Земское самоуправление в XIX веке
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 2
Земское самоуправление в XIX веке 3
Заключение 14
Список литературы 16
Введение
Формирование основ правового государства, демократизация Российского общества в последнее десятилетие ХХ - в начале ХХI веков остро обозначили проблему местного самоуправления. Это можно объяснить тем, что именно самоуправление изначально ориентировано на обеспечение нормальных условий жизни и труда всех слоев населения, на защиту их прав и равное участие в экономической, социальной и политической жизни. Основой для создания подлинного самоуправления мог бы стать опыт российского земства, который интересен не только для возрождения традиций местного самоуправления, но и для определения наиболее эффективных мероприятий развития современной отечественной демократии. Поэтому вопросы организации земского самоуправления, его практическая деятельность заслуживают пристального изучения.
Выбранная мною тема «Земское самоуправление в XIX веке», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – рассмотреть особенности земского самоуправления в XIX в.
Работа состоит из введения, одного раздела, заключения и списка литературы.
Земское самоуправление в XIX веке
В России институт земства был введен в результате реформ, начатых правительством Александра II в 60-70 годы ХIХ века. 1 января 1864 года император подписал Указ Правительствующему Сенату о введении губернских и уездных учреждений в России, а 25 мая 1864 года было издано Высочайше утвержденное мнение Государственного Совета "О приведении в действие "Положения о земских учреждениях". По этому положению "губернии и уезды как самостоятельные хозяйственные единицы имели свои отдельные местные интересы, свои земские дела; дела эти должны быть вверены местному (земскому) самоуправлению губерний и уездов, осуществляющемуся в земских учреждениях. Заведование земскими делами уездов и губерний должно быть вверено самому населению уезда и губернии на том же основании, как хозяйство частное предоставляется распоряжению частного лица, хозяйство общественное - распоряжению самого общества... Никто не может усерднее и заботливее вести хозяйственные дела, как тот, кому оно принадлежит; никто не чувствует так последствий дурных распоряжений и не несет за них такой материальной ответственности, как сам хозяин дела. Земским учреждениям должна быть предоставлена действительная и самостоятельная власть в заведовании делами местного хозяйства губерний и уездов".
В Марийском крае уездные земские органы самоуправления были учреждены в октябре 1865 года на уездных земских собраниях в соответствии с "Положением" 1864 года.
Принципиальной основой земского самоуправления являлось привлечение к непосредственному участию в работе групп и лиц всех сословий. Личный состав органов земств не принадлежал к профессиональному чиновничеству, так как исполнял свои обязанности не по назначению правительства, а по выбору местного населения. Избирали и могли быть избранными мужчины русского подданства старше 25 лет (женщины и мужчины моложе 25 лет избирательное право осуществляли через своих представителей), владеющие в пределах уезда определенным количеством земли, леса, недвижимостью. По Положению 1864 года "единственным видимым признаком для определения степени участия каждого в хозяйственных интересах уезда есть то количество имущества, которым владеет в уезде то или иное лицо". Имущественный ценз не устанавливался для крестьян, входивших в состав сельских обществ, для остальных избирателей ценз был одинаков - требовалось владение недвижимостью, оцененной не менее, чем в 15000 руб. или количеством земли от 125 до 800 десятин. Так в 1895 году в гласные от землевладельцев по Царевококшайскому уезду баллотировались В.Ф. Булыгин, глава торгового дома "Булыгин и сын", владевший свыше 3000 дес. земли и недвижимостью в 28600 руб., вдова казанского купца А.П. Хохрякова, владевшая 2431 дес. земли и недвижимым имуществом в 12000 руб., А.Я. Сайдашев, казанский купец, собственник почти 4000 дес. земли и недвижимости на 15000 руб. В выборе гласных от землевладельцев Козьмодемьянского уезда через поверенных в 1867 г. участвовали княгиня Оболенская, владевшая около 1500 дес. земли, а также наследница помещика Цветкова подпоручица Щербухина, имевшая более 200 дес. земли.
.............................
Заключение
Из всех проведенных в России во второй половине ХIХ в. реформ земская, несомненно, имела наибольшее общественное значение. Она внесла в политическую структуру Российского государства принцип всесословности, выборность и сменяемость должностных лиц, гласность деятельности. Важными источниками в изучении истории, опыта работы земских органов самоуправления на территории Казанской губернии являются документы фондов Царевококшайской и Козьмодемьянской земских управ. Журналы, постановления уездных земских собраний, отчеты управ позволяют определить интересы различных социальных слоев в земстве. В этих документах дана подробная картина каждого заседания очередной или экстренной сессии: ход обсуждения и решения по каждому вопросу.
.......................................
Список литературы
-
Веселовский Б.Б. Земство и земская реформа. Петроград.- М.: Педагогика 2006.-с.300
-
Головачев А.А. Десять лет реформ. СПб.: Нева 2002.-с.190
-
Градовский А.Д. Переустройство нашего местного управления. Собр. соч. в 9 т. СПб.: 1903, Т. 8
-
Коваленко А.И. Конституционное право РФ. М.: ИНФРА – М.- 2007.-с.370
-
Лаптева Л.Е. Земские учреждения в России. М.: Детская литература.- 2003.-с.50
-
Лусников М. Р.Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие. М.: Мир.- 2006.-с.400
-
Пажитнов К.А. Городское и земское самоуправление. СПб.: Невские ведомости -1913, Т. 1, 2
-
Свешников М.И. Основы и пределы самоуправления. СПб.: 1892, приложение.-М.: Педагогика – с. 400
-
Твардовская В.А. Идеология пореформенного самодержавия. М.: Право.-2007.-с.460
-
Цефалин А. А. Земское самоуправление в России.-Спб 2006: Нева.-с.380
|