Николо Макиавелли
Николо Макиавелли родился во Флоренции 3 мая 1469 года в знатной, но не цветущей материально семье юриста. Получил неплохое по тем временам гуманитарное образование, однако семья не смогла осилить учебу Макиавелли в институте.
Николо Макиавелли (1469—1527) — крупнейший политический писатель и дипломат периода Возрождения — является одним из первых идеологов буржуазии, защитником и вдохновителем ее политики, теоретиком нового, централизованного государства. Государственно-правовая теория Макиавелли оказала большое влияние не только на современный ему исторический период, но и на все последующее развитие буржуазной теории государства к политики.
Все 26 сравнительно небольших глав «Государя», точно новогодний карнавал, искрятся энциклопедичностью, афористичностью, тончайшими наблюдениями и глубокомысленными выводами. Главный из них читается между строк: эффективность и действенность власти во все времена зависят не от ее формы и структуры (монархии, республики, олигархии, деспотии, наличия парламента или его отсутствия и т.п.), а от личных качеств того, кто владеет и осуществляет власть. Один политик XX века, достойный продолжатель идей Макиавелли, формулировал эту мысль еще короче: «Кадры решают все!»
Вторая половина XIX в. ознаменовалась переводами на польский язык произведений Макиавелли, а также несколькими публикациями, посвященными его творчеству.
Интерес к Макиавелли в Польше этого периода возрождается на новой основе в связи с огромной остротой, которую приобрела польская политическая жизнь после известных восстаний 1831 и 1863 гг. Из литературы этого периода можно назвать книжку Л. Вольского «Польское восстание 1863 г. с комментариями Макиавелли» u анонимную книжку под заглавием «Польский Макиавелли». В первой из них Вольский, оперируя мыслями Макиавелли, пытается объяснить причины падения Польши, и поражения вооруженных восстаний 1831 -и 1863 гг. Говоря об осуждении Макиавелли, «который никого в своей жизни не обидел и не пролил ни одной капли крови„ а только с большой смелостью раскрыл движущие силы политики», Вольский требует тем более сильного осуждения человечеством тех, «которые сегодня Польшей правят». У Макиавелли, говорит Вольский следует учиться реализму в политике. Ссылаясь на Макиавелли, автор советует полякам приступить к старательному повседневному труду, который поможет им выйти из трудного положения и осуществить все их мечты.
Стремление помочь Польше в ее трудном политическом положении является также целью автора книжки «Польский Макиавелли». Его мечта — указать правильный путь для возрождения страны и народа. Анализируя историю Польши и причины ее падения, автор приходит к выводу об отсутствии в стране настоящих политиков и недостатке умной, конструктивной политической мысли в последнее время. «Более чем 200 лет, — пишет он, — не % благоволила судьба нам дать хотя бы одного великого государственного деятеля или вождя».
Даже Костюшко, у которого были все качества, необходимые для вождя восставшего народа, не имел политического таланта. Умная, реальная, рассудительная политика, которую защищал Макиавелли, реальный подход к действительности, — вот единственный путь помощи стране.
Список литературы
-
Золкин А.Л. Философия. Учебник для вузов. М., 2007
-
Ильин В.В. Учебник по философии. 2-е изд. М., 2008
-
Канке В.А. Основы философии. Учебник. М.. 2008
-
Москвичев Л.Н. Философия. Учебник. М., 2007
-
Спиркин А.Г. Философия. М., 2008.
|