме объясняется еще и тем, что степень изученности философии права В. Соловьева не соответствует той ценности, которую она в действительности имеет.
Цель работы – рассмотреть проблему соотношения права и нравственности в философии В.С. Соловьева.
Теоретическую базу настоящей работы составили приведенные соловьевоведческие исследования, а также работы по истории философской и правовой мысли: А. Валицкого, Б.П. Вышеславцева, В.Г. Графского, В.В. Зеньковского, Н.М. Золотухиной, А.Ф. Лосева, Г.В. Мальцева, Л.С Мамута, B.C. Нерсесянца, П.И. Новгородцева, А.В. Полякова, Э.Ю. Соловьева, Е.В. Тимошиной, Г.В. Флоровского и др.
Методологические основы исследования
В ходе работы наиболее результативными оказались следующие методы:
метод текстологического анализа произведений;
метод комплексного обобщения материалов (биографических, фактографических, текстологических, архивных и опубликованных);
метод синхронного и диахронного сравнения правовых взглядов в контексте отечественной и зарубежной философско-правовых традиций.
Автор исходит из постоянного соотнесения рассматриваемых идей с теоретическими и методологическими проблемами современной правовой науки.
С государственной властью тесно связано понятие "суверенитет государства”. "...Суверенитет — не сама государственная власть, но лишь определенное свойство ее, в силу которого она является высшей и независимой правовой властью, — отмечал известный государствовед Н. И. Палиенко. Сфера государственной власти определяется территорией государства, т. е. пространственным пределом его властвования, населением, живущим в пределах этой территории... и всей внешней стороной жизни населения, доступной правовому государству. Если мы называем такое-то государство суверенным, то этим мы выражаем, что оно обладает в пределах своей территории высшей и независимой властью. В этих пределах суверенная государственная власть не имеет ни равной себе, ни высшей над собой правовой власти, но сама господствует над всем и над всякой другой правовой властью. Суверенитет государства не исключает поэтому суверенитета других государств, так как каждое суверенное государство — суверенно лишь в своих территориальных пределах. Поэтому суверенитет часто и называют высшей, независимой территориальной властью.
Леон Дюги в работе "Конституционное право. Общая теория государства” отмечал: "Суверенитет один. Таковы именно выражения ст. 1 введения титула III Конституции 1791 г., ст. 25 Декларации 1793 г.
Это значит, что на одной и той же территории может существовать лишь один суверенитет и что одно и то же лицо может быть подчинено только одному суверенитету. Суверенитет неделим. Принцип неделимости суверенитета был провозглашен Ж. Ж. Руссо в Общественном договоре, в кн. III, гл. II, на том основании, что суверенитет является не чем иным, как волею коллективного лица: всякая воля нераздельна, как и само лицо, служащее ее основой. Он писал также о том, что суверенитет неотчуждаем и непогашаем”.
Функция судебного разрешения споров — одна из древнейших и необходимых форм реализации властных прерогатив. История древнего мира свидетельствует о том, что судебная функция, прежде чем перейти в руки государства, осуществлялась то в магической, то в арбитральной форме. С возникновением государства правосудие становится одной из привилегий носителя верховной власти, который в древние времена (Вавилон, Египет) отождествлял в своем лице высшую справедливость и божественный промысел. Например, в Древнем Египте такой фигурой являлся фараон, именем которого и осуществлялось правосудие. Потребность людей в защите своей личности и свободном распоряжении собственностью возникла задолго до того, как складывающиеся правила поведения стали закрепляться сначала в обычаях, а затем и в праве. В развитие концепции правосудия наиболее значительный вклад внесла греко-римская цивилизация. В Древней Греции первыми видами судов были суд басилея — племенного вождя, который обладал неограниченной властью над согражданами, их жизнью и имуществом. Более совершенными формами суда явились впоследствии ареопаг и суд гелиастов — прообраз буржуазного суда присяжных. О том, какое значение римское общество вкладывало в функцию правосудия, мы узнаем из тех классических изречений, в которых фигурировало это понятие. Среди них были и такие его определения, «как правосудие укрепляет суверенную власть» и "правосудие должно быть свободным, ибо нет ничего более несправедливого, чем продажное правосудие; полным, ибо правосудие не должно останавливаться на полпути; скорым, ибо промедление есть вид отказа".
Признавая несомненную гносеологическую и методологическую ценность философии права как науки, необходимо ответить на вопрос о ее дидактической ценности для студентов, курсантов и слушателей юридических вузов.
Стратегической целью работы с кадрами и кадровой политики правоохранительных органов является формирование высокопрофессионального, стабильного, оптимально сбалансированного кадрового корпуса, способного эффективно решать задачи, поставленные перед ними обществом и государством.
Решающая роль в этом процессе принадлежит учебным заведениям системы МВД и Минюста России. А в структуре учебных дисциплин данных вузов важнейшее место сегодня занимает философия права.
Философия права помогает обозначить наиболее подлинное мировоззрение с гуманистической точки зрения для будущего юриста.
Правовая отрасль должна осмысливаться юристами не только для постижения необходимых социальных и прагматических целей, а также и феномен с точки зрения духовности, который будет опираться на человеческие ценности и систему этих ценностей.
Одна из главнейших целей философии в обучении юриста – способствование формирования правосознания с точки зрения нравственности, которое базируется на истоках мировоззрения национально-российской культуры.
Далее. В последние годы усвоение будущими юристами знаний приобретает форму механического, бессистемного, слабо связанного соединения сведений.
Будущие юристы не проникают во внутренние причины правовых явлений, а изучают их лишь поверхностно. Для внесения систематизирующего начала в сведения, а также для структурированности сведений, философия в обучении будущего юриста просто необходима. Именно этим можно обеспечить фундамент хорошего юридического образования.
Как интегральная наука, философия в правовой отрасли, призвана обеспечить междисциплинарные связи между юридическими науками, а также с иными гуманитарными науками.
Николо Макиавелли родился во Флоренции 3 мая 1469 года в знатной, но не цветущей материально семье юриста. Получил неплохое по тем временам гуманитарное образование, однако семья не смогла осилить учебу Макиавелли в институте.
Николо Макиавелли (1469—1527) — крупнейший политический писатель и дипломат периода Возрождения — является одним из первых идеологов буржуазии, защитником и вдохновителем ее политики, теоретиком нового, централизованного государства. Государственно-правовая теория Макиавелли оказала большое влияние не только на современный ему исторический период, но и на все последующее развитие буржуазной теории государства к политики.
Все 26 сравнительно небольших глав «Государя», точно новогодний карнавал, искрятся энциклопедичностью, афористичностью, тончайшими наблюдениями и глубокомысленными выводами. Главный из них читается между строк: эффективность и действенность власти во все времена зависят не от ее формы и структуры (монархии, республики, олигархии, деспотии, наличия парламента или его отсутствия и т.п.), а от личных качеств того, кто владеет и осуществляет власть. Один политик XX века, достойный продолжатель идей Макиавелли, формулировал эту мысль еще короче:...
Никколо Макиавелли родился во Флоренции 3 мая 1469 года. Он происходил из старинной тосканской семьи, которая еще до появления Никколо на свет добилась высокого положения в обществе. Впрочем, семья Макиавелли не была так влиятельна и знаменита, как семьи банкиров Пацци и Медичи. К тому времени как Никколо повзрослел, для его семьи, наступили тяжелые времена.
Отец Макиавелли, Бернардо, был юристом. Он был уличен в неуплате налогов и в скором времени объявлен банкротом. В соответствии с законом ему запрещалось осуществлять юридическую деятельность. Однако первое правило любого юриста – не воспринимать закон буквально. Отец Никколо начал практиковать на нелегальной основе, делая значительные скидки тем, кто, как и он, столкнулся с бременем безденежья. Еще одним источником дохода было доставшееся ему в наследство небольшое поместье, находившееся в семи милях к югу от Флоренции по дороге к Сиене. Это было идиллическое место, но на деньги, получаемые от продажи винограда и козьего сыра, практически невозможно было содержать семью. В это время семья Макиавелли влачила жалкое существование. Позднее Никколо скажет: "Я учился обходиться без чего-либо, прежде чем я успевал научиться получать удовольствие от этого". Бернардо не имел средств, чтобы дать сыну образование. Время от времени он подрабатывал в качестве репетитора. Но отец Никколо не всегда был юристом-неудачником. Он успел собрать библиотеку, и юный Никколо начал усердно читать, уделяя особое внимание классическим текстам. Воображение болезненного, живущего в нужде мальчика было захвачено чудесами Древнего Рима.
Лишенный общения ребенок вскоре превратился в одинокого юношу с тревожным взглядом исподлобья, из-за которого Никколо всегда выглядел виноватым. Он начал осознавать мир вокруг себя и осмысливать свое место в нем, а этот мир он сравнивал с тем, что он узнал из книг. Даже мало общаясь с другими людьми, Никколо стал понимать, что наделен недюжинным умом. Более того, он почувствовал, что на смену старому идет...
Никола Макиавелли об идеологии централизованного государства3
Заключение24
Список литературы24
Введение
Наиболее значительным представителем политической мысли Возрождения является Николо Макиавелли. Вместо средневекой концепции божественного предопределения он выдвинул идею объективной исторической необходимости и закономерности. Ему принадлежит обоснование политики как опытной науки, свободной от христианской морали. Он ввел новый политический термин - stato - "государство". Государство в теории Макиавелли означает политическое состояние общества, которое есть результат борьбы сословий - аристократии (дворянства) и народа. Важным компонентом государства является политическая власть, выражающаяся в способности правящих лиц принудить управляемых к повиновению. Формы государства Макиавелли рассматривал в зависимости от числа правящих лиц (единовластие, правление немногих и правление всего народа). Он справедливо полагал, что становление форм государства зависит от многих факторов: экономических, военных, территориальных и других. Особое внимание Макиавелли уделял психологическим аспектам политики и формированию правил политического искусства.
Первоначально он занимал важную политическую должность во Флорентийской республике, после ее падения в 1512 г. был выслан в изгнание, где и написал свои политические трактаты.
Выбранная мною тема «Никола Макиавелли об идеологии централизованного государства» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть взгляды Никола Макиавелли об идеологии централизованного государства.
Работа состоит из введения, одного раздела, заключения и списка литературы.
Самым известным произведением Николо Макиавелли стал трактат "Государь", первоначально издававшийся в России под названиями "Князь" и "Правитель". Макиавелли создал учение о последовательно светском государстве, свободном от церковной морали. Он полагал, что в борьбе за упрочение государства допустимы любые средства: насилие, обман, предательство. Появившийся впоследствии термин "макиавеллизм" стал обозначать политику, пренебрегающую законами морали.
В 1559 г. католическая церковь внесла сочинение Макиавелли в список запрещенных книг.
Созданный Макиавелли шедевр, единственная работа, за которую его всегда будут помнить, – Государь. Эта книга-совет адресована правителю и рассказывает о том, как нужно управлять государством. Книга насыщена идеями и всесторонне рассматривает обсуждаемую тему. Если вы управляете государством, ваша основная задача – удержать власть в своих руках и управлять государством с максимальной выгодой для себя. Макиавелли показывает, как это сделать, используя яркие примеры из истории и избегая при изложении малейших проявлений сентиментальности. Никаких проявлений мягкости характера: так гласит формула.
Философия столь же древняя, как и религия, и древнее, чем любая церковь. Философия взросла благодаря высоте и чистоте ее отдельных проявлений, продемонстрированных тем или иным конкретным человеком, и .благодаря правдивости ее духовного отношения к церковному миру, к которому она хотя и не всегда, однако большей частью относилась одобрительно (как к чему-то другому). И все же по сравнению с церковным миром философия оказывается бессильной ввиду отсутствия у нее собственной общественной формы. Философия живет в ситуации случайного покровительства со стороны властей в мире, в том числе и церковных. Она нуждается в благоприятной социологической ситуации для того, чтобы объективно обнаружить себя в своем действии. Вместе с тем в своей действительности она в любое время открыта каждому человеку; в той или иной форме она всегда присутствует там, где живет человек.
Церкви предназначены для всех, философия — для отдельного, единичного, человека. Церкви выступают в мире как зримые структуры власти, организующие человеческие массы. Философия является выражением царства духовных сущностей, которые сквозь все века и народы связаны друг с другом без какой-либо инстанции в мире, которая исключала бы или принимала в свои ряды.
До тех пор пока церкви связаны с Вечным, их внешняя власть осуществляется, опираясь на глубочайшие недра души. Чем в большей мере ставят они Вечное на службу своей власти в мире, тем более чудовищной оказывается тогда эта власть, которая, как и всякая другая власть, начинает действовать во зло.
................................................
Первый же брошенный на нее взгляд способен зажечь огонь в душе отдельного человека. После такого воспылания следует изучение философии.
Это изучение имеет троякий характер: философию изучают практически — каждый день во внутреннем деянии; предметно — в получении содержательного знания посредством изучения наук, категорий, методов и систем; исторически — через усвоение философской традиции. Действительность, которая обращается к философствующему из истории философии, занимает для него такое же место, что и авторитету в церковном мире.
Выбранная мною тема «История философии», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть историю философии.
Работа состоит из введения, одного раздела, заключения и списка литературы.
Конец XIX и XX в. — эпоха неклассической философии — дали плеяду замечательных мыслителей, обогативших философскую культуру глубокими и тонкими идеями, отразившими достижения науки и иные стороны материального и духовного развития человечества. Западная философия данного периода — это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Чтобы не оказаться в плену общих беглых фраз — «обо всех понемногу и ни о ком всерьез», мы остановимся на философских воззрениях наиболее заметных представителей различных течений в философии: иррационализма (А. Шопепгауэр) и философии жизни (С. Кьеркегор, Ф. Ницше, А. Бергсон), американской философии прагматизма (Ч. Пирс, У. Джемс), позитивизма (О. Конт).
Под философией жизни подразумеваются те философские течения XIX - начала XX века, в которых выразился протест некоторых философов против засилья гносеологических и методологических проблем в философии ..................................................... Принято выделять два основных варианта философии жизни:
Биологический (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.);
Исторический (В. Дильтей, О. Шпенглер).
Выбранная мною тема «Западная философия 2-й половины XIX – начала ХХ века», является, несомненно, актуальной и значимой для изучения истории философии.
Цель написания работы – показать, как формировалась Западная философия этого периода.
Задачами будут являться:
Исследование истории западной философии;
Анализ основных философских направлений и школ данного периода
СОДЕРЖАНИЕ Введение.......................................................................................................... 3 Проблема числа в философии и математике.................................................. 4 Заключение.................................................................................................... 23 Список литературы....................................................................................... 25
Нумерология – это древнейшая эзотерическая наука. Ею занимались ещё задолго до Пифагора, который теперь часто считается её формальным основателем. Нумерология - это осколки очень древнего Знания былых цивилизаций, тысячелетия сохранявшегося жрецами и Посвящёнными, религиозными деятелями во всех уголках мира. Это – бледное отражение великих эпох могущества предыдущей расы, жившей на Земле, расы атлантов, владевших поистине космическими силами. Поэтому даже в современном, чрезвычайно урезанном виде, эта наука столь привлекательна для человека. За ней всегда светится потенция того самого могущества, которое когда-то было подвластно людям. На настоящего нумеролога практически нельзя выучиться, ибо для компетентного нумеролога стержнем его деятельности является «числовая Вера» и особое «чувство Числа», жизнь которого он способен выразить счётом и словом. Нумерологами становятся либо по призванию, либо в результате осмысления глубинных закономерностей Реальности на базе любых точных наук. Как говорится, «число всегда возьмёт своё»… Выбранная тема «Проблема числа в философии и математике» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой. Цель работы – рассмотреть проблему числа в философии и математике. Работа состоит из введения, одного раздела, заключения и списка литературы.
Взгляды мыслителей Древнего Востока на соотношение права, морали, традиций 4
Заключение 27
Список литературы 28
Введение
Следует заметить, что мыслители Древнего Востока в лице Конфуция, Шан Яна, Древней Греции – Платон и Аристотель рассматривали нормы нравственности в едином контексте политического процесса. То есть они считали, что мораль есть неотъемлемая часть политической стратегии императора, экзарха. Эта традиция получила свое подкрепление в теологических учениях средневековья - Августина Блаженного и Фомы Аквинского.
Впервые понятия «политика» и «мораль» развел Н.Макиавелли, который утверждал, что политика имеет свои собственные законы и правила, что ей присущ особый тип взаимодействия с моралью. Он сделал вывод о том, что политическое поведение основывается не на морали, а на силе и выгоде. Господин, подчеркивал он, должен стремиться к тому, чтобы его считали добропорядочным, честным, откровенным. Милостивым, а не жестоким, скупым, вероломным и злым. При этом он не должен бояться быть лицемерным и хитрым в условиях, когда этого требуют обстоятельства и ему необходимо сохранить целостность государства преданность подчиненных. Н.Макиавелли высоко оценивал только принципы политики, которые связаны с диктатурой как способа революционного преобразования страны с целью установления республиканской формы правления. Он считал, что демократизм проявляется как всеобщее благополучие и достойная жизнь членов общества.
Совсем по другому на соотношение политики и морали смотрел Ф.Ницше. На место нравственных ценностей он ставил исключительно «естественные ценности». Вообще, считал Ф.Ницше, политика, которую проводит государство и его институты – это только служебные средства, способ существования «воли к власти». В его взглядах на политику мораль исчезла с политического процесса. Сам этот процесс рассматривается как борьба за власть двух сил – могучей – аристократов и слабой – массы, народа, чернь. Аристократическое стремление к власти – это инстинкт утверждения, воля к жизни. Господство толпы приводит к вырождению культуры. С этой точки зрения мораль является орудием рабов против господ, моральные суждения и принципы – это оправдание господства толпы над высшими видами.
Эммануил Кант в отличие от Ницше абсолютизировал ........................................................................пропуск..........................................................................
Петр Кропоткин рассматривал политическую деятельность как ........................................................................пропуск..........................................................................
Выбранная мною тема «Взгляды мыслителей Древнего Востока на соотношение права, морали, традиций», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть особенности взглядов мыслителей Древнего Востока на соотношение права, морали, традиций.
Работа состоит из введения, одного раздела, заключения и списка литературы.
2. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ БУДДИЗМА В КУЛЬТУРАХ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ 6
3. БУДДИЗМ В КИТАЕ И МОНГОЛИИ 11
4. РАЗВИТИЕ ИДЕЙ БУДДИЗМА В КУЛЬТУРАХ ИНДИИ И КИТАЯ 18
5. ИДЕИ БУДДИЗМА В КУЛЬТУРАХ ИНДОНЕЗИИ И ТИБЕТА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 27
Введение
Буддизм - религиозно-философское учение, которое возникло в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного.
Буддизм возник на северо-востоке Индии в областях добрахманистской культуры. Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг максимального расцвета в конце I тысячелетия до н.э - начале I тысячеления н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.
Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которыми вызвали созыв соборов в Раджагрихе в 447 г до н.э., в Вайшави в 367 г до н.э., в Паталирутре в 3 веке до н.э. и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Хинаяну и Махаяну.
Хинаяна утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название южного буддизма, а Махаяна - в северных странах, получив название северного буддизма.
Выбранная мною тема «Буддизм и его культурное влияние», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – проанализировать основные положения буддизма и его влияние на культуру.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) – знаменитый философ, религиозный мыслитель, публицист. С 14 лет он полюбил чтение философских книг (Гегеля, Канта, Шопенгауера и др.) и осознал свое призвание – быть философом. Аттестат об окончании гимназии Н.А.Бердяев получил со второй попытки в 1894 г. В Киевском университете учился 1 год на естественном отделении физико-математического факультета, затем - на юридическом.
Активно занимался самообразованием. Участвовал в студенческой политической и общественной деятельности, за что был на 3 года выслан в Вологду под надзор полиции. В ссылке произошел его переход от марксизма к идеализму. Н.А.Бердяев - участник и соавтор знаменитого сборника «Вехи» (1909) и других единовременных и периодических изданий, вызвавших бурный отклик современников и оставивших заметный след в истории русской культуры. События 1917 г. философ пережил как «момент своей собственной судьбы, а не как что-то извне ему навязанное». После Октябрьской революции у Н.А.Бердяева наступил творческий подъем, он написал свыше 40 публицистических статей. В 1918 г. у него на квартире возникает Вольная академия духовной культуры, где ученый читал курсы лекций по философии истории и философии религии. В 1922 г. Н.А.Бердяев был выслан за границу.
Работа «Истоки и смысл русского коммунизма» впервые вышла на английском языке в 1937 г. и была адресована западному читателю, поскольку на Западе в 30-е годы отсутствовало объективное понимание идейного и религиозного развития России, в ходе которого родился и большевизм. Впервые на русском языке книга увидела свет в 1955 г. Н.А.Бердяев выводит русский коммунизм из специфики исторического развития России, ее цивилизационных и культурных особенностей.