Исследование и совершенствование механизма взаимодействия органов государственной власти РФ и субъектов РФ Дипломная работа
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Механизм взаимодействия органов государственной власти РФ и субъектов РФ 4
1.1. Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ как важнейший принцип федеративного устройства 4
1.2. Система органов государственной власти Московской области и субъектов РФ 10
1.3. Принятие законов органами законодательной власти Московской области и субъектов РФ 21
1.4. Конституционно-правовой механизм разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ 26
Глава 2. Разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ 36
2.1. Основные положения 36
2.2. Механизм разграничения полномочий между федеральными и региональными органами и повышение эффективности осуществления государственной власти 43
Глава 3. Разграничение полномочий органов государственной власти г. Москвы и субъектов Российской Федерации 59
3.1. Бюджетные полномочия органов государственной власти г. Москвы и субъектов РФ 59
3.2. Участие субъектов Федерации в законотворческом процессе по разграничению полномочий в области совместного ведения: законодательные и исполнительно-распорядительные полномочия субъектов РФ 68
3.3. Полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в области охраны и использования животного мира. Государственные программы по охране объектов животного мира и среды их обитания 81
3.4. Совершенствование механизма взаимодействия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации 93
Заключение 102
Список литературы 104
Введение
Выбранная тема дипломной работы «Исследование и совершенствование механизма взаимодействия органов государственной власти РФ и субъектов РФ» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы – исследование и совершенствование механизма взаимодействия органов государственной власти РФ и субъектов РФ.
Предмет работы – органы государственной власти РФ и субъекты РФ.
Объект работы – механизм взаимодействия органов государственной власти РФ и субъектов РФ на примере г. Москвы.
Задачи:
-
Рассмотреть особенности разграничения полномочий РФ и субъектов РФ как важнейший принцип федеративного устройства;
-
Показать систему органов государственной власти Московской области и субъектов РФ;
-
Рассмотреть особенности принятия законов органами законодательной власти Московской области и субъектов РФ;
-
Показать конституционно-правовой механизм разграничения полномочий между РФ и субъектами РФ;
-
Провести разграничение компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;
-
Рассмотреть особенности разграничения полномочий органов государственной власти г. Москвы и субъектов Российской Федерации.
Глава 1. Механизм взаимодействия органов государственной власти РФ и субъектов РФ
1.1. Разграничение полномочий РФ и субъектов РФ как важнейший принцип федеративного устройства
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.5, абз.3 и ст.11, абз.3) и федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06 октября 1999 г. № 184-ФЗ (ред. от 09.02.2009 г.) деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации основана на принципах:
а) государственной и территориальной целостности Российской Федерации;
б) распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;
г) единства системы государственной власти;
д) разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;
е) разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Московской области;
ж) самостоятельного осуществления органами государственной власти Московской области принадлежащих им полномочий;
з) самостоятельного осуществления своих полномочий органами местного самоуправления.
Разграничение предметов ведения полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации, прежде всего, способствует выполнению большинства из этих принципов.
Заключение
Правовое регулирование организации государственной власти в Российской Федерации, входящих в ее состав субъектов сталкивается со многими проблемами, к числу которых можно отнести и отсутствие необходимых по Конституции РФ процедур, и наличие пробелов в конституционном законодательстве, и дисбаланс отношений между федеральной законодательной, президентской и исполнительной властями, и рецидивы регионального сепаратизма, при которых отрицается верховенство Конституции и федерального законодательства на территории отдельных субъектов Федерации, и наконец, зачастую непрофессиональная законодательная деятельность субъектов РФ.
Многие современные проблемы организации государственной власти в субъектах РФ обусловлены сложностями, связанными с глубокими преобразованиями государственного устройства страны, в том числе и переходом от формальной федерации к фактической, распространением федеративных отношений на всю территорию государства — реформ, приведших к созданию двухуровневой модели организации государственной власти, при которой последняя реализуется как в Российской Федерации в целом, путем референдума, выборов, функционирования системы федеральных государственных институтов, так и в субъектах Федерации с использованием форм прямого народовластия, а также посредством деятельности образуемых субъектами РФ органов государственной власти. В этой связи представляет особую актуальность исследование проблем взаимоотношений России и субъектов Федерации, правового положения субъектов РФ, разграничения компетенции между центром и регионами, конституционно-правового статуса органов, осуществляющих государственную власть в субъектах РФ.
Список литературы
-
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)// "Российская газета", N 7, 21.01.2009
-
Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2003 г. // Российская газета от 17 мая 2003 г., No 93 (3207).
-
Агапов А.Б. Административное право. М., 2005. С.14, 17.
-
Административное право: Учебник для вузов. М., 2006. С.151.
-
Административное право: Учебник для вузов. М., 2004. С.150.
-
Алексеев С.С. Государство и право. –М., 2003.
-
Алексеев С.С. Общая теория права. – М.,2001.
-
Баглай М.В. , Б.Н. Габричидзе «Конституционное право Российской Федерации», М., «Инфра», 2006
-
Бахрах Д.Н. Россинский Б.В. Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов Изд. 3-е, пересмотр., доп.
-
Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества. //Государство и право. – 2006. - №7.
-
Государственная служба (комплексный подход): Учебное пособие /Под ред. А.В. Оболонского. М., 2005.
-
Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П. Российское административное право: Учебник для вузов. М., 2007. С.49.
-
Денхарт Р. Вызовы третьего тысячелетия: будущее государственной службы // Государственная служба за рубежом. 2007. № 3(34).
-
Добрынин Н. М. Конституционное право. – Новосибирск: Наука, 2003.
-
Дудко И. Г. Разграничение полномочий органов государственной власти и субъектов РФ // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 3.
-
Дудко И. Г. Взаимодействие органов государственной власти и субъектов РФ // Государство и право. 2003. № 9.
-
Кононов С.В. Конституционное право. Учебник для вузов. М., 2008
-
Жайкбаев Ж. С. Конституционное право России. М., 2007.
-
Жученко А. А. Конституционное право РФ. М., 2006
-
Конституционное право Российской Федерации / Отв. ред. В. А. Кряжков. М., 2002.
-
Кутафин О. Е. Конституционное право Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2002.
-
Чиркин В.Е. Конституционное право в Российской Федерации. М., 2004.
-
Исаев И.А. , М.Н. Золотухина «История политических и правовых учений России», М., «Юрист», 2005
-
Исполнительная власть в системе разделения властей (А.Д. Керимов, "Гражданин и право", N 9, 10, сентябрь, октябрь 2006 г.)
-
Исполнительная власть в системе разделения властей (А.Д. Керимов, "Гражданин и право", N 9, 10, сентябрь, октябрь 2006 г.)
-
Нужна ли реформа исполнительной власти? (Н.Ю. Хаманева, "Гражданин и право", N 1, январь 2006 г.)
-
Судебные приставы - это исполнительная власть (А.Мельников, "Российская юстиция", N 4, апрель 2005 г.)
-
Корельский В.М. и В.Д. Перевалов. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. – М., 2002
-
Котельникова В.Н. Модель государственного служащего XXI века: подходы и пути формирования // Человек XXI века: индивидуальные и социальные аспекты (в рамках республиканской программы «На пути к культуре мира» проект ЮНЕСКО «Культура мира») // Сборник докладов Республиканской научно‑практической конференции. Сыктывкар, 2000. С.123
-
Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 2005. С.206.
-
Лазарев В.В. Общая теория права и государства. – М., 2004
-
Лобанов В. Административные реформы: вызов и решения. // Проблемы теории и практики управления. 2005. № 1. С.57
-
Марченко М.И. Теория государства и права. Курс лекций.– М., 2006.
-
Матузов Н.И. и А.В.Малько Теория государства и права: Курс лекций. –М., 2003.
-
Нужна ли реформа исполнительной власти? (Н.Ю. Хаманева, "Гражданин и право", N 1, январь 2002 г.)
-
Политология. Энциклопедический словарь. М., 2003
-
Россинский Б.В. О предмете и системе административного права // Административное право: теория и практика. М., 2002. С.43.
-
Социологический эскиз коллективного портрета госслужащих // Социология власти. 2000. № 1. С.45
-
Четвериков В. С., Административное право, серия «Высшее образование» Ростов-на-Дону: Феникс, 2004-512с.
-
Судебные приставы - это исполнительная власть (А.Мельников, "Российская юстиция", N 4, апрель 2006 г.)
-
Старилов Ю.Н. Курс общего административного права. М., 2007. С.444.
-
Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 2005. С.206.
-
Хропанюк В.Н. «Теория государства и права», М., «ДТД», 2006
-
Черниловский З.М. «Всеобщая история государства и права», М., «Юрист», 2006.
-
Шабров О.В. Политическая система: демократия и управление обществом //Государство и право. 2005. №5.
|