Жизнь и смерть как философские категории
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Глава 1. Жизнь и смерть как философия категории 5
1.1. Жизнь как высшая ценность 5
1.2. Эволюция философского пессимизма в понимании смысла и ценности жизни 20
Глава 2. Пути решения 27
2.1. Новые страхи и надежды 27
2.2. Логика рождения новых смыслов и ценностей. 32
Заключение 36
Список литературы 38
Введение
Проблема ценности жизни неразрывно связана с проблемой ее смысла. В данной статье предпринята попытка показать, каким образом эволюция представлений о смысле жизни породила метафизические платформы в понимании ее ценности — классическую и неклассическую.
Первая выступает каркасом оппозиции техницизм/сциентизм/рационализм — антитехницизм/антисциентизм/иррационализм и опирается преимущественно на классическую философию и науку Нового времени. Здесь понимание смысла жизни варьируется от безграничного самораскрытия человека через его разум и через умножение его могущества (как, например, у философов Возрождения) до постижения страдания как глубинной основы его существования (например, у Шопенгауэра). Соответственно, ценность жизни варьируется от абсолютной ценности, от антропоцентризма до ценности минимальной (скажем, только как проводника могущества Бога или некой иррациональной мировой воли).
Вторая метафизическая платформа выступает основой формирующейся преимущественно с конца XIX в. мировоззренческой, аксиологической ориентации, которая как бы ограничивает рамки указанной выше оппозиции и выводит на новый уровень понимания смысла и ценности жизни как неоднозначных, нелинейно развивающихся сущностей, или феноменов сознания человека. Эта платформа базируется в основном на экзистенциально-феноменологической, герменевтической философской традиции. Она зафиксирована также в работах постмодернистов (Ж. Делез и др.). Данная платформа связана с неклассической наукой XX столетия и философскими представлениями о многомерности человеческого сознания, несводимости его к рефлексируемой компоненте.
В мышлении современного интеллектуального, научного сообщества сосуществуют обе указанные платформы. На первый взгляд, в глаза бросается активная роль первой из них. Существующий в настоящее время в науке и общественном сознании в целом всплеск иррационализма очевидно выступает своего рода ответной реакцией на технизацию, сциентизацию, рационализацию нашей жизни, в то время как все эти процессы объективно порождаются научно-техническим прогрессом.
Одной из важнейших форм проявления технизации, сциентизации и рационализации жизни современного человека являются процессы активного воздействия на коренные, экзистенциальные точки его существования — точки жизни и смерти, результатом чего становится изменение самого их смысла и ценности.
Бескрайнее поле современных научных исследований постепенно фокусируется на цикле биомедицинских дисциплин. В конце XX в. становится очевидной тенденция, согласно которой чем бы ни занимался ученый, в конечном счете результаты его работы прямо или косвенно связаны с проблемой самого человека — его перспектив с точки зрения физического существования и развития духовного самосознания. Сократовское "познай самого себя", неосуществимое, как оказалось, в его прямом интроспективном варианте, постепенно реализуется в настоящее время опосредованным образом на пути эволюционного развития всего ансамбля естественных и гуманитарных наук. Можно утверждать, что основные параметры и характеристики человека с точки зрения физики, химии, биологии, кибернетики, инженерии являются вполне объективно установленными. Именно это знание, в конечном счете, дало в XX в. человеку возможность, несмотря на все социальные неурядицы и катаклизмы, успешно противостоять негативным факторам природной среды. Цифры говорят сами за себя: более чем в 3 раза с начала века выросла общая численность населения планеты, примерно в 2 раза увеличилась индивидуальная продолжительность жизни.
Сложнее обстоит дело с гуманитарными науками. Конечно, и здесь аккумулированы достаточно основательные знания о структурах экономических потребностей и психической деятельности, лингвистических возможностях, закономерностях образовательного и воспитательного процессов. В конце XX в. для многих представителей технократической элиты экзотическими выглядят ключевые утверждения 3. Фрейда о сознании как островке в море бессознательного и об истории человеческой культуры как результате сублимации либидозного инстинкта. Уровень самоорганизации, сплоченности и солидарности человеческого общества в настоящее время многим видится гораздо более высоким, чем когда-либо. Хотя две мировые войны существенно ослабили веру в возможности человеческого разума, угроза третьей — термоядерной — фактически не представляется в настоящее время для значительной части людей каким-либо реальным фактором мировой политики. Многим кажется оправданным оптимистический взгляд К. Поппера на человеческий разум как единственное, что может задавать смысл истории, и на рационально-критические дискуссии как важнейшее средство достижения не только научного, но и социально-политического прогресса.
Глава 1. Жизнь и смерть как философия категории
1.1. Жизнь как высшая ценность
Судя по многим признакам, время на рубеже веков и тысячелетий для России можно обозначить как "момент истины". Один из признаков - стремление людей организоваться для того, чтобы выяснить истинное положение дел в стране, определить цель своей жизнедеятельности и направить свои объединенные усилия на ее реализацию. Более 100 политических и несколько сотен общественных организаций уже заявили об этом своем стремлении в программах, уставах, публично.
Вопрос в том, кого, какую часть, общественные группы, слои общества они представляют, чьи интересы отстаивают, кто их поддерживает, т.е. - какова социальная база этих организаций и так ли отличаются интересы этих групп и слоев, что им нужно столько представителей? Возможно, истина заключается в том, чтобы выявить общие интересы и определить общую цель, объединить усилия всех тех, чьи интересы и цели совпадают в главном, существенном, значимом.
Представления людей о том, что для них важно, нужно, существенно раскрывается в понятиях "ценность", "благо", "добро", "счастье" и др. Близость этих понятий обусловлена тем, что они связаны с потребностями и интересами людей, их устремлениями и желаниями, их целенаправленной деятельностью по удовлетворению своих потребностей, реализации интересов. Наиболее общим понятием является "ценность".
Глава 2. Пути решения
2.1. Новые страхи и надежды
При обсуждении вопросов ценности этических кодексов в медицине и новых биотехнологий, к сожалению, нередко доминирует технократическая тенденция, которая если и имеет отношение к какой-либо философии, то только к той, которую традиционно называют позитивной, в данном случае — к философии биологии.
Здесь необходимо уточнить, что в настоящее время все более интенсивно используется понятие биофилософии. Над этой проблемой работают такие исследователи, как В.Г. Борзенков, И.К. Лисеев, Л.В. Фесенкова, А.Т. Шаталов и многие другие. Оживленные дискуссии идут как вокруг ценностного обоснования биофилософии с учетом известных аксиологических концепций И. Канта, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, А. Швейцера, Н. Амосова, О.Г. Дробницкого, М.А. Розова и др., так и вокруг самого определения биофилософии. Часто под ней понимают "комплексную, интегративную, биологически ориентированную междисциплинарную отрасль знания, вскрывающую мировоззренческо-методологические, гносеологические, онтологические и аксиологические проблемы бытия Универсума через призму исследования феномена жизни".
Список литературы
-
Алексеев Н.И. Основы философии права. СПб.: Лань, 1999.
-
Алексеев С.С. Философия права. М.: НОРМА, 1994.
-
Бачинин В.А., Сальников В.П. Философия права: краткий словарь. СПб.: Лань, 2000.
-
Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. М.: Республика, 2000.
-
Ершов Ю.Г. Философия права: Учебное пособие, пераб. и доп. Екатеринбург, УрАГС, 1997.
-
Малинова И.П. Классическая философия права. Екатеринбург, УГЮА, 1997.
-
Малинова И.П. Философия правотворчества. Екатеринбург, УрГЮА, 1993.
-
Машардашвили М. К. Как я понимаю философию. М.: Прогресс, 1990.
-
Никифоров А. Л. Природа философии: Основы философии. М.: Идея-Пресс, 2001.
-
Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М: Идея-Пресс, 2001.
-
Нерсесянц В.С. Философия права Гегеля. М.: Юристъ, 1998.
-
Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997, 2000.
-
Общая теория прав человека /Рук. авт. коллектива и отв. ред. Е.А.Лукашева. М.: НОРМА, 1996.
-
Общая теория права и государства: Учебник / под. ред. В.В.Лазарева. М., Юрист, 1994.
-
Роулз Дж. Теория справедливости. Новосибирск, Изд.во Новосиб.ун-та, 1995.
-
Теория государства и права: Учебник для юридических вузов и факультетов /Под ред. В.М. Корельского и В.Д.Перевалова. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1997.
-
Тихомиров Ю.В. Основы философии права: Учебное пособие. М.: Вестник, 1997.
-
Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб.: Лань, 1999.
|