Отражение в мифологии восточных славян явлений политической и правовой жизни
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Отражение в мифологии восточных славян явлении политической и правовой жизни 4
Заключение 23
Список литературы 24
Введение
В 1988 г. исполнилось 1000 лет крещению Руси. Цель выступлений, проповедей, печатных публикаций церковников сводится к тому, чтобы показать, прежде всего, непреходящее значение этого события для исторических судеб Руси. Крещение Руси они провнденционалистски трактуют как "божье ниспослание" на русский народ, с которого началось политическое и культурное развитие Руси, русского народа, до того пребывавшего в дикости, невежестве и варварстве. Согласно некоторым современным церковным авторам дохристианское общество Древней Руси — "смрадный и жестокий мир", где господствовало "темное, озлобленное, мстительное язычество". Вот почему "обращение к временам дохристианским, правильное освещение их — не просто дань интересу к старине или удовлетворение естественной любознательности. Оно необходимо для опровержения богословских измышлений в области отечественной истории, разоблачения попыток церковников-эмигрантов использовать эти измышления в антисоветских целях"'.
Вместе с тем имелись и в корне противоположные взгляды на дохристианские верования восточных славян. Они восходят к великому русскому ученому-энциклопедисту М. В. Ломоносову. Он активно интересовался древнерусской мифологией, проводя сравнительно-исторические параллели с греческой и римской языческими религиями. В связи с этим он замечал: "Древнее многобожие в России, сходствующее с греческим и римским, подтверждается еще, сверх письменных известий, другими примечаниями. Что значат известные в сказках полканы, из человека и коня сложенные, как греческих центавров? Не гиганты ли волоты? Не нимфы ли в кустах и при ручьях сельскою простотою мнимые русалки? Не соответствует ли царь морской Нептуну, чуды его тритонам? Чур — поставленному на меже между пашнями термину?". Он отождествлял древнерусского Перуна с античным Зевсом и заключал: "Мы бы имели много басней (мифов), как греки, есть ли бы науки в идолопоклонстве у россиян были".
Время подтвердило проницательность великого Ломоносова. Отвечая дореволюционным скептикам, видный советский этнограф и религневед С.А. Токарев пишет: "Но дело, видимо, просто в недостаточной изученности религии древних славян и в скудости источников. Знай мы о ней столь же, сколько о религии, например, древних римлян, славянская религия едва ли показалась бы нам более убогой и жалкой, чем римская". В настоящее время растет интерес к изучению восточнославянского и древнерусского язычества, совершенствуются методы его исследования. Комплексно используются современная методика и данные таких наук, как история, философия, этнография, лингвистика, археология и др. Много ценного привнесли в исследование язычества работы В.Я. Проппа, В.Н. Топорова и В.В. Иванова, .Б.А. Успенского, С.А. Токарева, Б.А. Рыбакова. Их труды показывают богатство, разнообразие и своеобразие языческих представлений как целостной, развивающейся во времени религиозной и мировоззренческой системы наших далеких предков.
Выбранная мною тема «Отражение в мифологии восточных славян явлений политической и правовой жизни», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть особенности отражения в мифологии восточных славян явлений политической и правовой жизни.
Работа состоит из введения, одного раздела, заключения и списка литературы.
Список литературы
-
Волошина Т. А. , C. Н. Астапов «Языческая мифология славян», Ростов-на-Дону, 2005.
-
Ключевский В. О. «Исторические портреты», Москва, 2007.
-
Кожевников Л. «Славянские языческие Боги, духи и нечистая сила», Казань, 2004.
-
Рыбаков Б. А. «Язычество древних славян», Москва, 2006.
-
Семёнова М. «Мы — Славяне!», Cанкт-Петербург, 2005.
-
Сидельченко В. Н. «В мире легенд и мифов», Санкт-Петербург, 2007.
-
Фаминцын Г. «Божества древних славян», Санкт-Петербург, 2005.
-
«Энциклопедия славянской мифологии», изд. «Астрель», 2006.
|